Без тени над горизонтом

Наталья Владимировна Уфимцева

Дневник – способ фиксации мыслей и впечатлений, тезисы чужой жизни. Это единственное, что есть в распоряжении сыщика в деле исчезновения молодой, красивой жены известного художника.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Без тени над горизонтом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Искусство отпускать

(из дневника воспитателя)

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них, —

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

Александр Кочетков

Нам предстояло расставание. Мы ещё до конца не осознавали как это, наша Настенька, будет жить в далекой Америке. Тихая, скромная, трудолюбивая, добрая наша девочка. Две сестрички Настя и Варвара понравились заочно семье иностранных граждан. Варя была старшей и в этом году заканчивала школу. Девочка колебалась, решение о переезде принять было непросто. В силу своего возраста, особенностей характера, она была привязана к кругу общения, к определенному укладу своей жизни, к нам. Иностранный язык давался девочке с трудом. Возникало такое ощущение, что где-то в глубине её души зреет протест против всего иностранного. Закрывая с усилием словарь или учебник Варя, отодвигая его от себя, невольно давала понять нам, находящимся вокруг, что происходит в её мыслях и чувствах. Однажды, в её серо — стальных глазах, я увидела ту нарождающуюся силу, которая не позволит ей в дальнейшем себя принуждать. Чего нельзя было сказать о Насте. Она светилась ожиданием встречи с американскими родителями. Наша чудесная девочка просто не могла им не понравиться.

Это был самый первый дневник, общая тетрадь в клеточку с пожелтевшими листочками. Читая эти строчки спустя двадцать долгих лет, Вероника отчетливо вспомнила своё состояние. Она так и не научилась отпускать. Отпускать своих воспитанников, своих дорогих детей во взрослую жизнь. Наверное, если бы ей сказали в юности, что своих собственных детей у неё так и не будет, и что грустить и радоваться ей придется за чужих, она бы начала оплакивать свою судьбу с молодых лет.

Откуда ей тогда было знать, что эти чужие, детдомовские дети, заполнив её жизнь и мысли подарят столько тепла, любви и радости, что однажды, Вероника Владимировна перестанет грустить о своих собственных и наконец-то примет жизнь такой, какая она есть. И вот теперь, достав с антресолей коробку с детскими рисунками и поздравительными открытками, изготовленными и подписанными детскими руками, не могла оторваться. Она перелистывала свои дневники, каждая страница которых являла воспоминание, такой чистоты и яркости, что тепло разливалось в груди, согревая и наполняя смыслом долгие годы труда. Каждая страница — событие жизни маленького человечка, которое Господь позволил им прожить вместе.

Она перелистывала свои дневники с твердым убеждением написать о них, написать о себе. Потому что, если однажды покажется, что ты бесконечно одинок в этом мире и смысл происходящего утерян, ни в коем случае нельзя опускать руки. По промыслу Божьему непременно откроются силы для того, чтобы одолеть свой путь и быть благодарным.

Научиться отпускать — великое искусство. Она так его и не постигнет. 2016 год, многолюдный перрон Саратова. Воспитатель детского дома Вероника Владимировна Пчела привезла поступать в Саратовскую юридическую государственную академию свою девочку, свою воспитанницу Настеньку. Десять лет пролетели, как мгновение, превращая маленькую девчушку в сегодняшнюю студентку.

Не было сил оторваться друг от друга. Совершенно мокрые от слез, они стояли, обнявшись на перроне, в ожидании поезда. Его уже объявили. Люди, толкаясь, обступали их со всех сторон. Поезд опаздывал. Отъезжающие, вглядывались в сумрачную даль железнодорожного полотна, нервно перемещаясь по платформе. Они стояли неподвижно, не в силах отпустить друг друга из своей жизни. Время остановилось, превратившись в мгновение, которое навсегда сохранится в светлой памяти полосой яркого света. Прошло тридцать минут. Поезд снова объявили и люди опять схватились на дорожную кладь. Вечерние сумерки уступали место ночи и с наступлением темноты, всё происходящее приняло какой-то мистический смысл. Веронике тогда показалось, что они никогда уже не расстанутся. И поезд задерживают именно для того, чтобы была возможность проститься.

Высокий мужчина, перекрикивая людской шум, обратился к Насте: «Девочка, отпусти маму! Мы же отсюда никогда не уедем!». Они держались за руки, заплаканные и счастливые, улыбаясь друг другу. Научиться отпускать — великое искусство.

Поезд тронулся. Вероника прислонилась к темному окну вагона, зная, что там, на перроне остается её девочка, её звездочка, её Анастасия.

Кто-то похлопал её по спине. Вероника от неожиданности вздрогнула. Это был тот мужчина, который просил Настю её отпустить.

— С любимыми не расставайтесь, да? Всей плотью прорастайте в них.

Он пробирался дальше по плацкартному вагону, продолжая читать это удивительное стихотворение: «И каждый раз навек прощайтесь, когда выходите на миг». Вероника мысленно поправила: «Когда уходите на миг». А потом, закрыв глаза, и под стук колес стали возникать строки:

Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, —

Как больно, милая, как странно,

Раздваиваться под пилой.

Именно так начинается стихотворение Александра Сергеевича Кочеткова знакомое нам как «С любимыми не расставайтесь». На самом деле у него другое название «Баллада о прокуренном вагоне», вагоне из далекого 1932 года.

Они стояли на перроне и также не могли расстаться. В супружеских парах, давно привыкших друг к другу уже нет такой остроты ощущений, которая присутствует при первой встрече. Автору этих строк надо было возвращаться в Москву раньше жены на несколько дней. Его там уже ждали, но что-то произошло, на них нахлынула такая волна нежности, нужности, такое чувство взаимопроникновения, что расстаться было невозможно. Объявили отправку поезда, а они ничего не смогли с собой поделать. Он тогда остался. Что может значить какой-то билет, когда тут такое?!

Когда он всё же вернулся в Москву спустя три дня, удрученные горем друзья, рассказали ему, что поезд «Сочи — Москва», на который так и не попал Александр Кочетков, благодаря своей жене, потерпел крушение, и они уже не надеялись увидеть его живым.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами.

Не зарастет на сердце рана,

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Без тени над горизонтом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я