Я и мир

Наталья Анатольевна Баева

Что такое Я? Для чего родился, чем не похож на других, в чём я могу быть лучше многих, а в чём – не стоит даже и пытаться? Кто может и должен быть авторитетом для меня, а для кого смогу быть путеводной звездой я сам? И как не принять за звезду болотный огонёк? Пока человек задаёт себе такие вопросы, он – ЧЕЛОВЕК.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я и мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь Ч Е Л О В Е К А

Если путём сознательных, целенаправленных усилий человек может изолировать себя от общества, то изоляция от природы едва ли возможна — ведь мы сами — часть природы. А значит, не приходится говорить об изоляции от мира. Человек может жить только в окружающей реальности. И что бы он ни делал — это наверняка будет деятельность, направленная на осмысление реальности и её преобразование.

Отличительные черты деятельности человека — её осознанность, целенаправленность и преобразующий характер — ведь человек, единственное из всех живых существ, не столько приспосабливается к окружающей среде, сколько творит абсолютно новую реальность, создавая то, что сама природа создать не может.

Но прежде, чем начать делать хоть что-нибудь, человек должен начать об этом думать? Осознать, зачем, собственно, ему это необходимо?

Движущая сила любой деятельности — ПОТРЕБНОСТЬ.

Человек начинает действовать лишь тогда, когда ему это зачем — либо нужно. Поговорка «Голод — великий учитель» родилась совсем не случайно. Поэтому потребность можно понимать, как форму связи организма с окружающей средой, необходимую для его сохранения, роста и развития.

Вопрос о том, «много ли человеку нужно» — из разряда вечных. И ответ на него казался простым разве что на заре цивилизации, когда ещё не было «избытка продукта» — люди производили ровно столько, чтобы поддерживать своё физическое существование. Любой представитель первобытного племени (а такие племена есть и в наши дни) сказал бы, что ему нужны пища, одежда и безопасность. Но затруднился бы ответить, для чего он сочиняет песни и покрывает стены пещеры росписями — о духовных потребностях люди начали задумываться гораздо позже.

Потребность в пище породила земледелие и скотоводство — куда более надёжный источник продуктов, чем собирательство и охота;

Потребность в одежде — ткачество, валяние, обработку кожи, красильное ремесло, вышивку…

Потребность в безопасности привела к строительству городов, замков, крепостей — где же ещё можно спать спокойно по восемь часов в сутки, если не за крепостными стенами?

С ростом производства материальных благ, проблема потребностей встала во весь рост. И произошло это ещё во времена Античности.

Так в Спарте гражданам запрещалось заниматься земледелием и торговлей — тем, что может обогащать. Всё, что сверх необходимого, здесь считалось опасным — для здоровья и нравственности. Продукты поставляли государственные рабы — илоты, а граждане обязаны были проводить время, соревнуясь в силе, скорости, меткости. А для общения — собираться за совместными трапезами. Попытки уклониться от обязательного рациона, питаться дома — осмеивались.

Рассказывают, что некий афинянин, позавидовав силе спартанцев, нанял спартанца — повара. И тот приготовил ему обычную для совместных трапез похлёбку из чечевицы.

Афинянин попробовал и воскликнул:

— Что нужно, чтобы съесть такую гадость?!

— Настоящий голод!

Белковый продукт — чечевица давал всё необходимое для организма атлета, но — только необходимое. Так же и с одеждой. Насмешники — афиняне уверяли, что праздничная одежда спартанца — это венок на голове и флейта в руке. В обычные дни они обходятся и без этого.

В противоположность Спарте жители другого греческого города, Сибариса, изощрялись в кулинарном искусстве, в украшении одежды, составлении сложных ароматов… Покрывали улицы тентами, чтобы не страдать от солнца, ездили верхом под музыку, на танцующих конях. Сибарис был завоёван и разрушен, в памяти потомков осталось лишь слово, которым до сих пор называют изнеженного баловня — «сибарит». Возможно, легенда сильно преувеличивает, но важно то, что в ней отразился «другой» идеал. Мечта о «красивой» жизни.

Две крайности. И «золотая середина» между ними не найдена до сих пор.

Уже тогда мудрец Эпикур попытался решить, что для человека действительно важно, а что важным только кажется, классифицировать человеческие потребности. Получилось так:

— Естественные и необходимые, — всё, что нужно для поддержания жизни и здоровья;

— Естественные, но не необходимые — всё, что «для души». Наука, искусство, хобби, причуды и излишества, делающие жизнь приятной — и при этом безопасные для себя и окружающих;

— Неестественные. «Потребности», разрушающие здоровье, а также направленные на удовлетворение тщеславия. Сюда же Эпикур относил и потребность в общественном признании, стремление «возвыситься над толпой».

Много веков спустя с ним согласится один из величайших мудрецов Востока Омар Хайам:

«Хорошо, если платье твоё без прорех,

И о хлебе насущном подумать не грех.

А всего остального и даром не надо —

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Если есть у тебя для жилья закуток

В наше подлое время и хлеба кусок,

Если ты никому не слуга, не хозяин —

Счастлив ты, и воистину духом высок!

И всё же… Сами авторы этих теорий были талантливы настолько, что реализация таланта была их насущной потребностью. А такая реализация почти автоматически означает известность, признание, благодарную память потомков. «Возвышение» над толпой, над средним уровнем современников и соотечественников.

В сегодняшней науке применяются разные классификации потребностей — в зависимости от задач их изучения, но в самом общем виде их можно разделить на три группы:

— Естественные (биологические) — всё, необходимое для существования, развития и воспроизводства;

— Социальные — потребность в трудовой деятельности, творчестве, социальной активности, общении;

— Идеальные — потребность в познании мира и определении своего места в нём.

Процесс удовлетворения любой из потребностей — это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Соответственно и деятельность можно разделить на практическую, материальную, и идеальную, духовную. Чёткой границы между ними нет, но условно можно считать, что идеальная деятельность — это нечто творческое, духовное, а материальная — обыденное и рутинное. Но первичные человеческие потребности обслуживает именно материальная деятельность — сельское хозяйство и промышленность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я и мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я