Речевые игры для детей по лексическим темам. Mетодическое пособие

Наталья Александровна Тимофеева

Методическое пособие разработано для логопедов, воспитателей коррекционных групп, а также для родителей детей, имеющих нарушения грамматического строя речи. Для детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речевые игры для детей по лексическим темам. Mетодическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Деревья и кустарники

Существительные: дерево, куст, растение, береза, тополь, рябина, сосна, ель, осина, дуб, клен, липа, шиповник, малина, сирень, шипы, гроздья, ягоды, почки, ветки, ствол, листья, крона, верхушка, кора, корни, шишки, желуди, хвоя, плоды, семена, пень.

Глаголы: растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

Прилагательные: хвойные, лиственные, белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, зрелые, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

Игра «Возле дома и в лесу».

Логопед: «Возле дома растёт клён, а в лесу растут…?», ребёнок: «В лесу растут клёны».

Берёза — берёзы, тополь — тополя, рябина — рябины, сосна — сосны, ель — ели, осина — осины, дуб — дубы, липа — липы, шишка — шишки, желудь — желуди, крона — кроны, иголка — иголки, пень — пни.

Игра «Один — много».

Логопед: «Я говорю слово, ты добавляешь к нему слово «много» и говоришь, что получилось».

Клён — много клёнов, берёза — много берёз, тополь — много тополей, рябина — много рябин, липа — много лип, сосна — много сосен, ель — много елей, осина — много осин, дуб — много дубов, шишка — много шишек, желудь — много желудей, иголка — много иголок, пень — много пней.

Игра «Есть или нет?».

Логопед: «Возле дома есть клён?», ребёнок: «Нет клёна».

Берёза — нет берёзы, тополь — нет тополя, рябина — нет рябины, сосна — нет сосны, ель — нет ели, осина — нет осины, дуб — нет дуба, липа — нет липы, сирень — нет сирени, малина — нет малины, шиповник — нет шиповника, шишка — нет шишки, желудь — нет желудя, крона — нет кроны, иголка — нет иголки, пень — нет пня.

Игра «Сосчитай-ка!».

Логопед: «Сосчитай, загибая пальчики».

Один клён, два клёна, три клёна, четыре клёна, пять клёнов.

Одна берёза, две берёзы,…, пять берёз.

Один тополь, два тополя,…, пять тополей.

Одна рябина, две рябины,…, пять рябин.

Одна сосна, две сосны,…, пять сосен.

Один дуб, два дуба,…, пять дубов.

Один пень, два пня,…, пять пней.

Игра «Какой листок?».

Логопед: «У берёзы какой лист?», ребёнок: «У берёзы берёзовый лист».

Лист берёзы — берёзовый, лист клёна — кленовый, лист рябины — рябиновый, лист осины — осиновый, лист дуба — дубовый, лист липы — липовый, лист сирени — сиреневый, лист малины — малиновый, иголка ели — еловая, иголка сосны — сосновая.

Игра «Назови ласково».

Логопед: «Я называю дерево, а ты называешь это дерево ласково. Берёза…», ребёнок: «Берёзка».

Берёза — берёзка, рябина — рябинка, осина — осинка, дуб — дубок, сосна — сосенка, дерево — деревце, куст — кустик, шишка — шишечка, ветка — веточка, корни — корешки, пень — пенёк.

Игра «Какой, какая, какое?».

Логопед: «Подбери словечко, ель, она какая?», ребёнок подбирает подходящие слова.

Ель (какая?) — стройная, зеленая, колючая, хвойная, вечнозеленая, полезная, высокая.

Дуб (какой?) — могучий, развесистый, крепкий, большой, раскидистый, широкий.

Берёза (какая?) — стройная, высокая, кудрявая, белая, зеленая, нежная.

Клён (какой?) — высокий, раскидистый, разноцветный, красный, яркий.

Игра «Чьи плоды?».

Логопед: «Закончи предложение».

Жёлуди растут на… дубе. Гроздья рябины растут на… рябине. Яблоки растут на… яблоне. Круглая шишка на… сосне. Длинная шишка на… ели. Ягоды шиповника на… шиповнике. Берёзовые серёжки на… берёзе. Семена клёна… на клёне.

Игра «Скажи наоборот».

Сосна высокая, а рябина… (низкая).

У сосны иглы длинные, а у ели… (короткие).

У клена листья большие, а у березы… (маленькие).

У дуба ствол толстый, а у березы… (тонкий).

У березы ствол светлый, а у клёна… (темный).

Игра «Какие бывают леса?».

Логопед: «Если в лесу растут сосны и ели, то это лес какой?», ребёнок: «Хвойный».

Если в лесу растут дубы и осины, то это лес лиственный.

Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то это лес смешанный.

Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.

Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.

Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.

Почему они так называются?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речевые игры для детей по лексическим темам. Mетодическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я