В монографии рассмотрены тенденции развития медиасистемы Индии в условиях либеральных экономических реформ, проводимых с начала 1990-х годов. В книге дается анализ современного состояния ключевых секторов национальной медиаиндустрии – периодической печати, рекламы, кино, телерадиовещания, а также информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделяется исследованию медиарынка страны, характеризующегося высокой динамикой роста и усиливающейся глобализацией структуры национальных медиа. Рекомендуется преподавателям, аспирантам и студентам, обучающимся по специальностям «Журналистика», «Реклама» и «Паблик рилейшнз», экономистам, социологам, политологам, а также всем, кто интересуется медиаэкономикой и современной Индией. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Индия. Медиасистема в условиях либерализации экономики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Ткачева Н. В., 2009
© Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009
© МедиаМир, 2009
Введение
Познанье — существ опора, высшим достижением познанье считают.
Познанье есть высшее в мире благо
С середины 1990 гг. Индия привлекает все большее внимание исследователей, политиков, экспертов и представителей бизнеса всего мира. Оживление интереса к этой крупной азиатской стране было вызвано большими экономическими успехами, которых добилась страна на рубеже веков.
С давних времен Индия считалась страной чудес, а список этих чудес оставался весьма традиционным — «Махабхарата» и «Рамаяна» — величайшие литературно-художественные памятники древней цивилизации, мавзолей Тадж-Махал и другие архитектурные шедевры, построенные в эпоху Великих Моголов, традиции индуизма и законы кармы… Однако бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и достижения ИТ-революции, которых добилась страна за последние два десятилетия, все чаще заставляют говорить в мире о новом индийском чуде, на этот раз технологическом.
Важнейшим событием ХХ века в судьбе этой страны останется освобождение от британского колониального господства в 1947 г., за которым последовали десятилетия медленного строительства закрытой и неповоротливой национальной экономики. Индийское национальное хозяйство, во многом скопированное с советской экономической модели, фокусировалось на развитии государственного и общественного секторов. Законодательство надежно защитило местных производителей от иностранных конкурентов. Непомерно раздутый бюрократический аппарат обусловил крайне неэффективный государственный менеджмент. В условиях дефицита национальных ресурсов, требующего механизмов контроля и лимитирования, была введена лицензионно-разрешительная система управления, которая быстро превратилась в инструмент коррупции и разнообразных злоупотреблений со стороны чиновников. Получение лицензий на ведение частного бизнеса сопровождалось непомерной канцелярской волокитой и выливалось подчас в многолетнее ожидание решения чиновников.
Спустя два десятилетия после обретения независимости в индийской экономике начался застой, наметилось отставание Индии в экономическом развитии от соседних по региону государств, которые в тот же период осуществляли модернизацию национальных экономик. К примеру, если в 1960 г. доход на душу населения в Индии и Южной Корее находился приблизительно на одном уровне, то к 2000 г. Южная Корея обгоняла Индию по этому показателю примерно в 25 раз. Торможение экономического роста, бесчисленные барьеры, отгораживавшие индийскую экономику от остального мира, привели к тому, что Индия в значительной степени оказалась за бортом мировых экономических процессов. К началу 1990-х гг. страна стояла на пороге экономического банкротства. Огромные государственные средства по-прежнему направлялись на развитие неприбыльных отраслей, многие предприятия не работали, продолжая выплачивать зарплату. В такой драматичный момент истории руководством страны было принято решение о проведении коренных реформ национальной экономики.
С 1991 г. прежняя экономическая модель начала трансформироваться в либеральную экономику западного типа — открытую, конкурентоспособную, ориентированную как на внутреннего, так и на внешнего потребителя. Широкомасштабные и долговременные экономические реформы способствовали ускорению роста ВВП, технологическому прогрессу, повышению уровня жизни. В этот период начинается динамичный рост среднего класса — основной опоры национальной экономики. Уже в середине 1990-х гг. журнал Fortune, анализируя растущие экономики, включил Индию в пятерку «самых горячих рынков» планеты. По данным Всемирного банка, в 2006 г. Индия занимала третье место в мире по ВВП после США и Китая: показатель индийского ВВП по ППС составил 4,2 трлн долл. Пройдя уже несколько этапов либеральных экономических реформ, Индия сегодня представляет собой нарождающуюся экономическую сверхдержаву азиатского континента, способную оказывать заметное влияние на региональные и глобальные политико-экономические процессы.
В 2003 г. инвестиционный банк Goldman Sachs опубликовал прогноз, в котором отмечалось, что Бразилия, Россия, Индия и Китай (страны БРИК) представляют собой наиболее перспективные экономики мира. По мнению аналитиков Goldman Sachs, в ближайшие десятилетия страны БРИК совершат мощный экономический рывок и к середине столетия по суммарным показателям обгонят шестерку нынешних экономических лидеров (США, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Япония). Ожидается, что к 2050 г. страны БРИК смогут производить более 40 % общемирового ВВП.
Темой данной монографии стали особенности развития СМИ и информационно-коммуникационных технологий в условиях либерализации индийской экономики. В русле общемировой тенденции значение медиасектора в индийской экономике неуклонно росло все последние десятилетия. Успехи экономических реформ обусловили трансформацию информационного рынка страны, который благодаря приходу иностранных и индийских частных инвестиций имеет высокую динамику роста и характеризуется усиливающейся глобализацией структуры национальных медиа. Индийские СМИ отличаются как характеристиками, в целом присущими мировому медиарынку, так и уникальными национальными чертами. Таким образом, предметом анализа в данном исследованиии стали проявления глобальных тенденций в развитии СМИ, и национальная специфика индийского информационного рынка.
Предлагаемая на суд читателей работа является продолжением исследования индийского медиарынка, предпринятого автором в рамках «Энциклопедии мировой индустрии СМИ», ставшей в 2006 г. первым коллективным трудом кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.
Анализируются также и секторы индийской медиаиндустрии, не рассматривавшиеся прежде в российской научной литературе в таком объеме. Прежде всего это инфокоммуникационная инфраструктура Индии. Несмотря на то что среднее душевое потребление ИКТ в стране все еще находится на уровне слаборазвитых стран, индийский рынок информационных технологий является одним из самых быстрорастущих в мире. В производстве и экспорте информационных технологий и ИТ-услуг Индия сумела добиться наиболее выдающихся результатов, став ведущим мировым поставщиком. В предлагаемой монографии впервые подробно исследуется индийский рынок телекоммуникационных услуг, включая сектор услуг с добавленной стоимостью. Особое внимание в книге уделяется исследованию процессов интеграции индийской национальной медиаиндустрии в глобальный медиарынок, темам внедрения цифровых технологий в теле — и радиовещание, развития национального интернета и рынка услуг сотовой связи. Автор также счел необходимым более подробно остановиться на современном этапе развития как печатных СМИ, так и электронных медиа, включая информационные агентства.
В процессе работы был использован большой массив статистических и аналитических материалов, опубликованных такими авторитетными международными организациями, как Всемирный банк (World Bank), Всемирная газетная ассоциация (World Association of Newspapers), Международная федерация периодической печати (International Federation of the Periodical Press), Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union), Международная ассоциация профессионалов аутсорсинга (International Association of Outsourcing Professionals). Ценным информационным источником стали документы министерств и ведомств Индии (Ministry of Information & Broadcasting, Telecom Regulatory Authority of India, Ministry of Communications and Information Technology, National Informatics Centre и др.) и негосударственных отраслевых ассоциаций, в том числе National Association of Software and Services Companies (NASSCOM). Наконец, в основу работы легли официальные отчеты индийских медиакомпаний, а также отчеты и аналитические справки компаний, специализирующихся на исследованиях медиарынков, в числе которых международные компании JupiterKagan, Media Partners Asia, ZDNet Asia, и индийские компании CMS Media Lab, TAM Media Research, Indian Television Dot Com.
Хочется выразить искреннюю благодарность близким мне людям за ценные советы и реальную помощь, оказанную в работе над книгой, — декану факультета журналистики МГУ, профессору Вартановой Е. Л., Татьяне Эль-Бакри и Елене Кузьминой, а также Нонне Котрикадзе и, конечно, Михаилу Метелкину — за терпение и любовь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Индия. Медиасистема в условиях либерализации экономики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других