Экономические и социальные проблемы России №1 / 2017

Коллектив авторов, 2017

Анализируются понятие «экономическая безопасность» и его трактовка в отечественной и зарубежной литературе. Рассматриваются внешние и внутренние угрозы развитию национальной экономики, возможные меры по их минимизации. Для научных работников, представителей органов государственной власти, преподавателей вузов, аспирантов и студентов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономические и социальные проблемы России №1 / 2017 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Экономическая безопасность является составной частью системы государственной безопасности, наряду с такими ее слагаемыми, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание социальной стабильности в обществе, защита от экологических бедствий. Ее цель — обеспечение условий стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, государства и личности. Проблемы, связанные с достижением этих целей, становятся в последнее время все более актуальными. Такие негативные факторы, как мировой финансовый кризис, экономические санкции, введенные западными странами в отношении России, падение цен на энергоресурсы, криминализация бизнеса, вызывают необходимость разработки глобальной концепции национальной экономической безопасности, учитывающей и нивелирующей негативное влияние этих факторов. При этом становится принципиально важным раскрыть сущность категории «экономическая безопасность», выявить реальные угрозы, разработать надежные и эффективные методы их определения. Эти компоненты национальной безопасности взаимосвязаны и дополняют друг друга. Тем не менее не может быть военной, экологической и общественной безопасности в условиях стагнирующей и неэффективной экономики.

Экономическая безопасность в большинстве исследований трактуется как процесс преодоления конкретных кризисных явлений в развитии российской экономики — стагнации производства в ряде отраслей, безработице, низком жизненном уровне трудящихся, инфляции, приватизации, криминализации бизнеса и т.д. Кроме того, системный подход предполагает включать качественную характеристику социально-политического состояния общества, т.е. как систему социальных связей, институтов и механизмов, обеспечивающих стабильность и защиту от внешних и внутренних деструктивных факторов, различного рода социальных и экономических рисков, непредвиденных негативных событий и катастроф.

Очевидно, что при сохранении существующей структуры и принципов экономического развития России грозит опасность стать сырьевым (ресурсным) донором и финансовым реципиентом мировой экономики, что может привести к необратимому состоянию национальной экономической системы и потере хозяйственной независимости общества. Это вызывает острую необходимость разработать стратегию экономической безопасности и систему мер по ее реализации.

Понятие безопасности тесно связано с категорией риска. При этом следует заранее учитывать непредсказуемость результатов хозяйственных решений, негативные последствия тех или иных нарушений воспроизводственного процесса, т.е. неизбежные факторы экономического риска. Переживающая кризис российская экономика обладает минимумом внутренней устойчивости, в результате чего практически все факторы риска способны сегодня создавать в ней ситуации критического характера. Управление риском предполагает предвидение возможных чрезвычайных (критических) социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Наряду с оценкой вероятности появления той или иной критической ситуации необходима и оценка потерь (ущерба), сопровождающих ее возникновение. Отсюда следует, что оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска также использование категорий потерь (ущерба). При этом для количественного определения уровня экономической безопасности особое значение имеют не столько сами показатели социального и экономического развития, сколько их пороговые значения.

Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции, недостаток инвестиций. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, т.е. о реальном подрыве экономической безопасности. Проблемы определения сущности экономической безопасности, ее критериев и показателей, связанных с факторами риска и угрозами внутренней и внешней экономической устойчивости государства, исследуются в статье Б.Г. Ивановского «Стратегия безопасности национальной экономики: сущность, критерии, угрозы».

Технологическое отставание России является одной из серьезных угроз экономической безопасности страны. Так средний возраст промышленного оборудования превышает 20 лет, доля страны в мировом обороте наукоемкой продукции в 15–20 раз меньше, чем доля Китая, только 6% российских предприятий инвестируют средства в развитие научной и технической базы по сравнению с 60% в США, странах ЕС и Японии. Поэтому преодоление технологической отсталости является приоритетным направлением при совершенствовании механизмов обеспечения экономической безопасности страны.

Пороговое значение доли в экспорте высокотехнологичной продукции в мировой практике составляет 10–15%, для России значение этого показателя находится в пределах 1%. Удельный вес страны в совокупном объеме мирового экспорта высокотехнологичных товаров составляет 0,2–0,3%, что сопоставимо с такими странами, как Чехия и Португалия. На долю России приходится только 0,6% мирового экспорта воздушных и космических аппаратов (в 67 раз меньше, чем в США), менее 0,1% — фармацевтических продуктов, 0,01% — продуктов биотехнической промышленности; 0,02% — электронно-вычислительной и офисной техники; 0,1% — телекоммуникационного оборудования1.

Одной из главных проблем технологического отставания российской экономики остается дефицит инвестиционных ресурсов. Так, индикаторы пороговых значений по инвестициям в основной капитал должны находиться в пределах от 25 до 50% ВВП. Фактический уровень индикаторов по инвестициям в основной капитал в России ниже их предусмотренных пороговых значений (около 20%), что создает зону опасности, которая в условиях снижения мировых цен на углеводородное сырье может привести к замедлению экономического развития и, как следствие, обострению социальных проблем. Россия обладает богатой минерально-сырьевой базой, трудовыми и интеллектуальными ресурсами, но при этом не имеет достаточных финансовых ресурсов, необходимых для обновления основного капитала, что тормозит развитие инновационной деятельности.

Исследованию роли инвестиций, как фактора экономической безопасности, их структуре, а также влиянию на экономический рост и развитие социальной сферы посвящена статья И.Г. Минер-вина «Инновационный процесс и экономическая безопасность».

В условиях экономической рецессии, которая в настоящий момент наблюдается в России, существует риск падения жизненного уровня населения (снижение реальных доходов, сокращение потребления и т.п.). В связи с этим экономическая безопасность личности и защита ее экономических интересов является важнейшим фактором обеспечения национальной экономической безопасности.

Экономическая безопасность личности и реализация ее экономических интересов представляет собой один из факторов обеспечения национальной экономической безопасности. Уровень экономической защищенности индивида влияет на качество человеческого и социального капитала, определяя возможности конкретного человека использовать экономическую среду для обеспечения достойного уровня жизнеобеспечения.

В настоящее время российское общество стоит перед угрозой формирования социального слоя с низкими денежными доходами, плохими жилищно-коммунальными условиями, не получающими достойного медицинского обслуживания и образования. При этом переход из низшего социального слоя в социальную группу более высокого жизненного уровня с годами становится все труднее.

Тем не менее российская экономика, с ее экономическим потенциалом, имеет шансы не допустить угрозы снижения экономической безопасности личности и углубившегося социального неравенства, сложившихся вследствие последнего финансово-экономического кризиса. Для этого необходима разработка и реализация государством такой социальной политики, которая, прежде всего, должна обеспечить опережающий рост денежных доходов населения, в первую очередь у малодоходных слоев населения. Это может придать импульс развитию экономики на основе расширенного платежеспособного спроса. Исследованию категории «экономическая безопасность личности» как структурного и многоуровневого элемента системы национальной экономической безопасности посвящена статья О.Н. Пряжниковой «Экономическая безопасность в контексте личной безопасности».

В настоящее время все большую угрозу национальной безопасности представляет терроризм. За два последних года эта угроза приобрела новое качество, что позволило многим аналитикам и исследователям проблемы заявить о появлении «терроризма новой волны». Его вертикальная и горизонтальная эскалация, смена мотиваций, расширение диапазона методов, приемов и применяемых средств позволяют прийти к выводу, что терроризм за небольшой по продолжительности исторический период времени из маргинальной практики превратился в политическую стратегию, став глобальной транснациональной угрозой.

Терроризм создает угрозу экономике страны, ведя не только к людским и материальным потерям, но и снижая инвестиционную привлекательность, ухудшает ее имидж. Информационная война, которую ведут террористические организации, затрудняет реализацию принципа недопущения пропаганды и агитации, способствующих разжиганию не только социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды, но также использует информацию как оружие в экономической борьбе.

Это проявляется в попытках несанкционированного доступа в информационные и телекоммуникационные системы федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитных и банковских учреждений и организаций, военных ведомств, экологически опасных и экономически важных производств. При этом наибольшую опасность представляют действия, направленные против объектов критической инфраструктуры — командных пунктов ядерных сил, систем управления АЭС, плотин, промышленных предприятий и т.д.

Терроризм несет угрозу интересам страны также и в социальной сфере. Практика показывает, что в отсутствие надлежащих гарантий неприкосновенности личности возрастают риски, связанные с долгосрочными инвестициями и длительными трансакциями, что резко ухудшает инвестиционный климат, создает препятствие долгосрочному устойчивому экономическому росту. В итоге каждая из стран, переживших волну терроризма и военных кампаний против терроризма, оказывается отброшенной в своем развитии на длительный период, что в свою очередь обеспечивает социальную базу для потенциального воспроизводства террористов. Анализ влияния терроризма на экономическую составляющую национальной безопасности на основе изучения как мирового опыта, так и опыта Российской Федерации по предотвращению исходящих от него угроз, представлен в статье И.Ю. Жилиной «Экономическая составляющая терроризма».

Исследование проблем экономической безопасности России на современном этапе развития, в контексте борьбы с возникающими в данной области угрозами (внутренними и внешними), позволяет сделать вывод, что экономическая и финансовая политика правительства должна исходить из понимания необходимости серьезных институциональных и структурных изменений в экономике. Это предполагает более интенсивное включение страны в глобальную экономическую сеть, а также реализацию национальных конкурентных преимуществ, активизация которых способна обеспечить устойчивый рост собственного производства, повышение инновационной и предпринимательской активности российских предприятий. Причем эта политика должна быть органично вписана в общую государственную стратегию обеспечения экономической безопасности и направлена на решение задачи достижения стратегической конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики в условиях усиления глобальных вызовов и угроз.

Б.Г. Ивановский

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономические и социальные проблемы России №1 / 2017 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад / под ред. Е.Г. Ясина. — М.: ИМЭМО РАН: ГУ-ВШЭ, 2008. — С. 8–9.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я