Первоклассницы Настя, Нюша и Эля – фантазерки и выдумщицы. Они всегда в центре событий. Их детская непосредственность и готовность к веселым приключениям, не дают скучать ни им, ни их родителям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первоклашки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Надежда Сайгина, 2023
ISBN 978-5-0060-3299-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Первоклашки
Автор: Надежда Сайгина
asbsng@mail.ru телефон 8 (962) 7268627
Редакторы:
Полина Стеценко, Елена Анисимова
Художник:
Антон Михайлов
Эта история вдохновлена реальными событиями, происходившими в нашей школе…
Август
Семья Грибовых любила собираться за ужином вместе. Поговорить о том, что произошло за день, поделиться впечатлениями. Но сегодня явно посиделки за столом не удались. Мама Александра — высокая, стройная, миловидная молодая женщина — была очень расстроена и, эмоционально всплёскивая руками, рассказывала своему мужу Вадиму о собрании в детском саду, с которого она пришла час тому назад:
— Вот ты, милый, такой хитренький! На родительское собрание не пошёл, а я там от стыда чуть не сгорела.
Отец покряхтывал, прикрывая лицо ладонью, чтобы скрыть улыбку, и виновато смотрел то на жену, то на дочку Настю.
— Да ты что?
— А вот что! Психолог, ну, видел, наверное, полная такая женщина с красными волосами… Проводила с детьми тренинг. Как я понимаю, с целью показать готовность детей к школе.
— Ну и?
— Ну вот! Ну у неё были на картоне нарисованы две школы. Она говорит детям, что в первую школу должны прийти дети, которые хотят учиться, то есть получать знания. У них есть тетради, ручки, учебники. А вот во вторую школу пойдут те ребята, которые хотят играть, бегать, есть конфеты. У них не будет уроков. А будет сплошное веселье. И предложила детям выбрать школу, куда бы они пошли.
— И наша выбрала вторую?
— Да-а-а! — взвизгнула мама. — Представь себе! Так потом к ней перебежали еще два балбеса!
— А! Молодцы! Есть ещё умные парни!
— Ага! Чокопайка, например, со второго подъезда, — вспылила мама Саша, не получая поддержки от мужа, и выскочила из-за стола.
Дочка, опустив белокурую, кудрявую голову, уныло ковырялась в тарелке, накручивая макароны на вилку, и почти не слушала родителей.
Мама молча сняла с плиты сковородку и разложив по тарелкам вторую порцию котлет, сердито посмотрела на дочь, которая по-прежнему гоняла вилкой еду по тарелке и с тоской смотрела в окно.
— Нет, ты только представь, трое из всей группы, — не унималась Александра.
— Ну и что? Детёныш сказал правду!
— Но все дети пошли в «правильную школу»!
— Они сделали то, чего от них ждали взрослые.
— Мама, — не выдержала Настя, — но я действительно не хочу идти в школу! Можно мне остаться в детском саду? Ну хоть на годик! Ведь я и так всё умею! И читать, и примеры решать…
— К сожалению, доченька, это невозможно! — мягко сказал папа и добавил. — Доча, ешь, давай, а то всё остынет!
— Не буду я есть! — крикнула Настя. — Я толстая! По телевизору сказали, что после семи есть нельзя!
— А тебе ещё нет семи, — успокоил её отец, — так что ешь спокойно!
Вадим обнял Настю, потом поцеловал жену и шутливо спросил:
— Ну что, Шурочка, валерьяночки накапать? Ну не расстраивайся! У нас с тобой очень умный ребенок. И всё у неё будет хорошо! Кстати, Настёна, в твоём классе будет учиться дочка моего двоюродного брата. И фамилия у неё как у тебя — Грибова!
— А чего я про них раньше не знала? — повернулась к мужу Саша.
— Да так… Родители наши что-то между собой не поделили…
— У меня, кстати, тоже есть сестра. Троюродная. И своих двойняшек она записывала в 1а класс. Значит, тоже будут учиться с Настей.
— Вопрос: а чего я про них раньше не знал?
— Да так… Они люди богатые, обеспеченные, чего им с нами якшаться…
— Божечки, — пробурчала Настёна, — ещё родственников мне в классе не хватало! Можно мне во двор выйти? С друзьями детства попрощаться…
Мать подошла к окну и обвела глазами площадку у дома. У карусельки стоял толстячок Чокопайка и махал руками.
— Ну ладно, иди! Чего с ним прощаться, он тоже в эту школу идёт.
Насте разрешали гулять во дворе. Она была умной девочкой и знала все правила: с незнакомыми не разговаривать, никуда не уходить, быть всегда в пределах видимости из окна кухни и так далее.
Настёна выбежала из дома, на ходу натягивая олимпийку, и подозвала дружка:
— Ну что, в школу готов?
— Угу… Нужна мне эта школа, как лысому штиблеты! — грустно насупив брови домиком, высказался Артёмка.
— А что такое штиблеты? — спросила Настя и серьёзно поглядела в лицо своему дружку.
— А я почём знаю? Шапка поди какая!
— Шапка поди… Не знаешь, так и не говори! Штиблеты — это как сандалии, — назидательно поправила мальчика Настя.
— Тебе хорошо! Ты и читаешь с четырёх лет, и считаешь до двести!
— До пятисот уже. Туда и обратно!
— Во, во! А я только обратно… до пяти!
— Ничего, научишься. Нет, но ты представляешь, одиннадцать лет учиться!!! Я с ума сойду!
— Как одиннадцать? Это же мне сколько будет? Ээээээ… — сделал умное лицо Артёмка и почесал в голове.
— Восемнадцать! — произвела подсчёты Настя.
— Восемнаааадцать??? — в ужасе воскликнул толстячок. — Что, со школы выйду и жениться? А жить-то когда?
— Ладно, тебе хоть жениться, а мне-то ещё шесть лет в университете ворон считать! Кстати, а ты уже решил, на ком жениться?
Сентябрь
День выдался теплым и солнечным. Осенний ветерок срывал с деревьев яркие пожелтевшие листья. Они кружились в воздухе, падали вниз, а ветер, словно играя, гнал их по тротуару. Во дворе царило большое оживление. Как по команде все, и большие, и маленькие, высыпали на улицу и зашагали в сторону школы. Звучала музыка, всем было радостно и весело. Всем, кроме Насти. Ей было грустно и страшно. Прощай, детский сад, прощай, детство!
Праздничную линейку, посвященную Первому сентября, руководство школы решило проводить на школьной площадке. Высоченному старшекласснику выдали большой старинный колокольчик и оставили на попечение маленькую девочку с огромным белым бантом, которую ему в конце линейки нужно будет вместе с колокольчиком посадить себе на плечо и пронести между колонной учащихся и толпой родителей. Будущий выпускник школы всё понял и проникся моментом. Колокольчик поставил на крыльцо, оставил малявку его охранять, поправил ей бант и пошёл немножко курнуть, так как времени было ещё полным-полно… После проведённых в классе «Уроков знаний» планировалось провести в актовом зале игровую программу с первоклассниками. Наверно поэтому по площадке сновали сказочные персонажи: Карлсон, Бармалей, Чебурашка и… другие полезные звери. Нарядных, трогательных первоклассников с огромными букетами цветов и тяжелыми ранцами оторвали от родителей и построили в две колонны.
Зазвучал гимн России. И всё вокруг наполнилось торжеством и гордостью. И каждый почувствовал себя частичкой этого действа, этого великого праздника Дня Знаний. Сразу же у многих мам в руках появились платочки, чтобы вытирать слёзы, и мобильные телефоны, чтобы запечатлеть каждое движение своего чада.
Торжественную линейку объявили открытой. Настюша по росту должна была стоять во втором ряду, но на девочку была возложена ответственная миссия — подарить цветы директору, поэтому ребенок стоял в первом ряду. К тому же у Насти был самый красивый букет из роз, гипсофил и дельфиниума. Рядом, спрятавшись за букет гладиолусов, к Насте прижималась малюсенькая первоклашка и приговаривала:
— Ой, девочка, мне страшно!
— Не бойся, девочка, мне и самой страшно! — шепнула Настюша и крепко сжала ладошку новой подружки.
Сзади, во втором ряду, прямо за ними, вертелась высокая, худенькая, востроносая девочка с букетом сиреневых астр. Она крутила головой в разные стороны и строго сделала замечание двум девочкам рядом:
— Эй, вы! Чего разговариваете? Замолчите, а то я учительнице всё расскажу!
— Девочка, а покажи мне учительницу, — прошептала малявка Насте.
— Эй, вы чего, дикие? Учительницу не знаете?
Настя была воспитанной девочкой, она повернулась к назойливой однокласснице и назидательно сказала:
— Всё мы знаем, девочка. И веди себя тихо! Сейчас директор говорить будет, я ему цветы подарю!
— Как это подаришь? А мне кому дарить? Мне мамка вон какой букет навертела! Кра-со-ти-щаааа!
Директор школы закончил свое замечательное выступление, и ему громко зааплодировали взрослые и дети. Настя, наконец, заметила, что учительница подает ей знаки. Она набрала в грудь воздуха и побежала к сцене. Но малышка-одноклассница не смогла отцепить свою руку и побежала вместе с Настей, громко вопя:
— Я не могу руку отцепить, девочка!
За ними сорвалась с места и девчушка со второго ряда. Огромными прыжками она догнала девочек, и директору вручили сразу три букета. Гордые девочки вернулись на место, и неугомонная дылда вновь затарахтела:
— Девочки, девочки! Я теперь с вами дружить буду! Поняли?! Меня Эля зовут!
— Вообче-то мы, девочка, уже дружим с этой девочкой, — не сдавалась Настя. — Да, девочка? Тебя как зовут?
— Нюша! Аня Маслова!
— А меня Настя! Грибова!
— А я Эля! Кочерыжкина! Ну возьмите меня дружить! Ну пожааалста, пожааалста, пожааалста!
— Смотрите, девочки! Пчела летает! — испуганно сказала Настя и показала рукой в сторону миловидного мальчика с хвостиком на голове.
— Это не пчела, а оса! Вот, она ему на букет села! — сообщила Элька.
Она выхватила из рук мальчика цветы и как начала букетом во все стороны размахивать и по чужим букетам лупить… Оса, конечно, улетела, дети были спасены. Но от букета остались лишь жесткие стебли.
Настала очередь выхода старшеклассника с первоклассницей на плече. Парень поправил белую рубаху, приосанился и… Опп! А девочки-то нет… Старшеклассник заметался туда-сюда — нет девчонки. Но зато другая девочка, без банта, но в костюме обезьянки, явно пыталась оторвать у школьного колокола язык.
Организатор уже второй раз объявила:
— Право дать первый звонок на урок предоставляется ученику 11 класса Александру Никитину и первокласснице Яне Самойловой!
И тут великовозрастный Санёк принял решение: подхватил на плечо «обезьянку», сунул ей в руки колокольчик и, слегка согнувшись, понёс увесистую девочку через строй хохочущих гостей, учителей и родителей. А дети… так те ничего и не заметили. Может, в колокольчик и должны обезьянки звонить. Сейчас приматы ой какие умные. Ну а в конце линейки Эля с гордостью подарила учительнице истерзанный букет мальчика с хвостиком — своего-то букета у неё уже не было.
***
И вот, наконец, дети вошли в свой светлый и уютный класс. Оглядели его — красота! На стенах развешаны стенды. В центре, над классной доской — портрет Путина. Парты и стулья светлые, блестящие. На окнах разноцветные шары. На тумбочке кулер с водой, стаканчики и полочки для вещей. На партах поставлены таблички с именами и фамилиями учеников. 1 «а» класс внимательно и с интересом рассматривал свою учительницу. На столе Елены Ивановны и на полу, в ведре с надписью «коридор», благоухали многочисленные букеты цветов.
— Одним словом «Храм науки»! — оглядев класс, высокопарно сказала Настя и захлопала ясными голубыми глазами.
Дети с интересом поглядели на девочку, а Елена Ивановна сразу поняла, что перед нею будущая отличница. Она рассадила детей по партам. И тут вдруг громко, на весь класс прозвучал голос:
— Да начнётся обучение! Аминь!
«Ну что ж, — подумала Елена Ивановна, — как и у каждой настоящей королевы, у меня появился придворный шут — Никитушка Лёвкин».
Елена Ивановна написала на доске «День знаний!», развернулась к детям, чтобы рассказать об этом удивительном дне, и чуть не упала в обморок… Засунув по карандашу в каждую ноздрю и по авторучке в каждое ухо и зажав в зубах тетрадь по математике, огромными глазами на неё смотрел Матвей Крутицкий. Когда же он вынул из себя канцелярию и разложил на парте, учительница с интересом спросила:
— И что же это сейчас было?
— Это был саблезубый тигр из доисторического времени.
— Видите, ребята, и саблезубый тигр, и бегемотик, и котенок, — показала она на игрушки, которые достала и расставила на парте Аня Маслова, — все хотят учиться! Дорогие ребята! Я поздравляю вас с первым в вашей жизни Днём Знаний! С Первым сентября! Сегодня у вас торжественный и важный день! Почему?
— Мы пришли в школу! — закричали дети. — Мы будем учиться!
— Да! Вы пришли учиться в школу. И из маленьких дошколят превратились в настоящих учеников. Ещё вчера вас называли детьми, малышами, а с сегодняшнего дня о вас будут говорить: ученик, ученица, школьники и школьницы, учащиеся! Поздравляю вас!
Маленькая Нюша спряталась под партой, но учительница наклонилась и ласково спросила у неё:
— Анечка, что случилось? Почему ты сидишь под партой?
— Я боюсь, что меня спросят, а я ничего не знаю! Только песенку «Это не шутки, мы встретились в маршрутке!»
Дети рассмеялись, и Елена Ивановна сказала:
— Я сегодня спрашивать никого не буду. И оценки в первом классе я тоже ставить не буду! Садись за парту.
Дети опять засмеялись, а Нюша вылезла из-под парты и села на место.
— В этой комнате, которая называется классом, вы каждый день будете получать особенные подарки. Но это не игрушки и не конфеты. Это знания.
Притихшие дети внимательно слушали Елену Ивановну.
— Ребята, вы сегодня все такие красивые, нарядные, просто загляденье. Целых четыре года мы будем с вами неразлучны в учёбе и в играх. Каждый день мы будем говорить друг другу «здравствуйте». Но не так, как делали это в детском саду. В классе принято на приветствие учителя отвечать наклоном головы, стоя при этом у своей парты. Давайте попробуем.
Дети с грохотом встали рядом с партой, старательно наклонили головы.
— Молодцы! Садитесь, пожалуйста. Ребята, мы с вами пока ещё мало знакомы, но всё же давайте улыбнёмся друг другу, подарив тем самым частичку своего душевного тепла. Ведь недаром поётся в песне о том, что именно с улыбки начинается…
— Дружба! — закричали дети.
— Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами будем учиться в школе?
— Мы будем читать.
— Писать, считать.
— Изучать природу и мир вокруг.
— Научимся дружить, помогать друг другу.
— А ещё быть добрыми и отзывчивыми людьми, — добавила учитель.
***
Урок знаний закончился, и Елена Ивановна провела первоклассников по школе. Потом дети сходили на игровую программу, где они и пели, и танцевали. А потом учительница проводила детей в раздевалку, где их уже поджидали взволнованные родители.
Нюша, Настя и Эля остановились у дверей, и Настя тоном Елены Ивановны сказала:
— Нюшенька! Бояться в школе никого не надо! Ведь человек — царь природы! А когда тебе страшно, говори себе: «Я — царица!».
— Нюшонок! Не слушай её! — перебила Настю Эля. — Я тебе сейчас верное средство скажу! Меня моя бабка деревенская научила! Когда ты боишься, говори: «Бог впереди, Святой дух позади, а я по серединке!».
— Кто по серединке, тот женится на Нинке! — крикнула осмелевшая Нюша. — А я вообче-то царица!
— Папа! Ура! Нюша, за мной папа пришёл!
Настя обняла папу и начала выливать на него, как воду из ушата, свои впечатления:
— Папочка, а я чуть не потерялась, когда мы на экскурсию по школе ходили. Школа огро-о-омная! Ты бы видел, какая на втором этаже у нас сделана русская изба…
— Тебе понравилось? — спросил папа.
— Да-а! И печка, и стол, посуда всякая. И люлька. Настоящая! А Елена Ивановна такая красивая… А сколько она всего знает… А еще у нас праздник был! Большие девочки переоделись в Карлсона и старуху Шапокляк. А моя новая подружка… Вон она, вон, на той скамейке, посмотри, её тоже папа забирает… Её Нюша зовут! А вот там Эля! Её ещё не забрали.
Вадим повернул голову, куда ему показала Настя, и приветливо кивнул отцу Нюши, затем подошёл к нему и подал руку.
— Здравствуйте! Наши дочки подружились! Давайте и мы знакомиться! Вадим!
— Влас! Можно Власий! Очень приятно! Жаль, что мы торопимся! Нас бабушка ждет! Ну, до скорой встречи!
Настя и Нюша обнялись и ещё долго махали друг другу рукой и посылали воздушные поцелуи.
— Повезло мне с подружкой, да, папа? — выходя из школы, спросила Настя. — Она такая маленькая, её надо защищать… Жаль только, что меня сегодня ни о чём не спрашивали, а то я могла бы все буквы назвать и сосчитать до ста и обратно!
— По дороге домой сосчитаешь! Надо ещё за тортом сходить.
— А давай ты будешь Еленой Ивановной и будешь меня спрашивать! — придумала Настя.
— Ну, что ж, из воспитателя Ирины Викторовны я наконец-то поднялся по карьерной лестнице до учительницы Елены Ивановны!
***
Будильник не прозвенел. Саша катастрофически опаздывала на работу. Она быстро одела Настю, сунула ей в руки бутерброд, на ходу причесалась.
— Настюша, вперёд! — бросила она воинственный клич, размахивая сумочкой. — Мигом добежим!
Настя уже была на пороге, но вспомнила, что забыла игрушку. Елена Ивановна разрешила приносить в класс своих любимцев, пока дети не адаптируются.
— Мама, игрушку! Я быстро! — метнулась в комнату Настя.
Саша закрыла квартиру, и они начали спускаться по лестнице. Но Настя вдруг подпрыгнула, вытаращила глаза и закричала на весь подъезд:
— Мама, сменка!
Пришлось возвращаться.
Слава Богу! Александра всё же довела Настю до школы, поцеловала дочку, подтолкнула её к дверям и галопом рванула на работу. Успевает-таки! Но не успела она выйти за калитку, как за спиной раздался душераздирающий крик дочери:
— Мама, портфель! Портфель забыли!!!
***
Прошла уже неделя, как Настюша стала учиться в школе. Все страхи прошли. Появилось много новых друзей, а самое главное — две близких подруги, Нюша и Эля, не разлей вода.
В один прекрасный вечер мама и Настя сидели в большой комнате, забравшись с ногами на диван, и вели душевный разговор. Александра обнимала дочку и просматривала блокнот, в который учитель вклеивала поощрительные смайлики вместо оценок.
— А что будет, если у тебя в блокнотике будет много смайликов?
— Ну, мамочка, ну как ты не понимаешь… Вот смотри. Смайлик — это пятерка. Десять смайликов заработаешь — получаешь большую пятерку. Потом зарабатываешь десять больших пятерок, и Елена Ивановна вручает тебе королевскую пятерку! Значит, я буду королева класса! Я стараюсь!
— Девочки, а где пульт? — повис в воздухе вопрос папы.
— Не знаем! — послышалось в ответ.
— Настенька, ну расскажи мне о ваших учителях, — попросила мама, — мне же всё интересно.
— Н-у-у-у… Учителя… Они такие… Вот, к примеру, Елена Ивановна! Ну, что сказать… Не к чему придраться! Не-е к че-му.
— Так уж и не к чему? — заревновала мама.
— У неё очень объемный мозг! Она знает всё на свете! Она никогда не позволяет своему характеру повысить на нас голос. Хорошо, что Елена Ивановна немножко пожилая. Молодые — они красивые, но плохо знают уроки.
— Это Елена Ивановна пожилая? — поперхнулась Александра. Елена Ивановна была года на два старше неё.
— Да нет, она не пожилая, а просто чуть-чуть престарелая. Мамочка, когда я вырасту, я хочу быть, как Елена Ивановна. И чтобы комплекция такая же! И чтобы интеллект, как у неё.
— Саша, ты пульт не видела? А ты, Настя? — вновь просунул голову в комнату дочери отец.
— НЕТ!!! — хором ответили мать и дочь.
— Ну, что дальше про учителей? Кто ещё у вас ведёт уроки?
— Ну вот… Есть ещё одна. Окружающий мир ведёт. Полноватая такая. Глаза круглые и очень длинные ресницы. Приятная женщина! Рассказывает интересно. Может и крикнуть. Громко! Да-а-а… Но ведь наглеют… на-гле-ют.
— Да ты что? — отпрянула от дочки Саша, прикрыв широко открытый рот ладошкой.
— И ещё одна учительница… Англичанка Ирина Алексеевна…. О-о-о-о! Эта злющая! Она может вот так вот схватить… И вот так потрясти…
Настя схватила маму за грудки и потрясла.
— Да что ты? — расстроилась Саша.
— Хотя наш класс, мамочка, может выбесить любого учителя. Кроме Елены Ивановны, конечно! У нее невры из стали. Из железной!
— Нервы… — по привычке поправила дочку Саша. — А дети, одноклассники твои, какие они?
— Ду-ра-ки! Да-а-а-а! Вот один мальчик на переменке бьёт другого. Я ему сделала красивое замечание, а он матюгается. Эля говорит: «Давай учительнице скажем!» А я ей говорю: «Эля! Это его жизнь! Пусть он как хочет, так и матюгается!» Я права? Вот такие дураки!
Мама с дочей посмеялись от души. И Саша поинтересовалась:
— А сколько же детей учится с тобой в классе, Настенька?
— Двадцать девять! К нашей учительнице все ученики хотят попасть. Говорят, уж очень она образованная и класс у неё самый хороший. Видишь, куда я попала? Знаешь, мамочка, а ещё, пока Елена Ивановна не видит, я под партой «Три мушкетера» читаю! Интересная книга…
— Ну как же так, Настюша? Ведь учиться надо!
— Так я эти закорючки мигом напишу, а что потом-то делать?
— Куда вы дели пульт? — не мог успокоиться папа, заглядывая в комнату.
Настя вздохнула, немного помолчала и добавила:
— А девочки у нас хорошие! Эля такая смешная, любит повторять слова из мультика «Маша и Медведь». Ну, знаешь: «Куда это он? С конфетами и без меня!» или «Очень добрый день!» или «Поделись с ребёнком!». Ну, понятно?
— А-а! Понятно!
— Есть ещё девочка Злата! Имя такое красивое… А вот фамилия… Ни за что не отгадаешь! Заплаткина! Она всё время плюётся и показывает язык.
— Ну и ну! — засмеялась Саша и крикнула мужу. — Вадюша, ну что ты опять на диване лежишь, уткнувшись в свой дурацкий футбол. Иди лучше к нам!
— Женщины! Если мужчина только ест, лежит на диване и смотрит телевизор, значит, ему с вами хорошо!
— Ну, хорошо и ладно! Продолжай, доча.
И доча продолжила…
— А Нюша всего боится. Очень неуверенная в себе. Я её защищаю. И Эля, и Нюша — мои подруги до смерти, на всю жизнь! У них, мамочка, очень много семейных проблем. И им тяжело живётся. Мама, можно они будут ко мне приходить на ночёвку?
— Можно, доченька. Таким подругам, которые на всю жизнь, можно. Я поговорю с их родителями. А как тебе новые туфельки, ножки не натирают?
— Нет, только там уже небольшая царапинка появилась. Брак наверно.
Дочь сбегала в прихожую за сменкой и вытрясла перед мамой содержимое мешка. На пол посыпались новые красивые туфельки… Но они были все по одной штуке… и все не Настины!!!
— Как же это так получилось? Ты что, свои туфли не знаешь?
— Нет, мама! Я, когда одевалась, Никитушка говорит: «Давай я тебе помогу!» Он мне ботиночки застегнул и туфельки положил в мешок. Он мне друг!
— Ладно, — вздохнула мама, — завтра пойдем пораньше и разыщем хозяек туфелек! А сейчас… Тыдыммм! Подарок!
С этими словами мама достала из-под диванной подушки шикарный блокнот, украшенный пайетками. В одну сторону рукой по ним проведёшь — он серебряный, а в другую — золотой!
— Мамочка, родная, в таком красивом блокноте и рисовать страшно!
— А ты, доченька, записывай в него все свои умные мысли.
— Уррра! Умные мысли! Точно. А то у меня мыслей много, я их не записываю, они и разлетаются все. Мамочка! Ты у меня самая лучшая! Самая добрая! А теперь давай ещё раз посчитаем мои смайлики…
***
В конференц-зале проходило общешкольное родительское собрание. Александра внимательно слушала выступление директора школы, красивого, интеллигентного мужчины. Рядом с ней сидела Даша, мама Никитушки Лёвкина.
— Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка, это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями, — учил молодых родителей директор школы.
— Я директора обожаю! Такой душка! Я сама училась в этой школе. Все старшеклассницы были в него влюблены…
— А ничего, что мы с тобой в одном классе учились?! Да, Юрий Андреевич — очень приятный человек. Интеллигентный… И детей любит. Дашка, дай послушать!
— И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе. Успех адаптации к школе во многом зависит от родителей, а учителя и наши психологи вам обязательно помогут.
В это время Дарья получила СМС от очередного друга (с мужем-то она давно рассталась) и стала, хихикая, читать их переписку Саше:
— «Ты где?» пишет. Где, где? В Караганде! «На собрании», — напечатала она ему ярко-зеленым длинным ногтем. — Пишет: «Ты на той неделе была!» Дурак ревнивый! Щас я тебе: «И что?» Нет, ты подумай, спрашивает: «На фига?» Щас… «То было классное собрание, а сейчас общешкольное!» Прикинь, фотку просит! Совсем с дуба рухнул…
Даша сфотографировала зал, где проходило собрание, отослала бойфренду снимки и получила следующее послание: «А это что за мужик?».
— «Это ваще-то директор школы! Болван тупоголовый!» — ответила девушка ревнивцу. — Нет, ты глянь, чё пишет: «Ты меня назвала тупоголовым болваном?» — Так, щас я ему… «Ну, не то, чтобы я правда так думала…»
— Даша, тише! На нас все смотрят! — шикнула на неё Александра.
— Ой, да кому надо! Слушай, Саш! Мне домой надо бежать! Я поскакала! А Элькина мать вон там сидит! В желтой кофте. Ну пока! Созвонимся!
Родительское собрание закончилось, и Саша стала искать глазами мать Эли. Наконец-то ей удалось протиснуться к молодой женщине в желтой кофте.
— Ой, извините, минуточку, подождите! Вы Ольга? Элина мама?
Девушка кивнула, с удивлением посмотрела на Сашу и с испугом спросила:
— Да…. Она что-то натворила?
— Нет, нет, что вы! Просто наши дочери дружат, а мы своей всегда разрешаем подружек в дом приводить. И даже оставляем ночевать.
Ольга торопилась поскорее уйти, но Саша пошла за ней к выходу.
— Вы только не подумайте ничего. У нас хорошая, спокойная семья. В квартире чисто. Много игрушек. У Насти своя комната. Можно Элечка будет к нам приходить? Я её и встречу, и назад домой приведу.
— Да я не против, — согласилась Ольга и достала из сумочки трезвонящий телефон.
Девушки остановились.
— Извините, это Эля, — посмотрев на экран, сказала Оля и ответила дочери, — да, доча!
— Мам, я суп подогревала, а с него пена полезла. Суп желтой коркой покрылся. Похожа на пластмассу, — громко отчиталась перед матерью Эля.
— Сколько ты его грела?
— Да недолго, около часа. А давай я его сфотографирую и тебе пошлю? Можно его есть или нет?
— Ничего не делай, через пять минут я буду дома! Слышишь? Ничего не делай!
Обеспокоенная Ольга прибавила шагу и попросила Сашу:
— Пойдемте побыстрей, пока они мне квартиру не спалили! Вы уж извините, я вся на нервах. Это собрание… Так некстати… Гаврики мои голодные сидят.
— Гаврики? У вас их двое?
— Двое! Да еще огромная дворняга Рекс! Меньшому, Юрасику, три.
— Ну вы даёте!
— Даааа… даю… Сама себе удивляюсь.
— Наверно муж хороший?
— Ага! Как только Юрочка родился, его как ветром сдуло!
— Оля, простите. Я не знала… — смущенно извинилась Саша.
— Да все нормально! Все уже пережила. А за Элю спасибо! А давайте на «ты»?
— Давайте! То есть давай! Меня Саша зовут!
— Меня Оля! А девочки пусть дружат. Лишь бы Элька в тягость вам не была. А то они как вместе соберутся — дым коромыслом!
— Да уж не без этого…. Ты знаешь, они так хорошо играют вместе… Есть у них еще подружка… Нюшка… Ха-ха-ха-ха… Подружка Нюшка!
И девушки, довольные знакомством, весело рассмеялись. Оказалось, что они и живут в соседних домах.
На следующий день Александра сходила к Масловым и осталась довольна знакомством с Нюшиным отцом, Власием, и его старой матерью. Старушка в некоторой степени страдала деменцией, но была бойкой, весёлой и с отличным чувством юмора.
***
С самого утра подруги делали доброе дело: помогали Никитушке Лёвкину искать ранец с учебниками.
— Вот он тут был! А пока я сменку надевал, он исчез! — подробно рассказывал одноклассник.
Девочки усадили Никитку на скамеечку, чтобы не мешал искать, а сами облазали весь гардероб. К ним присоединилась и вахтёрша, тетя Лена. Затем охранник обошел фойе по периметру. Нет рюкзачка!
— Говоришь, красненький? С человеком-мухой? — участливо переспрашивала в седьмой раз вахтерша.
— Да, с человеком-пауком! Раньше он был просто человеком, а потом стал пауком!
— Божечки, страсти-то какие! — перекрестилась женщина.
Два дежурных учителя отправили детей постарше пробежать по классам и поспрашивать, не взял ли кто по ошибке чужой портфель.
— У меня сейчас будет приступ паники! — заныл Никита и протянул руки к Насте. — А я могу сейчас в панику впадать?
— Можешь, — успокоила его девочка, — только тихо! — И зажала ему рот ладошкой.
Мимо ребят торопливо прошёл Юрий Андреевич. Девочки тут же ринулись к нему:
— Директор, дорогой директор! Помогите! У Никитушки ранец пропал! Мы уже всё обыскали! Скоро звонок, а у нашего мальчика портфеля нет!
— А как он выглядел? — взялся за дело директор.
— Он такой красненький…
— И человек-оборотень на нём! — вставила тетя Лена. — А потом родители говорят, что дети нервные! По ночам вскрикивают! Вот был у моей соседки такой случай…
— Погодите, а что это у тебя за плечами? — спросил директор и показал рукой на ранец.
— Где? — вылупил глаза Лёвкин.
— Так вот же, красненький! — развернул к себе мальчика Юрий Андреевич.
— А, вот же он! — весело закричал Никитушка, перекрикивая раздавшийся звонок на урок. — Вот он, мой голубчик! Нашёлся!
***
На переменке стоял шум и гам. Учащиеся первых и вторых классов с воплями «А-а-а-а-а-а!» носились по коридору. Первые играли в стрелялки и догонялки, а вторые в догонялки и стрелялки. Из класса вышла Елена Ивановна, а в это время лопоухий Мотя пытался кого-то догнать, но не догнал, и со всего размаху ввинтился в Елену Ивановну. Учитель взяла мальчугана за плечи и строго посмотрела ему в лицо:
— И расскажи мне, учащийся 1«а» класса Матвей, на что у нас в школе наложен запрет?
— На бег, — прошелестел мальчик.
— Поэтому ты…
— Не говорите ничего, Елена Ивановна! Я всё помню! У меня память безупречная!
— Ну, ладно… Верю тебе.
Эту картину со стороны наблюдала Настя. Елена Ивановна её оставила за главную, пока она ходила в учительскую. Как только учительница скрылась за поворотом коридора, беготня возобновилась с новой силой. Елена Ивановна, услышав шум за спиной, покачала головой и решила вернуться. Матвей уже оседлал «боевого коня», в роли которого выступил Артём Копаев, крупный, высокий мальчик по прозвищу Чокопайка.
Елена Ивановна с осуждением посмотрела на Мотю и жестом подозвала его к себе. Настя остановилась рядом с учителем и, показав рукой на нарушителя спокойствия, осуждающе сказала:
— Вот и поглядите, Елена Ивановна, на его безупречную память.
Елена Ивановна взяла Матвея за руку и зашла с ним в класс. А там вторая половина её детей играет в пятнашки.
Двойняшки Ян и Ярик, потные, с красными лицами, носились по партам, размахивая жилетками. Учитель, подождав, когда дети её заметят и успокоятся, спросила:
— Ян, ты дома тоже по столам прыгаешь?
— Не-ет! У нас дома столько столов нет.
— Ну что ж вы такие-то, а? — уныло спросила классный руководитель.
— Елена Ивановна, не мы такие — жизнь такая! — виновато объяснил ситуацию Ярик.
Лишь маленькая Нюша, как мышонок, сидела под партой и испуганно смотрела на детей. Зазвенел звонок. Дети выстроились у своих парт и стали тщательно поправлять школьную форму. Елена Ивановна разрешила им сесть и тихо сказала:
— Мне стыдно за вас! Я думала, вы серьёзные, взрослые люди. А вы? Надо уже учиться владеть дисциплиной. Анютка, а ты почему сидишь под партой?
— Так зато-о-опчут! — пропищала девочка.
Елена Ивановна нахмурилась, села за стол и задумалась:
— Кто мне ответит, что такое дисциплина?
— Когда надо слушаться!
— Не кричать!
— Не гоняться друг за другом! — посыпались робкие ответы детей.
— Мне сейчас очень плохо. Я думала, что мои дети любят меня. Я не хочу вас заставлять. Вы должны сами понимать, что можно, а что нельзя…
Видя расстроенные лица своих воспитанников, Елена Ивановна закрыла лицо руками, чтобы не рассмеяться.
Эля Кочерыжкина быстро затараторила:
— Елена Ивановна! Простите, простите, простите! Вы только не плачьте!
— Только не расстраивайтесь! — закричал Мотя. — Я точно больше не буду носиться! С завтрашнего дня начинаю новую жизнь!
— И я, и я не буду носиться! Честное слово! — закричал Ян и бросился обнимать учительницу.
За ним сорвались с мест все ребятишки, и получились большие и теплые обнимашки.
***
Вечером Настя рассказывала маме последние новости:
— Представляешь, мамочка, к нам в класс сегодня новеньких привели! Девочку с фамилией Милая! Нет, ты представляешь? Милая! А на самом деле она страшненькая!
— Наааастя!
— Прости. На самом деле она не очень милая. Так она сделает задание, встаёт и ходит между партами, детей ругает. Ванечке сказала: «Ты что, дурак? Кто же так букву „у“ пишет?» Он и расстроился. А Злате дала подзатыльник и велела сесть прямо! А Златка в неё как плюнет! Не знала она, с кем связалась! А наша Елена Ивановна вся покраснела! В общем намучается она с ней… — вытерла ладошкой лоб Настёна. — А после обеда Милашка мне говорит: «Ну, чего ж ты не идёшь-то?» Ну а я слегка в дверях застряла и ей такая говорю: «А чё ты здесь командуешь? Командирка нашлась. Я, например, не командую!» А она такая: «И я не хочу, чтобы мной командовали!» А тут Элька со Златкой подбежали и ей говорят: «Кому нужно тобой командовать? И не воображай тут! И нечего нашу учительницу до покрасненья доводить! Иди, иди отсюда, Милашка!» И тут Златка в неё опять как плюнет, прямо на кружева у кофты! Она испугалась и побежала. А знаешь, что Элька ей сказала?
— Нет, не знаю…
— Она сказала: «Такая неприятная девочка, так и хочется у неё чего-нибудь взять и не отдать!»
— Нда… дела… Ну, а ещё кто?
— Мам, может, мне тоже плеваться научиться?
— Не, не, не! — закричала в панике Александра.
— Ну, свистеть же я научилась? Фьить, Фьюить! Вот, чёрт, а вчера получалось!
— Настя!!!
— Поняла. Ну, слушай! Второй — мальчик. Заурманов Ханболот. Догадайся, где здесь имя?
— Мммммм…
— Точно, угадала! Он киргиз! У него круглое лицо, коричневые глаза, узенькие такие, и черные волосы. Он скромный и вежливый. Представляешь, он когда в Киргизии жил, то был царём! Ну, хан — это же царь! Сама говорила! Ну а «болот»… И так понятно — это где лягушки живут. Вот и правит он лягушками! — рассмеялась Настюша. — Мы ему объяснили, он сказал: «Ладно!». И мальчишки его теперь зовут Ханом!
— Ой, как же у вас всё интересно, весело! А у меня тоже есть история. Со мной работает завхоз по фамилии Хомяк.
— Хомяк? Ахха, хаха, ха, — рассмеялась Настя.
— Так вот, звонит она как-то в санэпидемстанцию и говорит: «Здравствуйте, это Хомяк из Дома творчества! Я по поводу мышек!»
— Ахха, ха, ха, ха, ха! — заливалась Настя, валяясь по дивану.
— А ещё раз, — продолжала мама байки про сослуживицу, — сторож на детей рассердилась и как закричит: «Ну ладно, берегитесь, щас я на вас Хомяка натравлю!»…
— А ты, мам, говоришь, что у нас весело! Оказывается, и вы на работе веселитесь!
***
Перед сном Настюша решила записать в свою умную тетрадь разные мысли о дисциплине. Ну, например, вспомнила она фразу: «Дисциплина жизненно необходима!» Красота! Лучше не придумать! А теперь погуглим в интернете… Вот!
«Дисциплина — это не ограничение свободы», «Без дисциплины не имеет значения, насколько ты хорош, ты ничто!», «Мы все должны испытывать два вида боли: боль дисциплины и боль сожаления», «Армия дисциплинирует».
— Вот, это по-настоящему умные мысли!
Старательно, с множеством ошибок, переписав «нетленку» в тетрадь, Настюша с чувством выполненного долга захлопнула блокнот.
***
Елена Ивановна чуть припозднилась и спешила поскорее открыть класс и впустить детей. По коридору за ней бежал запыхавшийся первоклассник, волоча по полу рюкзак и мешок со сменной обувью, и кричал:
— Девушка, эй, девушка!
Елена Ивановна удивилась, остановилась и повернулась к мальчику:
— Дааа?
— Девушка, не подскажите, а где здесь 1 «в»?
— 1 «в»? — удивилась учительница. — Ну, пойдем, дружок, я тебя отведу. А за «девушку» спасибо!
Елена Ивановна отвела заблудившегося первоклассника и увидела в коридоре у окна своих учениц, стоявших с таинственными, как у заговорщиков, лицами.
Ей нравилась эта троица, всё время что-то придумывают! Вот и сейчас, наверное, что-то затевают. Учитель поздоровалась и поспешила в класс.
А девочки заговорили в полный голос.
— Щас, девочки, мы во всем этом разберемся! — категорично сказала Настя.
Она оглянулась по сторонам, махнула рукой и закричала:
— Варя, Варя, иди сюда! — позвала она свою одноклассницу.
Варя Грибова, Настина дальняя родственница, остановилась и робко спросила:
— И-и-и? Чиво звали?
— Не чиво, а что. Ты моя сестра, так? — строго спросила Настя.
— Ну-у-у-у… Папа сказал, что ты мне дальняя сестра.
— Ничего и не дальняя…
— Да седьмая вода на киселе. А вот Злата… Вот она мне как раз двоюродная сестра.
— Сестры, Варя, дальними не бывают. Э-э-э-э-й, Ярик, иди-ка сюда!
К девочкам нехотя подошёл Ярослав.
— Ярик, ты в курсе, что ты мой брат?
— Ть, вот ещё! У меня сестёр нету!
— Так, ты тут мне чушь не городи! У твоей мамы фамилия Сёмина? И у моей также. Значит, ты мой брат, а Варя — моя сестра. Значит, и Варе ты брат. А ты Варя — его сестра! Ярик, будешь нас защищать! Понятно? Варя, а где, ты говоришь, твоя двоюродная сестра?
— Правильно надо говорить «кузина»! — поправила Настю Варя. — Злата, Злата! Иди к нам!
К одноклассникам, жуя яблоко, подбежала Злата Заплаткина.
— Мммм?
— Златочка, прожуй, а потом говори! — отодвинулась от девочки Настя, вдруг сейчас плеваться начнёт. — Ты Варина сестра?
— Хам-ма-ммммм!
Настя ещё чуть отодвинулась, подумав: «Не иначе как слюну копит!».
— Во-о-от! Значит, ты теперь и моя сестра! И Ярику ты теперь сестра! Правда, Ярик?
— О! Я вспомнил! — подпрыгнул Ярослав. — У меня есть двоюродный брат, в Новгороде, а у него троюродный брат или четырехюродный, в нашем классе учится.
— Кто такой? — сведя бровки домиком, спросила Эля.
— Так Ванька же! Воробьев!
— Эля, приведи, пожалуйста, Ваню!
Эля и сама хотела покомандовать, но всё еще не понимала, зачем Настя всё это делает. Она скоренько добежала до класса и отловила Ваню с хвостиком. Ваня упирался, но любопытство взяло вверх.
— Э-э-э, чё надо?
— Щас узнаешь, братик! — подтолкнула его Эля к Насте.
— Ваня, извини, — стала объяснять мальчику Настя, — мы тут родословной занимаемся! Вот смотри, Варя — моя сестра, Ярик — мой брат, Лиза — сестра Вари, а ты в каком-то колене какой-то брат Ярику. Вывод? Мы родственники по одной линии! И нам всем держаться нужно друг за друга! Давайте! Один за всех и все за одного!
Вдруг в голове у Ярослава что-то щелкнуло, и он закричал:
— А Ян? Он же мой брат родненький, на восемь минут меня младше! Тащи, Ваня, его сюда!
Но Ваня тоже был смышлёный, и его тоже посетили умные мысли. Он показал на Нюшу и Элю и спросил:
— А эти двое, Маслова с Кочерыжкиной, чего тогда к нам примазались?
— Мы? Мы примазались?! — заорала Элька. — Да мы лучшие Настины подруги! Мы у неё уже ночевать остаёмся!
— Да, мы ей как сестры! — закивала Нюша.
— Ну, ладно. Я согласен! Насть, у меня ещё один брат есть! Точно! Я на следующей перемене вспомню, кто это!
Зазвенел звонок на урок, и радостные ребята побежали в класс. Встав у парты, Эля зашептала подруге, нет, уже, наверное, не подруге, а сестре:
— Настя, а у нас ещё в классе есть девочка, она мне тоже, как брат, возьмем её в нашу родню?
***
Но на следующей перемене девочкам было уже не до родственников.
Подружки вышли в коридор — воздухом подышать, на людей посмотреть, да и себя показать. И у соседнего класса увидели стоявшего у стены понурого мальчика маленького росточка, даже меньше, чем Нюша.
— Что с тобой, мальчик? — спросила сердобольная Элька. — Ты, наверное, потерялся?
— Да, конечно, он потерялся! — не дав мальчику открыть рот, подхватила Нюся. — В такой огромной школе любой может потеряться! Надо найти его учительницу! — закричала она, и щеки её сразу заалели в предвкушении нового приключения.
Нюша схватила ребёнка за одну руку, Настя за другую, и девочки повели его вслед за Элькой по коридору. Сначала он упирался, но потом смирился и покорно пошёл с девочками.
— Ах, ты наш миленький, ах, ты наш маленький, — приговаривала Нюша, таща за собой первоклассника, — потерялся…
— Идёмте скорее, а то перемена закончится, — поторапливала их Настя.
Девочки вошли уже в четвертый по счету кабинет и подвели «потеряшку» к учителю:
— Это она? — показывая пальцем на учителя, строго спросила у мальчика Эля.
— Нееее… — пустил слезу парнишка.
— Точно не она? Погляди как следует!
— Неее, не она!
— Девочки, вам помочь? — поинтересовалась учительница.
— Нет, мы сами управимся! — ответила женщине Эльвира и скомандовала. — Пошли дальше! Будем ходить, пока не найдем.
Настя всё же решила спросить у малыша, как зовут его учительницу.
— Игуатьевна.
— Дааа? Да у нас таких и учительниц нет! Может, он из другой школы?
Прозвенел звонок, и ученицы решили идти на урок. Да и правильно — Елена Ивановна быстро разберется с малышом. Вдруг дверь класса, у которого они нашли «потеряшку» открылась, и учительница радостно закричала:
— Саша, вот ты где! Сходил в туалет? — подтолкнула легонько ребёнка в класс учитель. — Спасибо, девочки, бегите быстрее в свой класс!
Учитель закрыла дверь, первоклассницы остановились и прочитали надпись: «1«б» класс. Анастасия Игнатьевна Самсонова». Девочки, повертев головами в поисках своего класса, поняли, что заблудились, и в их глазах появился испуг. Нюша тоненьким голоском спросила:
— А где же наш класс?
Настя и Эля недоумённо пожали плечами, но тут в коридор вышла Елена Ивановна и строго спросила:
— А для кого у нас звонок? Ну-ка быстро все в класс!
***
В рекреации открыли галерею детских рисунков «Фантастические миры и их обитатели». Елена Ивановна привела своих детей на вернисаж и интересно рассказывала и о картинах, и о школьной изостудии.
В конце экскурсии она стала задавать вопросы и спросила, понравилось ли детям?
— Красиво! — крикнул кто-то из детей.
— А как можно по-другому назвать?
— Очень, очень красиво!
— Волшебно!
— Восхитительно!
— Чудесно!
— Офигительно! — закричал Левушкин.
А на уроке, воспользовавшись моментом, когда Елена Ивановна отвернулась к доске, Никитка спрятался под парту. Подумал, что учительница не заметит, и удивится, куда же он делся. Начнет искать его, а он как выпрыгнет, как выскочит… И всех насмешит.
А учительница сделала вид, что не заметила исчезновения мальчика. Сидел Никитка под партой, сидел. Скучно ему стало. Он кашлянул, повозился, хрюкнул: «Хрю-хрю», а потом добавил: «Ку-ку!», а учитель всё равно не слышит.
Вдруг Нюша смущенно попросилась в туалет, и учитель сказала:
— Беги, конечно! Ребятки, никогда не бойтесь и не стесняйтесь у меня что-либо спрашивать. Ведь я для вас теперь вторая мама!
— Дааа?! — обрадовались дети.
— Мама, а когда мы обедать пойдём? — задал вопрос Артём Копаев.
Все рассмеялись, а Никитка вылез из-под парты и сказал:
— Я больше не буду так делать! Под партой ничего не видно, и Ярик всё время ногой пинается! Можно я сяду? — и немного подумав, добавил: — Мама!
***
Сегодня был день, когда забирать девочек из школы должна была Нюшина семья. Бабуля видимо забыла об этом, и девочки решили пойти сами. Они прошли мимо охранника с группой продлённого дня и пошагали к подруге, благо жили они все очень близко от школы. Нюша встала на цыпочки и открыла дверь своим ключом. Девочки впервые пришли к ней в гости. Нюта бросила на пол ранец, сапожки полетели в разные стороны, пальто — в один угол, шапка — в другой. Элька последовала её примеру, ну, а Настя чинно-блинно сняла с себя одежду и аккуратно повесила её на вешалку.
У Масловых была трёхкомнатная квартира. Из большой комнаты можно было пройти в комнату Нюши, а бабулина спальня находилась отдельно. Везде стояла старинная, громоздкая мебель из темно-красного дерева. Но женской руки здесь явно не хватало.
— Настя, заходи, не стесняйся! — закричала Нюша. — Дома только бабуля, но она спит.
Из комнаты послышался голос бабули:
— Кто это спит? А никто здесь не спи-ит! А даже и как раз наоборот!
Нюша взяла девочек за руку и повела в гостиную. У окна на табуретке стояла бабуля. Высокого роста, худощавая, в синей майке, зеленых лосинах и белой балетной пачке. В руке она держала мундштук. Курила она изящно, пуская колечками дым в форточку.
— Ой, кто это? — дернулась Настюша.
— Это бабуля! Бабуля, а это Настя! А вот это… это Эля!
Настя ничего другого не придумала, как сделать книксен и сказать:
— Здравствуйте, бабуля! Как поживаете?
— Какая прелесть! Милая, вот уже два месяца мне семьдесят четыре! Так и поживаю!
— Бабуля, ты зачем на табуретку встала? — строгим голосом спросила внучка.
— Да вот! Встала! На путь истинный! Стою. Думаю, куда идти?
— Опять куришь? Тебе же нельзя!
Бабуля спустилась с табуретки и подошла к Насте. Она осмотрела её со всех сторон и пропела:
— Тааак, Наааастенька, говоришь?! Вот ты какая! Сердце моё, зови меня просто бабуля! Девочка, душа моя! Ну-ка повернись! Ах ты! Ещё раз! Какой ужас… Что у тебя за прическа? Это ж прошлый век! Так! Сейчас мы из тебя красавицу делать будем! Впрочем, нет!
Настя с облегчением выдохнула.
— Не красавицу, а звезду! Нюня! Ножницы!
— Баб! Её мама заругает!
— Да! Меня мама заругает! — подтвердила испуганная Настя.
— Нюша, отбой! Убирай ножницы!
— А вы балерина? — спросила Эля.
— Я-я-я? Хм! А что? Пожалуй, что и балерина! Мне нравится эта мысль! Ах-ха-ха-ха-ха! Ты удивилась, что я в пачке? Так это я растяжку ежедневно делаю! Видишь зеркало, а под ним палочка? Это станок.
— А зачем вам?
— Чтобы фигуру в форме держать! — пояснила Нюся.
— А эта… юбочка… откуда у вас? — поинтересовалась Элька, уже мысленно примеряя её на себя.
— Так подруга подарила… Надо же её куда-нибудь носить, вот я и делаю в ней зарядку!
— А-а-а! А дадите померить? — Спросила Эльвира с широко раскрытыми, блестящими глазами.
— Конечно дам, душа моя! Так! Мои маленькие принцессы, наверное, хотят есть! У меня сегодня на обед курица! Пошли на кухню!
Бабуля достала из морозилки здоровенную курицу, вынула её из целлофанового пакета и положила замороженную тушку на кухонный стол.
— Вот! Правда её ещё надо приготовить, но это сущая ерунда! — оптимистично воскликнула бабуля.
Открыла духовку, забросила туда мороженную птицу и закрыла дверцу духовки.
— Ну, вот! Теперь только не забыть её выключить! Айдате в комнату! Расскажу, в какую передрягу я сегодня попала!
— Что, опять? Ба! Ты же обещала! Никаких передряг!
— Нюшенька, на этот раз я ни в чём не виновата! И даже без милиции обошлось!
Процессия возвратилась в комнату. Девочки уселись на диван и приготовились слушать.
— Так вот, — начала бабуля, — сегодня утром настроение моё было таким… плохим, что даже печень попросила выпить! Дай, думаю, пойду, куплю… лимонаду. Села в трамвай…
— Какой трамвай? У нас нет трамваев!!! — возмутилась Элька.
— Аааа, так я автобус так называю! А там… бандиты! Возможно, террористы!
— Ахх…. — вытаращили на бабулю глаза девочки.
— Да, да! Захватили целый автобус пенсионеров, которые были очень преклонного возраста. Очень. Я одна была среди них молодая.
— Молодая?
— Ну да!
— А куда они ехали? — поинтересовалась Нюша.
Бабуля поёрзала в кресле, укрыла ноги клетчатым пледом и продолжала:
— Ну-у-у! Куда, куда? На почту! Пенсию получать! Точно! Получать пенсию. Они же мне так и сказали: «Едем пенсию получать! Сегодня наш день — среда!» Подъезжаем мы к почте, а там… нас уже менты встречают с автоматами. «Руки вверх!» кричат.
А убивцы ножи к горлу старичкам приложили и орут: «Всю пенсию за жизнь старушек!». А их предводитель машет пистолетом прямо у меня перед лицом. И вдруг говорит: «А Вы — то что здесь делаете? Здесь должны быть только пенсионеры!»
А я ему: «Я здесь для того, чтобы спасти невинные души!» И как дам ему ногой… короче… в морду!
— А он? — подпрыгнула Настя.
— А он… брык с катушек. Я хвать пистолет! Кричу бандитам: «Я агент ФБР! Вот мое удостоверение!», — резко вытянула бабуся руку к девочкам, словно показывала документ. — Они, конечно, испугались, оружие бросили и с поднятыми руками пошли сдаваться милиции. Старички все плачут слезами счастья, обнимают меня. Пенсию свою мне предлагают… Я не беру, ведь мне это было совсем не трудно. Столько лет отдано разведслужбе!
— ФБР!? — Опять подпрыгнула Настёна.
— Ты мне про это не рассказывала… — растерялась Нюша, она даже не подразумевала, что у неё такая геройская бабушка.
— Ой, внученька, многого ты ещё про свою бабушку не знаешь… О-о-й-й! О-о-й-й! О-о-й-й! Курица! — вскочила бабушка, путаясь в пледе, и ринулась на кухню.
Девчонки рванули за ней. Бабуля схватила полотенце, открыла духовку, а мороженая курица как лежала на противне, так и лежит, отдыхает в небольшой подтаявшей лужице.
— Тьфу, чёрт, забыла духовку включить! Сейчас исправим! — полезла бабушка в печку. — Во! Все в порядке! Самое главное чесночку побольше! Я ей жару задала, градусов так за двести! Знаете, девочки, если эту курочку потом разрезать, то из неё вырвется такой благоухающий запах мяса и… улетит в небо!
— А что дальше? — потребовала подробностей Элька, и подошла поближе к рассказчице.
— А дальше, — таинственным голосом произнесла Нюшина бабушка, — будем есть курицу по моему знаменитому рецепту! М-м-м! Пальчики оближешь!
— Нет, что там с убивцами? — теребила её за подол Элька.
Компания вернулась в комнату. Девочки с ногами забрались на диван. Бабуля вставила сигарету в мундштук, прикурила её, взгромоздилась на жиденькую табуретку, усердно пуская дым в форточку, и спокойно сказала:
— А-а-а! Ну, так их всех повязали! А меня представили к ордену! На днях вызовут в Москву. К Путину! Не знаю… что одеть?
— Владимиру Владимировичу? — уточнила Настя и решила обязательно записать всё это в свою умную книжицу.
— К Путину? Обалде-е-еть! — засомневалась Нюша и помотала головой.
— Ну да. Для вручения!
— А как вас по-настоящему зовут? — вошла в роль журналиста Настя.
— Меня зовут Аврора Власьевна! А-а-а! Не выговорить? Что это за имечко такое, спросите вы? О-о-о! Это целая легенда! Аврора — это богиня утренней зари! Приносящая дневной свет богам и людям. Возлюбленная бога солнца! Предрассветный, нежный и ласковый ветерок!
— Боги-и-и-ня… — с восхищением сложила руки на груди Эльвира.
— И вот я мчусь на колеснице, — глаголила бабушка, пуская струйками дым от сигареты в форточку, — мчусь я, мчусь, а ветер мне в лицо…
На этих словах бабуля резво спрыгнула с табурета и поправила пожелтевшую пачку.
— Настенька, ты случайно не умеешь играть на скрипке? — спросила вдруг бабуля.
— Не знаю. Не пробовала! — разволновалась девочка.
Бабуля помахала рукой и начала танцевать, как балерина. Легко и мимолетно она опрокинула вазочку, затем табуреточку и закружилась по комнате.
— Пурпурный плащ развевается за моей спиной! — с пафосом декламировала она. — Я лечу на колеснице, запряженной крылатыми или не крылатыми конями, не помню. В красно-желтом одеянии. В одной руке с солнечным диском, поднимая его над головой, и с факелом в другой руке. Я, младая нимфа, ловко управляю колесницей! И боги, и полубоги, и смертные — все без ума от меня!
Бабуля продолжала кружиться, но стала задыхаться от одышки и время от времени прикладывала руку к сердцу.
— Кра-со-та-а! — пропела Эля.
— А за мной уже мчится бог солнца! Все выше и выше к зениту! — поставив табурет на место, уже с трудом поднялась на него бабуля и проговорила:
— И догоняет…
У бабули закружилась голова, и табуретка зашаталась. Девчушки подхватили её и усадили в кресло. Бабуля справилась с головокружением, поводила носом, принюхалась и спокойно продолжила:
— Конечно же, человек с таким именем рожден незаурядной личностью. Натурой возвышенной, совершенной! Аврора застенчива и скрытна, она сверхчувствительна и эмоциональна. Для Авроры любовь — настоящий стимул, без любви ей очень сложно найти свое место в жизни. Какая же это ответственность, скажу я вам…
Настя зашевелила носиком и вопросительно спросила:
— Ф-Ф-Ф-Ф-Фу! Чем это пахнет!?
— Ой! Курица! — закричала Нюша.
— Горим!!! — заорала Элька.
И вновь компания кинулась в кухню, спасать курицу. Из духовки валил сизый дым. Бабуля подбежала к окну, открыла форточку, затем дверцу духовки. Достала противень с обугленной курицей, обожглась и в сердцах кинула его в раковину. Затем осторожно, кончиками пальцев, перенесла курицу на разделочную доску.
— Пропала курица. Уже вторая за эту неделю… — со вздохом опустила голову Нюша.
— Ничего, ничего! Сейчас мы её реанимируем! — с боевым задором воскликнула бабуля.
Старушка вынула из деревянной ячейки огромный кухонный нож и со всех сторон обрубила курицу квадратиком. При этом угли и пепел летели в разные стороны. Бабуля достала большое фарфоровое праздничное блюдо. Уложила на него куриный полусырой квадратик, вынула из холодильника пучок зеленой петрушки и украсила курицу со словами:
— Люблю всё красивое! Эх, жаль веточки базилика нет… Кушать подано, девочки!
— Эй, я дома! — крикнул внутрь квартиры Нюшин папа.
— Власик, милый, мусор вынеси! — прилетело в ответ.
И начался диалог, выученный как по нотам:
— А вы что делали?
— Да уж сиднем не сидели! Дети голодные, я им курицу запекла!
— МАМА! В холодильнике же суп стоит и плов! Всего-то и надо было подогреть! И зачем ты курицу достала?
— Даааа? Ты ж мне не сказал! А детям белок нужен…
***
На следующий день девочки вышли из здания школы и уселись на карусели ждать Элину маму. Элька тут же устроила спор, кто сильнее раскачается и дольше продержится без рук. Нюша выступала в роли арбитра, да и слава богу, так как спорщицы тут же повалились на землю, получив по увесистой шишке. Зато впечатлений было полно:
— А меня как закружит, как понесёт, — взахлеб делилась ощущениями полёта Настенька, — и я мгновенно упала сверкающей звездочкой!
— А я как? Как я упала, Настя? — приобиделась Эля.
— А ты… А ты, Эля, упала… бревном.
— То есть как это бревном? Какая ты хитренькая! Сама, так звездочкой… красиво… А я, так не красиво!?
— Ну, а ты тогда, — искала красивое сравнение Настя, — а ты — кометой!!!
— Нет, пусть будто Эленька упала солнышком, — приободрила подружку Нюша и пощупала её шишку.
Все были довольны и счастливы! И сразу захотелось петь. Очень громко петь:
Эти маленькие зубки
Меня кусь-кусь-кусь!
Он мой личный антистрес
И прогоняет грусть!
Все в тик-токе за мной повторят
Этот новый танец
Маленьких щенят, нят, нят!
— Девочки, я раньше больше любила Филимонову, а сейчас Милану Стар больше! — улеглась на скамейке Настя.
— А я наоборот, — взвизгнула Эля в восторге от любимых кумиров, — сначала я любила Влада Бумагу, а потом подсела на Глента и Серегу Кобякова.
— Воще-то, Эля, это одна и та же группа! — поправила её Настя.
— Ага, — поддакнула Нюша, — у них ещё есть Алёна Шиповская. Уж такой у неё голос мелодичный, движения чёткие. Всегда разные локации. Стиль свой, яркий! Мерчем занимается — футболки свои выпускает. Кстати Ревиви — это Алёна и есть!
Девочки удивлённо посмотрели на Аню с нескрываемым удивлением и интересом.
— Да что тыыыы….
— Ой, комары, заразы, кусаются! — шлёпнула ладошкой по ноге Элька.
— Значит, у тебя кровь вкусная! — объяснила «солнышку» Нюша. — Вот меня так не кусают, у меня невкусная.
— Откуда же он знает, чья кровь вкуснее? А-а-а! Поняла! Он же видит, кто красивее, значит у того и кровь вкуснее.
— Ты что, хочешь сказать, что красивее нас с Настей? — подскочила обиженная Нюся и посмотрела в глаза подлой подруги.
— Это бессмысленный разговор, — рубанула Элька рукой воздух, — подрастём и увидим! Хотя и так уже всё ясно!
— Девочки, щас я вас побрызгаю! — пыталась остановить начинающую ссору Настя и полезла в ранец.
Она вытащила из него небольшой баллончик и распылила жидкость сначала на присевшего на Эльку комара, а затем на голые участки рук и ног своих подруг и гордо объявила:
— Ну, щас все подохнут! Они только вред людям приносят!
— Неее, они вред не приносят, — многозначительно объявила Элька, — вот укусит тебя комар, ты это место будешь чесать, тело раздражается и становится теплее, как в шерстяных носках!
— Я знаю! Им просто нужны наши трубочки… ну, по которым кровь идет!
— Вены! — поправила её Настёна.
Нюша скуксилась и пропищала:
— И тебе их не жалко? Ведь они так мало живуууут…
— А что, интересно, они думают, когда ты на них аэрозолькой брызгаешь? — призадумалась Эля.
— Не поймаешь, не поймаешь! — обрадованно заблестела глазами Нюшенька и попрыгала на одной ножке.
Настя, намотав на палец кудрявую прядку, укоризненно поглядела на подруг:
— Да у них же мозгов-то нет… Голова маленькая!
— Ну как же нет мозгов? Он просто думает, что дождь пошёл!
— Нет, он просто в мыслях думает: «Христос Воскрес!» и отлетает, — взмахнула плавно ручками Нюша.
— Куда? — хором спросили подруги.
— В другой мир!
***
Когда Настю и Нюшу разобрали по домам, Ольга принялась гладить белье, а Юрасик катал по полу машинку и приговаривал: «Дрын, дрын, дрын, дрын». Злющая Элька наворачивала вокруг матери круги. Пнула ногой рюкзак, бросила плюшевого мишку за диван, в сердцах скинула на пол подушку.
— Мама, можешь вычеркивать меня из школы! — твердо заявила она. — Школа — это не моё. Больше туда ни ногой. Завтра в садик иду. Мама, я обещаю, что буду всё-всё кушать в садике, спать, играть и слушаться воспитателя!
Ольга выключила утюг и подошла к дочери:
— Ну, что случилось, иди сюда! — посадила она её на диван.
— Мама, на сегодня задали учить стихотворение.
— Какое?
Эля поплелась за портфелем, выудила из него учебник «Литературное чтение», открыла по закладке и показала матери стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?»
— Ну и что здесь страшного? Детское стихотворение, учится за пять минут!
Пять минут превратились в два часа. У Эли было заплаканное лицо, а Ольга уже еле сдерживалась, чтобы не влепить дочке подзатыльник.
— Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел… — заглядывая в учебник, читала Ольга, — повторяй за мной!
— Мама! Это стихотворение слишком большое! Слишком большое для первоклассника!
— Учи давай! Мне уже Юрасика укладывать! Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего.
— Это очень много, очень много для первоклассников! — ныла Элька, ковыряя маникюр сделанный вчера фломастерами.
— Ну, я же не виновата, что у вас такая программа. Учи!
— Позвони Елене Ивановне! — заплакала Эля. — Скажи, что этот стих дурацкий! Ненавижу этот стих! Смотреть даже на него не могу!
— Эля, учи уже! Сколько ж можно!
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
— А у меня в кармане гвоздь. А у вас?
— А у нас масина — разь и поехала в гарась! Это двась! — вдруг сказал Юрасик.
— Галка села на заборе… Как она могла сесть на забор? Кто этой девочке разрешил сесть на забор? Колготки рвать! Ерунда какая-то!
— Галка — это птица!
— Мама, ты же знаешь, я не люблю слоняться без дела, — решила сменить тему Эльвира, — у нас ведь с тобой такой характер — обязательно надо найти себе дело… Может, мне на кружки какие ходить? Я люблю петь, танцевать, рисовать, кулинарить, заниматься спортом, вязать… Так куда бы мне податься? Такой талант пропадает…
Ольга даже присела, узнав о многочисленных способностях своей дочери.
— Чего-то я раньше о твоих талантах не знала! Ну хватит уже про свои умения, давай стихи учи!
— У-у-у-у! — завыла Элька.
— Я не понимаю, почему Настя-то всё учит? — взвилась Ольга.
— Да потому, что она башка!
— Чево?
— Ну, мозг! Мозговитая она у нас! Господи, да кто только выдумал это дурацкое стихотворение?
— Сергей Михалков выдумал! Запомнила? Сергей Михалков!
— Да запомнила! — и взглянув в угол, где играл Юрасик, прошипела:
— Хорошо тебе в садике! Спишь и жрёшь! Спишь и жрёшь!
— Господи, скорей бы завтра! — подняла глаза к небу Ольга. — Пойду на работу, хоть отдохну!
***
В семье Грибовых тоже учили стихотворение. Мама лежала на Настиной кровати и слегка дремала. Настина голова всё ниже и ниже опускалась на стол и бурчала:
А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.
Настя вскочила, подбежала к окну и оглядела двор:
— А из нашего окошка… разных домиков немножко… Ой, слышала, мам, в рифму…
— Не отвлекайся! Повторяй!
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный шар.
— Мам, не могу больше! Презелёный красный шар. Ну, что за чушь! Как можно такое давать учить первоклассникам? Кто же это такую белиберду написал?
— Сергей Михалков! — строго сказала Саша. — Запомни, Настя!
***
Ночью Настя никак не могла заснуть. Всё ворочалась и думала, что же записать в умную тетрадь. Про стихотворение? Нет! Чего там умного? А про звездочку? Нееет! Тогда придется и про шишки на голове писать. Может, сделать очерк про Ваню, как Никитушка ему хвостик подрезал? И теперь Ванюшу в парикмахерскую поведут, исправлять причёску, а, может, и совсем делать новую стрижку. Хотя, чего здесь умного? Может, про комаров? Да, здесь точно есть умные мысли… И про аэрозольку и про Христоса воскреса… А ещё надо написать в тетради проект, как мальчишек отучить матюгаться! А то Ярик сегодня на перемене бегал за Яном и кричал: «Ай, козёл! Ай, козёл!» Стыдно было, невозможно! Вот на этом умном решении Настенька и уснула.
Октябрь
В кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной работе проходил Совет профилактики. За одним столом восседала завуч, за другим — социальный педагог. Рядом с родителями своих учеников примостилась Елена Ивановна. Перед столом завуча выстроились Настя, Эля, Нюша, Ваня, Матвей, Никитушка и Артём Копаев.
Нюшина бабуля в наряде «Райской птицы» сидела отдельно, на двух стульях, чтобы не помять яркую юбку.
— Да, такой драки в первом классе, уважаемые родители, — начала завуч, — на моём веку ещё не было. Клубы пыли, поднятой вами, ребята, во время драки, были видны из космоса. Вероятно, это была битва титанов? Ну, что, друзья-товарищи? Мы вас слушаем!
— Можно, я скажу? — подняла руку Настя и начала рассказ. — Дело было так. Мы стояли с Элей и Нюшей на улице. Ждали, когда нас заберут. К нам подошел Чокопайка и…
— Кто? — подняв брови, просила завуч.
— Нууу, Артём Копаев. И обозвал меня… всякими некрасивыми словами, которых я не заслуживаю. Хотя мы с ним из одного садика. А Ваня заступился за меня и сказал, что я таких слов не заслуживаю, а, наоборот, я красивая. И сказал Чокопайке, что он его презирает, и вызвал на дуэль.
Матвей Крутицкий, для друзей — Мотя, не удержался и закричал:
— Он ещё ему хотел перчатку кинуть в лицо, но перчатки не было.
— А Чокопайка, то есть Артём, сказал, что будет ждать его за углом и что ему мало не покажется, — продолжала Настя.
— Ой, бедненький… — всхлипнула Нюша.
— Да. Мы, с Матвеем, никогда не позволим наших девочек обижать! — гордо сказал Ваня и расправил плечи.
— Да воще-то! — вякнула Эля.
— И Настя никакая не толстая, а просто плотная сложением, — добавил Мотя.
— Это всё рассосётся. Рассосётся всё! — выкрикнула раскрасневшаяся Настюша.
— А Чокопайка, наоборот, толстяк и двоечник! — открыл глаза присутствующим Мотя.
— Так, ребята, — вклинилась Елена Ивановна, — мы разбираем сейчас то, что произошло на улице.
— Ну мы вышли. А он, этот… Артем, ждет нас с мальчишками из второго класса. Нас двое, а их… раз, два, три, восемь! — произведя манипуляции с пальцами, доложил Ваня.
— Ше-е-есть! — чуть не плача, крикнул Чокопайка.
— Ну мы и стали драться, — закончил Ваня.
Бабуля уже давно ёрзала на стульях, тут не выдержала и встряла в разговор:
— Дуэль — это так романтично! А ведь я всё видела, шла как раз к школе, внучку с подружками забрать. Мы их по очереди забираем. И тут, вижу, как к этим двум милым мальчикам подходят десять здоровенных амбалов. И начинают их драть! А наши мальчики такие смелые, такие сильные! Хрясь этим хулиганам по мордам. И ещё хрясь, хрясь по… лицу. Итак! Выношу на голосование. Кто за то, чтобы Чокопайку, пардон, Артёма этого, наказать, поднимите руки?!
— Так, Аврора Власьевна, — осадила старушку Елена Ивановна, — погодите с наказаниями. Сядьте, прошу вас. Ваня, продолжай!
Бабуля поджала губы и отвернулась к окну.
— А потом мы с Артёмом сцепились и покатились по земле. А я смотрю — двое под скамейкой лежат, а остальные убежали…
— И никто эту драку прекратить не смог? — уточнила учитель.
— А-а-а! Настя! — вспомнила Эля. — Настя кричала: «Прекратите, прекратите, как вам не стыдно!» А я то знала, что они сейчас подерутся, а потом непременно подружатся.
— Так, спасибо. Мы поняли. А теперь, ты, Артем, расскажи!
— А чёёёё… — хлюпнул носом Артём, — они нам сначала наваляли. Месили нас кулаками. С размаху били под дых и кулаком по лицу. А потом погнали до Авиационной.
— А мы запыхались, встали отдышаться, — вспомнил Лёвушкин, — а Ваня и спрашивает: «А где наши девочки? Они же там одни остались? Надо их выручать». И мы помчались к школе. Прибежали, а девочек там нет. Тетя Люда с вахты сказала, что девочки в медпункте. Мы в медпункт, а там… одни Настины ноги… — грустно сказал Ваня и склонил голову.
— И портфель, — добавил Мотя, — а самой Насти… там не было…
— А мы с Элькой их в живот пихнули обеими руками и всех разогнали. А я коленку разбила, — сказала Настя.
— Как же романти-и-ично! — попела бабуля и прикрыла глаза.
Родители и учителя со всей старательностью делали серьезные лица, но потом уже не смогли сдерживать смех и хохотали до слёз. Дети посмотрели на взрослых, пожали плечами, переглянулись и залились смехом.
***
На перемене в школьном коридоре у окна стояли Эля и Настя и наслаждались вкусными, сочными яблоками. Эля, увидев в руках у подруги сверкающий блокнот, тут же выхватила его:
— Это что за красота? Бриллианты или подделка?
— Эля, это простые пайетки.
— Ой, да я пошутила, что мы, паетков не знаем. А что там у тебя, рисунки?
— Нет. Это мне для умных мыслей. Ну, у меня, может, ты и заметила, от умных там и научных, и познавательных мыслей голова кружится. А выбрасывать из головы их жалко. Как только появляется умная мысль, я её оп и в тетрадь.
— Ой, Настенька, Настенька, прочитай, что там написано?
Настя положила яблоко на подоконник, важно открыла тетрадь и зачитала:
— Вот, например: «Ведение блога — тоже форма экс-ги-би-ци-а-низ-ма, но не такая опасная, как пробежка голяком по подиуму перед оза-бо-чен-ны-ми френчами».
— Блииииин! Жесть! Настя, ты ваще крутяк! Я тоже хочу. А кто это — сгибицинист?
— Нуууу, это когда он сгибается и не сгибается. Ну, до низа. Понятно?
— Неа! — помотала головой Элька с такой силой, что её пышные волосы разметались по лицу.
— Ну, я так и предполагала, что научное тебе ещё рано. Тебе пока познавательное нужно.
— А ну, давай ещё! — не унималась Элька. — Та мысль, про голышей, была не очень… Читай другую!
— Таак… — послюнявила Настя палец и перевернула страницу. — О, мое любимое! «Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится».
— Ну да… Остановимся пока на познавательном! — насупившись, сказала Эля, схватила Настино яблоко и впилась в его нежную мякоть.
Из-за поворота выбежала испуганная Нюша, и Настя тут же вынула еще одно яблоко и сунула ей в руки. Теперь мама Саша все сладости давала им на троих.
— Ну, ты чего так долго? — спросила Настя.
— Девочки! Я сейчас такое, такое видела…
— Ну, что, что видела-то? — заинтересовалась Эля и чуть не поперхнулась яблоком.
— Елена Ивановна…
— Ну, что Елена Ивановна? — испугалась Настя.
— Девочки, она вышла… из туалета…
— И чтооооо?
— Что она там делала? — чуть не плача, спросила Нюра.
— Она наверно руки мыла! — резонно отметила Настя.
— Ой, точно! Уф-ф-ф! Она же должна руки мыть? — с облегчением вздохнула Аннушка.
— Нюшка, а ты думаешь, где Елена Ивановна живет? — спросила Эля.
— Ну… в красивом таком доме… Двухэтажном… С балконом… И у неё всё там блестит и сверкает. Картины в золотых рамках. Даааа… У неё стол… ну, такой стеклянный, как хрустальный, и компьютер навороченный. А кровать у неё…
— Двухэтажная? Или на ортопедическом матрасе? — Спросила Элька. Уж она-то точно знала, как живут российские учителя.
— Ну, тя! — рассердилась Настя. У неё, как у принцессы! С короной вверху и по бокам такие тряпочки серебристые свисают! Кругом зеркала! А в зале — статуи богинь и белые колонны! И когда она идёт в магазин…
— Нет, в магазин она не ходит. Точно! У неё на это муж есть! — вставила всезнающая Элька и с хрустом откусила кусок фрукта.
— А-а! Ну понятно. Он ей всё покупает… И пончики, — добавила Нюся.
— Хорошо быть учительницей! — завистливо сказала Эля.
***
А Елена Ивановна пришла с работы в свою скромную двухкомнатную квартирку с пятиметровой, но уютной кухней. Жилище давно просило ремонта, но постоянно возникали какие-то более нужные и важные проблемы. Пока муж Елены Ивановны, Алексей, разбирал сумки с продуктами, она переоделась, помыла руки и вошла на кухню.
— Лен, ну почему так поздно? — возмущался супруг.
— Леш, столько бумаг, столько… Ещё и проверку питерскую ждём.
— Лена, ты устала! Бери нагрузку меньше или увольняйся!
— Что ты, что ты! Я совсем не устала!
— Ладно, иди в комнату, а я тут соображу что-нибудь поесть.
— Видишь, я весёлая! Сейчас всех поцелую! Уроки с Илюшкой выучу! Пирог испеку!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первоклашки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других