Килограмм поддержки

Надежда Зейглиш

«Килограмм поддержки» – твой домашний психолог на 2 года еженедельных встреч. Книга поможет найти ответы на самые важные вопросы: Как пробовать новое? Как доверять себе и другим? Как ошибаться и с уважением признавать ценность сделанного, даже если от этого больно и горько? Как находить своих и прощаться? Как вытаскивать себя из болота, словно Мюнхгаузен? Как просить о помощи? Как верить в невероятное? Как освобождаться из плена прошлого? Как прямо сейчас становиться творцом своего будущего?

Оглавление

3.Экватор: как замечать сделанное. Про ценности и цели. Для тех, кто уже много сделал, но всё ещё недоволен собой

«Чем больше человеку дано, тем больше он может реализовать в своей жизни и тем сильнее напряжение, когда он этого не делает».

Мне часто приходилось слышать, что без «особого повода» быть добрыми к себе не получается. Для кого-то особым поводом могла стать беременность, для кого-то — болезнь… Эта глава книги для тех, кто уже оставил позади самое трудное и сумел подкопить сил. Так вот, если сейчас стало лучше, это не значит, что внимание и забота вам больше не полагаются. Полагаются и ещё как! Выжить — это хорошо, но одного лишь выживания недостаточно. Вы всё делаете правильно, просто продолжайте.

Дураку полработы не показывают

Опубликовано: 29 августа 2017Количество просмотров: 3059

«Уж лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

Замечали ли вы, когда, в каких ситуациях хочется чёткого плана, точного прогноза и чтобы всё предсказуемо, а когда вы готовы к неожиданностям, сюрпризам — мол, как пойдёт?

Обычно чем человек увереннее в себе, тем меньше нуждается в предсказуемости. Взять хотя бы путешествия. Если я еду в страну, языком которой владею, то чувствую себя увереннее, правда? Если что не найду, спрошу на месте. Если я в хорошей форме, и для меня плюс-минус 10 км не проблема, то я не буду так уж тщательно высчитывать общую протяжённость пешей экскурсии. Если мне нравится знакомиться с людьми, то я не буду заранее заучивать вопросы, которые можно задать при первой встрече.

Что происходит, когда мы пытаемся действовать в той сфере, в которой у нас на данный момент уверенности маловато? Мы всеми силами стараемся избегать неопределённости. Как? Очень просто: всё должно быть ясно, предсказуемо и однозначно. Чтобы отважиться пойти туда, где у меня мало возможностей опираться на себя, ситуация должна быть определённой, однозначно благоприятной. Я начинаю упрощать мир, превращая его в очень простую чёрно-белую картинку: всё или хорошо, или плохо. Причём «хорошо» — означает так, как мне надо, так, как я могу это переварить, так, как мне доступно.

Собираясь рискнуть, я хочу по максимуму просчитать и исключить всё «плохое»: native speaker говорит «плохо», потому что мне трудно его понимать. Реакция? Я не понимаю этих местных, больше я сюда не поеду. Это отвержение, страна выкрашена в чёрный цвет и забракована. Всё. Точка. Приговор вынесен и обжалованию не подлежит. Полегчало? Да. Тема поездок закрыта.

Определённость наступила. Стало спокойнее. Но круг жизни сузился. Стало безопаснее, но скучнее. Так мы можем позволить нашей жизни сжиматься и таять на глазах, как шагреневая кожа. Но так легко мы не сдаёмся — мы боремся, мы ищем и находим другой вариант, «хороший» — не такой, как тот, «плохой». Возлагаем надежды, идём навстречу и… снова разочаровываемся. Закоренелые чернушники, раз и навсегда отвергшие в обиде весь белый свет, встречаются, конечно. Но чаще очарование и разочарование сменяют друг друга.

Англии и англичанам, в сущности, всё равно, понимаю я их или нет. Поэтому возьмём пример, когда наши чёрно-белые игры более тесно затрагивают другого человека.

Допустим, у меня проблемы с друзьями, не получаются хорошие стабильные взаимоотношения. Это моё слабое место. Что я могу делать?

План А: идеализировать нового друга, делать из него «беленького», на всё, с чем мне трудно, закрывать глаза и искренне делать вид, что этот человек прекрасен и непогрешим, как папа римский. Но жизнь есть жизнь. Идеальных людей не бывает, мы все чем-то цепляем и раним друг друга, даже того не желая. Читать мысли большинство из нас тоже не умеет. Мы можем не понимать друг друга, судя и меря по себе. И вот со временем все эти шероховатости и недопонимания накапливаются. В случае идеализации процесс накопления происходит неосознанно, и в один прекрасный момент наш резервуар терпения переполняется — и «прекрасный» друг вдруг превращается в коварного и вероломного врага, ужасного монстра, с которым невозможно находиться рядом. Мы восклицаем: «Ах вот ты какой на самом деле!» — и рвём отношения с негодяем. Тут может наступить подходящее время для реализации варианта Б.

План Б: предполагает действие от обратного. Обжёгшись на молоке, будем усиленно дуть на воду, видя в окружающих явные признаки негодяев и мерзавцев. И интернет тут нам в помощь. Почитайте про всех этих ужасных психопатов и перверзных нарциссов-абьюзеров. Ага, ими же земля просто кишмя кишит, правда?

Следуя плану Б, мы живём в тотальном одиночестве и изоляции, полностью обезопасив себя от всяческих неприятностей, присущих общению с людьми. Устаём от одиночества, начинаем тосковать и мечтать о тёплых, близких, доверительных отношениях… и? И переключаемся на план А.

Интересно, сколько времени и сколько пройденных циклов идеализации-обесценивания понадобится, чтобы приблизиться к нашей главной трудности, увидеть, что мы не выносим неопределённости, убегая от которой оказываемся в чёрно-белом мире, обречённые шарахаться от полюса к полюсу…

Чтобы вырваться из этого выматывающего цикла идеализации-обесценивания, нужно научиться опираться на себя, на свои желания, ценности и смыслы. Нужно увидеть и принять себя реального, а не чёрно-белую «прекрасно-ужасную» версию. Я хочу, мне важно, мне дорого, для меня в этом есть смысл, драйв, радость. Это делает меня живым. Когда я увижу себя так, то смогу смелее встречаться с другими. Почему смелее? Потому что в наших отношениях будет больше свободы и стабильности. В чёрно-белый мир идеализации-обесценивания нас загоняют два чувства, работающие в паре: это стыд и страх. Страх испытать стыд. Стыд — это реакция на отвержение того человека, который нам важен, к кому навстречу мы двигались и принятия которого хотели. Мы испытываем стыд, когда нас отвергают по причине нашей «негодности».

«Фу, какая грязная»

«Фу, чистюля»

«Фу, тупая»

«Фу, заучка»

«Фу, неряха»

«Фу, нарядилась»

«Фу, нет сисек»

«Фу, что за вымя»

Ну, короче, вы поняли. Отвергнуть могут всех и за всё. И сложно заранее предугадать, какая будет реакция: принятие или отвержение. Но прелесть в том, что мы уже не маленькие дети, и другие взрослые люди, с которыми мы сейчас общаемся, нам не родители. Мы — сами себе родители и сами в состоянии себя принимать, ценить и заботиться о себе. В детстве мы всё сказанное родителями в наш адрес глотали без разбора или закрывались от них, оставаясь голодными. Если мама говорила: «Ты дура!» — я могла стать дурой или подумать: «Сама дура!» Кто что выбрал:

— стать дурочкой, но с мамой;

— остаться умной, но без мамы.

Взрослые люди могут выбрать третий вариант, оформить высказывание другого в прямую речь и решить, как действовать дальше.

Да, подруга сказала: «Надя, ты — дура». Да, а я в это время… И тут начинаем тренировать навык опираться на себя. Я могу признать, что действительно сглупила, и поблагодарить подругу. Могу подумать, что не согласна, и спросить, а почему она так решила. Что глупого она видит в моих действиях? А если это и не подруга вовсе? А, может, она сама дура и её жаба душит, что я такая умная? Вариантов — много. Взрослый человек способен взять паузу, не реагировать на автомате по привычной схеме. Свериться с собой, со своими ценностями, взглядами, мыслями, чувствами, желаниями, со своим опытом и решить, как действовать.

Ещё один важный момент — это наши желания и просьбы. Когда мне что-то важно, чего-то очень хочется и моё желание связано с другим человеком, я буду его об этом просить. Здесь тоже важно уметь опираться на себя. Я прошу, потому что хочу, потому что мне важно. Но просьба, пусть и о важном — это не требование. Я рискую, я прошу в ситуации неопределённости, я не знаю, как другой человек отреагирует на мою просьбу. Я готова к отказу. Человек свободен говорить и да, и нет. «Нет» не означает, что я плохая, просто для другого человек сейчас лучше мне отказать. Отказ не говорит о том, что мои желания и просьбы плохие и мне должно быть стыдно за них. Нет, отказ говорит про другого человека, а не про меня.

То же самое с предложениями.

— Хочешь шашлык?

— Нет, спасибо, не хочу.

Это не значит, что хотеть шашлык, есть его и предлагать другим — плохо, и я плохо поступила, предложив. Это значит всего лишь, что другой человек не хочет то, чего хочу я, и ему моё предложение не подходит. Но никто из нас не плохой и не хороший, не чёрный и не белый.

Вот почему полезно, прежде чем что-либо делать: просить или предлагать, хорошо бы про себя получше понять, почему и зачем Я ЭТО ДЕЛАЮ? Какое у меня есть основание это делать или не делать? Как я выбираю для себя: сказать или промолчать, предложить или нет, попросить или обойтись?

Когда делаешь то, что тебе по-настоящему важно, то появляется сила идти в ситуацию неопределённости: мне важно это сказать, мне важно спросить, мне важно узнать, мне важно предложить, мне важно попросить, и я готова встретиться с твоей реакцией, какой бы она ни была.

Понимание — это процесс. Доверие — это процесс. Близость — это процесс.

Процесс — это как приготовление блюда. Быть в процессе, видеть, что происходит прямо сейчас, реагировать, дожидаться реакции другого. Иногда мы фыркаем, когда вместо булочки видим тесто, а вместо котлетки — фарш. Но процесс требует времени, он имеет ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ, которую надо научиться выдерживать. Не просто ждать и наблюдать, а участвовать. Быть активным и живым в этом. Если я не понимаю, я буду прилагать усилия, чтобы понять: я могу попросить говорить громче, тише, медленнее, повторить ещё раз, попроще и т. д. Не спешить с выводами. Молчит — значит тупой, или я тупая, а он не хочет со мной разговаривать. Быстро обесценить себя или другого — это легко. Это тот самый «ужасный конец» из эпиграфа. Хорошо бы научиться не спешить. Научиться выносить тишину и неопределённость, отсутствие молниеносного ответа и мгновенного результата. Хорошо бы научиться принимать липкость теста, если хочешь булочку, и перестать уже, чёрт возьми, быть тем самым дураком, которому полработы не показывают!

Знание себя, умение опираться на себя, на свои ценности — это самая лучшая профилактика токсичного стыда, страха отвержения и обесценивания, т.е. всего того, что запускает цикл идеализации-обесценивания. Я спросила, потому что МНЕ ЭТО ВАЖНО. Я сделала то, что было нужно мне. При любом варианте ответа я расширяю, а не сужаю свою жизнь, потому что иду навстречу неопределённости и другому человеку. Ведь не зря Виктор Франкл считал, что когда у тебя есть «зачем», можно вынести почти любое «как».

P.S. Вот перечитала и увидела, сколько же усилий мне требуется, чтобы действовать в своих интересах. Готовлюсь, как будто марафон бежать собралась! А ведь есть люди, которые делают это всё с изумительной лёгкостью, даже не задумываясь. Я это точно знаю, видела своими глазами и не один раз. Вот этой лёгкости и мне захотелось! И я даже знаю, у кого надо учиться. Тем же летом, когда была написана статья, я отдыхала в Испании. Там я познакомилась с одной удивительной девочкой. Её звали Ленор. У неё очень любящие родители. Особенно папа. Для него она — Радость, Солнышко, Принцесса! Благодаря папе она очень смелая. Я тоже так хочу.

А с чем тебе легко и с чем трудно? И есть ли у тебя такие люди, которым легко даётся то, что для тебя пока трудно и непонятно?

Жизнь — товар или услуга?

Опубликовано: 11 сентября 2016Количество просмотров: 2809

На статью меня вдохновило 1 сентября. Что случилось? Ничего особенного, дети пошли в школу. Мои и не мои, реальные и «фейсбучные». Как и любое изменение, начало учебного года всколыхнуло «ленту». Держитесь, крепитесь, о ужас, как здорово, горжусь, стенаю, пожалейте меня (его, её, их) и т. д. Перед этим были колыхания, связанные с таким — не таким летом: слишком мокрым, жарким, холодным, коротким и т. д. Что ещё? Ремонт дорог, пробки, приезды и отъезды чиновников… Что общего у разных реакций на разные события? — Недовольство, претензии.

Вот и захотелось мне побухтеть по-стариковски, что «ну нельзя же так к собственной жизни относиться!». Недовольство и претензии уместны и оправданы там, где вы покупатель или пользователь, приобретаете товар, пользуетесь вполне определённой услугой за определённую плату. Тогда требование, чтобы качество соответствовало заранее оговоренному, совершенно справедливо. И возмущение в случае несоответствия — совершенно уместно.

А наша жизнь? Кто тут производитель и кто поставщик услуг?

Ну, с производителями более или менее понятно. Жалоб и претензий к родителям хватает. Недолюбили, не настояли, не поддержали, не так воспитали, недодали, перелюбили, законтролировали, недо — или перехвалили… Ну, допустим, родители — бракоделы, можно им на это попенять, а что изменится? С их «недоделками» — то что делать?

И до какого возраста дитяти родителей можно считать «поставщиками услуг», с которых можно спрашивать и требовать какого-то определённого качества и претензии предъявлять в случае несоответствия?

Всё заканчивается, полагаю. Сейчас самым важным событием в жизни человека я считаю тот момент, когда приходит чёткое осознание: жизнь моя, и я за неё отвечаю.

Можно ли погоду-природу-дураков-дороги использовать в качестве козлов отпущения, взваливая на них всё собственное недовольство собой и собственной жизнью? А почему бы и нет?

Можно ли винить родителей во всех своих бедах и несчастьях? Да легко! Можно ещё присовокупить мужей (жён), братьев-сестёр, друзей-подруг, шефов и коллег, вахтёров, продавщиц и голубей (ну срут же на голову!).

Можно. Но вот поможет ли это? Сделает ли это нашу жизнь более полной, радостной, насыщенной, увлекательной? А что важнее: найти виноватого в том, что мне плохо, или сделать-таки уже себе хорошо? Не годится такой вариант? Лучше страдать и ждать, когда кто-нибудь придёт и сделает? И не кто-нибудь, а тот, кто виноват? Да, это было бы справедливо. Накосячил — исправляй! Родители накосячили — им и исправлять: просить прощения, долюбливать, доглаживать, говорить правильные слова, искупать вину. Ведь виноваты же?

Бывает, что и виноваты. Да, и сильно виноваты. Сейчас я говорю абсолютно серьёзно.

Но что делать, если долгожданная справедливость не спешит наступать? И не спешит уже так лет 30—40 с хвостиком?

Будем ждать, когда справедливость восторжествует?

На вашем месте я бы точно, а на своём — пожалуй, нет! (шутка)

А если серьёзно, то мне слишком жаль драгоценного времени моей жизни, мне жаль тратить его на бесплодное ожидание. Да Бог с ней, со справедливостью! Мне моя жизнь важнее. Поэтому я и смотрю на неё не как на товар, продукт или услугу, а скорее как на набор «Сделай сам», который мне вручили. Обычно к таким наборам прилагается инструкция.

И в нашей жизни таких инструкций предостаточно: «Женщина должна», «Веды говорят», «Заповеди успешного человека», «Кодекс юного ленинца» и т. д.

Обычно первые 30 лет нашей жизни и уходят на то, чтобы максимально точно следовать какой-либо из инструкций. Пункты у многих совпадают: школа, институт, работа, муж, дети… Где-то между 30 и 40 этот «социальный пакет» у каждого уже имеется. А что дальше?

А дальше — самое интересное. Это осознание, что «набор» есть, а инструкции нет! Можно, конечно, подсматривать в чужие и даже расспрашивать, кто по какой шпаргалке свою жизнь строит, но ни одна из них не пригодится нам целиком. Как жить? Неизвестно и никогда не будет известно. Ведь всё, что мы делаем, мы делаем в первый раз. Мы пробуем, экспериментируем, учимся! Можно не любить школу, считать её обузой, пустой тратой времени. Но не любить свою жизнь было бы слишком скучно. Школа жизни — избитое выражение, но мне лично нравится быть Учеником. Нравится свобода не знать, но узнавать, свобода пробовать и ошибаться, пытаться снова, прощать себя и других, ведь все мы учимся и глупо ждать от учеников совершенства с первой же попытки, правда? Главное — хотеть и любить учиться! Чего я всем нам — детям и взрослым — от души и желаю.

P.S. Вот прямо сейчас я учусь не быть угодливой. Не быть только «для других». А если без «не»? Быть «весомой». Да, иметь вес и пользоваться им как в танго. Не упираться как баран, так что фиг с места сдвинешь, а просто не спешить, не бежать впереди паровоза… Вот я снова про свое «не»… Ну и ладно! Вот такой у меня сейчас «супротив», без которого не бывает Встречи. Слишком большая податливость для меня сейчас больше похожа на пропадание, исчезновение, как будто меня и нет вовсе. Вот такой парадокс: чтобы быть (Аз есмь), надо говорить и делать своё «нет»…

А как тебе это отзывается?

Учусь сдаваться

Опубликовано: 3 октября 2017Количество просмотров: 2595

«Трещины есть во всем. Так внутрь проникает свет».

Леонард Коэн

Вам знаком рисунок, на котором лягушка душит глотающего её аиста, с подписью «Никогда не сдавайся!»? Уверена, что да. Много лет, да что там лет — почти всю жизнь это был и мой девиз.

Я упёртая до невозможности. Если я чего хочу, то добьюсь, чего бы мне это ни стоило. Так было. Я хотела заниматься конным спортом, но отбор в советское время был нешуточный. Я три раза проходила медкомиссию и отборочные тесты по физподготовке. Баллов не хватало. Но я не сдавалась. Прошла с 3-го раза. Отзанималась год. Переводной экзамен на 2-й год обучения снова провалила. Меня отчислили. Я снова не сдалась. Заново прошла отбор на 1-й год обучения. В этот раз с лёгкостью. Отзанималась ещё год. Переводной экзамен теперь уже не был проблемой. Если лошадь меня сбрасывала, я всегда садилась на неё снова. Я никогда не сдавалась. Лошадью я могу смело назвать любые жизненные обстоятельства. Знать, чего хочу, и упорно двигаться к намеченной цели — так я и жила.

Пора уже переходить к теме. Я же обещала рассказать именно о том, как сдаваться, а не наоборот?

Учась в бизнес-школе, я познакомилась с одним интересным принципом: «Лошадь сдохла — слезь с неё». А как же «не сдаваться»? Для меня сдаться — это было ужасно, это значило проявить трусость и слабость. Что я и сделала, когда одно из падений с лошади для меня закончилось сильнейшим сотрясением мозга и травмой позвоночника. Я сдалась. Не вернулась в спорт. Струсила и потеряла к себе уважение. Я пыталась его (уважение) вернуть, лазая по горам, плавая на каяке… Всё тщетно.

Если сдаться — значило потерять самоуважение, то, естественно, я этому изо всех сил противилась.

Теперь это не так. Спасибо тренерам в бизнес-школе и той самой дохлой лошади. Слезть с дохлой лошади — это значит признать реальность. Принять факт: вот это теперь вот так. И ничего, что эта лошадка когда-то резво скакала. Это уже в прошлом. Сейчас другая реальность.

Теперь для меня сдаться — это признать реальность. Принять как факт. И жить с этим дальше.

Да, я боюсь, мне страшно. Да, у меня заканчивается терпение и интерес, у меня меняются приоритеты, вкусы и пристрастия. Да, я не идеальная и не бесстрашная, моё терпение не бесконечно, я меняюсь, я больше не хочу того, чего хотела раньше.

Мне бы хотелось быть бесстрашной. Но это не так. Мой образ бесстрашности дал трещину. Теперь я так и живу, зная, чего боюсь. И не заставляю себя избавиться от этого. Я пыталась, честно. Но не вышло. Теперь я знаю, что в чём-то я смелая, а в чём-то — нет.

Я всё так же люблю не сдаваться, я всё такая же упёртая, но одно отличие за последние годы всё-таки появилось: я научилась сдаваться. Делаю я это не легко, не сразу. Как правило, я перепробую всё, что только могу, чтобы лошадка снова поднялась и поскакала.

Я хочу, чтобы было так, как я хочу! Но иногда это невозможно. Тогда я сдаюсь.

Бывают ситуации, в которых жизненно необходимо признать, что вот прямо сейчас мои силы закончились. И терпение тоже. Правда в том, что любые запасы не бесконечны. И всему своё время: неопределённости и ясности, ожиданию и принятию решений, настойчивости и отступлению.

Теперь умение сдаваться для меня отнюдь не потеря уважения к себе или к другим, а принятие: да, вот так оно есть. Нелегко принять собственное бессилие что-либо изменить. Остановиться. Прекратить попытки. Иногда так бывает.

Оказаться в тупике — не самое приятное состояние. Но только так трескается скорлупа привычного, и в нашу жизнь проникает то, чего в ней никогда не было.

P.S. Чаще всего мне приходится сдаваться, встречаясь с реакциями других людей. Вот человек был другом, вы дружили. А потом что-то произошло. В одиночку дружить не получится. Для танго нужны двое. Можно ссориться и мириться, но отношения невозможны без взаимности, без обоюдного желания общаться, ценить и беречь друг друга. Иногда это заканчивается.

Принимать такой поворот событий мне помогает ценность времени и уважение к свободе. Время — ценнейшая из валют, которую не купишь ни за какие деньги. И каждый волен сам распоряжаться своим богатством. Прекращая общаться, люди приобретают время в обмен на отношения. Раньше я замечала только утрату, теперь вижу подарок. Если не нравится слово «сдаваться», его можно заменить на «прощаться». С тем, что закончилось, надо прощаться. А попрощавшись, идти дальше. Об этом будет следующая статья. Но не будем спешить. Расскажи, легко ли тебе прощаться?

Как перестать? Начать!

Опубликовано: 29 января 2018Количество просмотров: 3293

Как-то три мышки захотели стать ёжиками. Пошли к сове совета просить. А она им и говорит: «Идите на запад леса, найдите самый высокий дуб, а у дуба — самый толстый корень. У этого корня растёт зелёный огурец. Съешьте его целиком, и тогда сможете стать ёжиками. Только когда будете есть, а во рту начнёт колоть, не пугайтесь. Это значит, у вас иголки растут».

Пошли мыши на запад леса, нашли самый высокий дуб и самый толстый корень. Видят, стоит огурец. Большой да колючий. Кусают мыши раз, кусают два — бо-о-о-ольно. Но как вспомнят, что сова сказала, так вгрызаются с новой силой. После этого случая и родилась легенда о том, как мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.

Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не пытался перестать что-либо делать. Вот просто взять и прекратить, раз и навсегда (совершенно безуспешно, разумеется).

У каждого есть свой собственный список, что бы такое перестать делать:

— курить;

— жрать по ночам;

— тупить в ФБ;

— разводить срач в квартире;

— писать СМС бывшему по пьяни или в ПМС…

Самоуважение уже ниже плинтуса, но мы всё равно упорно продолжаем пытаться этого не делать, раз за разом убеждаясь, что миссия невыполнима. Вы абсолютно правы: действительно нельзя вот так просто взять и прекратить…………………………… (впишите тут свой самый наболевший вариант).

Почему? Всё просто. Природа пустоты не терпит.

Если я что-то делаю, значит мне это зачем-то нужно. Для меня здесь есть польза (ну, или была раньше), даже если никто, кроме меня, эту самую пользу в упор не видит. Поэтому, если хотите что-либо «перестать», начните с выяснения того, какая важная насущная потребность сейчас удовлетворяется именно тем способом, от которого вы хотите отказаться. Допустим, я курю. Занятие вредное, не вопрос. Но что полезного я себе таким «кривым» способом организую?

— отдых, перерыв, паузу в работе, переключение?

— чувство принадлежности к группе, возможность быть «своим», чувство идентичности?

— снимаю стресс, расслабляюсь, отвлекаюсь, отключаюсь от проблем?

— защищаю себя от тех, кто не переносит дым, избегаю неприятных разговоров, закуриваю, если нужно избавиться от неприятного некурящего собеседника?

— у меня есть ритуал, который меня успокаивает, даёт чувство стабильности и надёжности, иллюзию контроля и самостоятельности (вот я решил закурить и сделал это, значит я хозяин своей жизни!).

Все эти потребности реальны и насущны и должны быть удовлетворены. Поэтому, если хочется прекратить курить, придётся поискать другие способы удовлетворения тех же потребностей.

Надоело себя критиковать и морально угрызать? А что хорошего вы для себя таким странным способом делаете? Может, это потребность в безопасности так удовлетворяется? Ну кто же станет грызть того, кто сам уже себя почти загрыз? Так не пора ли начать давать отпор «грызунам» со стороны? Что случится, если выйти из образа белого и пушистого самоеда? Трудно? Непривычно? Можно начать с простого вопроса любителям совать нос в чужие дела: «А почему тебя это так интересует?

— О! Ты так поправилась!!!

— А почему тебя это так интересует?

— Твой ребёнок уже умеет читать или вы всё ещё картинки рассматриваете?

— А почему тебя это так интересует?

— Где ты провела отпуск? Снова сидела в городе?

— А почему тебя это так интересует?

Достало жрать по ночам?

А что за магнит тянет на кухню? Точно ли голод? Хорошо. А днём чем занималась? Работа? Режим белки в колесе? Поесть некогда? Ну тогда понятно, что сейчас ночью в тишине организм требует своё. И правильно делает! Не нужно прекращать жрать по ночам. Начни нормально питаться днём. Раз уж не спится, возьми и прямо сейчас в 3 часа ночи начни упаковывать себе ланчбокс на завтра, залей овсянку кипятком на завтрак. В себя стаканчик тёпленькой водички влить перед завтраком тоже не помешает. Можно с лимончиком. Когда сок из лимона в воду выдавишь, не спеши, вдохни аромат лимонной дольки, запах цитрусовых благотворно на эмоциональный фон влияет. И выжатой долькой можно ещё раковину протереть для блеска и аромата, если «прекращение бардака на кухне» актуально.

Если же нормальное сбалансированное питание в течение дня не поможет, то, возможно, оно тут вовсе ни при чём. Тогда придётся поинтересоваться другими дефицитами и пустотами в жизни, которые мы пытаемся заполнять ночью на кухне.

Может быть, пора начать задавать себе другие вопросы вместо уныло-злобного: «Ну что же я всё жру?»

Вот примерный список:

— Когда у меня последний раз был оргазм, секс или и то и другое?

— Когда последний раз я чувствовала себя совершенно беззаботно?

— Когда в последний раз мне было настолько хорошо, что жалко было засыпать?

— От чего горят мои глаза и как давно я это делала?

— На кого я могу положиться и как давно я это делала?

— Кто радуется, думая обо мне и видя меня? Как давно мы виделись?

— Кого я рада видеть? О ком мне радостно думать? Когда в последний раз мы провели достаточно времени?

Если на эти вопросы вы отвечаете «давно», «не помню», «никогда» — поверьте, что холодильник тут вовсе ни при чём.

Не пора ли начать протаптывать эти заросшие тропинки к тому, что действительно важно. А дожоры отвалятся сами за ненадобностью по мере наполнения жизни смыслом и радостью.

P.S. Вот сейчас мне подумалось, что не всегда бывает понятно, что именно надо начинать. В разделе, посвящённом эмоциям, я довольно много и подробно об этом рассказываю. Что делать, чтобы не было скучно, что помогает, когда страшно. С «прекратить», как правило, проблем не возникает, мы и так об этом знаем и пытаемся.

До меня довольно долго доходило, что же надо делать, когда злишься, кроме как пытаться эту самую злость подавить и замаскировать. Но это я уже тогда «продвинутая» была. В самом начале терапии я и злиться-то толком не умела, только грустила… Этакая Алёнушка на бережке. Теперь знаю. Нужно «всего лишь» открыть рот и начать говорить: «Я хочу. Я не хочу. Мне нравится. Мне не нравится. Я подумаю. Я не знаю. Нет, спасибо, не нужно». Как называются люди, которые так делают? Меня уже пару раз эгоисткой назвали. А раньше я была просто пионером: «Будь готов! Всегда готов!» Особенно в немецком варианте: «Hilfsbereit!» — готовый помочь. Помогать я, конечно, не перестала. Перестала спешить и делать это не задумываясь. А что бы тебе хотелось начать?

О сострадании

Опубликовано: 16 января 2021Количество просмотров: 999

Сегодня, говоря с подругой, поняла одну простую вещь: сострадание необходимо. Получается, я начала с конца. Сразу делюсь с вами выводом. А как я пришла к такому выводу и с чего вообще всё началось? Началось всё с потерь и утрат. Бывают такие периоды в жизни, когда заканчивается то, что было. Работа, дружба, близкие отношения. А если всё и сразу? И каково это — находиться «между»: когда то, что было, уже закончилось, а новое ещё не началось? Как ощущается и проживается эта эпоха безвременья? Какие тут есть ловушки? И на что можно опираться, чтобы выдержать это непростое испытание?

Самая главная ловушка, в которую так легко угодить, — это начать поиски и найти «плохого», который во всём случившемся «виноват». Кто всё «испортил»? Главных вариантов тут всего два: Я и НЕ Я. С вариантом «НЕ Я» стратегия на будущее — искать замену или пытаться переделать «плохих» в «хороших». И это работает, если только окончательно не разувериться в том, что «хорошие НЕ Я» в этом мире вообще существуют. И вообще люди не меняются. А работу и партнёров менять можно и нужно.

С вариантом «плохой Я» дела обстоят похоже, но есть и отличия. Вариант с «переделать» тоже популярен. Можно решить себя улучшить, с целью стать-таки кем-то стоящим, а не этим вот ничтожеством. Но можно и руки опустить, начав медленно или не очень медленно себя разрушать, с целью уничтожить такое бездарное и бесполезное существо. Особенно если переделка не удалась…

Эта статья, скорее всего, может заинтересовать того, кто всё предыдущее уже перепробовал и увидел, что оно не работает и не даёт желаемого. Может быть, кому-то повезло больше и удалось прийти к состраданию быстро, а не таким вот длинным путём через злость, обиду, гнев, разочарование и депрессию…

Успешным завершением проживания горя или утраты считается принятие, но мне захотелось написать о сострадании. Почему? Потому что для меня сострадание важнее принятия. Когда человек принимает случившееся, включая и свою роль в этом, и действия других людей, и обстоятельства, и всё, что от нас зависело и не зависело, он смиряется, успокаивается, ему становится легче. А страдает, нуждаясь в сострадании, человек на всех предыдущих этапах.

Сострадание — это альтернатива отвержению, осуждению, обвинению и обесцениванию.

Сострадание позволяет быть вместе с человеком в самых трудновыносимых ситуациях и состояниях. Ревность, зависть, стыд, ненависть, отчаяние — эти и другие сложные чувства причиняют страдание и тем, кто их испытывает, и тем, на кого они направлены. Для сострадания не нужно становиться ни на одну из сторон, не нужно искать и находить правых и виноватых, не нужно никого переделывать и срочно улучшать.

Сострадание отличается и от сочувствия. Со-чувствие — базируется на нашей способности встать на место другого и попытаться почувствовать нечто похожее. Мы можем сочувствовать тем, кто нам близок, тем, с кем у нас больше общего, тем, чей опыт нам доступен. Мы можем сочувствовать «своим»: близким, людям и понятным ситуациям, тем и тому, на чьей мы стороне. «Чужим» мы сочувствовать не можем. «Чужие» вызывают у нас страх, отвращение, брезгливость, гнев, осуждение и т. д.

Сострадание не требует от нас такого же опыта и способности испытывать те же чувства. Если я не ревнива, то мне сложно будет сочувствовать тому, кого мучает ревность, но я смогу сострадать, видя, как ему тяжело. Мне кажется, что именно за состраданием люди могли приходить в церковь. Есть ли оно там сейчас — не знаю, но то, что нужда в нём осталась, я уверена. Для меня ядром сострадания является непререкаемая ценность человеческой личности. Любой личности. И моей собственной в том числе. Когда нам тяжело, мы все нуждаемся в сострадании. Сострадание — это не жалость. Жалость — это отношение сверху вниз, а в сострадании мы на равных. В жалости есть снисходительность, а в сострадании — уважение.

Сострадание позволяет нам быть с другими, не дожидаясь «приведения в порядок» их или себя. Вот это для меня и является сейчас самым главным. Сострадание избавляет нас от многого. Когда мы тем или иным способом «не в порядке», наши близкие могут чувствовать вину за то, что не получается нам помочь. А ведь бывают ситуации, когда действительно ничего нельзя сделать. Невозможность деятельной помощи часто мешает общению. Бывает, мы отстраняемся от человека, которому не знаем, как помочь и который сам не знает, о чём попросить. Мы сами можем сторониться людей, когда считаем, что мы для них «токсичны». Когда злимся, когда в отчаянии, когда чувствуем грусть или безысходность. Зачем кому-то видеть нас такими? Что будет, если нас такими увидят? Начнут жалеть? Обвинять? Стыдить или стыдиться? Поучать, что надо было делать, или что стоит делать сейчас? Обесценивать наши чувства, говоря, что не так уж всё и плохо и незачем так остро реагировать? Есть много такого, чего хочется избежать, очутившись в сложной ситуации.

Сострадание делает нашу человеческую встречу возможной, в каком бы состоянии мы ни находились, прямо тут и прямо сейчас. Отчаяние, отвержение и безнадёжность подпитываются разрушением контакта, сострадание позволяет его восстановить. Сострадание невозможно без веры в то, что у происходящего есть смысл и выход. С утратой веры сострадание превращается в жалость, потому что жалеем мы тогда, когда воспринимаем ситуацию бессмысленной и безнадёжной.

Опыт сострадания, обращённый к нам, делает нас сильнее и стабильнее, помогая нащупать почву под ногами даже тогда, когда сил подняться ещё нет. Благодаря состраданию мы сможем дожить до того момента, когда эти силы у нас появятся.

P.S. Я смогла написать этот текст благодаря подруге и её состраданию ко мне. Какая-то большая дыра закрылась. Можно жить дальше.

Другая моя подруга говорила, что бывает важно «обмениваться терпением». Я вот очень «за»! Мне нравится слово «обмениваться», когда важное и нужное движется в обе стороны: и от меня к другому, и от другого — ко мне. Это про позволение не только поддерживать и согревать, но и про то, как нуждаться в тепле и поддержке. И не только нуждаться, но и просить. И не только просить, но и получать…

Мне кажется, что невозможно стать добрее к себе, пока хоть кто-то другой не был к тебе добр. Можно и нужно доброту и сострадание «одалживать» во всех смыслах этого слова и передавать дальше. Я много получала поддержки, поэтому и делюсь. Мой «Килограмм поддержки» — теперь уже твой. А может стать ещё чьим-то. Как ты думаешь, кому бы он сейчас пригодился?

Заполнение пустот

Опубликовано: 16 декабря 2019Количество просмотров: 2220

Думаю, что всем нам в детстве приходилось понарошку «есть» куличики из песка. А теперь представьте, что после таких игр, когда вы, по-настоящему проголодавшись, пришли домой, кто-то очень властный и авторитетный вам бы заявил: «Какой такой обед? Что значит голодная? Ты уже поела! Не смей отрицать!!!»

И нашёлся бы целый хор свидетелей, которые бы подтвердили: «Да-да, она ела! Мы видели. Ты должна быть сытой. Тебе больше не положено».

Представляете себе ситуацию?

Но это ещё не самое страшное. Ведь можно ответить: «Вы что тут, с ума все посходили? Куличики из песка от настоящей еды отличить не можете?»

Гораздо страшнее самим поверить в питательность таких «куличиков» и начать искренне недоумевать, почему это ноги еле таскаются, сил нет и ничего не хочется…

Перестать различать питание и балласт, то, что насыщает по-настоящему, и то, что лишь создаёт иллюзию сытости — большая беда. Ведь жевать всё подряд — не значит насытиться. Это так же верно, когда речь идёт о питании для тела, как и о насыщении нашей души. И тело, и душа могут либо питаться, либо отравляться, либо получать необходимое, либо излишества. Мы можем насыщаться, пресыщаться или истощаться. Причём со стороны душевное истощение может выглядеть как пресыщенность из-за того, что впускаем в свою жизнь чужое, ненужное.

И тут простой голод ближе к насыщению, чем пресыщенность ненужным. Если я испытываю голод по общению, творчеству, самореализации, то могу наполнить этим свою жизнь. Если же я чувствую усталость и опустошение, но при этом со стороны моя жизнь выглядит отнюдь не пустой, то путь к насыщению может оказаться несколько сложнее. Ведь прежде чем получится наполнить свою жизнь питательным и живым, придётся очистить её от мёртвого балласта, от хлама, от ненужного и не питательного.

С какими препятствиями мы можем встретиться на этом пути?

Прежде всего — это чужие ценности.

Приходилось ли вам слышать нечто подобное?

— Как ты можешь хотеть уйти с такой прекрасной работы?!! Твоей зарплате позавидовал бы любой!

— Почему ты не выходишь за него замуж? Он же просто мечта каждой женщины!

— Почему ты не рожаешь ребёнка? Дети — это же смысл всей жизни!!! И т. д.

Если таких комментаторов в моей жизни много и они активны, то могут и заглушить мой внутренний голос, который говорит: «Беги! Уходи. Это не твоё. Сейчас не время. Это не твоя работа. Это не твой мужчина. Сейчас не время становиться мамой».

Кого слушать: себя или окружающих? Повезло ли нам с окружением? Есть ли у нас та или тот, кто поддерживает наши ценности и выборы, а не навязывает собственные?

Но если влияние окружения мы сможем нейтрализовать, то помешать действовать могут наши собственные страхи. И главный из них порождён дефицитарным мышлением.

В основе дефицитарного мышления лежит ложь о том, что имеющееся — это наш последний шанс и другого не будет, а посему цепляться надо в него мёртвой хваткой и ни за что не выпускать из рук:

— это последний мужчина на Земле, который обратил на тебя внимание. Если ты его отвергнешь, то останешься одна до конца твоих дней;

— это твой последний друг (подруга). Если ты возмутишься тем, что он (она) тебя просто использует, то останешься совсем без друзей;

— это твоё первое и последнее место работы. Ты вообще чудом сюда попал (попала). Если уволишься, то помрёшь с голоду под забором, потому что тебя никто и никуда больше никогда в жизни не возьмёт! Сиди и терпи, ничего лучшего не существует, искать нет смысла, не смей смотреть по сторонам, а то лишишься и того, что имеешь!

Я намеренно здесь сгущаю краски, описывая «внутренние голоса». Но, к сожалению, иногда «оригинальные тексты» близки к тому, что вы только что прочитали. Наша психика диалогична по своей природе. И всё, что мы теперь имеем «внутри головы», когда-то звучало снаружи. А мы прихватили, проглотили, присвоили и теперь живём с этими заезженными пластинками… Эти старые «голоса» не помогут нам заполнить пустоты нашей жизни. На них не получится опереться, если мы захотим действовать по-другому.

В такие моменты жизненно необходимо встретить и услышать того, кто точно знает, что представление о жестком дефиците всего и вся в корне неверно. Мир вокруг нас не скуден и не истощён, в нём достаточно всего: и людей, и ресурсов, и возможностей. Кто-то должен нам сказать, что возможно и по-другому. Важно услышать от кого-то со стороны, чтобы потом говорить себе совсем другие слова.

Есть рассветы и закаты.

Есть приливы и отливы.

Есть встречи и расставания.

Пока мы живы, есть вдох и выдох.

Не стоит удерживать в себе воздух, который мы только что вдохнули из страха, что он последний. Не стоит задерживать дыхание, если мы не под водой.

Сейчас, в конце года, идея выдоха, отпускания, опустошения как периода, предшествующего вдоху, принятию, наполнению, может быть полезна. Важно заменить запреты и устрашения на позволения и поддержку.

Можно освободить свой шкаф от ненужной одежды.

Можно освободить свой дом от ненужных вещей.

Можно сходить в баню и хорошенько пропарить и очистить своё тело.

Можно позволить себе отказаться от пустых и отравляющих отношений.

Можно попросить помощи и поддержки, если на всё это не хватает сил и решимости. Это банально, но новому и питательному не войти в нашу жизнь до тех пор, пока она занята балластом. Может, пора его сбросить?

P.S. Есть такой фильм «Yes Man» 2008 года с Джимом Керри в главной роли. В русском переводе «Всегда говори «Да». Главный герой весьма печальный и нудный тип. Он подвержен постоянным депрессиям. Его друзья его тихо ненавидят. Чтоб вытащить его куда-то, нужно придумать что-то экстраординарное. На все предложения и просьбы он отвечает одним простым словом — нет. Но наступают перемены в его жизни. Парень заключает соглашение с интересными условиями. Теперь на всё он должен отвечать не привычным отказом, а говорить — да… Всегда «нет» и всегда «да» — это крайности. Баланс, как и всегда, где-то посередине. Герою фильма нужно было научиться говорить «да». А если я и так «Ms Yes»? Думаю, мне бы не помешало поупражняться в говорении «нет», на пути становления «Ms Good choice». А как у тебя с «да» и «нет» обстоят дела?

Отложить на никогда

«…и всё как будто под рукою, и всё как будто на века…»

Опубликовано: 2 июля 2014Количество просмотров: 3538

Ключевое слово — «как будто».

— Есть обновления! — радостно предлагает мне Skype.

— Не сейчас… — вяло и с недоверием отвечаю я ему.

В очередной раз так ответив, я задумалась: в чём дело? Не говорю ни «да», ни «нет». «Не сейчас» уже который месяц подряд, а он такой настойчивый, не сдаётся и даже не злится, нервы, судя по всему, у этого Skype просто железные. Ведь знает же, что я его опять несейчасну, а всё равно предлагает, так вежливо и оптимистично, с надеждой: «Есть обновления»… Сдаться что ли? Согласиться на эти самые «обновления»? Да ну, вдруг мне не понравится? Не сейчас!

Уверена, что в таком откладывании на потом я не одинока. Для этого занятия даже слово специальное придумали — прокрастинация. Перевод вроде как безобидный — на завтра, но ассоциации у меня какие-то нехорошие возникают, от Прокруста до кастрации.

Коварная вещь это откладывание на завтра. Каждый день получая новенькое сегодня, я могу продолжать говорить «не сейчас», предполагая, что всегда смогу сделать это потом, позже.

Всё бы хорошо, если бы мы жили вечно, а так ведь это коварное «не сейчас» часто заканчивается довольно печальным «слишком поздно»:

Собиралась лучшие фотографии распечатать — жёсткий диск накрылся.

Собиралась на море — лето кончилось.

Собиралась родить ребёнка — менопауза наступила.

Собиралась помириться — человек умер.

Молодость души — это прекрасно! Точно знаю, что многие бабушки и дедушки до самой смерти в душе всё такие же девочки и мальчики. Но при всей молодости, в жизни каждого человека наступает момент, когда слова «Вся жизнь — впереди!» — перестают быть правдой. Этот перелом принято называть кризисом середины жизни. И чем больше важного было отложено на «не сейчас», тем тяжелее проживается этот кризис.

Не сейчас — это ни да, ни нет. Это как будто «в любую минуту, когда мне захочется» и в то же время никогда. Вдруг вспомнилось, как, не решаясь что-то купить сразу в магазине, я просила отложить для меня покупку. Хороший продавец чётко и ясно оговаривает время, которое он готов дать «на подумать»: «Да, хорошо, до 15.00». Если я не приду до этого времени и не куплю то, что хотела, то я чётко понимаю, что говорю этой покупке «нет». Жизнь — не торговля, но чёткость границ очень полезна.

— Пойдём гулять?

— Не сейчас…

— И? Не сейчас — это через час или не в этом году?

Здесь мы уже из рамок отдельно взятой жизни переходим к общению и взаимодействию между людьми. Есть хорошее определение для любителей «несейчаса» — собака на сене. И сама не ест, и другому не даёт. Свободу часто представляют как свободу выбора. А в случае с «несейчасом» создаётся иллюзия свободы и от самого выбора: я могу не выбирать тут же, не говоря ни да, ни нет, я сохраняю за собой обе возможности, ни в чём себя не ограничивая. Так ли это? На первый взгляд кажется, что да, но на самом деле «не сейчас» — это самое обычное «нет», но с той разницей, что мы не берём на себя ответственность за свой выбор: «Я не буду ничего решать, а ты побудь ещё какое-то время в подвешенном состоянии». Если это прогулка, то вменяемая подруга, раз за разом слыша моё «не сейчас» без какой-либо конкретики, найдёт кого-то более лёгкого на подъём. Заметьте, я не говорю ей «нет». Ведь это же как-то так само получается, что гулять мне уже не с кем, но я-то тут ни при чём, правда? Когда у йогурта закончится срок годности, то ситуация «Я тебя съем, но не сейчас» завершится его отправкой в мусорник! Там же, «в мусорнике», оказываюсь и я, поедающая йогурт: не случится этого наслаждения в моей жизни… Подумаешь йогурт, невелика потеря! Но дело в том, что у всего в нашей жизни есть свой «срок годности», всему приходит конец, и нам самим тоже. Вот только поверить в это мешает сказочная иллюзия «Спящей красавицы», мол, я могу спать сколько угодно, и весь мир будет спать вместе со мной, а когда я проснусь, то начнётся чудесная жизнь. Ничего подобного! Если проспать всю жизнь, то очнёшься 80-летней морщинистой старушкой, а отнюдь не юной принцессой, и обнаружишь себя на пороге смерти, а отнюдь не свадьбы. Спишь ты или нет — время идёт, пусть и говорят современные учёные, что его нет. Пусть даже времени нет, но процессы старения и увядания реальны, тело ветшает и умирает, как бы этому ни противились.

А что если никакого «не сейчас» нет, а есть простое «не хочу», в котором невыносимо признаваться? Ведь тогда придётся жить в мире, в котором отвержение реально: если отвергну я, то могут отвергнуть и меня, а это уже по-настоящему страшно! Уж лучше никого и ничего не отвергать, развести кисель на манной каше, пусть уже всё само как-нибудь рассосётся. Или не рассосётся, а останется некая незавершённость-недоговорённость-возможность-вероятность-надежда, можно так себя убаюкать и спать дальше. Если в какой-либо ситуации мы хронически застряли, то скорее всего нас раздирает между «хочу, но боюсь». А чтобы сильно не раздирало — лучше пойду покурю (пожую вкусняшек, включу сериал, ФБ и т.д.). Выбор бывает порой весьма неприятным действием в силу неотвратимости его последствий. Кто решает, тот и отвечает. Для этого приходится повзрослеть и набраться мужества встретиться со своими страхами лицом к лицу.

Продолжая тему Спящей красавицы, вспомнился Стеклянный человек из «Амели», который сказал главной героине, что она точно не разобьётся, встретившись с жизнью, в отличие от него.

Похоже, что от столкновения с жизнью бьются только хрустальные гробы, в которых мы спим-почиваем. Как бы вы себя чувствовали, будучи «стеклянным человеком» и «зная», что мир — это то место, где все кидают друг в друга булыжниками? Слова «Стеклянный человек» и «знать» я взяла в кавычки не случайно. Есть у меня смутное подозрение в том, что именно в этих, зачастую плохо осознаваемых, представлениях о мире и о себе кроется тот секрет, который порождает наш «несейчасный режим» как избегание определённых ситуаций. Полагаю, что в жизни каждого человека, страдающего от прокрастинации, есть то, что делается легко, с удовольствием и без проволочек. Значит, есть зоны жизни, которые ощущаются как «плюшевые» при всей моей стеклянности, или я сама себя где-то чувствую Железным дровосеком, который плевать хотел на все булыжники? Так как же так случилось, что в чём-то мы чувствуем себя смелыми и уверенными, а где-то слабыми и уязвимыми? Похоже, что снова придётся говорить о детях и родителях, внешних и внутренних.

Своё «несейчас» я ощущаю как ответ ребёнка на ситуацию, с которой он не может по-другому справиться. Реальный маленький ребенок иногда не может реализовать свой протест против требований взрослых иначе, как только бесконечно затягивая и откладывая исполнение предписанное. Чётко и ясно сказать:

«Нет, я не буду это делать!» — на такое у ребёнка просто может не хватить духу.

Очень может быть, что вся наша теперешняя канитель с прокрастинацией — это всего лишь воспроизведение во внутреннем мире наших детских взаимоотношений с родителями, когда одна наша часть говорит: «Ты должна!», а другая отвечает: «Да, хорошо, но не сейчас…»

Правда же заключается в том, что любое «да, но…» означает «НЕТ!», которое страшно произнести открыто, громко, вслух…

Видеть мир опасным, а себя — маленьким и слабым — это тоже похоже на «детское» наследие. Похоже, что есть у нас те сферы жизни, в которых мы никак не можем подрасти и продолжаем жить в плену страшной сказки с угрожающим финалом, не тестируя реальность и не пересматривая ни самоощущение, ни представление о мире. Однажды испугавшись, пережив фиаско, мы можем подсознательно испытывать страх, который, как верный телохранитель, будет оберегать нас от повторного попадания в аналогичную ситуацию. Беда только в том, что для светлого дневного разума все эти наши неосознанные страхи не убедительны, скажу даже более — они как бы вовсе не существуют. Как будто мы чего-то испугались и напрочь забыли об этом, а страх и неприязнь продолжают жить где-то настолько глубоко, что чётко и внятно ответить на вопрос, почему не хочу что-либо делать, мы оказываемся не в состоянии.

В каком направлении можно двигаться, если хочется смягчить свою прокрастинационную реакцию? Я вижу три дороги:

1. Учиться чётко и ясно говорить «нет!».

2. Формировать новое представление о себе, пересматривать свой «детский», беспомощный образ, заменять его на актуальный.

3. Тестировать реальность, идти и «трогать» то, что представляется ужасным.

Для всего этого нужны ресурсы и поддержка, в одиночку справляться трудно. По себе знаю, что открытие одного простого факта, что не только мне одной с чем-то трудно, может принести облегчение.

P.S. Найти того, с кем можно поговорить. Когда у меня такое получалось, ситуация сдвигалась с мёртвой точки. Раньше «поговорить» случалось в обсуждении статей на форуме ккм. Потом обсуждение «заглохло». Теперь эта книга у тебя в руках. Форума нет, но обсуждать-то всё равно можно! Кому бы тебе хотелось дать прочесть эту статью? С кем бы хотелось поговорить о прочитанном? У тебя бумажная книга? Дай почитать. Электронная версия? Ещё проще. Кинь ссылку. Это бесплатно и много времени не займёт. Зато ты, возможно, сделаешь доброе дело и у тебя может появиться собеседник.

А на свободном листе можно записывать то, что сочтёшь нужным.

Break

Опубликовано: 24 сентября 2020Количество просмотров: 1762

Брейк (брэк) — в боксе:

Услышав команду «брейк» в боксе, бойцы должны немедленно расцепиться и разойтись.

Каждому из них нужно буквально сделать шаг назад.

Обоюдный захват должен прекратиться.

Нет, я не поменяла виолончель на боксерские перчатки (пока). Но происходящее на ринге нередко напоминает мне происходящее в психике. Чем именно?

Мы часто боремся сами с собой, да ещё и без помощи рефери.

Как правило, битвы происходят между тем, кто знает, как надо, и тем, кто вечно всё делает не так.

Критика, придирки, недоверие, контроль, угрозы, обвинения — с одной стороны. И неуверенность, тревога, апатия — с другой. Принуждение только усиливает сопротивление. Со временем это противостояние может вообще привести к нулевой внешней активности. Ну вот сделаю я то, чего ты от меня хочешь. А толку? Ты же снова будешь недоволен (недовольна). И что я получу, если сделаю? Критику? Упрёки? Придирки?

Бывает, что требовательная и критикующая часть периодически меняет тактику, обещая похвалу, награду или приятный отдых. Но, как правило, за помощью мы обращаемся тогда, когда наша «действующая» часть уже вконец замордована нашей же «требующей» частью, и никакие уловки, угрозы и посулы не действуют.

Выглядит это примерно так:

— я ничего не делаю и при этом сильно устаю;

— я вечно себя грызу, критикую и стыжу, но это не помогает;

— я всё откладываю и ничего не могу начать;

— я не могу сдвинуться с места, у меня нет сил, но и расслабиться и отдохнуть я тоже не могу.

Будьте внимательны к себе. Возможно, такое состояние говорит о депрессии. Сейчас осень. Продолжительность светлого времени суток — важный фактор, и сейчас она продолжает сокращаться. Посмотрите, не стала ли обычная рутина слишком тяжёлой, не возникли ли трудности с тем, чтобы

— сконцентрироваться на работе

— запомнить то, что вы обычно легко запоминали

— подобрать (вспомнить) нужное слово на родном языке

— пойти в душ (умыться, причесаться, сменить бельё и т.д.).

Возможно, консультация психиатра будет нелишней.

Фармакология — вещь хорошая, и бывает, что без неё не обойтись. Но такой таблетки, которая помогла бы наладить отношения с близкими и с собой, не существует. Тут врачи не помогут. Придётся разбираться со своими отношенческими стратегиями. Ведь не секрет, что человек способен унизить, загнать под плинтус и обесценить не только близких, но и себя самого. Поэтому вернёмся к нашим «боксерам». Что же делать, когда обнаруживаешь себя полностью обездвиженным? Скомандовать себе «брейк». Сделать шаг назад. Отступить. Прекратить всё, что только что делалось: и принуждать, и сопротивляться принуждению.

Самое первое — это признать, что ничего не происходит, что я никуда не двигаюсь и ничего не меняется. Хорошо бы и себе научиться говорить что-то типа: «Стоп. Ты застрял (застряла). Ничего не происходит. Силы тратятся впустую. Хватит. Отступи».

Для любителей кратких и ёмких формулировок может сгодиться совет:

— Или сри, или встань с горшка!

Наткнулась на эту фразу, перечитывая материалы гештальт-семинаров Перлза. Цитирую по памяти.

Может быть, для кого-то это прозвучит грубо, но для меня это про поддержку. Помогает выйти из застревания. Ну что, Данила-мастер, не выходит каменный цветок? Иди погуляй, нечего тут сидеть впустую. Потом вернешься и продолжишь.

Отозвалось? Сработало? Пользуйтесь! Не сработало? Грубовато? Ищите свою фразу, свой способ выйти из клинча (ага, ещё один боксёрский термин).

Это важно — научиться тем или иным способом вытаскивать себя из подобных «зависаний». Ведь сил и энергии там тратится море, а результатов — ноль! Этакий тихий саботаж. И он хорош, если помогает бороться с тем, кто гораздо сильнее и кому нет возможности прямо сказать «нет».

Многие дети так делают:

— Да, мама. Хорошо, папа. Да, сделаю. Конечно.

И? И ничего… А потом, когда выясняется, что ничего не сделано, что тогда? Оправдываться с максимально виноватым и сожалеющим видом.

— Ой, прости! Забыл! У меня не вышло. Я потерял. Забрали. Украли. Проспал. Я сейчас.

Избегать прямой конфронтации — хорошая тактика, когда силы явно неравны. Но поступать так же с собой неполезно. Внутренние приказы и внутренний же саботаж — это путь к полному истощению.

Позволение себе отступать — полезный навык: нет, сейчас я ничего не буду решать, туплю, не вижу, не чувствую, не соображаю. Отступлю. Вернусь позже.

Мне кажется, что навык и позволение себе отступать экономят кучу времени и сил, освобождают от непродуктивного сидения до победного в тех ситуациях, когда явно ничего не выходит. Сделать паузу. Заняться чем-то другим. Вернуться после перерыва. Взглянуть свежим взглядом. Ведь не зря же говорят: глаз замылился… Опытный специалист, обнаружив «замыливание», отложит работу и продолжит, когда свежесть и точность восприятия вернутся. Неопытный же будет мучить и себя, и работу и не успокоится, пока не замучает обоих вконец. Важно уметь двигаться: отступать и приступать заново, отходить и возвращаться — в этом есть гибкость и свобода. Нет страха и фатальности.

Что же не даёт нам отступать и возвращаться? Страх, что, отступив, я уже не вернусь? Это похоже на недоверие. Бывает такая убеждённость, что всё хорошее происходит только благодаря жесткому контролю и принуждению. Вот только дай им (себе) расслабиться, всё тут же встанет. А значит, надо их (и/или себя) контролировать, за всеми следить… Как будто есть только одна задача: не давать жить спокойно, причём из лучших побуждений, из «заботы», которая больше напоминает насилие. Такие люди не могут других оставить в покое, потому что тогда им придётся делать с собой всё то, что они проделывают с другими. Знакомо? Вы так поступаете с собой и до чёртиков устали от этого? Вам только дай волю и тогда… А что, собственно, произойдёт?

Если человек хочет спать, то ему нельзя давать уснуть? Вот уснёт и не проснётся?

Бывает, что мы мучаем себя, заставляя работать тогда, когда утомлены, вместо того, чтобы отдохнуть и заново приступить к работе с новыми силами.

Если продуктивность равна нулю, то в чём смысл продолжать пытаться?

Если есть вопрос, а ответа нет, можно продолжать допрос, а можно отступить, заняться чем-то другим, давая ответу созреть и оформиться в слова.

В неотступности, давлении, принуждении, в требовании сделать всё, прямо сейчас, любой ценой есть много напряжения, страха, жестокости, насилия и нетерпения. Велика вероятность, что такое поведение может подпитываться тревогой. Но в этой статье я не буду уходить в дебри и доискиваться, откуда берутся все эти жестокие прелести.

Достаточно признать, что они есть и что они мешают жить.

А что помогает? Замена «причинения добра» на нормальную заботу.

Как же она выглядит, эта нормальная забота?

Сейчас расскажу.

Во-первых, внимание направляется на то, что есть, а не на то, что должно быть. Интерес — это когда хочется узнать. А хочется узнать тогда, когда ты не знаешь. Поэтому перестаём знать, как и что надо. Признаёмся в незнании.

— Я не знаю, что делать. Я не знаю, что для меня (тебя) сейчас лучше.

Но не знать, как помочь, не значит не хотеть! Не знаю — значит буду узнавать. А в процессе узнавания вместо приказов и долженствований обычно появляются вопросы к себе или к другим:

Что со мной (с тобой)? В чём я нуждаюсь (ты нуждаешься)? Чего мне (тебе) не хватает? Чего слишком мало, а чего слишком много? Как я могу тебе (себе) помочь?

Вот так мы начинаем замечать то, что есть, вместо того, чтобы пытаться подогнать себя (других) под требования или идеи. А заметив это, мы начинаем действовать, опираясь на то, что есть, и на то, в чём нуждаемся, а не на то, что должно быть. Вот так и выглядит нормальная забота, от которой жизнь налаживается.

P.S. Вот перечитала и подумала, что маловато будет. Недостаточно знать, как выглядит эта самая «нормальная забота». Важно хотя бы раз в жизни испытать эту заботу на себе. Важно побыть тем, о ком вот так нормально заботятся, чтобы потом смочь уже самому поступать так же по отношению к себе и к другим. Важен опыт. Мне повезло. У меня он есть. Уверена, что есть он и у тебя. Нужно только вспомнить. Как это было? Это важные воспоминания. Захотелось оставить для них побольше места. И если с воспоминаниями не густо, то пусть это место будет для нового опыта, ок?

Забота vs Нетерпимость?

Опубликовано: 13 декабря 2018Количество просмотров: 1986

Для начала маленькая зарисовка. Я люблю виолончель. Почти 3 года назад она мне приснилась. Сон был настолько ярким, что мне захотелось наяву пережить то, что было во сне. Я написала объявление на сайте ss.lv: «Хочу научиться играть на виолончели».

Объявление сработало. Учителя я нашла. Инструмент купила. Учусь. Нравится. Я просто обожаю свою Миранду! (Так я назвала виолончель в честь героини романа Фаулза, который читала к очередному заседанию книжного клуба в тот день, когда в моём доме появилась эта красавица.)

Она великолепна!!! Какой звук! Глубокий, сильный… Она без проблем заполняет зал человек на 100, не нуждаясь в микрофонах и динамиках! А какой диапазон! А форма? Все её завитки и эфочки? А как же приятно с ней сидеть в обнимку! Муррр! Благодаря Миранде я сразу чувствую, если скованна или напряжена, если отвлекаюсь, не дышу или фигню всякую думаю. Она требует, чтобы я всё это бросила и была с ней целиком и полностью, здесь и сейчас, живая, свободная, включённая, дышащая. Если что-то не так, это сразу слышно. Я ей очень благодарна за точную, мгновенную и абсолютно честную обратную связь. Она самый чуткий и понятный для меня камертон.

Похоже, Остапа понесло, и вместо маленькой зарисовки получилась целая хвалебная ода виолончели. Да, так есть, не смогла удержаться. Но при чём же здесь нетерпимость? А при том, что очень часто, рассказав о своей любви, мы на этом не останавливаемся и идём дальше, атакуем, нападаем, критикуем и обесцениваем то, что есть у других людей.

Если продолжить пример с виолончелью, то по этой схеме мне следовало бы приступить к жёсткой и непримиримой критике других музыкальных инструментов, с угрозами, обвинениями и запугиванием тех, кто осмеливается играть на чём-то, кроме виолончели.

Продолжение могло быть примерно таким:

«Только виолончель позволяет играть в физиологически полезном, эргономичном положении. Скрипка требует асимметричного напряжения и искривления шейного отдела позвоночника и способствует развитию сколиоза. Давление левого локтя в области сердца может привести к серьёзным нарушениям. Если вы хотите здоровья и долголетия своим детям, ни в коем случае не позволяйте им брать в руки скрипку! Только виолончель!!!»

Бред? Полный!

Да, когда речь идёт о скрипке и виолончели, бредовость такого сравнения, критики, нападок и угроз очевидна. Ведь всем понятно, что и скрипка, и виолончель одинаково прекрасны.

Но что будет, если музыкальные инструменты заменить на гомеопатию, веганство, прививки или отказ от них, фитнес, йогу, ношение юбки или брюк?

Боюсь, что вечер перестанет быть томным…

Когда речь заходит об эмоционально «заряженных» темах, от нашей толерантности не остаётся и следа…

Рискну предположить, что у каждого есть такая эмоционально непростая тема, в которой двух мнений быть не может и существует либо моё, либо неправильное.

Но не зря говорят, что ад начинается с пены на губах ангела…

Я не буду сейчас тратить время на то, чтобы перечислять причины того, ПОЧЕМУ мы так делаем. Это отдельная тема, обсуждение которой не сильно нас продвинет к изменению привычного поведения.

Более продвигающим я считаю вопрос, ЗАЧЕМ. Зачем мне быть правой и, опираясь на эту правоту, атаковать на поражение сторонников другой системы ценностей?

Может быть, у меня накопился «заряд нетворческого зла», который мне просто необходимо израсходовать? Ну, тяжело же всю эту злобищу в себе носить? Надо на кого-нибудь слить. Инакомыслящий, «чужой» — вполне подходящий объект. Атакуя носителя «вредных» ценностей, я свой заряд израсходую под благовидным предлогом борьбы за правое дело и отстаивание высоких убеждений.

Отнестись к своей злости как к сигналу о дисбалансе в собственной жизни было бы полезнее, но чуть сложнее, чем просто напасть на «чужака». Устранение обнаруженного дисбаланса может потребовать от меня определённых решений и действий: трудных, непривычных… Проще на свою жизнь закрыть глаза и поискать объект приложения своих сил где-нибудь снаружи, на которого и израсходовать всю энергию от собственного дискомфорта под благовидным предлогом: «Я ж тебе добра желаю, щас научу, как тебе надо жить!» Ещё мою нетерпимость может подогревать моя собственная неуверенность в собственном выборе. Тревога, сомнения, неопределённость, неизвестность, — чем всё это терпеть, проще переключить своё внимание опять-таки на инакомыслящих и начать громить тех, кто снаружи, чтобы уберечь себя от сомнений и неуверенности от того, что внутри.

Продолжаем идти вглубь по «принципу матрёшки»:

Если на поверхности непримиримость, нетерпимость, воинственность и агрессивные нападки на инакомыслящих, то чего в такой ситуации может не хватать?

Благодаря чему сомнения и неопределённость могут легче переноситься?

Благодаря чему будет возможно выравнивать покосившийся баланс в своей жизни?

Я считаю, что достаточно развитый навык качественной заботы о себе — лучшая профилактика озлобленности и нетерпимости.

Когда человек привёл свою жизнь в порядок, у него нет нужды искать и находить тех, на кого бы напасть из каких бы то ни было побуждений. Забота начинается с приверженности. С верности себе. С обещания не отворачиваться от себя и не бросать себя, что бы ни случилось.

А как это сделать? С чего начать, если осуждать, критиковать и запугивать мы себя умеем, а вот заботиться — не очень? Есть неплохая пошаговая инструкция в статье о преодолении внутреннего сиротства. Читайте. В этом сборнике она следующая. А прочитав, действуйте. Не откладывайте в долгий ящик.

Время летит быстро. Вот и ещё один год подходит к концу… Какое послевкусие он оставляет? С каким чувством мы его провожаем? Если позади маловато радости и тепла, а многовато грусти и напряжения, то настало время добавить того, чего не хватает, и убрать то лишнее, что мешает. Это и есть забота о собственном балансе. А нетерпимость? Сама отвалится за ненадобностью.

P.S. Вот почтальону Печкину не хватало велосипеда… А тебе?

Как преодолеть внутреннее сиротство

Опубликовано: 11 февраля 2016Количество просмотров: 4945

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я