Китайский меч в тренировочном процессе. учебно-методическое пособие

Н. И. Бруевич

Меч давно утратил практическое значение в нашей жизни, но все еще будоражит умы людей, от геймеров и коллекционеров до мастеров боевых искусств. Меч продолжает занимать особое место во многих национальных боевых системах. Книга задумывалась как практическое пособие для учеников Школы «Бонг Дем Лонг» в помощь наработке базовых принципов, парной работы и формальных упражнений. Автор не изобрел ничего нового, а лишь обобщил свой многолетний опыт. Книга обращена к любому, идущему по пути БУДО.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Китайский меч в тренировочном процессе. учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. Меч-цзянь в китайской традиции

Исторический обзор. Воинское искусство Китая по праву считается одним из древнейших. Уже в Шанском Китае (XVIII — XII вв. до н.э) успешно развивалось воинское мастерство. Правители организовывали элитные отряды, состоящие из боевых колесниц с воинами, вооруженными копьем и луком. Исторические сведения говорят о серьезном отношении к искусству тактики и стратегии в древнем Китае, когда воины еще не знали железного оружия. Нет никакого сомнения, что наряду с элитными частями существовала основная масса воинов-пехотинцев. Их вооружение было разнообразным и многочисленным. Среди огромного количества различных видов вооружения меч начинает занимать достойное место. Пока еще не приходится говорить о доминировании меча на поле боя, но его будущее уже начинает отчетливо вырисовываться.

Достоверно известно, что в эпоху Чжоу (1122—770 гг. до н.э.) существовали специальные военные лагеря, где проводилась целенаправленная подготовка воинов.

Существовали различные методики для укрепления физического тела, гармонизации внутренних энергетических потоков, сбалансирования духовного состояния. В те далекие времена пришло осознание того, что сила воина зависит не только от крепости мышц, но и от его самообладания на поле боя. Сохранились исторические сведения о появлении в Древнем Китае прообразов школ ушу. Они известны с эпохи «Весна и Осень», были распространены в последующую эпоху Воюющих царств (475—221 гг. до н.э). В «Чжуанцзы» можно найти отрывок, описывающий многообразие внутренних школ и философских направлений. «Вдыхая <прохладу>, выдыхая <тепло>, [упражняют] дыхание, освобождаясь от старого, воспринимая новое, висят на деревьях, [точно в спячке] медведи, вытягиваются, [точно] птицы, — ради долгих лет жизни, и только. Это любят мужи, проводящие [в себе] путь, питающие [свое] тело, [добиваясь] долголетия Пэн Цзу». Этот отрывок отчетливо указывает на существование в Древнем Китае школ, специализирующихся на развитии внутренних энергий, так называемых внутренних направлений ушу. Если это так, то с высокой долей уверенности можно говорить о наличии различных внешних школ ушу, практикующих кулачный бой и силовую работу с оружием.

Основным вооружением того времени становятся бронзовые мечи. Появились первые железные мечи с бронзовой рукояткой. О широком распространении мечей в те далекие времена говорит второй отрывок из «Чжуанцзы». В главе «Отучил фехтовать», сказано, что некий царь Чжао Прекрасный пристрастился к фехтованию. Его ворота осаждали и гостили в замке по три тысячи искусных фехтовальщиков одновременно. Беспрерывно перед дворцом проходили поединки, в которых погибали сотни удальцов ежегодно. Ученые считают, что в данном случае Чжуанцзы высмеивает страсть к фехтованию, как порок многих правителей Китая, начиная с XII в. до н.э.

Несмотря на блеск и порочность высшего сословья и многих правителей древних царств Китая, стоит обратить внимание на высочайшее мастерство владения мечом некоторых воинов. Здесь не лишне вспомнить о некой юэской деве из княжеств У и Юэ, жившей в далекую эпоху «Весна и Осень». «Она является необычайным мастером владения мечом, не только знает технику меча, но и разбирается в законах управления мечом. Она говорит: «Его путь сокровенен и изменчив, его смысл тих и глубок, путь содержит врата и двери, ещё содержит инь и ян, открываешь врата и затворяешь двери, инь бурлит — ян расцветает, это путь ближнего боя, внутри переполняют цзин и шэнь, внешне демонстрируешь спокойствие и манеры, видимое подобно хорошей жене, нападение — как от тигра страшно, один человек подобен сотне, сотня подобна десяти тысячам».

В Древнем Китае сохранились описания не только военных лагерей, различных школ фехтования и других боевых искусств, но конкретные методические рекомендации применения разнообразных техник. «Фехтуя [я], сделав ложный выпад, даю противнику [как будто] преимущество. [Но], нанося удар позже него, опережаю его в попадании».

В военных трактатах тех времён также есть много специальных глав посвящённых выдающимся бойцам, прославившихся своим воинским искусством. Ушу ценилось в Китае также высоко как литература, каллиграфия, живопись. В «Истории династии Ранняя Хань» в разделе «Искусства и литература» автор приводит биографии 16 мастеров боевого искусства на протяжении 207 глав. Приведенные в трактате рисунки, занимающие 3 цзюаня, в основном относятся к ушу, указывают и комментируют «тренировки рук и ног, владение оружием, собирание механизмов, победу в атаке и защите».

Школы фехтования обязаны своим появлением широкой популярности мечей в боевой практике. Школы ушу множились. Новая форма и размер меча требовал новых подходов. Количество техник росло пропорционально творческой работе кузнецов. По мере оттачивания искусства ведения боя, возникновения искусства тактики и стратегии, появилась необходимость в разнообразных техниках владения оружием. Стало очевидным, что владение мечом отличается в пешем и конном бою, при хаотичной битве и при строгих действиях в строю. Развитие искусства фехтования в свою очередь влияло на появление новых видов оружия. Формы и размеры меча определяли их функциональные особенности. Для того чтобы наиболее полно представить разнообразие техник с мечом, которые регулярно практиковали воины и монахи древности, стоит обратиться к отрывку из одного даосского трактата.

«И Чжуанцзы [повел свой] рассказ:

— Первый меч — меч Сына Неба, второй — меч царский, третий — меч удальца.

— Каков же меч Сына Неба? — спросил [его] царь.

— У меча Сына Неба лезвие от Ласточкиного Потока до Каменной стены, острие — пик горы Преемства в [царстве] Ци, тупая сторона — от Цзинь до Вэй, чашка [эфеса] — Чжоу и Сун, рукоять — Хань и Вэй, в ножны вмещаются все варвары, все времена года; в перевязи — море Бохай, в портупее — гора Вечности. [С его помощью] обуздывают пять первоэлементов, определяют преступления и достоинства, отделяют жар от холода, удерживают весну и лето, вершат дела осенью и зимой. Рубанешь этим мечом прямо — и то перед [тобой] не устоит, взмахнешь вверх — никто вверху не удержится, вниз — никого внизу не останется, поведешь кругом — никого по сторонам не окажется. Вверху — рассечет плывущие облака, внизу — перережет земные веси. Только пустишь меч в ход — наведешь порядок среди царей, и вся Поднебесная покорится. Таков меч Сына Неба!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Китайский меч в тренировочном процессе. учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я