Учебно-методическое пособие «Массовая культура» предназначено для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей, разработано и апробировано в процессе многолетней работы автора со студентами направления подготовки «Культурология» Российского государственного социального университета.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Массовая культура. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Татьяна Пушкарева, 2021
ISBN 978-5-0053-7734-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Методические рекомендации созданы на основе авторской рабочей программы дисциплины и призваны организовать оптимальным образом аудиторную и самостоятельную работу студентов направления подготовки «Культурология» в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель освоения дисциплины — формирование комплексного понимания массовой культуры как формы организации и трансляции культурных значений и образцов. Именно такое понимание позволяет связать изучение массовой культуры с проблематикой культурной политики и социокультурного проектирования.
Задачи дисциплины состоят в том, чтобы дать представление о типологических особенностях массовой культуры; дать общий очерк эволюции форм массовой культуры в XIX—XX вв.; представить основные подходы к изучению массовой культуры; представить направления проектной работы в области массовой культуры.
Предмет изучения определяется сочетанием исторического и типологического подхода. С одной стороны, необходимо рассмотреть историю моды, дизайна, массового кинематографа, популярной музыки и танцев, средств массовой коммуникации (медиа) во второй половине XIX — ХХ вв. С другой — раскрыть возможности анализа феноменов массовой культуры, которые рассматриваются в широком культурном контексте. Специальное внимание уделяется ценностям и языку массовой культуры.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы; владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации; готовность к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Теории массовой культуры.
Тема 1. Массовая культура как глобальная проблема и предмет изучения.
Проблематизация понятия и социального явления. Социально-экономические, политические, культурные, научно-технические предпосылки массовизации современной культуры. Массовизация и демократизация культуры — основные тенденции развития современного общества. Эстетика классицизма и массовая культура. Массовая культура как эстетическая и социологическая категория. Соотношение понятий элитарной, высокой, народной, популярной, массовой культуры. Субкультура и массовая культура. Массовое общество. Массовая культура и научно-технический прогресс. Массовая культура и глобализация. Массовая культура и массовые коммуникации. Массовая культура и медиакультура. Массовая культура и повседневность. Массовая культура и коммерция. Массовая культура и миф. Массовая культура и архетип. Массовая культура и постмодернизм. Массовая культура и Zeitgeist. Массовая культура и стиль жизни. Визуальная и дискурсивная культура. Периодизация развития массовой культуры. Направления массовой культуры. Виды текстов массовой культуры.
Тема 2. Ранние теории массовой культуры (до первой половины XX века).
Алексис Токвиль и идея культуры демократического большинства. И. Гете, Ф. Ницше о массовом искусстве. О. Шпенглер о развитии цивилизации и превращении народа в массу как показателях деградации культуры. Густав Лебон и теория «толпы». Хосе Ортега-и-Гассет и его критика «масс». К. Ясперс о «массовом существовании».
Тема 3. Проблематика массовой культуры в концепциях 50-60-ых годов XX века. Коммерциализация как основное свойство массовой культуры в трудах К. Ливис, Ф. Ливиса, Д. Томпсона. Развитие идей в работах Р. Вильямса.
В. Беньямин и искусство в эпоху «технической воспроизводимости». З. Кракауэр и «орнамент массы». Концепция общества спектакля Ги Дебора. «Сultural studies» и Р. Хогарт. Франкфуртская школа социальных исследований и Институт социальных Исследований (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе): культурное производство как один из видов материального производства. «Одномерный человек». Р. Барт и «Мифологии». Д. Белл и «общество потребления». Массовая культура как способ «символического уничтожения женщины» в теориях феминизма.
Тема 4
Современные теории массовой культуры.
Категория вкуса в концепции П. Бурдье. Гиперреальность и симулякры в концепции Ж. Бодрияра. Семиотика масскульта в работах У. Эко. Идея о «вселенской реабилитации посредственности» (Ж. Ф. Лиотар). Теория развития массовой культуры К. Разлогова: просветительские корни и диверсификация современной массовой культуры.
РАЗДЕЛ II. История массовой культуры
Тема 5. Массовое общество и культура в Америке и Европе во второй половине XIX — начале XX века
Синдром «конца века» и качественные преобразования материальной культуры и повседневности. Радио, граммофон, телефон, пишущие машинки, метро, автомобиль. Кино и начало истории Голливуда. Начало введения обязательного среднего образования.
Париж как западный стилевой центр. Зарождение дизайна: основание Баухауса (1919). Военный масскульт. Время модернизма и массовая культура.
Тема 6. Массовое общество и культура в Америке и Европе между двумя мировыми войнами
Экономический кризис 1929 года и политизация массовой культуры. Интернационализация футбола. Массовое строительство небоскребов в Америке. Первые опросы общественного мнения.
Экзальтация масскульта фашизма. Военный масскульт. «Лили Марлен».
Тема 7. Расцвет массовой культуры в 50-ых годах XX века
Экономический и культурный взлет США после Второй мировой войны. Аскетизм послевоенной Европы. «Народный капитализм» и масскульт. Бэби-бум в Америке. Нью-Йорк как западный стилевой центр. Процесс «фриволизации» в США. Развитие киноиндустрии. Телевизионная революция. Поп-арт и Энди Уорхол. Рок-н-ролл и Элвис Пресли. Рокеры и битники.
Осмысление феномена масскульта в философии, социологии, художественной литературе.
Начало доминирования итальянского дизайна. Век повседневной элегантности. Теория и практики формирования искусственного спроса.
Тема 8. Массовое общество и культура в Америке и Европе в 60-90-ых гг. XX века.
Альтернативный социальный проект в движении «новых левых» 60-ых и массовая культура. Мэйнстрим и андеграунд. «1968» как новая система ценностей. Вудсток и движение хиппи. Контркультура. Массовизация наркотиков. Сексуальная революция. Отрицание сексуальных ролей и одежда унисекс. Психоделизм в Европе и Америке. Рок-музыка и рок-звезды. Феномен «Битлз».
Одноразовая посуда, одежда, мебель и новая экологическая проблема мусора. Новый простой дизайн: германское влияние.
Распространение электронных калькуляторов и домашних компьютеров как знаковое событие 70-ых годов. Диско. Китч. Панк. Трэш. Аэрография. Дома моды и дизайнерские марки. Символическая потребность и символическая собственность. Концепция стиля жизни как элемент маркетинга. Культура яппи, стиль преппи в 80-ых годах. Компьютер Макинтош. Киберпространство и виртуальная реальность. Парк Диснея. Рэйв-культура. Снижение потребления и стратегия выживания в 90-ых годах. Кризис дизайна. Демассификация. Повышение интереса к здоровью и экологии. Спортивные субкультуры. Возвышение интересов меньшинств. Стиль «гранж».
Тенденции развития массовой культуры в Европе и Америке в начале XXI века.
Тема 9
Массовое общество и массовая культура в России
От традиционного к индустриальному массовому обществу: XIX век. Рефлексия процессов «омассовления» в русской интеллектуальной мысли. Особенности социально-экономического строя Советской России и специфика массовой культуры. Пролеткульт. Мир советского человека. От мобилизационного массового общества к потребительскому и постиндустриальному. Амбивалентность процесса вестернизации. Эклектизм и брутальность современной массовой культуры.
Раздел II. Морфология массовой культуры.
Тема 10. Структура, функции, ценности и язык массовой культуры
Китч-, мид-, арткультура. Кризис культурных иерархий. Двойное кодирование. Акторы и реципиенты масскульта. Роль «звезд» в массовой культуре. Понятие «шоу» в контексте массовой культуры. Социально-терапевтическая, компенсаторная, развлекательная, идеологическая, социализирующая, коммуникативная, идентификационная функции и «побочные эффекты» (деперсонализация, стандартизация и «оболванивание»). Масскульт и социальный идеал. Образ прошлого в массовой культуре. Индивидуальное творчество и «поток» (случай Дюма).
Развитие культа агрессии в
процессе модернизации общества. Агрессия как проявление нищеты духа. Теоретики психоанализа об агрессии. Формы манипулирования сознанием. Суггестия и «межчувственное» восприятие. Механизмы воздействия на инстинкт агрессии различными средствами массового искусства. Массовая культура и порнография.
Разум и чувства, добро и зло в масскульте.
Эксплуатация символа как универсального языка. Стандартизация жизненных ситуаций и чувств.
Тема 11. Массовый человек
Бессвязность как новый тип массового мышления (Г. Маркузе). Эрзац-чувства. Редукция формы. Эскапизм. Концепция четырех непродуктивных для общества характеров: пассивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный (Э. Фромм). Картина мира массового человека. Ложная идентификация. Девальвация ценностей и смыслов. Искажение картины мира, изменение психологии человека визуального типа культуры. Идеи М. Маклюэна. Теория современных мифологий Р. Барта. Мифологическое сознание с точки зрения теории психоанализа и современной практики.
РАЗДЕЛ IV. Феноменология массовой культуры и методы исследования текстов масскульта.
Тема 12. Литература как предмет массового потребления
Специфика литературы как вида искусства (возникновение на стадии цивилизации, тесная связь с образованием, основа дискурсивной культуры). Многозначность термина «массовая литература». Классика, высокая мода, массовая беллетристика. Bestseller (англ.). Специфика социологического взгляда на массовую литературу: массовая литература как позитивная программа дальнейшего развития словесной культуры. «Формульные жанры» в массовой культуре: концепция Дж. Кавелти. Феномен комикса.
Тема 13. Музыка как предмет массового потребления
Специфика рецепции музыки. Соотношение понятий «легкая», «эстрадная», «развлекательная», «популярная», «потребительская» музыка. Теория Т. Адорно о восьми типах слушания музыки. Музыка в истории культуры и эволюция «потребительской» музыки. Schlager (нем.) Культурный генезис шлягера. Джаз. Мюзикл. Поп-музыка. Рок. Рок-н-ролл. Рок-опера. Психоделия. Панк. Феномен «Битлз». Развитие средств тиражирования и телевидения. Имидж «звезды».
Тема 14. Медиакультура в современном мире
Понятие «медиа» и медиакультуры. Типология СМИ. СМИ и Интернет в современной культуре и обществе. Бурное развитие СМИ в эпоху технической революции. Газета как первое периодическое печатное издание. Феномен «глянцевого журнала». Эволюция и специфика массовой рецепции радио. Электрокоммуникации. Телевидение в современной культуре и обществе. История появления и развития телевидения. Теория телевидения Р. Вильямса и теория медиа М. Маклюэна. Телевидение в контексте семиотики и структурализма. Телевидение как «фабрика мифов». Пять признаков события, значимого для СМИ (Джемисон и Кэмпбелл). СМИ как «четвертая власть».
Новости, ток-шоу, сериал, телеигра, реалити-шоу, видеоклип как специфические тележанры в массовой культуре. Видеокультура и постмодернизм. Зарождение и развитие кинематографа. Кинематографические жанры и массовая культура. З. Кракауэр и Э. Морен о магии кино. Чаплиниана. Кинокультура и политика. Кинофестивали и кинопремии. Голливуд в массовой культуре ХХ века.
Анимация как жанр массовой культуры.
Тема 15. Реклама и мода как феномены массовой культуры
Реклама как явление массовой культуры. Виды и функции рекламы. Специфика изобразительного языка рекламы. Образ «потребителя рекламы».
Мода как рычаг масскульта. Взаимообусловленность развития моды и товарного производства. Реклама и торговые каталоги. Мода на унифицированный образ жизни. Основные этапы развития модных тенденций в культуре ХХ в. Западное влияние на развитие русской моды.
Мода как ценностная система. Мода в различных сферах жизни: политике, искусстве, литературе, транспорте, косметологии и т. д. Высокая мода и мода «на каждый день». Влияние субкультур на моду. Имидж фирмы. Модный бренд. Мода и постмодерн.
Тема 16. Социально-правовое регулирование массовой культуры и проблема культурной селекции
Возможности правового регулирования распространения и развития массовой культуры. Законодательство РФ, США и стран Европы о средствах массовой информации, о книгоиздании, о рекламе и др. Роль морали в регулировании массовой культуры. Образование как регулятор массовой культуры. Роль медиаобразования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Массовая культура. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других