Витражи мудрости, самоцветы смысла, кладовые разума – как только не называют ставшие афоризмами умозаключения выдающихся людей от древности до наших дней. Обогащая сокровищницу человеческой мысли, великие умы дают нам уроки, сквозь толщу лет пробиваясь в настоящее ростками добра, мудрости и здравого смысла. К таким замечательным учителям прошлого относится и видный исламский ученый Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и – богослов, правовед, хадисовед, заложивший основы шафиитского мазхаба и давший ему имя. Имам аш-Шафи‘и сыграл ключевую роль в формировании мусульманской правовой мысли, внеся неоценимый вклад в религиозно-правовую методологию. Настоящая книга демонстрирует творческий подход имама к изложению сложных религиозных вопросов через притчи, предания и стихотворные произведения. Ориентирована книга на широкий круг читателей, всех интересующихся историей Ислама и восточной культурой в широком смысле.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Краткая биография имама
Автор этих стихов — Абу ‘Абдулла́ х Муха́ ммад ибн ́ Идрис ибн аль-‘Абба́ с ибн Усма́ н ибн Ша́ фи‘ ибн ас-Са́ иб ́ ибн ‘Убайд ибн ‘Абд Язид ибн Хашим ибн аль-Мутта́ ́либ ибн ‘Абд Манаф аль-Мутта́ либи аль-Кураши́. Как ́ передаёт ибн Халликан, он был курайшитом из рода Мутталиб, родословная которого срасталась с родословной Посланника Аллаха у Абд-Манафа, ну а дальше она была известна до Ма’ада ибн Аднана.
Его предком был аш-Шафи’. Будучи молодым, этот пращур имама встречался с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А в битве при Бадре8, предок имама аш-Шафи’и — Ас-Саиб держал в руках знамя Хашимитов9, попал в плен, выкупил себя, а потом принял Ислам. Тогда у него спросили: «Почему ты не принял Ислам до того, как выкупил себя?» На что он ответил: «Я не лишил бы верующих той благодати, что они желали получить от меня» (т. е. он имел в виду, что приняв Ислам до этого, не имел бы возможности выкупить себя и послужить тем самым на благо мусульманской уммы).
Абу Убайд аль-Касим ибн Саллам10 сказал: «Я не видел человека достойнее аш-Шафи‘и!».
Даже имам Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах сказал: «Я не умел отличать в хадисах11 насих от мансуха (отменяющие хадисы от отмененных), пока не научился у аш-Шафи‘и!».
Яхья ибн Маин12 сказал: «Ахмад ибн Ханбаль когда-то предостерегал нас по поводу Аш-Шафи‘и, но однажды он встретился с ним, когда тот был верхом на муле, и пошел за ним, и тогда я сказал ему: «О Абу Абдулла, ты же предостерегал нас по поводу него, а теперь сам идёшь за ним!?» И он ответил: «Молчи, если бы я держался рядом только с его мулом, то и то бы получил пользу!».
Хатыб Аль-Багдади13 передает в работе «История Багдада», историю, которую передал ибн Абд Аль-Хакам14: «Мать аш-Шафи‘и увидела во сне, что из неё вышла планета Юпитер, и упала в Египте, а осколки оказались разбросаны по всему миру. Толкователи снов, растолковали тогда её сновидение и сказали, что она родит ученого, знания которого распространятся в Египте, а затем и по всему свету».
Аш-Шафи‘и рассказывал, что когда он прибыл к Малику ибн Анасу15, заучив наизусть аль-Муватту16, тот сказал ему: «Найди того кто будет это тебе читать», и тогда Аш-Шафи‘и ответил: «Я умею читать», и когда прочел весь сборник аль-Муватта, то Малик ибн Анас сказал: «Если кто-то и преуспеет, то этот мальчик!»
Аль-Хумейди17 сказал, что слышал, как Муслим ибн Халид аз-Занджи18 обратился к аш-Шафи‘и: «О Абу Абдуллах, выдавай фетвы, клянусь Аллахом, тебе пора выдавать фетвы!».
Махфуз бин Аби Тауба19 передал, что видел имама Ахмада ибн Ханбаля вместе с молодым аш-Шафи‘и, когда тот передавал хадисы, в заповедной мечети, и тогда сказал ему: «О, Абу Абдуллах, вот же (известный ученый) Суфьян ибн Уяйна20 в том углу мечети, передает хадисы! (зачем тебе слушать этого молодого)», на что он ответил: «То, что он (аш-Шафи‘и) говорит, может быть утеряно, а то и так не потеряется!» (имея в виду, что аш-Шафи‘и не только передает хадисы, но и детально истолковывает их на основе положений фикха, в то время как другой только озвучивает и так широко известные вещи).
Да и сам умудрённый опытом и сведущий в Исламе Суфьян ибн Уяйна, когда ему задавали вопрос для фетвы или из тафсира, оборачивался к аш-Шафи‘и и говорил: «Спросите этого мальчика».
Передаёт Абу Хасан аз-Зияди21, что он не видел, чтобы Мухаммад ибн Хасан22 уважал, кого бы то ни было из учёных, подобно тому, как он уважал аш-Шафи‘и. В один день аш-Шафи‘и навестил его, в то время как Мухаммад ибн Хасан уже сидел верхом (собирался в путь), но он вернулся домой и остался с ним до самой ночи, не позволяя никому зайти к нему. Аш-Шафи‘и был первым, кто заговорил об «Усуль аль-Фикхе»23, он эту дисциплину фактически и учредил.
Абу Саур24 сказал: «Кто утверждает что видел подобного Мухаммаду ибн Идрису в знаниях, красноречии, стойкости и уверенности — тот врёт, ибо ему не было подобия при его жизни, а когда он завершил свой жизненный путь, не оставил он себе замену».
Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Никто не держит в руках чернильницу или бумагу, не будучи у аш-Шафи‘и в долгу».
Аз-Зафарани25 говорил: «Хадисоведы дремали, пока аш-Шафи‘и не пришел и не разбудил их, и лишь тогда они встали».
У Мухаммада ибн Идриса Аш-Шафи‘и по признанию всех его выдающихся современников было так много достоинств, что их было не счесть.
Имам аш-Шафи‘и родился в тот день, когда скончался имам Абу Ханифа26 (да будет доволен им Аллах). Родился будущий имам в Палестине, в Газе, в 150 году по хиджре (767 год), затем его перевезли в Мекку, когда ему было всего два года. Он вырос там и там же научился читать Священный Коран. Аз-Зафарани передал от своего отца, что аш-Шафи‘и сказал: «Мой отец умер, когда ему было пятьдесят восемь». Также имеются сведения о его поездке к имаму Малику. Имам Аш-Шафи‘и прибыл в Багдад в 195 году (810 год), затем он отправился в Египет и прибыл туда в 199 году (814 год). Умер имам Аш-Шафи‘и (да будет доволен им Аллах) в ночь на пятницу, в последний день месяца Раджаб 204 года по хиджре (20 января 820 года), и был похоронен после полудня того же дня в малой Карафе27, его могилу посещают в этом месте, и находится она рядом с Мокаттамом28.
Ар-Раби’ ибн Сулейман Аль-Муради29 сказал: «Я видел новолуние Шаабана, возвращаясь с его похорон, я также видел его во сне, и сказал ему: «О Абу Абдуллах, как с тобой поступил Аллах?». Он ответил: «Он усадил меня в кресло из золота и рассыпал меня блестящим жемчугом».
Ученые всех сфер — толкователи Корана, факихи30, грамматики и другие единогласны и убеждены в его правдивости, честности, справедливости, аскетизме, искренней воздержанности от сомнительного, чистоте его совести, великолепии его биографии, величии его достоинств и его щедрости. Западные ученые, изучая его наследие, говорили о том, что книга «Ар-Рисаля» написанная имамом в течение последних пяти лет его жизни, даёт ему право называться «отцом мусульманской юриспруденции».
Отдельной главой духовного наследия имама являются его многочисленные стихи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
8
Битва при Бадре — первое крупное сражение между мусульманами и курайшитскими многобожниками, произошедшее во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан во вторник утром 13 марта 624 г. в Хиджазе (на западе Аравийского полуострова). Итогом битвы была крупная победа мусульман, а само сражение фактически стало поворотным пунктом в их борьбе против многобожников.
9
Хашимиты, или Бану Хашим — род арабского племени курайшитов. Членом этого рода был пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
10
Абу Убайд аль-Касим ибн Саллам (774–838) — арабский языковед, представитель куфийской школы грамматики, знаток Корана.
11
Хадис — предание о словах и действиях пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис — изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), сумма которых образует сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха).
13
Абу Бакр Ахмад ибн Али аль-Багдади по прозвищу аль-Хатиб аль-Багдади (1002–1072) — средневековый мусульманский учёный-историк, ́ хафиз.
14
Ибн Абд ал-Хакам (около 802–871) — египетский и мусульманский историк, автор «Завоевания Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса».
15
Абу Абдуллах Малик ибн Анас аль-Асбахи, более известный как Имам Малик (711–795) — исламский богослов, правовед, хадисовед, второй из четырёх имамов суннитских школ, основатель и эпоним маликитского мазхаба.
16
Муватта — сборник хадисов-преданий о жизни и поступках пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), автором которого является выдающийся хадисовед и факих, основатель маликитского мазхаба — Малик ибн Анас.
17
Абу Бакр ‘Абдулла́ х ибн аз-Зуба́ йр аль-Хума́ йди (ум. в 834) — ислам́ ский богослов, имам, хафиз, факих и хадисовед, автор сборника хадисов Муснад аль-Хумайди.
22
Абу Абдулла́ х Муха́ ммад ибн аль-Хасан́ аш-Шайба́ ни (749–805) — пра́ вовед ханафитского мазхаба, один из кодификаторов мусульманского права и ученик имама Абу Ханифы.
23
Усуль аль-фикх (араб. أصول الفقه — «Основы фикха») — дисциплина исламского права (фикха), систематизирующая источники, основы теории и методологии юриспруденции, является совокупностью четырёх «основ»: Корана, Сунны, иджмы (араб. إجماع — «единогласие», согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу) и кияса (араб. قياس — букв. «измерение», суждение по аналогии, позволяющее решить тот или иной вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и сунне). В шариатской терминологии термином «усуль аль-фикх» обозначается «наука, которая изучает общие доводы исламского права (фикха), методы их использования и положения из которых можно извлечь пользу». Это одна из важнейших шариатских наук, которая помогает понимать религию в целом.
24
Имам Абу Саур Ибрагим бин Халид аль-Кальби аль-Багдади (764–854) — правовед, последователь имама аш-Шафи‘и.
26
Абу Хани́фа ан-Нума́ н ибн Са́ бит аль-Ку́ фи (699–767) — исламский бо́ гослов, правовед, хадисовед, первый из четырёх имамов суннитских школ, основатель ханафитского мазхаба.
27
Карафа — так египтяне называют город мёртвых, Каирский некрополь, состоящий из множества кварталов, представляющих собой систему гробниц и мавзолеев, протянувшуюся с севера египетской столицы до южных и юго-восточных окраин города.
28
Мокаттам — южное предместье Каира, также известно под названием Гора Мокаттам или Холмы, общее название хребта состоящего из холмов и всего пригорода столицы Египта, расположенного здесь.