Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии

Мухаммад Ибрахим Салим, 2023

Витражи мудрости, самоцветы смысла, кладовые разума – как только не называют ставшие афоризмами умозаключения выдающихся людей от древности до наших дней. Обогащая сокровищницу человеческой мысли, великие умы дают нам уроки, сквозь толщу лет пробиваясь в настоящее ростками добра, мудрости и здравого смысла. К таким замечательным учителям прошлого относится и видный исламский ученый Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и – богослов, правовед, хадисовед, заложивший основы шафиитского мазхаба и давший ему имя. Имам аш-Шафи‘и сыграл ключевую роль в формировании мусульманской правовой мысли, внеся неоценимый вклад в религиозно-правовую методологию. Настоящая книга демонстрирует творческий подход имама к изложению сложных религиозных вопросов через притчи, предания и стихотворные произведения. Ориентирована книга на широкий круг читателей, всех интересующихся историей Ислама и восточной культурой в широком смысле.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Краткая биография имама

Автор этих стихов — Абу ‘Абдулла́ х Муха́ ммад ибн ́ Идрис ибн аль-‘Абба́ с ибн Усма́ н ибн Ша́ фи‘ ибн ас-Са́ иб ́ ибн ‘Убайд ибн ‘Абд Язид ибн Хашим ибн аль-Мутта́ ́либ ибн ‘Абд Манаф аль-Мутта́ либи аль-Кураши́. Как ́ передаёт ибн Халликан, он был курайшитом из рода Мутталиб, родословная которого срасталась с родословной Посланника Аллаха у Абд-Манафа, ну а дальше она была известна до Ма’ада ибн Аднана.

Его предком был аш-Шафи’. Будучи молодым, этот пращур имама встречался с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А в битве при Бадре8, предок имама аш-Шафи’и — Ас-Саиб держал в руках знамя Хашимитов9, попал в плен, выкупил себя, а потом принял Ислам. Тогда у него спросили: «Почему ты не принял Ислам до того, как выкупил себя?» На что он ответил: «Я не лишил бы верующих той благодати, что они желали получить от меня» (т. е. он имел в виду, что приняв Ислам до этого, не имел бы возможности выкупить себя и послужить тем самым на благо мусульманской уммы).

Абу Убайд аль-Касим ибн Саллам10 сказал: «Я не видел человека достойнее аш-Шафи‘и!».

Даже имам Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах сказал: «Я не умел отличать в хадисах11 насих от мансуха (отменяющие хадисы от отмененных), пока не научился у аш-Шафи‘и!».

Яхья ибн Маин12 сказал: «Ахмад ибн Ханбаль когда-то предостерегал нас по поводу Аш-Шафи‘и, но однажды он встретился с ним, когда тот был верхом на муле, и пошел за ним, и тогда я сказал ему: «О Абу Абдулла, ты же предостерегал нас по поводу него, а теперь сам идёшь за ним!?» И он ответил: «Молчи, если бы я держался рядом только с его мулом, то и то бы получил пользу!».

Хатыб Аль-Багдади13 передает в работе «История Багдада», историю, которую передал ибн Абд Аль-Хакам14: «Мать аш-Шафи‘и увидела во сне, что из неё вышла планета Юпитер, и упала в Египте, а осколки оказались разбросаны по всему миру. Толкователи снов, растолковали тогда её сновидение и сказали, что она родит ученого, знания которого распространятся в Египте, а затем и по всему свету».

Аш-Шафи‘и рассказывал, что когда он прибыл к Малику ибн Анасу15, заучив наизусть аль-Муватту16, тот сказал ему: «Найди того кто будет это тебе читать», и тогда Аш-Шафи‘и ответил: «Я умею читать», и когда прочел весь сборник аль-Муватта, то Малик ибн Анас сказал: «Если кто-то и преуспеет, то этот мальчик!»

Аль-Хумейди17 сказал, что слышал, как Муслим ибн Халид аз-Занджи18 обратился к аш-Шафи‘и: «О Абу Абдуллах, выдавай фетвы, клянусь Аллахом, тебе пора выдавать фетвы!».

Махфуз бин Аби Тауба19 передал, что видел имама Ахмада ибн Ханбаля вместе с молодым аш-Шафи‘и, когда тот передавал хадисы, в заповедной мечети, и тогда сказал ему: «О, Абу Абдуллах, вот же (известный ученый) Суфьян ибн Уяйна20 в том углу мечети, передает хадисы! (зачем тебе слушать этого молодого)», на что он ответил: «То, что он (аш-Шафи‘и) говорит, может быть утеряно, а то и так не потеряется!» (имея в виду, что аш-Шафи‘и не только передает хадисы, но и детально истолковывает их на основе положений фикха, в то время как другой только озвучивает и так широко известные вещи).

Да и сам умудрённый опытом и сведущий в Исламе Суфьян ибн Уяйна, когда ему задавали вопрос для фетвы или из тафсира, оборачивался к аш-Шафи‘и и говорил: «Спросите этого мальчика».

Передаёт Абу Хасан аз-Зияди21, что он не видел, чтобы Мухаммад ибн Хасан22 уважал, кого бы то ни было из учёных, подобно тому, как он уважал аш-Шафи‘и. В один день аш-Шафи‘и навестил его, в то время как Мухаммад ибн Хасан уже сидел верхом (собирался в путь), но он вернулся домой и остался с ним до самой ночи, не позволяя никому зайти к нему. Аш-Шафи‘и был первым, кто заговорил об «Усуль аль-Фикхе»23, он эту дисциплину фактически и учредил.

Абу Саур24 сказал: «Кто утверждает что видел подобного Мухаммаду ибн Идрису в знаниях, красноречии, стойкости и уверенности — тот врёт, ибо ему не было подобия при его жизни, а когда он завершил свой жизненный путь, не оставил он себе замену».

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Никто не держит в руках чернильницу или бумагу, не будучи у аш-Шафи‘и в долгу».

Аз-Зафарани25 говорил: «Хадисоведы дремали, пока аш-Шафи‘и не пришел и не разбудил их, и лишь тогда они встали».

У Мухаммада ибн Идриса Аш-Шафи‘и по признанию всех его выдающихся современников было так много достоинств, что их было не счесть.

Имам аш-Шафи‘и родился в тот день, когда скончался имам Абу Ханифа26 (да будет доволен им Аллах). Родился будущий имам в Палестине, в Газе, в 150 году по хиджре (767 год), затем его перевезли в Мекку, когда ему было всего два года. Он вырос там и там же научился читать Священный Коран. Аз-Зафарани передал от своего отца, что аш-Шафи‘и сказал: «Мой отец умер, когда ему было пятьдесят восемь». Также имеются сведения о его поездке к имаму Малику. Имам Аш-Шафи‘и прибыл в Багдад в 195 году (810 год), затем он отправился в Египет и прибыл туда в 199 году (814 год). Умер имам Аш-Шафи‘и (да будет доволен им Аллах) в ночь на пятницу, в последний день месяца Раджаб 204 года по хиджре (20 января 820 года), и был похоронен после полудня того же дня в малой Карафе27, его могилу посещают в этом месте, и находится она рядом с Мокаттамом28.

Ар-Раби’ ибн Сулейман Аль-Муради29 сказал: «Я видел новолуние Шаабана, возвращаясь с его похорон, я также видел его во сне, и сказал ему: «О Абу Абдуллах, как с тобой поступил Аллах?». Он ответил: «Он усадил меня в кресло из золота и рассыпал меня блестящим жемчугом».

Ученые всех сфер — толкователи Корана, факихи30, грамматики и другие единогласны и убеждены в его правдивости, честности, справедливости, аскетизме, искренней воздержанности от сомнительного, чистоте его совести, великолепии его биографии, величии его достоинств и его щедрости. Западные ученые, изучая его наследие, говорили о том, что книга «Ар-Рисаля» написанная имамом в течение последних пяти лет его жизни, даёт ему право называться «отцом мусульманской юриспруденции».

Отдельной главой духовного наследия имама являются его многочисленные стихи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Битва при Бадре — первое крупное сражение между мусульманами и курайшитскими многобожниками, произошедшее во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан во вторник утром 13 марта 624 г. в Хиджазе (на западе Аравийского полуострова). Итогом битвы была крупная победа мусульман, а само сражение фактически стало поворотным пунктом в их борьбе против многобожников.

9

Хашимиты, или Бану Хашим — род арабского племени курайшитов. Членом этого рода был пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

10

Абу Убайд аль-Касим ибн Саллам (774–838) — арабский языковед, представитель куфийской школы грамматики, знаток Корана.

11

Хадис — предание о словах и действиях пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис — изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), сумма которых образует сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха).

12

Абу Закарийя Яхья ибн Маин аль-Багдади (775–847) — исламский богослов, хадисовед.

13

Абу Бакр Ахмад ибн Али аль-Багдади по прозвищу аль-Хатиб аль-Багдади (1002–1072) — средневековый мусульманский учёный-историк, ́ хафиз.

14

Ибн Абд ал-Хакам (около 802–871) — египетский и мусульманский историк, автор «Завоевания Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса».

15

Абу Абдуллах Малик ибн Анас аль-Асбахи, более известный как Имам Малик (711–795) — исламский богослов, правовед, хадисовед, второй из четырёх имамов суннитских школ, основатель и эпоним маликитского мазхаба.

16

Муватта — сборник хадисов-преданий о жизни и поступках пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), автором которого является выдающийся хадисовед и факих, основатель маликитского мазхаба — Малик ибн Анас.

17

Абу Бакр ‘Абдулла́ х ибн аз-Зуба́ йр аль-Хума́ йди (ум. в 834) — ислам́ ский богослов, имам, хафиз, факих и хадисовед, автор сборника хадисов Муснад аль-Хумайди.

18

Муслим ибн Халид аз-Занджи — имам, муфтий Мекки.

19

Махфуз бин Аби Тауба — хадисовед.

20

Суфьян ибн Уя́ йна (725–813) — знаменитый мекканский хадисовед

21

Абу Хасан бин Усман бин Хаммад аль-Багдади, более известный как Аз-Зияди

22

Абу Абдулла́ х Муха́ ммад ибн аль-Хасан́ аш-Шайба́ ни (749–805) — пра́ вовед ханафитского мазхаба, один из кодификаторов мусульманского права и ученик имама Абу Ханифы.

23

Усуль аль-фикх (араб. أصول الفقه — «Основы фикха») — дисциплина исламского права (фикха), систематизирующая источники, основы теории и методологии юриспруденции, является совокупностью четырёх «основ»: Корана, Сунны, иджмы (араб. إجماع — «единогласие», согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу) и кияса (араб. قياس — букв. «измерение», суждение по аналогии, позволяющее решить тот или иной вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и сунне). В шариатской терминологии термином «усуль аль-фикх» обозначается «наука, которая изучает общие доводы исламского права (фикха), методы их использования и положения из которых можно извлечь пользу». Это одна из важнейших шариатских наук, которая помогает понимать религию в целом.

24

Имам Абу Саур Ибрагим бин Халид аль-Кальби аль-Багдади (764–854) — правовед, последователь имама аш-Шафи‘и.

25

Абу-ль-Хасан аз-Зафарани — исламский богослов из Багдада, ученик имама аш-Шафи‘и

26

Абу Хани́фа ан-Нума́ н ибн Са́ бит аль-Ку́ фи (699–767) — исламский бо́ гослов, правовед, хадисовед, первый из четырёх имамов суннитских школ, основатель ханафитского мазхаба.

27

Карафа — так египтяне называют город мёртвых, Каирский некрополь, состоящий из множества кварталов, представляющих собой систему гробниц и мавзолеев, протянувшуюся с севера египетской столицы до южных и юго-восточных окраин города.

28

Мокаттам — южное предместье Каира, также известно под названием Гора Мокаттам или Холмы, общее название хребта состоящего из холмов и всего пригорода столицы Египта, расположенного здесь.

29

Ар-Раби’ ибн Сулейман аль-Муради (790–884) — исламский богослов, правовед, хадисовед, ученик имама аш-Шафи‘и.

30

Факих (араб. ́ فقيه — знающий) — исламский богослов-законовед, знаток фикха, мусульманского права. Фикх (от араб. فقه — понимание, знание) — мусульманская юриспруденция, доктрина о правилах поведения, а также комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я