Рассказы о праведниках

Муртаза Мутаххари

Муртаза Мутаххари – один из наиболее выдающихся мыслителей в современной истории Ирана. Всю свою жизнь он посвятил постижению и популяризации науки, философии и мудрости, приложил огромные усилия для возрождения исламской культуры. Предлагаемая вниманию читателей книга, вышедшая из-под пера этого великого просветителя, представляет собой удивительный сборник философских, нравоучительных притч, рассказывающих о различных эпизодах из жизни Пророка Ислама (С), его сподвижников и потомков. Изложенные живым, ярким и поэтичным языком, эти истории пробуждают в душе читателя лучшие качества, учат добру, честности, бескорыстности и любви к людям и, несомненно, окажутся интересны всем возрастным категориям. Предназначено для широкого круга читателей.

Оглавление

Мусульманин и «человек Писания»

В старые времена город Куфа был столицей исламского государства. На всей территории обширной в те дни исламской державы, если не считать Шама (Сирии), взоры людей были обращены в сторону этого города, в котором издавались приказы и принимались решения.

Однажды на подступах к этому городу повстречались в пути два человека — мусульманин и «человек Писания» (то есть иудей, христианин или зороастриец). Они спросили друг друга о том, куда идет каждый из них. Оказалось, что мусульманин направляется в Куфу, а «человек Писания» следует в другое место, расположенное неподалеку от Куфы. Поскольку часть пути им предстояло проделать вместе, они договорились идти вдвоем и помогать друг другу.

Они прошли общую часть пути, сделавшись искренними друзьями, беседуя о самых разных вещах. Когда они дошли до развилки, «человек Писания» с удивлением обнаружил, что его товарищ-мусульманин не пошел по той дороге, которая вела в Куфу, а проследовал далее за своим попутчиком.

Он спросил:

— Разве ты не говорил, что идешь в Куфу?

— Почему же, говорил.

— Так зачем же ты идешь по этой дороге? Дорога в Куфу осталась позади.

— Я знаю. Я хочу немного проводить тебя, потому что наш Пророк сказал: «Когда два человека подружились в пути, они обретают права по отношению друг к другу. Теперь у тебя есть право по отношению ко мне. Благодаря этому праву я хотел бы пройти с тобой несколько шагов, чтобы проводить тебя. Конечно же, потом я отправлюсь своей дорогой.

— Несомненно, ваш Пророк добился такого влияния и власти среди людей, а его религия столь быстро распространилась по всему миру благодаря этому самому благородному нраву.

Удивление и восхищение «человека Писания» дошли до крайней степени в тот момент, когда он узнал, что его товарищ-мусульманин — не кто иной, как тогдашний халиф Али б. Аби Талиб[8]. Через некоторое время тот человек принял Ислам и вошел в число самых преданных и самоотверженных сподвижников Али (мир ему!)[9].

Примечания

8

Абу-ль-Хасан Али б. Аби Талиб (599–661) — первый Имам Ахль аль-Бейт (А), двоюродный брат и зять Пророка (С), женатый на его дочери Фатиме аз-Захре (А), четвертый праведный халиф (656–661), получивший титул «Повелитель правоверных» (Амир аль-Муминин), глава пути непорочных Имамов и духовный наследник Пророка (С). Али стал первым ребенком и первым среди лиц мужского пола, принявшим Ислам; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории Ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения (прим. пер.).

9

Усуль аль-Кафи. Т. 2. Баб хусн ас-сихаба ва хакк ат-тасахуб фи-с-сафар (Раздел о дружбе и правах, вытекающих из дружбы во время путешествия). С. 670.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я