Рассказы о праведниках

Муртаза Мутаххари

Муртаза Мутаххари – один из наиболее выдающихся мыслителей в современной истории Ирана. Всю свою жизнь он посвятил постижению и популяризации науки, философии и мудрости, приложил огромные усилия для возрождения исламской культуры. Предлагаемая вниманию читателей книга, вышедшая из-под пера этого великого просветителя, представляет собой удивительный сборник философских, нравоучительных притч, рассказывающих о различных эпизодах из жизни Пророка Ислама (С), его сподвижников и потомков. Изложенные живым, ярким и поэтичным языком, эти истории пробуждают в душе читателя лучшие качества, учат добру, честности, бескорыстности и любви к людям и, несомненно, окажутся интересны всем возрастным категориям. Предназначено для широкого круга читателей.

Оглавление

Али и Асим

После Верблюжьей битвы[31] Али (мир ему!) вошел в город Басру. В один из тех дней, когда он находился в Басре, он отправился проведать своего друга по имени Ала б. Зийад аль-Хариси. Этот человек жил в большом роскошном доме. Как только Али увидел этот величественный дом, он сказал другу:

— Какая тебе надобность в таком большом доме в этой жизни, когда ты больше нуждаешься в большом доме в посмертной жизни? Однако если ты хочешь, ты можешь сделать этот самый большой дом в этом мире средством для обретения такого же большого дома в мире следующем, принимая в этом доме гостей, поддерживая родственные узы, раскрывать в этом доме мусульманам их права, делая этот дом средством для поддержания и проявления прав и избавившись от пут своих личных страстей и частной выгоды.

— О Повелитель правоверных! Я хочу пожаловаться тебе на своего брата Асима[32].

— Что у тебя за жалоба?

— Он отрекся от мирского, стал носить старую одежду, уединился в своем углу и отстранился от всех и вся.

— Позовите его ко мне!

Асима позвали и привели к Али (А). Али посмотрел на него и сказал:

— О враг своей душе, шайтан похитил твой рассудок. Почему ты не пожалел свою жену и детей? Неужто ты подумал, что Аллах, сделавший для тебя дозволенными чистые блага этого мира, будет недоволен тобой, если ты будешь ими пользоваться? Ты не столь значителен перед Аллахом.

— О Повелитель правоверных! Ведь и сам ты подобен мне. Ты также подвергаешь себя трудностям и строг к самому себе в этой жизни, ты также не носишь мягкой одежды и не ешь вкусной еды. Поэтому я делаю то же, что и ты, и следую тем же путем, что и ты.

— Ты ошибаешься. Я отличаюсь от тебя. У меня есть должность, которой нет у тебя.

Я облачился в одеяние предводителя людей и правителя, а у предводителя или правителя совсем другие обязанности.

Аллах вменил в обязанность праведным предводителям быть в своей личной жизни образцом для самых бедных слоев народа и жить так, как живут наиболее обездоленные из людей, чтобы их не коснулась тяжесть бедности и нищеты. Поэтому у меня свои обязанности, а у тебя — свои[33].

Примечания

31

Верблюжья битва состоялась между Повелителем правоверных Али (мир ему!) и войском Аиши, Талхи и Зубайра неподалеку от Басры. Она была названа Верблюжьей битвой по той причине, что Айша руководила сражением, сидя верхом на верблюде. Айша, Талха и Зубайр начали приготовления к этой битве сразу же после укрепления халифата Али (мир ему!), когда они увидели, какой справедливости придерживается Его Светлость, не предоставлявший преимуществ аристократическим слоям. Победа досталась войску Али (мир ему!).

32

Этот рассказ приводит Ибн Аби-ль-Хадид в «Шарх Нахдж аль-балага» (т. 3, с. 19, бейрутское издание), но упоминает в нем Раби’ б. Зийада, а не Ала б. Зийада.

33

Нахдж аль-балага, хутба № 207.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я