Человек – это профессия!

Михаил Юрьевич Розанов

Книга представляет собой инструмент, позволяющий понять психологию, как собственной личности, так и окружающих людей, а также методы, благодаря которым вы сможете быть эффективным в жизни.Как правильное формирование образов в сознании помогает структурировать свою жизнь и добиваться желаемого. Что стоит за такими понятиями, как любовь, доверие, ответственность, научитесь проникать в истинный смысл слов. Как понимание межличностных процессов помогает построить гармоничную семью.

Оглавление

Глава 2. Откуда берутся проблемы и связанные с ними страдания?

Сначала существа придумывают «я» и держатся за это представление; они придумывают «мое» и питают привязанность к вещам.

Чандракирти. Введение в Срединный путь

Когда мы были детьми, взрослые постоянно твердили нам, что жизнь сложна Но, повзрослев, большинство из нас до сих пор не очень хорошо осознают, что это означает. Нет, мы, безусловно, знаем старую поговорку, что «жизнь прожить — не поле перейти» и обязательно будут трудности, но вот только почему-то блаженно считаем, что они будут не в нашей жизни.

Жизнь — это труд!

Это простая и в то же время глубокая истина. Понятие «трудности» — от слова «труд»: вся наша жизнь состоит из непрерывной череды различных действий, которые нам приходится делать.

Очень многие люди непрерывно ноют, кто вслух, кто про себя, о непомерности своих проблем, о том, что их трудности исключительны, что это какая-то вселенская ошибка, что их не должно быть. Я знаю об этих терзаниях достаточно, потому что тоже отдал им дань.

Но правда такова, что жизнь, как и любая работа, состоит из череды задач. А инструмент, без которого эти задачи не решить, называется нелюбимым для многих из нас словом — дисциплина! У большинства из нас оно вызывает неприятные ассоциации. Кто-то вспоминает школу, кто-то армию, кто-то что-нибудь еще, что связано с подчинением, требовательностью и ограничением свободы. Просто когда-то в детстве слово «дисциплина», соединившись со всеми этими понятиями, получило для нас негативную окраску, и теперь каждый раз, когда мы слышим его, в наш мозг поступает сигнал, который вызывает все эти неприятные ощущения. И, как следствие, мы всячески пытаемся избегать проявлений дисциплины в нашей жизни. Но ведь без дисциплины невозможно решить практически ничего.

Слово «дисциплина» означает «способность к обучению», то есть к развитию и росту. И это действительно подчинение и требовательность. Свои эмоции и желания необходимо подчинить, чтобы получить над ними власть и заставить их служить своим целям. Это самый мощный инструмент, который нам доступен. Даже при малой степени дисциплины мы способны решить какие-то проблемы. При полной дисциплине мы можем решить все встающие перед нами задачи.

Почему жизнь оказывается сложной? Потому что мы выработали привычку сопротивляться трудностям и не принимаем их как часть жизни. Именно поэтому она превращается в болезненный процесс, вызывающий у нас сожаление и беспокойство, досаду, отчаяние и т. п. В принципе именно те события и конфликты, которые вызывают у нас переживания боли и страдания, мы называем проблемами.

Но ведь именно в этом процессе столкновений с проблемами и их решений жизнь обретает свой сакральный смысл. Трудности — это та грань, которая отделяет успех от неудачи. Только благодаря трудностям мы растем.

Однако зачастую происходит так, что, столкнувшись со сложностями, мы тянем время, надеясь, что они как-нибудь исчезнут сами. Мы игнорируем их, забываем, делаем вид, что их нет, вместо того чтобы принять на себя решение проблемы. Стремление избегать проблем является самым большим препятствием на пути развития любого человека.

За много веков до возникновения современной цивилизации Будда (Сиддхартха Гаутама) пришел к осознанию того, что страдание рождается в нашем уме, так сказать, «в глазах смотрящего». Он увидел, что в основе всех страданий лежит привычка восприятия, часто именуемая в буддийских текстах неведением. Например, ошибочно считать такие вещи, как «я», «другой», «субъект», «объект», «хорошее», «плохое» и другие относительные понятия, существующими независимо, самостоятельно. На самом простом уровне неведение можно определить как уверенность в том, что ярлык на коробке конфет и есть конфеты.

От нашего представления о том, что люди и вещи сами по себе осязаемы и реальны, происходят два одинаково сильных побуждения. Первое, которое мы обычно называем желанием, — это стремление приобрести или сохранить всё то, что нам нравится. Второе, называемое неприязнью, — это стремление, направленное в противоположную сторону: избавиться или освободиться от того, что нам неприятно.

Неведение, желание и неприязнь в старых буддийских текстах именуются тремя ядами: это привычки, связанные с переживаниями, которые так глубоко укоренились в нас, что затуманивают или отравляют наш разум. Каждая привычка в отдельности и в сочетании друг с другом порождает неконструктивные отношения, мысли и эмоции: гордыню, низкую самооценку или ненависть к самому себе, ревность по отношению к коллеге, получающему продвижение по карьерной лестнице, которого, по нашему мнению, заслуживаем мы, или огромное горе и чувство безысходности, охватывающие нас, когда болеют наши родители, и т. д. В некоторых буддийских учениях подобные отношения и эмоции называются «недуги» или «омрачения», потому что они ограничивают способы понимания наших переживаний, а это в свою очередь подавляет нашу потенциальную возможность свободно мыслить, чувствовать и действовать. Развив в себе представление о «я» и «не я», мы начинаем относиться к своему переживанию с точки зрения «моего» и «не моего», «того, что у меня есть» и «того, чего у меня нет», «того, чего я хочу» и «того, чего я не хочу».

Как это проявляется в жизни? Представьте, что вы на своей старенькой, видавшей виды машине проезжаете мимо нового дорогого «мерседеса» или BMW, только что помятого в аварии. Возможно, вам будет немного жаль его владельца, но вряд ли вы почувствуете желание заиметь этот автомобиль. Спустя год, получив хорошую финансовую возможность и продав старую машину, вы посещаете салон подержанных автомобилей и видите «мерседес», выставленный на продажу по очень привлекательной цене. На самом деле это тот самый автомобиль, который вы видели помятым в аварии год назад, но, когда вы покупаете его, этот факт уже не имеет никакого значения, тем более что вы не знаете о нем. Теперь автомобиль ваш. И вот, когда вы едете на нем домой, в пробке вам сбивают боковое зеркало. Трагедия! Мой автомобиль поврежден! Мне надо заплатить, чтобы его отремонтировали! Год назад этот же самый автомобиль тоже был поврежден в аварии, но, проезжая мимо, вы не испытывали по отношению к нему никаких чувств. Однако теперь это ваша машина, и, если сломано зеркало, вы чувствуете гнев, досаду, разочарование.

Так почему бы просто не взять и не отказаться от этих ментальных ядов и их производных? Конечно, будь это так легко, вы все стали бы буддами, еще не прочитав до конца эту книгу! Согласно учению Будды, эти три яда и все вытекающие из них ментальные и эмоциональные привычки сами по себе не являются причинами страдания. Страдание происходит от привязанности к ним, и это лучше всего передает главный смысл тибетского слова «дзинпа». Дзинпа — это наше постоянное стремление стабилизироваться во времени и пространстве, которые пребывают в постоянном движении и изменении.

Существует набор инструментов, которые позволяют пережить неприятные переживания, связанные с любой проблемой, и конструктивно ее решить. С одним из них вы уже познакомились, это дисциплина. Читая мою книгу дальше, вы убедитесь, что эти инструменты не настолько сложны, чтобы умение пользоваться ими потребовало от вас длительного обучения. Скорее наоборот, они очень просты. Проблема заключается не в сложности самих инструментов, а в нежелании ими пользоваться. Эти техники помогают справиться с проблемой и с сопутствующим этой проблеме болезненным переживанием, а не избегать их. Но из страха и прошлого опыта мы часто хотим избежать законного страдания и, соответственно, стараемся избежать и употребления этих техник.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я