Человек – это профессия!

Михаил Юрьевич Розанов

Книга представляет собой инструмент, позволяющий понять психологию, как собственной личности, так и окружающих людей, а также методы, благодаря которым вы сможете быть эффективным в жизни.Как правильное формирование образов в сознании помогает структурировать свою жизнь и добиваться желаемого. Что стоит за такими понятиями, как любовь, доверие, ответственность, научитесь проникать в истинный смысл слов. Как понимание межличностных процессов помогает построить гармоничную семью.

Оглавление

Глава 5. Где же кнопка?

Фактов нет — есть лишь интерпретации.

Ф. Ницше

Изучая историю эволюции человечества, мы можем увидеть, что современное общество в основном усовершенствовало свои механические навыки и реакции. Мы обладаем достаточно мощной инстинктивной структурой к адаптации и давно уже исчерпали первобытную архаичность. Мы максимально используем интеллект и речь.

Когда-то академик И. П. Павлов разработал учение о сигнальных системах: первая — это когда вы отдергиваете руку от горячего чайника; и вторая — когда вам заранее сказали, что чайник горячий, и этого достаточно, чтобы вы его не трогали.

Вторая сигнальная система, в которой слова являются раздражителем, непосредственно повлияла на создание культуры и науки, формирование норм человеческих отношений, определение интеллектуальных границ. Вся психология и психотерапия — это результат второй сигнальной системы. Слова мы слышим и воспринимаем повсюду: с экрана телевизора, на улице, дома, на работе. Слова могут вызвать радость или боль, обиду и другие всевозможные переживания, а как следствие, и действия. Слова определяют нашу жизнь. Вторая сигнальная система оказала влияние на то, какие мы сейчас есть.

Вы когда-нибудь ставили перед собой цель? «Конечно!» — будет ваш ответ. А чем заполнено расстояние от принятия решения что-то реализовать до достижения самого результата? Давайте проследим, как происходит весь этот процесс: сначала мы, имея намерение, решаем что-то свершить; затем мы разрабатываем детальный план своих действий; затем действуем и получаем результат. Верно, скажете вы, всё так и есть. Вот только одно маленькое но: желаемый результат получается не всегда. А в некоторых областях жизни вообще не получается.

Как же так? Где ошибка? Наверное, в планах или действиях, ответите вы. И будете выстраивать новый план и совершать новые действия. И опять промах. И опять. И тогда вы скажете: «Верно, эта цель не для меня, поставлю я себе другую». И будете тысячу раз неправы. Потому что дело не в планах и действиях и даже не в силе намерения. Всё дело в том внутреннем разговоре, который крутится в вашей голове, как заезженная пластинка, по поводу цели, что вы себе поставили.

Каждый из нас ведет сам с собой диалог. У каждого из нас есть голос в голове. Ну, тот самый голос, который сейчас вам говорит: «Голоса в голове нет». На этом месте можно улыбнуться.

Откуда же он взялся, этот голос в нашей голове? Ведь когда рождается маленький ребенок, никакого голоса в его голове нет. Иначе бы он сказал: «Привет, мам, что так долго?» У маленького ребенка еще не развиты некоторые структуры мозга, которые отвечают за речь, абстрактно-образное мышление, ориентацию в пространстве и т. д. И если его не поместить в социальную, человеческую среду, он так и останется на уровне животного состояния, его мозг не достигнет необходимого для человека развития.

А способствует этому развитию вторая сигнальная система.

Ребенок оказывается в среде, где все вокруг говорят слова. И как только он начинает произносить свои первые слова, его родители или находящиеся рядом с ним люди начинают описывать ему окружающий мир, вводя для него такие понятия, как «хорошо — плохо», «правильно — неправильно», сообщая, что и как называется, как нужно и не нужно действовать в той или иной ситуации. Тем самым создают для ребенка карту окружающего мира, буквально вкладывая в его голову (сознание) определенные концепции, теории, верования и убеждения. Формируют мировоззрение ребенка, которое будет руководить им и направлять его жизнь.

Но ведь карта не равна территории!

Дальше маленький ребенок начинает взаимодействовать с окружающим его миром, руководствуясь этой картой. И получает не свой опыт, а следует тому, что прописано в его карте (подтверждает ее). И этот опыт окрашивается в его нервной системе (запоминается) определенными эмоциями. Либо положительными (приятными), либо отрицательными. Лет с пяти этот ребенок делает то, на что он запрограммирован разными убеждениями и верованиями. В его бессознательном разуме уже прописаны все реакции на те ситуации, в которые он попадет в жизни. С этого момента он перестает быть исследователем окружающего пространства. Перестает быть существом разумным. Он становится биороботом, автоматически действующим по определенному чужому сценарию. И, соответственно, исходя из тех убеждений и концепций, которые ребенку были вложены его родителями и теми людьми, что его окружали, у него выстраивается определенный стереотип мышления или так называемый туннель реальности. Именно это мышление и приводит его к тем или иным результатам в жизни. И пока данное мышление не будет изменено, других результатов или другого опыта у такого человека не будет.

И как же весь этот процесс происходит технически?

Все слова, которые мы знаем, можно соотнести с двумя категориями: первая — это слова, привязанные к каким-то предметам; вторая — это слова, привязанные к каким-то процессам. Например: слово «чайник» привязано к предмету, в котором заваривают чай; а слово «полет» привязано к процессу перемещения чего-то в пространстве над некой поверхностью. Когда мы слышим или произносим какое-то слово про себя, тут же на нашем внутреннем, ментальном экране возникает образ соответствующего предмета или соответствующая ситуация. При этом сам образ закреплен в нашем бессознательном разуме с каким-то эмоциональным состоянием. И вот это эмоциональное состояние вызывает у нас ту или иную реакцию в виде каких-то действий, а возможно, и бездействий. А действия создают результат. Вот такая простая схема:

слово — образ — эмоциональное состояние —

реакция (действие) — результат

Мы постоянно снимаем кино для самих себя и живем по этому, созданному нами, сценарию. Со всеми заданными сценарием переживаниями и результатами.

Не случайно в русском языке процесс обучения называется таким словом, как образование, то есть создание определенных образов (картинок), которые могли бы приводить нас к желаемому качеству жизни. Ведь мы же созданы по образу и подобию! Значит, образование — это создание в сознании человека целостной, завершенной системы образов, дающих правильное представление о мироустройстве и понимании своего места в нем. Отсюда и происхождение слова «понятие». «Понял» — это когда слово совместилось с определенным образом, картинка совпала. Совмещение слова и образа становится для нас убеждением. Можно сказать, что нашей жизнью руководят наши убеждения или то, во что мы верим, в чем убеждены.

Другими словами, хотите поменять жизнь — поменяйте свои убеждения. Придумайте другой сценарий и начните снимать другое кино.

Как вода принимает форму сосуда, в котором находится, будь то ваза, чашка или русло реки, точно так же и ваше подсознание будет творить в зависимости от того, какие образы вы в него заложите в своих каждодневных размышлениях.

Оно подобно магниту. Когда оно пропитано четкой целью, в нем появляется тенденция притягивать всё необходимое, чтобы цель оказалась достигнутой: полезную информацию и знания, нужных людей, важные события, правильные решения и т. д.

Притча о пяти гусеницах и бабочке

Находясь на пороге собственного метаморфоза, гусеницы впервые увидели бабочку.

Гусеница — ортодоксальный консерватор фыркнула: «Это незаконно и аморально! Надо арестовать эту безответственную особу и посадить ее в клетку. Пусть ползает по земле, как все мы».

Гусеница-технолог тяжело вздохнула и с горечью проронила: «Мне никогда не стать одной из них».

Гусеница — прогрессивный либерал риторически воскликнула: «Как смеет это легкомысленное создание свободно летать, когда у бабочек в Бангладеш нет цветных телевизоров, а бабочки Эфиопии голодают?»

Гусеница-буддистка высокомерно протянула «ом» и отрешенно заметила: «Чтобы летать, мне не нужны крылья. Стоит мне сесть в позу лотоса, и я улечу в астрал».

А гусеница-христианка перекрестилась и укоризненно пробормотала: «Если бы Господу было угодно, чтобы гусеницы летали, он дал бы нам крылья».

Путешествие самопознания обычно показывает, что все наши убеждения — это фильтры, которые ограничивают более глубокое понимание. Как сказал доктор медицинских и философских наук нейропсихолог Роджер Уолш, «сознаём мы это или не осознаём, все мы движемся к выходу из туннеля убеждений и веры».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я