Человек – это профессия!

Михаил Юрьевич Розанов

Книга представляет собой инструмент, позволяющий понять психологию, как собственной личности, так и окружающих людей, а также методы, благодаря которым вы сможете быть эффективным в жизни.Как правильное формирование образов в сознании помогает структурировать свою жизнь и добиваться желаемого. Что стоит за такими понятиями, как любовь, доверие, ответственность, научитесь проникать в истинный смысл слов. Как понимание межличностных процессов помогает построить гармоничную семью.

Оглавление

Глава 3. Что есть реальность?

Нет «постоянных материальных объектов», материя — это трансформация энергии.

А. Эйнштейн

Все взрослые люди являются запрограммированными биокомпьютерами. Или, иначе говоря, наша нервная система — это самый настоящий суперфункциональный биокомпьютер. И именно поэтому все мы способны программировать как себя, так и других.

Тем не менее при всем огромном разнообразии программ их набор у большинства из нас ограничен. Некоторые из этих программ эволюционно происходят из глубины веков и получены нами от простейших одноклеточных, губок, червей, рептилий и т. д. посредством передачи через генетические коды к полностью сформировавшимся организмам, способным к воспроизведению себя в потомстве. Такие программы можно назвать жесткими или встроенными. Например, паттерны функций типа «стимул — реакция» определялись необходимостью приспособления к изменениям среды, чтобы выжить и передать генетический код потомкам.

По мере увеличения размера и сложности нервной системы появились новые уровни программирования, уже не привязанные напрямую к целям выживания и обстоятельствам размножения. Сформировавшаяся позже кора головного мозга стала новым компьютером, который взял под контроль структурно более низкие уровни нервной системы, те самые жесткие, встроенные программы. Вместе с этим появилась новая функция — обучение, а с ней и способность гораздо быстрее адаптироваться к окружающей среде. А спустя время, когда кора головного мозга достигла критической величины, возникла еще одна суперфункциональная способность — способность самообучения или способность учиться обучению.

Что мы делаем, когда учимся обучению? Нам приходится создавать модели, для чего необходимо использовать символы, аналогии, метафоры и т. п. Именно это привело к появлению языка, мифологии, религии, философии, математики, искусства, политики, бизнеса и т. д.

Создание данных моделей можно обозначить понятием метапрограммирование.

Метапрограммирование — процесс, в котором центральная система управляет сотнями тысяч программ, работающих параллельно и последовательно. В определенном смысле всё, чем мы являемся как человеческие существа, — это результат использования того, что в нас встроено, и того, что нами приобретено. Рассматривая себя в подобном контексте, мы становимся метапрограммистами для самих себя.

В нашем биокомпьютере из сотен тысяч программ можно выделить управляющие или контролирующие. Одна из основных контролирующих программ называется «я», она применяется для воздействия на другие метапрограммы. Еще одна называется «меня», она связана с ситуацией, когда биокомпьютер подвергается воздействию со стороны других метапрограмм.

Один из путей эволюции личности или саморазвития состоит в том, чтобы передать управление своего биокомпьютера в руки одного метапрограммиста, сделав остальные программы добросовестными исполнителями, подчиненными единственному администратору.

Только представьте: все мы способны смоделировать любую воображаемую вселенную внутри нашего сознания, где мы легко можем изменить масштаб нашего программиста до микрокосмических размеров и запрограммировать его на путешествия через собственную модель, как если бы она была реальностью.

То, что наш биокомпьютер обладает такими функциями, является суперопцией к списку возможностей самого программиста. Вы получаете контроль над моделированием вселенной внутри себя и становитесь способным эффективно изменять соответствующие параметры, а ваше «я» может использовать эту способность. Это один из самых важных ключей к пониманию управления своим восприятием и переживаниями, а значит, и своей жизнью.

Вот только нужно помнить, что качество собственной модели вселенной определяется тем, насколько близко она соответствует реальной Вселенной. Иначе говоря, качество вашей внутренней модели не имеет гарантии на соответствие реальности, как бы вы ни были уверены в этом. Поэтому всегда необходимо иметь здоровый критический взгляд, а не поклоняться создаваемым моделям вселенной. Помните? Не сотвори себе кумира!

Сфера нашего разума — это сфера наших моделей, метапрограмм и памяти.

Наше восприятие начинается с рецепторной клетки органов чувств, она — первопричина иллюзорного восприятия нами окружающего мира. Любой сигнал, поступающий из внешней среды, она преобразуется в сигнал другой энергетической модальности, доступной для восприятия нашей нервной системой и мозгом.

По нервным клеткам в мозг передаются только электрохимические импульсы. Энергия любой модальности, поступающая в рецепторную клетку из внешней среды, преобразуется в ней в один единственный класс энергии — электрическую энергию.

Что же из этого следует? То, что поступает в нашу систему восприятия, и то, что наше сознание отражает для нас как «реальную» картину мира, — совсем не одно и то же. Та модель мира, которую мы привыкли осознавать как реальность, существует только лишь в нашем сознании.

Технически с биологической точки зрения для любого акта восприятия нужны три составляющие: органы восприятия (например, глаза, уши, язык, кожа и т. д.), объекты восприятия (например, дом) и способность обрабатывать сигналы, получаемые от органов чувств, и, конечно, возможность реагировать на них. Органы восприятия, области мозга и связи между ними складываются в первую очередь из клеток, называемых нейронами. Наш мозг состоит из нейронов, многие из которых организованы так, что образуют системы, имеющие отношение к памяти, эмоциям и обучению. Взаимодействие между ними может быть очень сложным.

Скажем, вы смотрите на дом, если точнее, на желтый кирпичный дом с красной черепичной крышей. Этот объект является раздражителем. Когда мы смотрим на дом, определенные клетки в наших глазах получают информацию об этом объекте, который состоит из желтых предметов прямоугольной формы, в верхней части сходящихся в красный конус. Этот образ передается через группу клеток, которая образует зрительный нерв, в зрительную кору — область мозга, которая отвечает за упорядочивание раздражителей, воспринимаемых с помощью зрения.

Далее зрительная кора посылает «срочную телеграмму» в таламус — область мозга, состоящую из группы клеток, которые находятся рядом с центром мозга, где весь поток поступающей от органов чувств информации расшифровывается, прежде чем быть переданным в другие отделы мозга.

После поступления в таламус информация идет по нескольким направлениям. Одно из направлений — это лимбическая система, область мозга, которая в первую очередь отвечает за различение боли и удовольствия, определяет эмоциональные реакции, а также предоставляет основание для обучения и запоминания. В расшифровке информации и ее запоминании самую главную роль играют две структуры, расположенные в этом отделе мозга. Одна из них — миндалина, скопление нейронов миндалевидной формы; она определяет эмоциональное содержание переживания. Другая — это гиппокамп, своего рода склад для пространственных и временных элементов памяти, который обеспечивает содержание, смысл переживания, позволяя нам помнить, например, где и когда мы увидели дом впервые.

Одновременно информация из таламуса поступает дальше в новую кору (неокортекс) — самый верхний слой головного мозга, который прежде всего занят выполнением аналитических функций. Это та область мозга, которая позволяет нам понять, как называется та или иная вещь, как различать модели и формулировать понятия, именно там мы познаём «совокупность желтых и красных предметов» как дом. Кроме того, в этой области происходит модуляция воспоминаний и эмоциональных откликов, рожденных в лимбической области: одни затухают, а другие становятся более интенсивными.

Я надеюсь, вы еще не потеряли суть повествования? Я знаю, что эта информация непривычна для человека, впервые ее воспринимающего. Если так, вдохните поглубже, выдохните и перечитайте еще раз, представляя всё это в своем воображении.

Как видите, описание этого процесса получается довольно долгим, зато сами контакты между тысячами клеток, составляющими наши органы чувств и различные нейронные системы мозга, происходят в долю секунды, занимая времени меньше, чем щелчок пальцами. И мозг реагирует практически мгновенно, высвобождая, например, такие химические вещества, как кортизол, адреналин, дофамин или эндорфин, которые, распространяясь по организму, уменьшают или увеличивают частоту сердечных сокращений и изменяют наше настроение. В то же самое время устанавливается множество связей между органами чувств, другими областями мозга, внутренними органами и железами, представляющими собой нечто вроде мгновенно передающей разные сигналы сети, которая, говоря простым языком, составляет внутреннюю «карту» желтого дома.

Другими словами, мы не видим непосредственно сам желтый дом, мы, скорее, получаем понятие о нем. И это понятие обусловлено широким спектром факторов, таких как обстоятельства нашего первоначального переживания, воспоминания и ожидания, хранящиеся в различных участках мозга.

Отличительная особенность того, что мы называем «я», есть внутренний образ. В наши детские годы этот образ может быть довольно смутным. Но по мере взросления наше внутреннее чувство «я» становится более отчетливым, точно так же как и разница между приятным и неприятным, желанным и нежеланным. Кроме того, мы еще выделяем нечто вроде «нейтральной зоны», где у нас нет твердого решения, как относиться к нашему переживанию. Таким же образом, как упорядочивают архивы, бумаги, фотографии и другие вещи, раскладывая их по разным папкам и коробкам, так же мы раскладываем свои переживания по воображаемым «папкам» и «коробочкам».

Нами движет тяга к комфорту, особенно в отношении пищи и тепла, и неприязнь к дискомфорту, например, к чувству голода или холода. Иногда нам комфортно, а иногда нет. Коробочка «я» маленького ребенка может быть не слишком прочной или сформированной. Но где-то к трехлетнему возрасту, когда дети начинают утверждаться как независимая личность, то и дело говоря «нет», эта коробочка принимает более прочную, определенную форму. Механизм появления других коробочек, таких как «хорошо» и «плохо» и др., уже приведен в действие.

Но как понять, что в этой картине мира объективное, а что субъективное, то есть созданное в нашем сознании?

Давайте снова обратимся к родному языку и позанимаемся этимологией.

Семантика слова «существительное»: сущест-вительное. Сущее — это нечто субъективно ощущаемое. Это собирательный образ всего сущего, существующего в мире: видимого, слышимого, осязаемого. Собранного нашими ощущениями. Сущее — это всё субъективно воспринимаемое нами.

«Вительное» — витальное (жизненное, энергия жизни, импульс, стимул к развитию, росту, самосовершенствованию). Дальше включите свое воображение.

А давайте заглянем еще глубже. Согласно закону о всеобщей раздвоенности существует мир наблюдаемый и мир ненаблюдаемый. Можно ли отнести к миру наблюдаемому, например, музыку? И почему мы решили, что все проявления и воздействия на нас внешнего мира могут быть восприняты нашими органами чувств? Допустим, радиоактивное излучение не воспринимается органами чувств непосредственно.

Каким воспринимает мир дельфин, кошка или цветок, который открывается навстречу солнцу?

Конечно же, нам понятно, что чувство любви, голода, ярости и т. п. — это внутренняя реальность, в то время как звуки, солнечный свет, запах свежеиспеченного хлеба и т. п. — это реальность внешняя. И всё же нет полной картины понимания, как же мозг проводит различие между внутренним и внешним. Например, когда мы порежем палец, мы испытываем в нем боль. Но ведь фактически боль представляет собой определенный нейрофизиологический процесс, протекающий у нас в мозгу. Каким образом нашему мозгу удается обрабатывать всё множество нейрофизиологических процессов, позволяя нам осознавать, что часть из них — внутренние, а часть — внешние объекты, выходящие за пределы нашего серого вещества?

Свойство создавать иллюзию того, что вещи находятся там, где их нет, — это природа голограммы. Голограмма имеет видимую пространственную протяженность, но, если провести рукой сквозь нее, вы ничего не почувствуете.

Доказательство того, что мозг способен создавать иллюзию протекания внутренних процессов вне тела, было получено Георгом фон Бекеши, нобелевским лауреатом в области физиологии. В ряде экспериментов, проведенных в конце 1960-х годов, Бекеши располагал на коленях у слепых пациентов вибраторы и затем изменял уровень вибраций. С помощью такого метода ему удалось сделать так, что источник вибраций «перепрыгивал» с одного колена на другое. Более того, он обнаружил, что может вызвать у своих подопытных ощущение вибрации в пространстве между коленями. Другими словами, он показал, что люди способны ощущать предметы в пространстве, не имея для этого сенсорных рецепторов.

Он полагал, что этот процесс может также объяснить фантомные боли у некоторых людей с ампутированными конечностями. Такие люди часто отмечают странную, вполне реалистическую боль, покалывания и зуд на месте ампутированной руки или ноги, что может быть объяснено голографической памятью конечности, записанной в интерференционной картине мозга.

Революционное предположение о том, что воспринимаемая нами реальность на самом деле — всего лишь иллюзия, наподобие голографического изображения, сделал в свое время один из светил квантовой физики Дэвид Бом. За этой иллюзией находится более глубокий порядок бытия — беспредельный и изначальный уровень реальности, из которого рождаются все объекты, в том числе видимость нашего физического мира, аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма. Бом назвал этот глубинный уровень реальности импликативным (то есть скрытым) порядком, в то время как наш собственный уровень существования он определяет как экспликативный (раскрытый) порядок.

Дэвид Бом использовал эти термины, потому что видел проявление всех форм во Вселенной как результат бесконечного процесса свертывания и развертывания между двумя порядками. Поскольку термин «голограмма» обычно относится к статичному изображению и не передает динамику и активный характер бесконечных свертываний и развертываний, непрерывно создающих нашу Вселенную, Бом предпочел определять Вселенную не как голограмму, а как голодинамику.

Еще Бом считал, что всеобщая привычка разбивать мир на части и игнорировать динамическую взаимосвязь всех вещей порождает многие наши проблемы не только в науке, но и в личной и общественной жизни. В своих трудах Бом призывал отказаться от существующего способа фрагментации мира, который не только не работает, но даже может оказаться фатальным.

Бом отвергал идею о том, что частицы не существуют до тех пор, пока не попадают в поле зрения наблюдателя. Но не возражал против того, чтобы свести вместе сознание и физику. Он просто думал, что большинство физиков идут по ложному пути, пытаясь разделить реальность на части.

Поскольку все вещи являются аспектами голодинамики, он полагал, что нет смысла говорить о взаимодействующих сознании и материи. В определенном отношении наблюдатель и есть само наблюдаемое. Фактически Бом считал, что сознание — это более тонкая форма материи и что основа для ее взаимодействия с другими формами материи лежит не на нашем уровне реальности, а в глубинном импликативном порядке: «Способность формы быть динамичной — это наиболее характерный признак сознания, и мы уже видим нечто сознательное в поведении электрона».

В том же ключе он считал, что разделение Вселенной на живые и неживые объекты бессмысленно. Одушевленная и неодушевленная материя неразрывно связаны друг с другом, и жизнь находится в скрытом состоянии во всей Вселенной. Даже камень в некотором смысле живой, говорил Бом, поскольку жизнь и интеллект присутствуют не только в материи, но и в энергии, пространстве, времени, во всей ткани Вселенной и во всем остальном, что мы абстрактно выделяем из голодинамики и ошибочно рассматриваем как независимо существующие объекты.

Идея о том, что сознание и жизнь есть свернутые во Вселенной множества, приводит к потрясающим выводам. Подобно тому как каждый кусочек голограммы содержит в себе изображение целого, каждая часть Вселенной содержит в себе всю Вселенную. Каждая клетка нашего тела уже заключает в себе весь свернутый космос.

Если всё это резюмировать, то мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения, более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг — это голограмма, свернутая в голографической вселенной.

А это значит, что объективный мир не существует, по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится бесконечный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в дома, леса и другие знакомые объекты, составляющие наш мир. Как мозгу (который сам состоит из частот материи) удается из таких нематериальных сущностей, как частотное пятно, синтезировать нечто, кажущееся твердым на ощупь?

«Математический процесс, который Бекеши смоделировал с помощью своих вибраторов, является основополагающим для понимания того, как наш мозг конструирует образ внешнего мира» (Талбот «Голографическая вселенная»). Другими словами, гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами — на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей.

Ситуация, конечно, не сводится к фарфоровым чашкам. Мы тоже обладаем двумя совершенно различными аспектами нашей реальности. Мы можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся сквозь пространство, или пятна интерференционных паттернов, свернутых в космической голограмме. Бом считал, что вторая точка зрения может быть даже более верной, поскольку рассматривать себя как голографический мозг, смотрящий на голографическую вселенную, — это снова абстракция, попытка разделить два объекта, которые в принципе не разделяются.

Не расстраивайтесь, если вам трудно это воспринять. Сравнительно легко понять идею о том, что нечто находится вне нас, например, яблоко, записанное на голограмме. Гораздо труднее приходится в том случае, если мы не смотрим на голограмму, а являемся ее частью.

Утверждение о том, что наш мозг сам конструирует объекты, бледнеет перед еще одним выводом Бома: «Мы сами конструируем пространство и время».

Как понять, что объективно (то есть независимо от наших субъективных ощущений) существуют реальность, время, пространство, информация, энергия?

Удивительно, но в смысловой семантике русского языка отражены многие понятия, существующие в природе. Если вы хотите понять сущность используемых человечеством понятий, попробуйте перевести все иноязычные их эквиваленты или найти им аналог в русском языке.

Возьмем, к примеру, слово «действительность». Действие-и-тельность. «Тельность» предполагает наличие тел. Следовательно, понятие «действительность» не относится к объективным (то есть существующим независимо от наших субъективных ощущений) категориям. Но если за пределами нашей кожи находится не действительность, то что?

Что же тогда реальность? Давайте снова поиграем со смыслами. (И помните: я здесь не выдаю истину в последней инстанции. Я всего лишь предлагаю иную интерпретацию. Или побуждаю ваш разум включиться в исследование.) Аль или ал — концентрация всего: например, твердь, камень (алатырь). Ре — речение или озвучивание, повтор (реконструкция, реанимация). Таким образом, реальность — это реконструированная, «речённая» «альность», или взаимно согласованная видимость существования!

Очень непросто понять, а еще сложнее осознать, принять и поверить, что весь окружающий нас мир — видимый, слышимый, осязаемый — субъективен и существует только лишь в нашем сознании и в наших с вами договоренностях о том, чем всё это является и как всё это называется.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я