М99. Минимальный стандарт человека

Михаил Радуга

M99 – это минимальный стандарт человека. Стандарт отражает основные принципы существования, которые охватывают до 99% рисков, зачастую неизвестных человеку. Отклонение от него ведет к фатальным последствиям, ожирению, депрессиям и снижению качества жизни. Книга основана на полутысяче научных работ. Она предлагает простые решения и шаг за шагом подводит к главной загадке – общей первопричине наших проблем.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги М99. Минимальный стандарт человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Уровень риска 3: унижение Афины

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Леонардо да Винчи

Факты для пробуждения

Как сократить жизнь?

В 2001 году L. Whalley из Университета Северной Айовы и I.J. Deary из Эдинбургского университета опубликовали работу о взаимосвязи интеллекта и продолжительности жизни. В 1932 году у 2792 шотландских детей одного возраста (11 лет) оценили интеллект. Спустя десятилетия, в 1997 году, ученые проанализировали эти данные, когда почти 80% респондентов уже умерло. Оказалось, уровень IQ коррелировался с тем, сколько каждый из этих выросших детей прожил лет. Например, низкий IQ в 30 баллов в детстве едва ли не вполовину уменьшал шансы дожить до 76 лет101.

C. Calvin из Оксфордского университета и ее коллеги в 2010 году опубликовали мета-анализ 16 научных работ. Статья включила в себя данные об 1 107 022 участниках, за которыми следили на протяжении нескольких десятилетий, начиная с того момента, когда им было по 17 лет, и заканчивая достижением ими 69 лет. В результате практически все исследования сошлись на том, что уровень интеллекта влияет на шансы дожить до 69 лет. В некоторых случаях более высокий интеллект увеличивал эти шансы почти на четверть102.

A.S. Wallin из Каролинского института и ее коллеги в 2013 году опубликовали работу о корреляции когнитивных навыков (в подростковом возрасте) с получением пенсии по инвалидности (в среднем возрасте). За время сбора данных с 1969 по 2008 год в исследовании принял участие 49 321 швед. Как оказалось, падение когнитивных навыков на 1/9 увеличивало шансы получения инвалидности почти на четверть103.

Аналогичные тенденции обнаружили: Balakrishnan и Wolf (1976)104; Deeg и коллеги (1990)105; Doornbos и Kromhout (1990)106; Martin и коллеги (2004)107; Murray и коллеги (2012)108; Henderson и коллеги (2012)109; Calvin и коллеги (2017)110 и многие другие.

Как стать неудачником?

S.J. Ceci и W.M. Williams из Корнеллского университета в 1997 году опубликовали работу, в которой сравнили образованность, интеллект и уровень дохода людей. Исследование проводилось на основе массива ранее изданных академических статей. Ученые выяснили, что улучшение посещаемости школы одновременно коррелируется не только с развитием интеллекта, но и с будущими доходами111.

В 2006 году P. Irwing из Манчестерского университета и R. Lynn из Университета Ольстера опубликовали работу, в которой показали влияние IQ ребенка на его доходы во взрослой жизни. Исследование было основано на наблюдении за 3365 британцами, которых повторно «изучали» спустя десятилетия. Оказалось, чем умнее был ребенок в 8 лет, тем больше он зарабатывал во время опроса, когда ему было уже около 43 лет. Причем данная корреляция была особенно актуальна для мужчин112.

J.L. Zagorsky из Бостонского университета в 2007 году опубликовал работу, в которой сравнил доходы людей и их IQ. Всего было проанализировано 7500 анкет, которые заполняли люди в возрасте от 33 лет до 41 года. Удалось подсчитать, что каждый балл IQ в среднем увеличивал ежегодный доход на $616 (из-за инфляции сумма могла стать больше). То есть при разнице в десятки баллов уровень дохода мог увеличиться кардинально. Однако кроме положительных последствий исследователи обратили внимание на то, что люди с более высоким интеллектом становились банкротами чаще других113.

Аналогичные тенденции обнаружили: Brown и Reynolds (1975)114; Jacoby и Glauberman (1995)115; Ceci и Williams (1997)116; Lynn и Vanhanen (2002)117; Firkowska-Mankiewicz (2002)118; Strenze (2007)119; Daniele (2013)120 и многие другие.

Как набрать вес?

В 2009 году Z. Yu из Нанкинского медицинского университета и коллеги опубликовали мета-анализ 26 научных работ о взаимосвязи интеллекта детей и лишнего веса. Все исследования показали обратную зависимость лишнего веса от IQ детей, особенно большая разница была при крайних формах ожирения. Шесть исследований показали, что низкий интеллект в детстве приводит в том числе к проблемам с лишним весом и во взрослой жизни121.

C. Maccann из Сиднейского университета и R.D. Roberts из Professional Examination Service в 2012 году опубликовали исследование об успешности учеников в зависимости от индекса массы тела. В анализе участвовали 383 старшеклассника и 1036 студентов из 24 учебных заведений США. Была выявлена прямая зависимость между лишним весом и плохими оценками за учебу122.

В том же 2012 году A. Rosenblad из Стокгольмского университета и его коллеги опубликовали работу, в которой продемонстрировали влияние интеллекта на количество набранного веса в будущем. Наблюдение за 5286 шведскими мужчинами началось, когда им было по 18 лет, и закончилось, когда те достигли своего 40-летия. Была выявлена явная корреляция между IQ и весом участников исследования. Мужчины с низким уровнем интеллекта за 22 года набрали приблизительно на 40% больше лишних килограммов123.

Аналогичные тенденции обнаружили: Cawley и Spieß (2008)124; Belsky и коллеги (2013)125; Benito-León и коллеги (2013)126; Kanazawa (2013)127; Sandjaja и коллеги (2013)128; Galván и коллеги (2014)129; Altschul и коллеги (2019)130 и многие другие.

Как стать несчастным?

C.R. Gale из Эдинбургского университета и ее коллеги в 2009 году опубликовали работу о взаимосвязи интеллекта и психологического дистресса. Для этих целей у двух групп людей были замерены общие когнитивные навыки в возрасте 10 и 11 лет, а затем уровень сильного дистресса у них же, но в возрасте 30 и 33 лет. На примере почти 12 000 человек, попавших в выборку, ученые увидели, что высокий уровень интеллекта сокращает дистресс во взрослой жизни на 23% или даже 39% (в зависимости от группы)131.

A. Hassiotis из Университетского колледжа Лондона и ее коллеги в 2010 году опубликовали исследование связи пограничных интеллектуальных способностей (70—85 баллов IQ при среднем около 100) и суицидальных намерений. Каждый шестой из 6872 человек оказался человеком с низким уровнем развития. Выяснилось, что при таком слабом интеллекте люди в 1,7 раза чаще совершали попытки самоубийства или членовредительства. Интересно, что эта разница практически пропадала при высоком уровне доходов, то есть проблемы с интеллектом компенсировались финансовыми ресурсами132.

В 2012 году R. Veenhoven из Университета Эразма Роттердамского и Y. Choi из Фрайбургского университета в своей работе проследили, как уровень IQ влияет на ощущение счастья в различных странах мира. Проанализировав десятки научных работ, исследователи не увидели явной взаимосвязи между интеллектом и счастьем отдельных людей. Однако когда они сравнили общий уровень интеллекта и общее ощущение счастья у людей в 143 странах, то обнаружили значимую корреляцию. Ученые сделали вывод, что повышенный уровень интеллекта крупного сообщества важнее, чем индивидуальное превосходство отдельных его членов133.

Аналогичные тенденции обнаружили: Gow и коллеги (2005)134; Ali и коллеги (2013)135; Kanazawa (2013)136; Stolarski и коллеги (2014)137; Gonzalez‐Mulé и коллеги (2017)138; Dimitrijević и коллеги (2016)139; Ahmed и коллеги (2018)140 и многие другие.

Простым языком

Иногда нам кажется, что все проблемы от лишнего ума. Действительно, мы любим все усложнять и прокручивать в голове по много раз, а успеваемость в школе на первый взгляд не имела большого смысла для будущих успехов в жизни. Однако факты говорят о том, что слабость умом будет стоить человеку годов жизни, здоровья и счастья.

На примере низкого интеллекта хорошо виден эффект бабочки: слаборазвитые дети реже доживают до старости. Чуть больший процент неправильных решений — и в итоге год за годом увеличиваются шансы гибели. Одновременно возрастает вероятность получить инвалидность и меньше зарабатывать: каждый отдельный бал IQ-теста существенно влияет на кошелек.

Еще сложнее предположить, что низкий интеллект так явно связан с ожирением. Конечно, лишний вес вовсе не гарантирует слабоумие, а многие полные люди весьма успешны. Однако избыточный индекс массы тела сигнализирует о повышенной вероятности проблем с принятием решений. Вдобавок слабый ум ведет к стрессу и суициду. Распространенное убеждение, что дураки счастливее, оказывается мифом! Похоже, правильное отношение к жизни — это тоже сложный когнитивный навык, требующий особого подхода. Большинство людей не способны стать счастливыми, не включив мозги.

Пугают не столько факты, сколько тенденции. Например, современные технологии приводят к иллюзии, что мы становимся умнее. Действительно, на первый взгляд эволюция человечества и развитие мозга очевидны. В 2009 году D.H. Bailey из Калифорнийского университета в Ирвайне и D.C. Geary из Миссурийского университета изучили черепа 175 гоминидов, живших во временном диапазоне с 1,9 млн до 10 тыс. лет назад. Оказалось, наш мозг за это время увеличился почти в три раза141. Но затем что-то пошло не так, и капризная эволюция поменяла свои планы.

Это видно по работе 2011 года, которую написал J. Hawks из Висконсинского университета в Мадисоне. Он показал, что пиковые размеры мозга уже давно остались в прошлом (объем высчитывается по выемке в черепной коробке). Оказалось, что наибольшие показатели были характерны для кроманьонцев — наших прямых предков, живших 10—40 тыс. лет назад. С тех пор мы потеряли 10% объема мозга: с 1500 до 1359 мл142. Смешно, но это уже не так далеко от эректусов (Homo erectus, 1100 мл), которые вымерли еще 100—300 тыс. лет назад. Как скоро мы их догоним?

Вы всегда искали убедительное отличие человека от обезьяны? Наш мозг значительно уменьшается с возрастом, что характерно исключительно для человека, но не для других приматов. Это показали в работе 2011 года C.C. Sherwood из Университета Джорджа Вашингтона и его коллеги, которые сравнили возрастные изменения в мозге человека и шимпанзе. Некоторые отделы именно нашего мозга с возрастом теряют до четверти объема, что касается как серого, так и белого вещества, особенно в префронтальных зонах — чулане сознания. Больше всего удручает значительная деградация гиппокампа (на 13%), во многом ответственного за базовые когнитивные функции143.

Но почему мы этого не замечаем? Представьте, что вы на машине времени попадете в прошлое и перед вами откроется потрясающая возможность ускорить развитие древних людей. Благодаря вам они смогут перепрыгнуть на новый уровень цивилизации и решить массу проблем. Вы им расскажете о телевидении, спутниках, интернете и смартфонах, которые изменили вашу жизнь. Однако на воодушевленные вопросы о том, как это работает, вы сможете только рассказать про розетку и кнопку включения. И это касается почти всех достижений современной цивилизации. Среднестатистический человек понятия не имеет, как все это устроено, а потому рискует оказаться в костре, если сунется в прошлые века.

Несмотря на очевидную специализацию нашего мозга, новые технологии создают иллюзию интеллектуального превосходства современных людей. Ведь мы освоили электричество, разработали транзисторы, запустили человека в космос и придумали интернет, а потому приятно себя тешить причастностью к таким великим вещам! Интересно, что по этому поводу сказали бы М. Фарадей, Д. К. Максвелл, Д. Бардин, У. Браттейн, У. Шокли, С. Королев, Д. Ликлайдер, П. Бэран, Т. Дэвис и Т. Бернерс-Ли? Мы спрятались за ширмой достижений настоящих гениев, а сами при этом очень плохо представляем, как работает обычный пульт от телевизора.

Осталось надеяться, что мы не последуем примеру сюжета фильма «Идиократия» (Майк Джаджа, 2006). Главных героев — парочку самых тупых людей на Земле — заморозили и забыли в военной лаборатории. Когда они случайно проснулись в недалеком будущем, то на контрасте оказались самыми умными, а потому место президента и его первой леди им было обеспечено.

Самое страшное — это видеть, как мы сами себя подталкиваем ближе к эректусам. Рынок подсовывает нам легкую информацию, веселье и развлечение. Потребляя такие поверхностные продукты, мы забываем о книгах, науке и размышлениях о смысле жизни. Зачем это нужно, когда в твоем смартфоне столько веселых картинок? Зачем что-то менять, если все предопределено судьбой?

Дров в печку добавляет развитие социума. Если еще в XIX веке позволить себе беззаботную жизнь могли немногие, то в нынешние времена уже и работать необязательно. У нас и так немного поводов включать мозги, а без работы их становится и того меньше. При этом многие даже не подозревают о важности работы для качественной мозговой деятельности, а потому наивно перекладывают вину на что угодно еще.

В 2017 году R. Laverick из Бирмингемского университета и ее коллеги опубликовали исследование о больных ВИЧ. В своей работе ученые пытались проследить, как болезнь влияет на жизнь и когнитивные функции 448 пациентов. Многие из них жаловались на сниженную повседневную активность и симптомы умственной отсталости, что было подтверждено когнитивными тестами. Однако ученые выяснили, что данные проблемы зависели от ряда сторонних факторов, в том числе от рабочего статуса. Другими словами, умственные проблемы были вызваны не столько болезнью, сколько отсутствием работы из-за болезни144.

В этом вопросе повезло женщинам. Их сознание практически не страдает от безработицы даже в пенсионном возрасте. A. Sizer из Университетского колледжа Лондона в своей докторской диссертации 2019 года проанализировала корреляцию между рабочим статусом и когнитивным упадком у людей старше 60 лет. На основе обширных баз данных она увидела, что мужчины, которые не работают более 10 лет, не только имели низкие когнитивные показатели, но и что скорость угасания их ума увеличивалась. Любопытно, но у женщин не было подобной зависимости. Более того, если пожилая женщина не работала больше 10—20 лет, ее когнитивные показатели становились выше, чем показатели ее трудящихся подруг145.

Но мы-то понимаем, что такие данные, скорее всего, вызваны хозяйственностью прекрасного пола, который, в отличие от мужчин, в принципе редко сидит на месте: хлопоты по дому и потомство не дадут соскучиться. Если этих хлопот нет, то природа вряд ли пощадит женский интеллект. А вот мужской мозг сразу начинает высыхать, стоит ему посидеть без дела, особенно в возрасте. При потере занятости мужчины теряют навыки концентрации, а их умственные способности снижаются. Особенно актуальна данная проблема для мужчин среднего возраста146.

Вдобавок оба пола при безработице страдают от психических расстройств. M. Frese из Леуфана Университета Люнебурга и G. Mohr из Лейпцигского университета в 1987 году опубликовали работу о депрессии среди неработающих. Для этой цели 51 человек в возрасте около 45 лет проходил опрос в 1975 и 1977 годах. Выяснилось, что длительная безработица ведет к депрессии, в то время как трудоустройство уменьшает ее147.

K.I. Paul и K. Moser из Университета Эрлангена—Нюрнберга в 2009 году опубликовали мета-анализ 334 научных работ о влиянии статуса безработного на ментальное здоровье. Оказалось, что у 34% безработных наблюдаются психические расстройства, хотя этим страдает только 16% работающего населения. Также выяснилось, что особенно сильно от безработицы страдают люди рабочих профессий148.

В 2019 году D. Kamerāde из Университета Солфорда и коллеги опубликовали работу о связи длительности рабочей недели и ментального здоровья. Анализ был проведен на 84 993 людях в возрасте от 16 до 64 лет. Данные показали, что если бывший безработный начинал работать хотя бы по 8 часов в неделю или меньше, то его психическое самочувствие и удовлетворение жизнью резко улучшались. При этом идеальную продолжительность рабочей недели выяснить не удалось, так как этот вопрос зависел от индивидуальных факторов. Для одних было достаточно работать по 1—8 часов в неделю, а для других — вплоть до 44—48 часов149.

Все эти факты чрезвычайно обидны, ведь даже самый фанатичный трудоголик время от времени мечтает все бросить. Оказывается, всю жизнь придется чем-то заниматься. А это вдвойне обидно, когда вы уже заработали на беззаботную жизнь. В этом случае вы не высыпались и не брали отпуска, чтобы в один прекрасный день улететь на жаркие острова и остаться там навсегда, нежась под лучиками солнца. Неужели вы гробите здоровье, чтобы заработать на беззаботную пенсию, а потом еще быстрее убиваете себя во время этой беззаботности? Сложно вообразить более несправедливую вещь!

Многие люди, особенно среднего возраста, буквально ждут момента, когда можно будет расслабиться и выдохнуть, забыть о любом принуждении и напряжении. Это происходит, потому что многие страдают на нелюбимой работе или просто перенапрягаются. Именно по этой причине фатальность безделья воспринимается наиболее болезненно. Человек сразу представляет, что его мучение должно будет длиться до самой смерти — лучше уж страдать от безделья, чем такая участь!

Конечно, многим хочется заработать побольше легких денег и потом ничего не делать остаток жизни. В определенной степени это нормально и объяснимо, ведь нам не хочется включать мозг. Он даже без нагрузки потребляет пятую часть всей энергии тела150 (почти половину у детей 4—6 лет151) и четверть кислорода152. А главный принцип любого организма — экономия энергии, потому что в природе она всегда в дефиците. Только вот раньше у нас не было выбора — приходилось каждый день выживать, добывая энергию. А сейчас есть выбор — можно отключить мозг и ничего страшного не случится. Однако не слишком ли велика цена таких благ?

Решение проблемы в 3 шага

Шаг 1. Оценка проблемы

Как часто вы учитесь где бы то ни было, занимаетесь активным и разнообразным умственным трудом на работе, в быту или на досуге? Не стоит считать умственной нагрузкой следующие действия: компьютерные игры, просмотр художественных фильмов, чтение художественных книг, просмотр развлекательного контента в интернете и т. д. Умственная нагрузка должна подразумевать анализ информации, запоминание чего-либо или творческий процесс рождения новых идей и решений.

— Если вы загружаете мозг не менее 5 дней в неделю, то находитесь в безопасной группе. На данный момент у вас нет причин для беспокойства, а другим людям остается только завидовать вам. Однако интеллектуальная нагрузка имеет свойство быть временной или сезонной, поэтому имеет смысл понять, как нужно будет действовать, если в будущем ситуация поменяется.

— Если вы загружаете мозг от 2 до 4 дней в неделю, то попадаете в пограничную группу. Ваше положение не критично, но вы можете значительно улучшить его. Уделив немного внимания интеллектуальной нагрузке мозга, которая наверняка доставит вам удовольствие и принесет пользу, вы улучшите свое здоровье и настроение, а также немного продлите себе жизнь.

— Если вы не попали в первые две группы, значит находитесь в группе риска и не можете соответствовать M99. Последствия вашего образа жизни опасны для здоровья, психологического состояния, когнитивных навыков и общей продолжительности жизни. Вам следует немедленно приступить к решению этой проблемы. В итоге вы будете вознаграждены значительно более высоким качеством жизни. А в противном случае — присоединитесь к пассивным самоубийцам.

ВАЖНО! Данная проблема актуальна для ваших близких? Обратите их внимание на это, мягко аргументируя уже известными вам фактами и тестом M99. Также стоит помнить, что обстоятельства всегда меняются, поэтому одноименное приложение поможет вам еженедельно отслеживать ключевые опасности.

Шаг 2. Поиск первопричины

Хотя Бобру и его подруге Росе не было нужды вкалывать под присмотром начальника, это не означало, что они могли круглыми сутками ловить вшей и блох. Мир был полон опасностей, а еще в нем не было холодильников и консервантов. Это означало, что даже после удачной охоты они не могли позволить себе бездельничать в течение последующей недели, а уж тем более в течение месяцев. Мы можем приехать в молл, выкатить огромную тележку и накидать в нее всякой дряни, чтобы потом неделю не выходить из дома и смотреть сериалы. В былые же времена запасы быстро иссякали, и вечно икающий воин в бурой шкуре начинал замечать прищуренный взгляд голубоглазой подруги. Если это не помогало, то бивень легко прояснял любые намеки.

Огрызнувшись и играя острыми скулами, Бобр брал копье с топором и уныло брел в полный опасности лес. А за ним спешили такие же бедолаги. В лесу им надо было решать много вопросов. Надо было что-то есть в пути. Надо было наточить орудия. Не хотелось оказаться в пасти медведя. Надо было выследить добычу. Надо было поймать добычу, которая тоже хотела жить и вряд ли покорно сдавалась. Надо было не потеряться среди болот и лесов, в конце концов. В общем, ресурсы интеллекта и тела использовались постоянно.

В это же время Роса тоже не сидела на месте. Дети все время подвергали себя опасности и всячески требовали к себе внимания. Вдобавок они всегда хотели есть и лезли к ней на руки. А еще нужно было подшить одежду, собрать грибы и орехи, а также найти хворост для костра. В это же время надо было отбиваться от шамана, который тоже не сидел без дела, стоило молодняку уйти на охоту. В общем, у Росы тоже работали все ресурсы. Других вариантов практически не было, поэтому что активное сознание определяло выживание.

Поскольку из века в век условия не особо менялись, больше шансов выжить и передать свои гены получали те, чей интеллект больше соответствовал условиям среды. Смена поколений отсеивала менее адаптированные гены. Таким образом, тысячи лет наши когнитивные навыки соответствовали нашему миру. Даже первые революционные технологии было нетрудно понять: и ребенку ясно, как работает колесо или парус. Но затем началось динамичное развитие и усложнение буквально всего вокруг. Это касалось не только технологий, но и быта, ремесел, политического устройства, медицины, оружия и т. д.

Когда каждая сфера в отдельности становилась целой наукой, людям пришлось выбирать себе специализацию, потому что стало невозможно охватить сразу все знания. На рубеже XIX—XX веков люди научились делать что-то одно, получая за это все блага на свете. Стало достаточно овладеть одним примитивным навыком, чтобы обеспечить себя и свое потомство. То есть интеллект перестал быть фактором естественного отбора.

Все проблемы теперь решаются одним навыком. Негде жить? — Иди копай яму и снимешь себе комнату. Нечего надеть? — Иди копай яму и оденешься в магазине. Запачкалась одежда? — Иди копай яму и купи стиральную машину. Хочешь есть? — Иди копай яму и купи готовую еду. Болит голова? — Иди копай яму и купишь лекарство в аптеке. И так во всех сферах: достаточно овладеть любым примитивным навыком. А ведь еще сотню лет назад множество бытовых проблем требовали изобретательности и смекалки. Сородичам Бобра и Росы тысячи лет приходилось практически все делать самостоятельно. Чтобы выжить, они должны были быть специалистами во всех сферах сразу, начиная с охоты и заканчивая кройкой одежды. Конечно же, Бобр с радостью решил бы все свои проблемы одной лопатой и тем самым погубил себя.

Можно провести аналогию с бордер-колли — самой умной и трудолюбивой породой собак153. Не все знают, что их нежелательно держать дома. Веками их выводили английские и шотландские пастухи, отбирая самых послушных и умных щенков, чтобы те помогали им пасти скот. Как итог, наделенные невероятными способностями животные деградируют и буквально сходят с ума, если у них нет ежедневного обучения и физической активности. Не оказался ли человек в похожих условиях?

Мы стали как скот, который селекторы выводят сугубо для конкретных целей: получения длинной шерсти, вкусного мяса, большого надоя и т. д. Поэтому наш мозг стремительно уменьшается, но он все еще огромный. Именно поэтому его ресурсы оказались не востребованы современной жизнью. Причем не только работа стала элементарной. Даже в развлечениях яркие картинки и мимолетные образы вытеснили любое напряжение ума.

Все бы ничего, но сложных задач почти не осталось. При этом наше естество не любит бездействия, и ему не нужно ничего лишнего. Поэтому наш организм очень просто относится к ненужным способностям или частям тела — он их съедает, чтобы не тратить энергию впустую. Не используете мышцы? — Они атрофируются. Не нужны мозги? — Они высыхают. Не живете полноценной жизнью? — Вы умираете.

В наших силах понять эту проблему и начать действовать. Благо у нас есть шанс! В 2017 году A.H. Cook из Северо-Западного университета (Чикаго) и ее коллеги опубликовали исследование об атрофии мозга у пожилых людей. Выяснилось, что именно у долгожителей наблюдается наименьшее возрастное иссушение мозга154. Другими словами, поддерживая свой интеллект, мы поддерживаем свою жизнь.

Шаг 3. Простые решения

Немедленные действия и постоянство. Чем медленнее вы будете реагировать на происходящее, тем меньше у вас будет шансов на успех. При этом на формирование новой привычки мозгу потребуется около двух месяцев. Поэтому приступайте к решению данной проблемы немедленно и упрямо следуйте выбранным принципам.

Выделить время. Чтобы потраченные усилия не были напрасными и не представляли собой лишь временное явление, нужно сразу четко определить, когда и сколько времени вы будете заниматься своим развитием. Допустим, каждый день утром и вечером по полчаса. Или каждый будний день по часу в вечернее время. Или по два часа утром в выходные дни. Неважно, когда именно вы это будете делать. Главное — заниматься этим на регулярной основе. Нужно сделать такую практику своей привычкой и неотъемлемой частью жизни.

Интеллектуальная работа. Самый простой и эффективный способ не дать мозгам высохнуть — устроиться на работу, где от вас будут требовать принятия решений или где пригодятся ваши творческие наклонности. Инстинктивно мы не очень любим работать. К счастью для многих, все не так плохо — ментальное оживление начинается всего от 8 рабочих часов в неделю, хотя для здоровья и продолжительности жизни потребуется как минимум 20 часов. Еще одна хорошая новость: страдать на работе вовсе не обязательно. Если вы не идете утром на работу с радостью и не заставляете себя в конце дня идти домой — значит, вы не нашли свое место в жизни, какие бы деньги вам ни платили. Также не будет вопросов с вредом от безделья — вам просто не захочется бросить любимое занятие. Даже самый ленивый человек не променяет удачную занятость на диван.

Постоянная учеба. Чтобы использовать свой интеллект по назначению, нужно всегда учиться. Общение с наиболее успешными и богатыми людьми говорит об одном очевидном наблюдении: все они беспрерывно чему-то учатся. Иногда это желание принимает формы одержимости. Однако, действительно, высшее образование, различные курсы, семинары, вебинары и т. п. — это очень эффективный и рациональный способ использовать свои мозги по назначению. В этом случае имеют место компетентные источники, регулярность занятий, ответственность и прикладное значение полученных знаний.

Умственные упражнения. Существует масса способов поддержания своих интеллектуальных ресурсов. Наиболее популярные и эффективные из них: изучение иностранных языков, постижение наук, освоение новых навыков, получение профессий, чтение нехудожественных книг, написание книг и статей, рисование, прочие творческие навыки и многое другое. А вот разгадки однообразных сканвордов и прочие примитивные нагрузки практически не несут в себе смысла.

Разнообразие. Огромное значение имеет разнообразие умственной нагрузки. Никогда не стоит забывать, что у нашего мозга множество функций и удивительная пластичность. По этой причине вы должны не просто использовать память, аналитические ресурсы, творчество и скорость мышления, но и сделать так, чтобы они были задействованы в максимально разнообразных областях. Эти нагрузки можно чередовать между собой.

Правильный выбор. Выбор интересных упражнений — один из решающих факторов успеха для долгосрочного развития вашего ума. Вы должны отталкиваться от собственных интересов и выбирать умственные упражнения исключительно исходя из них. Вы всегда хотели выучить иностранный язык? — Наконец-то у вас появился повод этим заняться. Вы давно планировали написать свою книгу? — Осталось только определиться с графиком работы. Вам всегда была интересна скульптура? — Начните постигать лепку на этой неделе. Вы хотели освоить программирование? — Это можно сделать самостоятельно и на курсах. Вам всегда хотелось попробовать выйти в осознанный сон? — Осталось найти учебники и лекции автора сей книги, и вы будете жить в двух мирах. Как итог, удачный выбор не только развивает мозг, но и приносит настоящее наслаждение и практическую пользу.

Главное — начать. Наш мозг всегда активно пытается отказаться от любой новой нагрузки, отговаривая нас от нее. Это нормально, потому что он не хочет тратить энергию. Однако его можно обхитрить. Нужно просто любой ценой заставить его работать и потерпеть первые 15—30 минут. Как правило, за это время мозг перестраивается на режим производительности, а вы уже сами не хотите останавливаться.

Бесконечное развитие. Вы изучили все, что планировали? Не нужно останавливаться: любое знание всегда открывает вам новые двери в смежные области. А если вы все же столкнулись с проблемой того, что изучили все, что было возможно, то значит вам стоит с самого начала выбирать для себя более сложные направления, вроде изучения языков. В этом случае практически невозможно добиться совершенства даже на протяжении всей жизни.

Отгородиться от пустой информации. Наш мозг всегда легко клюет на легкую и эмоциональную информации. Чем больше он этим увлечен, тем меньше ему нравится напрягаться. Если хотите включить мозг, максимально отгородитесь от пустой информации, которая ничего вам не дает, но забирает силы и отбивает желание заняться чем-либо полезным. Что вам дает просмотр политических новостей? Что дает просмотр лент в социальных сетях? Что дают сериалы? Необязательно все это убирать из своей жизни, но установить определенные лимиты имеет смысл.

Комплексный подход. Все процессы в нашем организме взаимосвязаны, и для решения любой проблемы важен сбалансированный образ жизни. Есть вероятность, что корень данной проблемы находится в другой плоскости. Именно эти задачи решает стандарт M99, поэтому так важно стремиться достичь его, причем по всем показателям.

Бонусы за решение проблемы

— Вы проживете на несколько лет дольше.

— Вы сэкономите на медицинских услугах в будущем.

— Вы больше заработаете.

— Вы почувствуете пользу от своей жизни.

— Вы будете знать гораздо больше.

— Вы станете стройнее или даже спортивнее.

— У вас появятся новые навыки.

— К вам будут лучше относиться близкие и знакомые.

— У вас появится много новых мыслей и идей.

— Мир вокруг вас станет ярче и живее.

— У вас улучшатся внимание и концентрация.

— У вас улучшится память.

— У вас появится творческое вдохновение.

— Вы станете менее импульсивны.

— Вы будете быстрее принимать решения.

— В вашей жизни станет меньше рисков.

— У вас уменьшатся суицидальные настроения.

— Вы будете реже впадать в депрессии.

— У вас будет меньше стресса.

— У вас уменьшатся шансы стать инвалидом.

— Вы откроете для себя новые увлечения.

— Вы почувствуете себя счастливее.

— Вы станете успешнее в работе или учебе.

— У вас появится шанс изменить свою жизнь.

— Укрепится ваш иммунитет.

— Поднимется ваше либидо.

— Вы оживете морально.

— У вас будет больше знакомых и друзей.

— Ваше общее самочувствие станет лучше.

— Ваше сознание станет чище.

— Вы почувствуете себя более реализованным в жизни.

И многое другое!

Реальные истории

В следующей редакции книги в этом разделе будут опубликованы ваши истории о том, как вы смогли оживить свой ум. Вам есть, чем поделиться и помочь другим? Напишите свою историю нам на почту cases@human-standards.com (не забудьте указать свое имя и город).

Если проблема не решается

Если включить мозги, вы изменитесь сами и трансформируете свой взгляд на мир. Вы станете жить полноценно, а сама жизнь станет дольше и качественнее. Согласитесь: имеет смысл приложить максимум усилий в этом направлении! В случае сложностей не сдавайтесь и не отступайте, сделайте напряжение ума частью вашей жизни, причем приятной и полезной.

Если у вас не получится настроить себя на нужный лад, значит корни проблемы находятся глубоко. Тогда тем более не стоит сдаваться — иначе это обойдется вам слишком дорого. Поэтому не стоит жалеть сил и средств, чтобы заставить свои мозги работать по прямому назначению. В этом случае хорошие специалисты могут помочь решить эту проблему.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги М99. Минимальный стандарт человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

101

Whalley, Lawrence & Deary, I.J.. (2001). Longitudinal Cohort Study of Childhood IQ and Survival up to Age 76. BMJ (Clinical research ed.). 322.

102

Calvin, Catherine & Deary, Ian & Fenton, Candida & Roberts, Beverly & Der, Geoff & Leckenby, Nicola & Batty, G. (2010). Intelligence in youth and all-cause-mortality: Systematic review with meta-analysis. International journal of epidemiology. 40.

103

Sörberg Wallin, Alma & Lundin, Andreas & Allebeck, Peter & Melin, Bo & Falkstedt, Daniel & Hemmingsson, Tomas. (2013). Cognitive Ability in Late Adolescence and Disability Pension in Middle Age: Follow-Up of a National Cohort of Swedish Males. PloS one. 8

104

Balakrishnan, T & Wolf, L. (1976). Life expectancy of mentally retarded persons in Canadian Institutions. American journal of mental deficiency. 80.

105

Deeg, Dorly & HOFMAN, ALBERT & ZONNEVELD, ROBERT. (1990). The association between change in cognitive function and longevity in Dutch elderly. American journal of epidemiology. 132.

106

Doornbos, G & Kromhout, D. (1990). Educational level and mortality in a 32-year follow-up study of 18-year-old men in The Netherlands. International journal of epidemiology. 19.

107

Martin, Laurie & Fitzmaurice, Garrett & Kindlon, Daniel & Buka, Stephen. (2004). Cognitive performance in childhood and early adult illness: a Prospective Cohort Study. Journal of epidemiology and community health. 58.

108

Pattie, Alison & Starr, John & Deary, Ian. (2012). Does cognitive ability predict mortality in the ninth decade? The Lothian Birth Cohort 1921. Intelligence. 40.

109

Henderson, Max & Richards, Marcus & Stansfeld, Stephen & Hotopf, Matthew. (2012). The association between childhood cognitive ability and adult long-term sickness absence in three British birth cohorts: A cohort study. BMJ open. 2.

110

Calvin, Catherine & Batty, G & Der, Geoff & Brett, Caroline & Taylor, Adele & Pattie, Alison & Čukić, Iva & Deary, Ian. (2017). Childhood intelligence in relation to major causes of death in 68 year follow-up: Prospective population study. BMJ. 357.

111

Ceci, Stephen & Williams, Wendy. (1997). Schooling, Intelligence, and Income. American Psychologist. 52. 1051—1058. 10.1037/0003—066X.52.10.1051.

112

Irwing, Paul & Lynn, Richard. (2006). The relation between childhood IQ and income in middle age. Journal of Social, Political, and Economic Studies. 31.

113

Zagorsky, Jay. (2007). Do you have to be smart to be rich? The impact of IQ on wealth, income and financial distress. Intelligence. 35.

114

Brown, W.W. & Reynolds, M.O.. (1975). A model of IQ, occupation, and earnings. American Economic Review. 65.

115

Jacoby, Russell & Glauberman, Naomi (1995). The Bell Curve Debate. Three Rivers Pres.

116

Ceci, SJ & Williams, WM. (1997). Schooling, intelligence, and income. American Psychologist. 52.

117

Lynn, Richard & Vanhanen, T. (2002). IQ and the Wealth of Nations. Praeger/Greenwood.

118

Firkowska-Mankiewicz, Anna. (2002). Intelligence (IQ) as a Predictor of Life Success. International Journal of Sociology. 32.

119

Strenze, Tarmo. (2007). Intelligence and Socioeconomic Success: A Meta-Analytic Review of Longitudinal Research. Intelligence. 35.

120

Daniele, Vittorio. (2013). Does the intelligence of populations determine the wealth of nations?. Journal of Socio-Economics. 46.

121

Yu, Zhangbin & Han, S & Cao, X & Guo, X. (2009). Intelligence in relation to obesity: A systematic review and meta-analysis. Obesity reviews: an official journal of the International Association for the Study of Obesity. 11

122

Maccann, Carolyn & Roberts, Richard. (2012). Just as smart but not as successful: Obese students obtain lower school grades but equivalent test scores to nonobese students. International journal of obesity (2005). 37.

123

Rosenblad, Andreas & Nilsson, Göran & Leppert, Jerzy. (2012). Intelligence level in late adolescence is inversely associated with BMI change during 22 years of follow-up: Results from the WICTORY study. European journal of epidemiology. 27.

124

Cawley, John & Spieß, C.. (2008). Obesity and skill attainment in early childhood. Economics & Human Biology. 6.

125

Belsky, Daniel & Caspi, Avshalom & Goldman-Mellor, Sidra & Meier, Madeline & Ramrakha, Sandhya & Poulton, Richie & Moffitt, Terrie. (2013). Is Obesity Associated With a Decline in Intelligence Quotient During the First Half of the Life Course?. American journal of epidemiology. 178.

126

Benito-León, Julián & Mitchell, Alex & Hernández-Gallego, Jesus & Bermejo-Pareja, Felix. (2013). Obesity and impaired cognitive functioning in the elderly: A population-based cross-sectional study (NEDICES). European journal of neurology: the official journal of the European Federation of Neurological Societies. 20.

127

Kanazawa, Satoshi. (2013). Childhood Intelligence and Adult Obesity. Obesity (Silver Spring, Md.). 21.

128

Sandjaja, Sandjaja & Poh, Bee & Rojroonwasinkul, Nipa & Nyugen, Bao & Budiman, Basuki & Ng, Alvin Lai Oon & Soonthorndhada, Kusol & Xuyen, Hoang & Deurenberg, Paul & Parikh, Panam. (2013). Relationship between anthropometric indicators and cognitive performance in South-East Asian school-aged children. British Journal of Nutrition. 110.

129

Galván, Marcos & Uauy, Ricardo & López-Rodríguez, Guadalupe & Kain, Juliana. (2014). Association between childhood obesity, cognitive development, physical fitness and social-emotional wellbeing in a transitional economy. Annals of human biology. 41.

130

Altschul, Drew & Wraw, Christina & Gale, Catharine & Deary, Ian. (2019). How youth cognitive and sociodemographic factors relate to the development of overweight and obesity in the UK and the USA: a prospective cross-cohort study of the National Child Development Study and National Longitudinal Study of Youth 1979. BMJ Open. 9.

131

Gale, Catharine & Hatch, Stephani & Batty, G. & Deary, Ian. (2009). Intelligence in childhood and risk of psychological distress in adulthood: The 1958 National Child Development Survey and the 1970 British Cohort Study. Intelligence. 37.

132

Hassiotis, Angela & Tanzarella, M & Bebbington, Paul & Cooper, Claudia. (2010). Prevalence and predictors of suicidal behaviour in a sample of adults with estimated borderline intellectual functioning: Results from a population survey. Journal of affective disorders. 129.

133

Veenhoven, Ruut & Choi, Yowon. (2012). Does Intelligence Boost Happiness? Smartness of All Pays More Than Being Smarter Than Others. Int. J. of Happiness and Development. 1.

134

Gow, Alan & Whiteman, Martha & Pattie, Alison & Whalley, Lawrence & Starr, John & Deary, Ian. (2005). Lifetime intellectual function and satisfaction with life in old age: Longitudinal cohort study. BMJ (Clinical research ed.). 331.

135

Ali, Afia & Ambler, G. & Strydom, A. & Rai, Dheeraj & Cooper, Claudia & McManus, Sally & Weich, Scott & Meltzer, H. & dein, Simon & Hassiotis, Angela. (2013). The relationship between happiness and intelligent quotient: The contribution of socio-economic and clinical factors. Psychological Medicine. 43.

136

Kanazawa, Satoshi. (2013). Why is intelligence associated with stability of happiness?. British Journal of Psychology. 105.

137

Stolarski, Maciej & Jasielska, Dorota & Zajenkowski, Marcin. (2014). Are all smart nations happier? Country aggregate IQ predicts happiness, but the relationship is moderated by individualism—collectivism. Intelligence. 50.

138

Gonzalez‐Mulé, Erik & Carter, Kameron & Mount, Michael. (2017). Are smarter people happier? Meta-analyses of the relationships between general mental ability and job and life satisfaction. Journal of Vocational Behavior. 99.

139

Dimitrijević, Ana & Marjanović, Zorana & Dimitrijevic, Aleksandar. (2018). Whichever intelligence makes you happy: The role of academic, emotional and practical abilities in predicting psychological well-being. Personality and Individual Differences. 132.

140

Ahmed, Rifaan & Kesavayuth, Dusanee & Zikos, Vasileios. (2018). Does being smarter make you happier? Evidence from Europe. Journal of Behavioral and Experimental Economics. 76.

141

Bailey, Drew & Geary, David. (2009). Hominid Brain Evolution. Human Nature. 20.

142

Hawks, John. (2011). Selection for smaller brains in Holocene human evolution.

143

Sherwood, Chet & Gordon, Adam & Allen, John & Phillips, Kimberley & Erwin, Joseph & Hof, Patrick & Hopkins, William. (2011). Aging of the cerebral cortex differs between humans and chimpanzees. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 108.

144

Laverick, Rosanna & Haddow, Lewis & Daskalopoulou, Marina & Lampe, Fiona & Gilson, Richard & Speakman, Andrew & Antinori, Andrea & Bruun, Tina & Vassilenko, Anna & Collins, Simon & Rodger, Alison. (2017). Self-reported difficulties with everyday function, cognitive symptoms and cognitive function in people with HIV. Journal of acquired immune deficiency syndromes (1999). 76.

145

Sizer, Alison. (2019). Non-employment, a risk factor for cognitive decline in later life?

146

Fryer, David & Warr, Peter. (1984). Unemployment and cognitive difficulties. The British journal of clinical psychology / the British Psychological Society. 23 (Pt 1).

147

Frese, Michael & Mohr, Gisela. (1987). Prolonged unemployment and depression in older workers: A longitudinal study of intervening variables. Social science & medicine (1982). 25.

148

Paul, Karsten & Moser, Klaus. (2009). Unemployment Impairs Mental Health: Meta-Analyses. Journal of Vocational Behavior. 74.

149

Kamerāde, Daiga & Wang, Senhu & Burchell, Brendan & Balderson, Ursula & Coutts, Adam. (2019). A shorter working week for everyone: How much paid work is needed for mental health and well-being?. Social Science & Medicine. 241.

150

Raichle, Marus & Gusnard, Debra. (2002). Appraising the brain’s energy budget. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 99.

151

Kuzawa, Christopher & Chugani, Harry & Grossman, Lawrence I & Lipovich, Leonard & Muzik, Otto & Hof, Patrick & Wildman, Derek & Sherwood, Chet & Leonard, William & Lange, Nicholas. (2014). Metabolic costs and evolutionary implications of human brain development. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 111.

152

Özugur, Suzan & Kunz, Lars & Straka, Hans. (2020). Relationship between oxygen consumption and neuronal activity in a defined neural circuit. BMC Biology. 18.

153

Coren, Stanley. (1994). The Intelligence of Dogs: Canine Consciousness and Capabilities. Free Press.

154

Cook, Amanda & Sridhar, Jaiashre & Ohm, Daniel & Rademaker, Alfred & Mesulam, M.-Marsel & Weintraub, Sandra & Rogalski, Emily. (2017). Rates of Cortical Atrophy in Adults 80 Years and Older With Superior vs Average Episodic Memory. JAMA. 317.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я