Усы и брови. Советский политический анекдот. 1300 анекдотов из дневников и доносов современников

Михаил Мельниченко, 2023

«Если в комнату кто-то вошел и целует всех мужчин – это женщина. Если зашел и целует женщин – это мужчина. А если целует всех подряд – это Брежнев». Конечно, всем и каждому давно известно, что во времена СССР анекдоты про советский секс сочиняли в Одессе, на Малой Арнаутской. Про советскую политику – в Америке, в ЦРУ. А свобода слова сама по себе была анекдотом. Ну или анекдот – единственным проявлением этой самой свободы. Сегодня Одесса далеко, в другой стране. ЦРУ разучилось придумывать анекдоты, потому что переключилось на фейки. Но мысли о сексе, свободе и политике все так же овладевают умами простых, уже бывших советских граждан. Эта книга является одним из самых полных сборников политических анекдотов, придуманных в эпоху СССР. Ее актуальность сравнима лишь с Лениным, который, как известно – «Жил. Жив. И будет жить!». Издание содержит: [ul]Более 1300 анекдотов по 23 темам. Иллюстрации, указатель источников и комментарии по именам и советским реалиям. Краткую историю СССР: от революции до перестройки – смешно и грустно.[/ul] В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Министерство правды

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Усы и брови. Советский политический анекдот. 1300 анекдотов из дневников и доносов современников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Первые годы советской власти

1919 год. Стук в дверь крестьянской избы. Хозяин открывает двери — в избу врываются вооруженные люди и, приставив дуло к его груди, спрашивают: «Ты за кого: за красных или за белых?» — «За красных». — «Ах ты, сволочь!» Крестьянина избивают до полусмерти, забирают все, что есть хорошего в избе, и уходят. Проходит немного времени. Вновь стук в дверь той же избы. Крестьянин открывает — снова в избу врываются вооруженные люди и спрашивают: «Ты за кого: за красных или за белых?» — «За белых». — «Ах ты, сволочь!» Крестьянина вновь избивают чуть ли не до смерти, забирают из избы остатки барахла и уходят. Проходит еще немного времени, и вновь к крестьянину врываются вооруженные люди с вопросом: «Ты за кого: за красных или за белых?» Крестьянин заплакал и воскликнул: «Бейте сразу, все равно не угадаю!»[2]

Ночью стоит поезд. Выходит из вагона человек и спрашивает: «Почему стоим?» Ему отвечают: «Паровоз меняем». — «На что меняете?» (1922)[3][4]

Крестьянин везет воз с овсом. В это время его встречает заградительный отряд. «Стой! Чего везешь?» Крестьянин шепотом отвечает: «Овес». — «Я говорю, стой, чего везешь?» — (шепотом) «Овес». — «Почему ты так тихо говоришь?» — «Чтоб лошади не слышали, что овес». (*[5]1919–1920 / 1933)[6]

Заградительный продовольственный отряд[7] ночью задерживает у заставы обывателя: «Ваши документы?» Обыватель в страхе роется в кармане и из сотни разных документов вынимает первый попавшийся. Красноармеец читает: «А-на-лиз… Иностранец? (читает дальше) Белка нет. Сахара нет… Проходи». (1925)[8]

Купил спекулянт вагон гвоздей и по прошествии некоторого времени продал этот вагон по двойной цене. С этими деньгами он отправился на завод или на склад и просит отпустить ему два вагона, а там говорят, что на эту сумму можно купить только полвагона. Купил полвагона в расчете заработать. Конечно, заработал, но следующую покупку смог сделать только в четверть вагона. Дальше дело пошло на сотни пудов, потом на десятки, просто пуды, затем на фунты, а кончилось тем, что его деньги дали ему возможность купить только один гвоздь. А дальше его спекулянтская деятельность закончилась, ибо ему осталось на этом гвозде только повеситься. (1922)[9]

Период Гражданской войны. Поезд, теплушка[10], набитая пассажирами. Один пассажир развесил вонючие носки. Другой пассажир его деликатно спрашивает: «Скажите, гражданин, вы меняете носки?» — «Только на сахар». (1934)[11]

«Здравствуйте, Литвак, что вы поделываете?» — «О, у нас большое дело, мы готовим соловьиные консервы». — «Не может быть! И делаете большой оборот?» — «Не хуже, чем ничего, — коробок 200 в день». — «Откуда же вы берете столько соловьев?» — «Мы немножко мешаем». — «Как же вы мешаете?» — «Пополам: один соловей, одна лошадь»[12].

Теплушка — товарный вагон, приспособленный для перевозки людей.

«Я как поступил в кооператив, работа сразу пошла хорошо. Многие были очень довольны. Кооператив против меня ничего не имел, и я против кооператива ничего не имел. Первый месяц было немного трудновато, но все же по истечении месяца кооператив против меня ничего не имел, и я против кооператива ничего не имел. И теперь, проработав 5 месяцев, опять должен сказать, что кооператив против меня ничего не имеет, а я против кооператива имею двухэтажный каменный дом»[13].

Господь Бог заметил, что в России творится что-то неладное. Послал Иисуса Христа выяснить, в чем дело. Проходит много времени — Иисус не возвращается. Господь посылает ангела разыскать Христа. Ангел возвращается с запиской: «Ведут на допрос. Арестован. Христос». Господь посылает на выручку Илью-пророка. Тот также не возвращается. Посланный ангел снова приносит записку: «Сижу и я. Пророк Илья». Тогда, чтобы распутать все это дело, Господь посылает Моисея. От того скоро приходит телеграмма: «Жив, здоров. Нарком Петров». (1917–1920)[14]

«Я — безбожник. Открыта подписка на ежемесячный антирелигиозный сатирический журнал в красках “Безбожник у станка”» Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов) (1883–1946), плакат, 1924.

Вопрос: «Какой самый высокий и красивый памятник на еврейском кладбище[15]?» — Ответ: «Памятник Минину и Пожарскому[16]»[17].

«Если за столом сидят шесть советских комиссаров, то что под столом?» — «Двенадцать колен израилевых». (1921)[18]

«Девять евреев и один гой — что это?» — «Исполком»[19]. — «Девяносто девять евреев и один гой — что это?» — «Совет»[20]. — «Девятьсот девяносто девять евреев и один гой — что это?» — «Съезд Советов». — «Тысяча девятьсот девяносто девять евреев и один гой — что это?» — «Интернационал[21]»[22].

«Отчего на съезде III Интернационала не было ни одного папуаса?» — «Потому что не нашлось ни одного еврея, который бы решился пожертвовать своим носом и продеть в него кольцо». (1920)[23]

Съезд Интернационала. Проверка мандатов и перекличка. «Депутат от Сингапура!» — «Здесь!» — «Депутат от Индонезии!» — «Здесь!» — «Депутат от Мадагаскара!» Молчание. — «Депутат от Мадагаскара?» Молчание. «От Мадагаскара депутат?» Молчание. Председатель (с гневом): «Рабинович! Что вы сидите, как бревно! Разве вы забыли, что вы депутат от Мадагаскара?!» (1921)[24]

В переполненный вагон трамвая влетает господин и требует у кондуктора, чтобы тот очистил ему место. «На каком основании?» — «Я ответственный еврей». — «Покажите ваш документ?» — «Разве вы не понимаете, что за все их проделки буду отвечать я?» (1927)[25]

На съезде, когда Ленин делал доклад про победный ход революции, какой-то украинец возразил: «Ничего не выйдет, евреев не хватит». — «Не беспокойтесь, товарищ, на дураков хватит». (1924)[26]

На вокзале перед поездом кондуктор сдерживает публику и проверяет билеты. Протискивается и проталкивается какой-то субъект: «Кондуктор! Место мне… вот мой партийный билет». — «Ну и при чем же здесь национальность? — отвечает кондуктор. — Покажите лучше железнодорожный билет». (1925)[27]

Старый еврей едет в вагоне в Москву. Спутник обращается к нему с вопросом: «Вы, конечно, едете в Москву по торговому делу?» — «Нет, какая уже там торговля!» — «Вы, может быть, собираетесь поступить на службу?» Старик машет рукой: «Нет, где уж! Мне 85 лет». — «Так зачем же вы едете в Москву?» — «Хочу умереть среди своих»[28].

«Нет места. Моссовет». М. Боровков, плакат, 1925.

Иностранец спрашивает у гражданина СССР: «Скажите, сколько, собственно, евреев в русской коммунистической партии?» — «Процентов семьдесят!» — «А остальные почти все русские?» — «Нет, почти все еврейки»[29].

Старуха плачет у Ленинского Мавзолея. Милиционер: «Не плачь, бабушка, Ильич умер, а идеи его живы». — «Да, да, батюшка, — отвечает старуха. — Ильич умер, а иудеи-то живы!» (1925)[30]

«Мойша, кто вошел в комиссию?» — «Ицка Хацнельсон, Берка Брухштейн, Абрам Цуцык, Гершка Чериковер, я и Иванов». — «Иванов? Он еврей?» — «Нет, русский». — «Как его зовут?» — «Николай Васильевич». — «Черт возьми! Везде эти русские пролезут!» (1921)[31]

КУТВ — Коммунистический университет трудящихся Востока, учебное заведение Коминтерна.

Американцы построили громадную башню и посадили на нее наблюдателя, чтобы он следил за рассветом капитализма. В Советском Союзе сразу после этого построили такую же башню и посадили на нее наблюдателя, чтобы следить за рассветом коммунизма. Однажды советский наблюдатель написал американскому и узнал, что тот получает зарплату в пять раз больше. Он возмутился и спросил свое начальство, почему ему так мало платят. «Потому что у американца работа временная, а у вас — постоянная»[32].

«С севера — не горит, с юга — не горит, с востока — не горит, с запада — не горит… Что такое?» — «Пожар мировой революции». (1928)[33]

«Что такое Коммунистический университет трудящихся Востока»?[34] — «Это такое хитрое заведение, где евреи на английском языке учат китайцев и негров, как делать мировую революцию по-русски». (*1920-е)[35]

Докладывают Ленину, что в казармах одних есть феномен-красноармеец: выпердывает «Интернационал». Советуют посмотреть и послушать. Он командировал сначала комиссию. «Ну что?» — спрашивает Ленин. «Изумительно! Настоящий «Интернационал»… Только не целиком…» — «Как так?» — «Все великолепно было, когда шла речь о разрушении старого мира, а как дошло до «мы наш, мы новый мир построим»…» — «Что же?» — «Обосрался!» (1921)[36]

«Чем отличается Сталин от Моисея?» — «Моисей вывел евреев из Египта, Сталин из Политбюро». (1926)[37]

«Что слышно в Политбюро?» — «Как всегда ничего, только запах изменился». — «Как так?» — «Раньше пахло чесноком, а теперь — шашлыком»[38]. (*1934–1936)[39]

Как только Сталин победил троцкистскую и правую оппозицию, все кавказцы, чистильщики обуви в Москве, сложили руки и отказались чистить. «Почему?» — спрашивают их. «Ждем соответствующего назначения»[40].

По окончании XV съезда (декабрь 1927 года), на котором Сталин одержал убедительную победу над левой оппозицией (Л. Каменев, Г. Зиновьев), появилось высказывание: «В Москве танцуют лезгинку при плаче Израиля»[41]. Или: «Одни танцуют лезгинку, другие поют «На реках Вавилонских»[42]. (1927)[43]

О существовании левого крыла (троцкисты) оппозиции в ВКП (б) знали давно. Когда в газетах появилось про правое крыло (бухаринцев), в народе заговорили: «У ВКП (б) было левое крыло, а ныне возникло и правое. Почему бы теперь коммунистам не улететь от нас к чертовой матери?!»[44]

На Красной площади. Идет конница. Буденный командует: «Полк, поворот нал…» — «Тс-с-с-с, — Ст[алин] затыкает ему рот. — Нельзя, левый уклон». — «Поворот напр…» — «Тс-с-с-с! Правый уклон!» — «Шаг на месте! Раз, два!» (1929)[45]

Эту шутку рассказывали в дни Сталина, который пресекал как «уклон вправо», так и «уклон влево». Спросили у одного из большевистских деятелей: «Почему нет в России молока, масла и сыра — понятно, — потому что скот тоже устал от жара Революции. Но почему в России нет обуви?» Ответил деятель: «Среди обуви есть правые и есть левые. А в России и правые и левые запрещены…»[46]

«Тов. Ленин очищает землю от нечисти». Виктор Николаевич Дени (1893–1946), плакат, 1920.

Коммунистическая партия распадается на три фракции. Левая — лицом «к городу»; правая — лицом «к селу»; а центр — «ни к селу, ни к городу!» (1929)[47]

Зашел крестьянин в партком спросить, что такое, когда в городе хлеб есть, а на селе нет? Секретарь подумал и говорит: «Это левый уклон». Крестьянин снова спрашивает: «А когда наоборот — на селе хлеб есть, а в городе нет?» — «Это опасный правый уклон». — «А если и в деревне, и в городе нет хлеба, вот так, как сейчас. Это что?» — «Это генеральная линия ЦК ВКП (б)»[48].

Ленин просил послать к себе Рыкова, ему сказали. «Он ушел вправо». — «Тогда позовите Бухарина». Ему сказали: «Он ушел влево». — «Ну тогда позовите Калинина». Тот пришел, и ему Ленин сказал: «Поверни меня к стене. Надоело мне уж смотреть, что вы тут творите»… (1933)[49]

В 1926 году о составе Политбюро говорили, что в нем две заковыки: Троцкий и Зиновьев, два заики: Рыков и Молотов, один ошибало — Бухарин и один вышибало — Сталин. (*1926)[50]

Из сталинского катехизиса: «Можно ли построить социализм в одной стране?» — «Можно, но только несчастна будет та страна»… (1929)[51]

Вверху над кооперативной лавкой лозунг: «Социализм — это учет». Внизу на дверях: «По случаю учета магазин закрыт». (1929)[52]

Во время «изъятия» золота у населения арестованного еврея допрашивают, где он спрятал золото, которое необходимо для строительства социализма. «Забыл», — отвечает еврей. «Тогда сидите в камере и вспоминайте». А в камере дали на ужин очень соленых селедок, пить не дали, жарко натопили и негде сесть, так как камера переполнена. Несколько раз вызывали еврея на допрос. Наконец, как-то среди ночи он стучит в дверь и требует, чтобы его отвели к следователю. «Ну что, вспомнили?» — спрашивает следователь. — «Да, я хочу сказать», — отвечает еврей. — «Ну говорите». — «Если у вас нет денег — зачем же вы беретесь строить социализм?»[53]

Оглавление

Из серии: Министерство правды

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Усы и брови. Советский политический анекдот. 1300 анекдотов из дневников и доносов современников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

ЛК *1991: без н. с. (До двоеточия — код источника из «Списка источников» (см. раздел выше). После двоеточия — номер страницы.)

3

Даты в скобках — это время возникновения или популярности сюжета.

4

ШВ 1922: 61.

5

Звездочка «*» перед датой обозначает предположительность датировки.

6

ПН 1933: 15

7

Продотряд (продовольственный отряд) — в период военного коммунизма вооруженный отряд, участвовавший в продразверстке.

8

СА 1925: 51–52

9

ОН 1997 (2): 219

10

Товарный вагон, приспособленный для перевозки людей. — Здесь и далее примеч. автора-составителя.

11

СН 1924–1937: № 323

12

СА 1925: 58

13

РР 1927: 8

14

АЕ 1951: 28–29

15

Под еврейским кладбищем подразумевается мемориальное кладбище у Кремлевской стены, на котором захоронены останки видных советских деятелей и иностранных коммунистов. Центром некрополя в 1924 году стал возведенный по проекту архитектора А. В. Щусева Мавзолей Ленина.

16

Под памятником имеется в виду бронзовая статуя Минина и Пожарского работы скульптора Ивана Мартоса на Красной площади в Москве. В момент возникновения данного сюжета статуя находилась не у собора Василия Блаженного, а в центре площади, напротив входа в Верхние торговые ряды, лицом к Кремлевской стене.

17

ОА 2011: 277

18

ОН 1997 (2): 111

19

Сокращение от «исполнительный комитет», местный орган исполнительной власти.

20

Избираемый на определенный срок коллегиальный представительный орган публичной власти.

21

Коминтерн (Коммунистический интернационал) (1919–1943) — международная организация, объединяющая коммунистические организации разных стран, координационный центр распространения идей революционного интернационального социализма.

22

ДА 1935–1938 (1991): 215 (№ 2793)

23

МН 1915–1933 (5): 37–37об.

24

МН 1915–1933 (8): 30

25

СА 1927: 47–47

26

ЕС 1997: 68–69

27

ЕС 1997: 189

28

СА 1925: 57–58

29

МЮ 1944: 50

30

ПМ 1999: 222

31

МН 1915–1933 (8): 22об.

32

ЛК *1991: без н. с.

33

ЕС 1997: 586

34

Коммунистический университет трудящихся Востока имени И. В. Сталина (КУТВ) — учебное заведение Коминтерна, существовавшее в Москве с 1921 по 1938 год.

35

ШТ 1987: 486

36

МН 1915–1933 (8): 27–27об.

37

ЕС 1997: 429

38

Чеснок — важная составная часть еврейской кухни, а шашлык — самое известное грузинское блюдо. Важно, что перипетии борьбы с оппозицией воспринимались традицией политического анекдота как борьба национальных группировок — еврейской и грузинской.

39

АЕ 1951: 68

40

ШО 194?: 51

41

Лезгинка — русское название народного танца, распространенного у народов Кавказа. Плач Израиля — еврейская народная мелодия.

42

Начало 136 псалма, посвященного пребыванию евреев в плену Вавилонском.

43

ЕС 1997: 564–565

44

СЮ 1964 (1992): 77

45

СН 1925–1985 (4): без н. с.

46

ДА 1935–1938 (1991): 228 (№ 2832)

47

ЕС 1997: 765

48

СЮ 1964 (1992): 59

49

ПИ 1995: 146

50

АГ 2003: 548

51

ЕС 1997: 746

52

ШИ 1991: 90

53

ШО 194?: 57–58

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я