Апельсиновый тренинг 18 – 2. Образ «Я». 18 игр, упражнений, заданий на самопознание

Михаил Кипнис

«Апельсиновый тренинг 18» – это новая авторская серия сборников психологических игр, упражнений и актуальных текстов, которые помогут ведущим групп, педагогам, психологам, социальным работникам, специалистам в области неформального образования, фасилитаторам, тренерам, коучам… выстроить эффективную и увлекательную групповую работу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Апельсиновый тренинг 18 – 2. Образ «Я». 18 игр, упражнений, заданий на самопознание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1.«Прошу любить и жаловать!»

Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность.

Эрих Фромм

Цели

развить у участников навыки самоанализа, помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;

— осмысление различий между реальным и желаемым «Я»;

— дать возможность членам команды провести диагностику своих индивидуальных особенностей;

— проявить неосознанных представлений о себе и получить обратную связь.

Размер группы: в принципе, не важен, но упражнение предполагает камерную ситуацию, а потому предпочтительна группа до 12—15 человек.

Ресурсы: листы бумаги размера А 4, мелки, краски, цветные карандаши, фломастеры…

Время: в зависимости от количества участников и уровня самораскрытия.

Ход игры:

Порой в своей жизни я сталкивался с необходимостью подать в какую-нибудь фирму, организацию… мою личную служебную характеристику. Приходилось обращаться к руководству с просьбой написать документ. И несколько раз я слышал следующее предложение:

— Слушай, напиши сам. Никто ведь не знает тебя лучше, чем ты сам! Напиши, пришли, я прочитаю, проверю, дополню, подпишу… Договорились?

Честно говоря, при всем своем рациональном подходе, мне это предложение никогда не нравилось. Был тут элемент манипуляции, да и хотелось (пользуясь случаем) узнать, что же думают о тебе твои руководители, коллеги…

Я вспомнил этот случай, чтобы предложить каждому из вас… самостоятельно написать свою личную характеристику. Кому вы ее должны будете предъявлять? Ответ очевиден — себе!

Надеюсь, что это задание поможет каждому провести осознанную, сфокусированную, адекватную ревизию того, кто же вы есть. Каковы вы не с точки зрения внешнего облика — мы ведь не пишем автопортрет! — а с точки зрения человеческих качеств, свойств характера, того, что мы любим в жизни, чем отличаемся от других, что представляем собой как личность, как часть семьи, команды, как профессионалы, как любимые, товарищи, коллеги…

В течение десяти минут каждый из вас должен будет сосредоточенно записать на листе 12—15 своих качеств. Так как мы с вами только в начале нашего тренинга, то давайте сосредоточимся на том подходе, который предлагает известная русская поговорка — «ПРОШУ ЛЮБИТЬ И ЖАЛОВАТЬ!». Пусть в наших характеристиках преобладают положительные самооценки, признание собственных успехов, подчеркивание того, чем мы гордимся. При этом следите, пожалуйста, за тем, чтобы никакие внешние признаки не вмешались в ваше описание. Потому что на втором этапе работы мы перемешаем все ваши «само-характеристики» и попытаемся отгадать, кто являлся их автором!

Если вопросов нет, приступаем к работе! (…)

Ведущий поддерживает участников, которым что-то не ясно или которые затрудняются в плане самооценки. Поощряем и следим за тем, чтобы работа шла в позитивном ключе, ведь именно такого плана мы ожидаем характеристику!

Затем собираем все работы, перемешиваем их и раздаем снова. Каждому предстоит:

— прочесть характеристику

— определить свое отношение к прочитанному (насколько этот человек интересен вам как личность, что из его особенностей вам особенно близко, что удивляет, что могло бы стать для вас моделью…)

попытаться назвать того участника группы, кто является автором этой характеристики, кого она представляет и описывает.

Обсуждение:

Предлагаю обсудить следующие вопросы:

— Какие чувства вызвала у вас необходимость составления авто-характеристики? Что показалось наиболее сложным? Насколько вы довольны результатом своей работы? Что не удалось?

— Что вы чувствовали во время представления характеристик?

— Что вас удивило в услышанных описаниях?

— Какие различия вы увидели между разными подходами к описаниям человеческой личности?

— С кем из участников тренинга вам, после того, что вы услышали о нем, захотелось установить более дружеские, глубокие отношения?

«ЕСТЬ ВОПРОС!?»

В этой книге в рубрике «ЕСТЬ ВОПРОС» я использую материал, который был опубликован на сайте https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/50-voprosov-kotorye-osvobodyat-vash-um-1019010/. В полном тексте предлагаются 50 вопросов. Это пятьдесят вопросов, которые должен задать себе каждый человек. На эти вопросы нет правильных или не правильных ответов. Но ведь иногда правильно заданный вопрос — уже и есть ответ. Порой я использую часть из предложенных вопросов, объединяя их в блоки и предлагая участникам во время тренинга. Порой — «выдергиваю» из списка 1—2 вопроса для переключения внимания группы…

Насколько Вы контролируете то, что происходит в Вашей жизни?

— О чем Вы больше беспокоитесь: сделать вещи правильно или сделать правильные вещи?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Апельсиновый тренинг 18 – 2. Образ «Я». 18 игр, упражнений, заданий на самопознание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я