Сверхмотивация

Марк Шатуновский

Марк Алексеевич Шатуновский. Учился в МГУ, где получил первое признание как поэт в студенческой поэтической студии. Участвовал в знаменитом поэтическом семинаре К. Ковальджи, разделяя позиции и творческие установки метареализма. На протяжении многих лет выступает вместе с метареалистами в общих поэтических акциях. Один из организаторов известного московского клуба «Поэзия», объединившего большинство молодых писателей 1970–1980-х гг. Первый сборник стихотворений «Ощущение жизни» вышел в Париже в 1990 г. В 1992 г. принят в члены Союза писателей. Автор книг «Мысли травы» (1992), «Из жизни растений» (2000), «Дискретная непрерывность любви» (1995, роман). В 1991–1992 гг. его пьеса «Траектория улитки» шла на сцене театра Московского университета. Публиковался в журналах «Знамя», «НЛО», «Постскриптум», «Glas» и др.; стихи, проза и статьи переводились на иностранные языки и выходили в Бельгии, Франции, США. По приглашению USIA (Министерства культуры, образования и информации США) выступал с лекциями и чтением стихов в Нью-Йорке, Вашингтоне, Сан-Франциско, Санта-Фе и на филолого-философском факультете Айовского университета, где вместе с английским писателем Рольфом Хьюзом создал журнал «100 words», издающийся вплоть до настоящего времени. Участник и один из основателей клуба поэзии Stella Art Foundation.

Оглавление

Два отражения

1

в процессе жизни гасятся детали,

и остаются в комнате потухшей

под койкой две щекастые гантели

и в зеркале мальчишеские уши,

и майка промокашечного цвета,

через которую просвечивают окна,

которые морщит и комкает от ветра,

который вырывается с шипеньем

из четырех конфорок газовой плиты.

2

еще из-под двери, прикрытой плотно,

сквозит полоска света или пенья:

там ангелы поют, вдевая свет в иголку,

и там растут бумажные цветы.

в замочной скважине торчит оттуда ключ,

но видно облака в дверную щелку,

и эту дверь, ведущую на небо,

с той стороны обугливает свет.

3

с той стороны не наступает ночь,

а с этой — пыльный воздух щиплет нёбо,

когда садишься, кожаное кресло

вдруг издает туберкулезный свист.

и если в комнату опять впадает время,

то кресло опрокинь и сам садись на весла,

и в кресле кожаном ты поплывешь навстречу,

вверх по теченью, рассекая пламя

настольной лампы в рое мошкары,

поставленной в неосвещенный вечер…

4

сон расположен вдоль метрической шкалы,

он снится женщине, уснувшей за столом,

подставившей настольной лампе щеку,

над нею плавится стеклянный абажур,

сон каплет закипающим стеклом,

она во сне сбивается со счета

и просыпается. ей снится коридор,

ей снится офицер морского флота:

высокий лоб напоминает глобус

с ранением на тихом океане.

ей снится крепдешиновое платье

и столик в прибалтийском ресторане.

5

потом ей снится собственное тело

в проекции, как корабельный корпус,

со схемой органов устроенных в примате,

опутанных системой капилляров

с расчетной мощность в каких-то там ноль целых…

весь этот механизм, изъятый из футляров,

разложенный в гостиничной кровати,

сперва пульсирует, как водяная помпа,

а после курит в ситцевом халате,

испытывая чувство в форме ромба…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я