«Код Электры» – вторая часть шведской трилогии о приключениях Ореста и Малин, действие которой начинается спустя несколько месяцев после того, как закончились события «Кода Ореста». Мистика и приключения окружают Ореста и Малин, живущих по соседству. Семиклассники находят шкатулку с часами и письмо из прошлого века, а также обнаруживают, что некоторое время назад из их школы таинственным образом исчезла старшеклассница Месина. Друзья втягиваются в разгадку новой тайны, находя всё новые подсказки: шифры, страницы древней книги, удивительные старинные гаджеты. Младшая сестра Ореста – очаровательная непоседа Электра – тоже вовлечена в череду загадочных событий. Является ли малышка частью тайны или же она поможет героям разгадать ее? Автор этих историй Мария Энгстранд работала инженером и адвокатом. Но потом ее хобби – сочинение историй – превратилось в новую профессию. Писательница обожает свой край на юго-западе Швеции с его небольшими городками и лесами. Неудивительно, что действие романа разворачивается в тихом пригороде, где мистика, наука, прошлое и настоящее соединяются и увлекают читателя за собой. А образы главных героев на обложке, созданные художницей Полиной (Dr. Graf) Носковой, подчеркивают загадочную атмосферу этого романа-квеста, завоевавшего неподдельный интерес и школьников, и молодежи.
8
Камень мы, естественно, положили на место. Хоть там и похоронена всего лишь собака, нам показалось важным вернуть все как было. Мы утоптали землю вокруг камня, а потом я посыпала могилу листьями, чтобы скрыть следы нашего пребывания. Шкатулку я несла в руке всю дорогу до дома. Она буквально жгла мне пальцы.
Неужели в ней новое сообщение от Акселя? Но ведь он пропал! Отправился однажды в лес и больше не вернулся — так рассказала Герда. Может быть, именно здесь он проходил в последний раз, ища Сильвию? Здесь, в лесу, вдоль ручья, где листья по-прежнему желтели, но скоро все увянет и потемнеет… Я глубоко вдохнула полный запахов осенний воздух и почувствовала, как уже не раз бывало раньше, что в лесу мы не одни. Хотя я знала, что Сильвии нет рядом, но буквально ощущала ее присутствие. Как она естественно сливалась с природой — с землей, небом и всем остальным. Когда я сказала об этом Оресту, он даже, вопреки обыкновению, не стал возражать. Только посмотрел на меня и широко улыбнулся, что с ним иногда случается — и тогда в его темных глазах мне чудится звездопад. Наверняка он не ощущает того, что ощущаю я, — а мне показалось, что я буквально вижу Сильвию, когда в кустах зашуршало. Что-то светлое промелькнуло и исчезло. Но это наверняка была просто птица.
Когда мы почти дошли до дома Ореста и уже повернули на дорожку, ведущую к его участку с грядками Моны, до нас донесся голос.
— Прочь, сгинь, уходи! — пел он. — Прочь, сгинь, уходи!
Орест нахмурился и ускорил шаг.
Мона шла вдоль границы участка и рассыпала что-то горстями из маленького голубого тканевого мешочка, который держала в руках. Горсть туда, горсть сюда.
Мы остановились на краю участка, где начиналась первая грядка, и Мона прошла мимо, даже не поздоровавшись. Но у самой грядки она остановилась, подняла предмет, лежавший на земле, — серый, прямоугольный — и особенно тщательно посыпала его этим-чем-то-таким, а потом поставила в угол грядки. Думаю, это один из тех кусков оргонита, которые защищают от всего плохого. Затем она пошла дальше, напевая, рассыпая горсти порошка из мешочка в такт своим шагам.
Только добравшись до угла дома, она замолчала. Сложила ладони вместе и поклонилась своим грядкам.
Потом она подняла на нас глаза и улыбнулась. Пучок волос у нее на голове съехал на сторону: теперь он сидел уже не на затылке.
— Привет! — крикнула она нам. — Я просто должна была закончить с этим.
— Что случилось? — строго спросил Орест. — Где Электра?
— Хм… э… кто-то приходил сюда и убрал все таблички, — проговорила Мона с обычным спокойствием. Она указала на таблички, беспорядочно сваленные в кучу. Они были деревянные, с надписями типа «Дигиталис» или «Переменчива, как луна». Для меня все это было китайской грамотой, но, по-моему, они указывали, что именно растет на грядках.
— Где Эле… — снова начал Орест, но в этот момент из-за угла дома выглянула Электра, которая играла в какую-то свою игру: наполняла ведерко листьями, а потом высыпала их.
Мона не обратила на него внимания.
— Конечно, я и без табличек знаю, где и что посадила, — проговорила она. — Однако это безобразие.
— А что в мешочке? — спросила я.
— Обычная соль, — ответила Мона и улыбнулась. — Соль помогает от всего!
Мы помогли Моне воткнуть таблички обратно в землю и откатить стеклянные шары — белый и синий — на предназначенные им места в огороде. Уж не знаю, какая польза от этих шаров, но они очень красивые.
Призвание Моны — смешивать из различных засушенных растений чай, который «как раз то, что тебе сейчас нужно». Что именно тебе сейчас нужно, она, похоже, догадывается сама, потому что никогда не спрашивает. Мне она всегда заваривает куркуму. Это не особо вкусно, но я уже привыкла. Оресту достается мята, потому что она помогает от головной боли, как говорит Мона. Чаще всего мы пытаемся как-нибудь уклониться от чая. Но сейчас, поскольку оба были промокшие и продрогшие, а сухарики с кардамоном у Моны супер-вкусные, послушно поплелись за ней в кухню.
Дома у Ореста очень уютно. Я уже рассказала о загадочных бесполезных предметах Моны, расставленных по всему дому. Статуи богов с множеством рук, камни странной формы, блестящие стеклянные призмы и кусочки ткани. Но еще уютнее оттого, что весь пол в гостиной застелен, как лоскутным одеялом, разными красными и зелеными ковриками, так что паркета под ними вообще не видно. Большие окна, обращенные в сад, заставлены горшками с цветами. Их красные и зеленые листья почти совсем заслоняют стекла. Кажется, что ты в джунглях.
Мебель старая и потертая, но везде мягкие подушечки — и на диване, и на полу, так что всегда есть где сесть и удобно устроиться. В кухне подушек меньше, зато на шкафах разложены пучки растений. А на плите или столешнице всегда стоит что-нибудь новенькое: пыхтящие горшочки с мазью, которая пахнет очень вкусно либо же совсем отвратительно, или кучка грибов на засушку, или ведро краски.
Обычно здесь царит беспорядок. Как сегодня, например, когда в мойке и вокруг нее сложено множество камней различной формы и разных размеров. Одни — обычные неровные серые камни, другие — круглые и гладкие, словно их обточило морем, а третьи — сверкающие остроконечные кристаллы.
Мона дала нам по большой глиняной кружке с чаем и поставила на стол блюдо с вкуснейшими сухариками.
Половину немедленно загребла Электра неожиданно быстрым и ловким движением маленькой ручки. После этого она сидела, довольная, под столом со своим любимым медвежонком и хрустела сухариками. Мона только рукой махнула. Отойдя к мойке, она принялась ополаскивать многочисленные камни под струей воды.
Я грела пальцы о горячую чашку.
— В общем, началось, — мрачно произнес Орест, едва я отпила первый глоток.
— Что такое? — спросила я, тут же произнеся одними губами: «Не сейчас!» Не можем же мы говорить о своей находке при Моне! Это же тайна! Что ему взбрело в голову?
Он, взглянув на меня, покачал головой. Только тут я поняла, что он обращается к своей маме, стоящей спиной к нам у мойки!
— Короче, мам… теперь началось и здесь! — продолжал он. — И здесь все будет в точности так же, как и всюду, где мы жили раньше.
— Что? — перебила я. — Что будет, что началось?
Орест пробормотал:
— В общем, короче… понимаешь ли, когда мама начинает эти свои штуки… всегда появляются люди, которым это не нравится. И они начинают ей вредить.
Наверняка таблички снес кто-нибудь из таких… Но, по крайней мере, на этот Хеллоуин нас хотя бы яйцами не закидали!
Последнее Орест произнес громче, явно в расчете на маму. Он размешал сахар в чашке.
— Или эта записка, которую я нашел в почтовом ящике на прошлой неделе… Там было одно слово: «Ведьма».
— Это, знаешь ли, просто невежество, — проговорила Мона. Оторвавшись от ополаскивания камней, она обернулась к Оресту. — Не стоит обращать внимания.
— Но ты могла бы заняться чем-то другим! Работать в больнице или в доме престарелых, — вздохнул Орест. — Там тоже можно помогать людям.
— Хм, ну да… — тихо проговорила Мона. — Но ведь есть и те, кто ценит мою работу! Сегодня у меня весь вечер забит — встречи по кристаллотерапии!
Орест поморщился. Когда Мона снова отвернулась к мойке, он спросил одними губами: «Можно я побуду вечером у вас?»
Я кивнула. Но на глазах у меня выступили слезы — от горячего чая.
— Невероятно, — буркнул Орест, когда мы ушли в его комнату, закрыв дверь. Он сел за письменный стол, а я, как обычно, на его идеально застеленную кровать.
Комната Ореста выглядит так, словно она существует отдельно от остального дома. Здесь нет никаких бесполезных предметов. Кругом чисто, голо и все в образцовом порядке.
— Просто невероятно, что находится столько людей, желающих прийти на кристаллотерапию! — выпалил он. — А на прошлой неделе в дверь позвонила одна девушка и спросила, не возьмет ли мама ее на практику! Говорит, учится в гимназии. Я ее не пустил, сказал, что мама таким не занимается. На практику! Как она себе представляет, что она напишет в школьном отчете о практике? Профессия: полное безумие!
Орест терпеть не может почти все, чем занимается его мама. Я его понимаю. Когда у него болит голова, ему дают чай из мяты и никогда — обычную таблетку от головной боли. Ему нельзя пользоваться телевизором, мобильником или компьютером — мама считает, что от всех этих вещей идет опасное излучение.
Однако не любить Мону все же очень трудно. Так что я обычно просто даю Оресту выплеснуть свое недовольство, когда ему требуется.
Но вот он замолчал, и я поставила на стол шкатулку, которую мы нашли.
Наконец-то.
У черной шкатулки были мягко скругленные углы и ручка на крышке. Под крышкой виднелась маленькая замочная скважина. Но, к сожалению, ключ отсутствовал — а шкатулка, естественно, была заперта.
Я не сомневалась, что внутри лежит письмо. Тонкие пожелтевшие листки с текстом, напечатанным на пишущей машинке. Именно такое письмо мы нашли весной.
— Может быть, ее разбить? — предположил Орест. Он подергал крышку, потрогал пальцами петли, у которых был закругленный край с кнопкой сбоку. — Или выломать петли?
— Не-е-ет! — выпалила я. — Прекрати!
Мне совсем не хотелось ломать красивую старинную шкатулку.
— Тогда, может быть, вскрыть замок? — предложил Орест.
— Вскрыть?! — я удивленно уставилась на него. — Ты хоть знаешь, как это делается?
— Нет, не особо, — ответил Орест. — Но, возможно, у замка весьма простая конструкция. Если взять тонкий металлический предмет…
Орест открыл один из ящиков своего стола. Там у него хранились линейки, резинки, скрепки и все такое. Конечно же, в идеальном порядке, рассортированные по мелким отделениям. Он достал большую скрепку и сделал из нее крючок.
— А если вот так… — пробормотал он, засовывая скрепку в замочную скважину.
Некоторое время он возился с ней.
— Нет, — проговорил он. — Я чувствую внутри нужную штучку, но скрепка гнется. Нужно что-нибудь покрепче.
Он выдвинул другой ящик, достал небольшую отвертку, вставил в замок и повернул. В замке что-то щелкнуло.
— Ну вот! — с довольным видом проговорил он.
Я была дико удивлена. Разве может быть все так просто?! Все эти старинные штуки обычно очень сложные, в этом их суть! Зачем кому-то пришло в голову прятать что-то в шкатулку, которую так легко открыть?
Но Орест преспокойно отложил отвертку и открыл шкатулку.
— Вау! — сказал он.
— Что, что там? — спросила я, потому что он по-прежнему держал шкатулку в руке и стоял, закрывая ее от меня. — Новые письма?
— Вовсе нет! — заявил он, улыбаясь. И повернул шкатулку так, чтобы и я могла увидеть.
В шкатулке лежал предмет, поблескивающий золотом при свете настольной лампы Ореста. Что-то гладкое и круглое — на мгновение я снова подумала об астролябии, однако это было нечто куда более прозаическое, чем магические звездные часы.
— Часы! — выпалила я.
— И даже лучше, — сказал Орест. — Золотые часы!
Осторожно достав предмет из шкатулки, он взвесил его на руке.
Это были такие круглые толстые старинные часы с крышкой, которую можно открывать. Светлый циферблат с двумя тонкими ажурными стрелками. Цифры нанесены черным цветом, а в самом низу, над цифрой шесть, виднелся еще один маленький циферблат с крошечной стрелкой, показывающей секунды. Но сами часы — то есть окантовка вокруг циферблата, крышка и задняя стенка — все блестело золотом.
— Откуда ты знаешь, что они золотые? — спросила я. Это мог оказаться другой, гораздо более дешевый желтый металл — уж не знаю, как он там называется.
— Иначе они бы почернели, как шкатулка, — ответил Орест, вертя в руках часы. — Наверняка стоят несколько тысяч!
Орест немного зациклен на деньгах. Обожает ценные вещи. Хотя я понимаю: у него никогда не было денег, по крайней мере в достаточном количестве. Мне кажется, он носит каждый день свой коричневый джемпер в катышках не потому, что любит его, а потому, что у него просто нет другого.
— Дай подержать!
Он протянул мне часы. Они показались мне тяжелыми, но при этом как будто мягкими и круглыми. Я повертела их в руках.
На внутренней стороне крышки виднелась гравировка. Я повернула часы к лампе, чтобы рассмотреть надпись.
— Орест! Смотри! — крикнула я.
Разбирая буквы с завитушками, вырезанные на блестящей поверхности, я прочла:
Инженеру — майору
Акселю Острёму
за долгую и верную службу
Дорожно-строительное ведомство
Гётеборг. 2 декабря 1892 г.
Аксель! С ума сойти! Как могли часы Акселя очутиться под камнем Сильвии? Кто положил их туда и зачем? Ведь Аксель исчез из Лерума до того, как умерла его собака Сильвия, — так нам рассказала Герда. Значит, это точно не он.
И зачем потусторонний голос рассказал нам на сеансе о камне Сильвии?
Тут у меня мелькнула мысль.
— Интересно, а они идут? — проговорила я. В верхней части часов виднелось колесико. Я повернула его несколько раз, потом отпустила.
Часы начали тикать.
Тик-так, тик-так.
Секундная стрелка побежала по предназначенному ей маленькому кругу.
После перерыва длиной в сто с лишним лет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Код Электры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других