Хотите ненадолго стать городом?Или чьим-то воспоминанием?Или половинкой сна?Или улицей?Или фонарем?Или аптекой?Добро пожаловать!Мы только убедимся, что это не вы убили автора.У вас есть алиби?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключи от ландышей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Скрипич
— Вы найдете мне ключ.
Он смотрит как всегда не на меня, мимо меня, чеканит слова:
— Вы найдете мне ключ.
Киваю. Сейчас готов хоть черта найти, лишь бы спасти свою шкуру.
— Ключ, — повторяет он, наклоняет клюв. От волнения даже не сразу понимаю, что мне искать, ключ или клюв, нет, все-таки клюв… Или нет. Ключ.
— Ключ.
Наконец, выдавливаю из себя:
— К-какой ключ?
Вместо ответа он поворачивается к шкафу, наклоняется над ящиками, выискивает что-то, — снова смотрю на кочергу, потом на его затылок, вот здесь, вот сейчас…
…нет.
Не успел.
— И не вздумайте даже, живым отсюда не выйдете… — бормочет он. Понимаю, что за нами следят, что на лестнице кто-то есть, и в холле внизу тоже.
— Вот, — он кладет передо мной на стол причудливую шкатул… нет, не шкатулку, другое что-то, зачем на ней натянуты тончайшие проводки, зачем палка с причудливой спиралью, зачем…
— Скрип, — говорит он.
Не понимаю, какой скрип, тут же хлопаю себя по лбу, ну, конечно же, только не скрип никакой, а скрипич, так называли эти шкатулку в нашем городке на краю земли…
— Скрипич…
— Вы знаете, как это открывается? — спрашивает он.
— Э-э-э… — снова смотрю на кочергу, но уже с другой целью, — это только сломать можно…
— Сломать я и сам могу, вы мне скажите, как открыть!
— Не… не…
–…вы найдете мне ключ.
— А что… к скрипичу есть ключ?
— Скри… — он бормочет что-то вроде, ох, уж мне эти провинциалы, скрип и то не знают, снова наклоняется над ящиками шкафа, я снова смотрю на кочергу, ну уж посмотреть-то я могу, и на его затылок тоже…
— Вот… взгляните…
Взглядываю. Вздрагиваю. Отчаянно вытаскиваю из памяти то, чего там нет.
— Я… я не зна…
–…не знаете этот знак? Ну, еще бы…
Я понимаю, что он думает — где вам, живущим на краю земли, понимаю, что не позволю ему так думать, понимаю, что я должен, просто обязан узнать знак, которого никогда не видел…
— Так это и есть ключ от скрипича? — последнее слово говорю с нажимом.
Короткий смешок.
— Э-э-э, нет…
— Тогда…
–…это только изображение ключа… Я видел немало таких изображений… но ни разу не встречал настоящего ключа…
— Может, не дошли до нас… истлели… рассыпались в прах…
— Ну да, конечно, — он щелкает клювом, — хрупкая бумага уцелела, нежные скрипы уцелели, а скрипичные ключи рассыпались в прах?
— Значит, они были еще нежнее, чем тончайшая бумага!
— Вы думаете?
— Я… я уверен.
— А мне кажется, тут всё может быть сложнее… смотрите… — он снова показывает мне бумагу со знаком, — люди создали чертеж ключа, открывающего скрип, но сам ключ они сделать не смогли, такая задача оказалась не по зубам нашим предкам… Но она окажется по зубам вам!
— Вы имели в виду… нашему народу?
— Я имел в виду вам лично. Вот и посодействуйте народу, подумайте, как сделать скрипичный ключ… нет, даже не думайте про кузницу — пойдете от меня, посмотрите на ограду возле дома, сколько там этих кованых ключей, ни один не подходит к скрипу…
Обреченно киваю:
— Найду… найду, как его сделать…
Отступаю к двери, дверь захлопывается передо мной.
— Ишь, какой вы шустрый… Это еще не все…
Настораживаюсь. Что-то подсказывает мне, что вся эта сделка — сплошной обман, что он подкинет мне невыполнимую задачу, чтобы уничтожить.
— Взгляните… взгляните на это, — он показывает мне причудливый изогнутый столик с маленькой полочкой, полочка оказывается ящиком, в котором аккуратно уложены белые и черные коробочки, — роял…
Киваю. Он бормочет, что у вас там, на краю земли, про роял и не слышали, где вам…
— А теперь посмотрите на это…
Вздрагиваю.
— Виолан, — смотрю на то, что могло быть шкафчиком или сундучком, по форме напоминающем скрипич.
Отлично, вы делаете успехи. А это?
— Арфей.
— Превосходно. Это?
— Тромб. А это кларноты.
— Все-то вы знаете, умный вы наш… Ну раз такой умный, так скажите, где от них ключи?
— Э-э-э…
–…вы вообще слышали когда-нибудь про виолановый ключ? А про рояловый?
— Э-э-э… нет.
— Вот именно! Наши предки не успели даже сконструировать чертежи этих ключей, не говорят уже о том, чтобы сделать их вживую!
— Не выдерживаю:
— Да они и этот-то не доделали…
— В смысле?
— А вы сами посмотрите, где параметры? Длина, ширина, высота? Ну, хорошо, это ключ с одной стороны, а как он должен выглядеть сбоку? Сверху?
— Вот и разберетесь, — кивает он, — даю вам неде…
–…ну, за неделю я ничего не успею. Нет, дело-то ваше, можете через неделю меня пристрелить, только так вы вообще ничего не узнаете. На это могут понадобиться годы… если не века…
Ну, насчет веков вы загнули, а годы да, да… придется…
Выхожу на лестницу, натыкаюсь на скрипичные ключи на перилах, ключи, ключи, ключи, из замочной скважины торчит связка скрипичных ключей…
.
–…я нашел ключ.
— Вы…
–…нашел ключ.
— От… от чего?
— А вот этого я не знаю.
— В смысле? — он смотрит на меня насмешливо, недоверчиво, — нашли ключ, и сами не знаете, от чего?
— К сожалению, так.
Он щелкает клювом.
— Этого не может…
–…можете не верить, а ключ я нашел.
Он замирает на пару секунд, наконец, протягивает руку.
— Ну?
— Ч-что?
— Что — что, ключ давайте.
— К сожалению, я не могу этого сделать.
— А жить вы хотите?
— Очень.
— Так в чем же…
— Я не могу его принести.
— А что такое, — короткий смешок, — тяжелый сильно?
— Да нет… тут другое…
— Слушайте, вы мне голову-то не морочьте, ключ…
–…я покажу вам, где ключ.
— Ну, пойдемте… крикните там шоферу, чтобы…
–…шофер нам не понадобится.
— Ну, знаете, я в вождении не силен…
— Да нет. Мы не поедем на машине.
— Друг мой, это не вам решать…
— Ну, посмотрим, как вы на своей машине по лесной чаще поедете.
— Это… в чаще?
— В самой глубине.
— А… а из чащи никак его нельзя…
–…никак.
— Но…
–…увидите — поймете, почему.
Он щелкает клювом, он сомневается, он думает, он…
— Можете взять с собой слуг, если боитесь, — говорю я, он вздрагивает от моего — боитесь, уши встают торчком.
Это он меня бояться будет, ключ ваш… пойдемте…
Идем, — по лестнице с перилами из скрипичных ключей, которые не подходят к скрипичам. Пересекаем улицу, подсвеченную фонарями, уходим в темноту ночи, все дальше от света, я зажигаю лампаду, она нехотя освещает крохотный пятачок пространства вокруг нас. Лес обступает, подкрадывается со всех сторон, деревья перешептываются, кутаются в туман. Моему спутнику не по себе, и я его понимаю, мне тоже хочется бежать из этой темноты, из этой осени, из подступающего морока ночи. Дорога кажется бесконечной, я уже сам начинаю сомневаться, что мы найдем…
–…и сколько еще идти?
Откашливаюсь.
— Наберитесь терпения. Ключи не любят сразу раскрывать свои тайны…
Он сомневается, он думает, не вернуться ли назад. Хочу снова подстегнуть его фразочкой, что он боится — понимаю, не подействует, ему и правда страшно. Бормочу в утешение, что цель близко-близко, вот уже сейчас-сейчас…
— Да вы меня…
–…нет, не разыгрываю.
— И…
–…вот. Смотрите сами.
— К-куда смотреть?
— Так вот же…
— И… что это…
–…ключ.
— Где? На дне ручья? — он наклоняется, шарит рукой в студеной воде, от которой поднимается белесоватый пар.
— Нет… вы не поняли… ручей, это и есть ключ.
— Но…
–…и есть ключ.
— Вы с ума сошли, как может…
— А почему нет?
Его зрачки сжимаются в щелочки:
— А почему — да?
— Вот, смотрите… — подношу к лампаде страницу старинной книги, — ключ — родник, бьющий из-под земли…
Он читает. Он перечитывает. Он не верит.
— Вы подде…
–…можете проверить и убедиться, что это не фальшивка. Мне попались еще по крайней мере два таких словаря, где говорилось о ключе, как об источнике.
— Но это же…
–…да, я и сам удивлен… вы понимаете, я и сам удивлен, что ключи появились раньше, чем то, что открывало эти ключи, что наши предки создали пианы и роялы до того, как…
Он снова наклоняется над источником — на этот раз кочерга в моей руке не промахивается, зря, что ли, оставил её в зарослях…
…перевожу дух.
Меня будут искать.
Я знаю — меня будут искать.
И не найдут.
Потому что.
Просто.
Не найдут.
Шагаю по едва различимой тропинке, подсвечивая себе путь тускнеющей лампадой — её должно хватить до того, как проклюнется рассвет, а дальше я выйду на дорогу, которая ведет…
…к ключу.
Потому что Ключ.
Потому что я сжимаю в кармане обрывок страницы, которая говорит мне, что
Ключ — верхний камень, который замыкает свод строения.
Где-то там, на западе должны быть древние постройки, где-то там должны быть ключи, интересно, от чего…
–…вы понимаете… он хочет его убить.
— Кто хочет? Кого хочет? — следователь смотрит на меня, не понимает.
— Ну… я не знаю. Там. За стеной.
Следователь хмурит брови:
— За какой стеной?
— За стеной спальни.
Следователь щурится:
— Вашей спальни?
— Да. Понимаете, я недавно приобрел жилье…
— Документы на жилье покажите, будьте любезны.
— Документов нет.
— А в чем дело?
— Понимаете… я убил предыдущего владельца.
— Вы…
–…убил хозяина. На дуэли.
— Свидетели…
Называю свидетелей.
Следователь кивает, смотрит заявления от свидетелей, хмурится, ну что такое, надо же указывать, на чем дрались, на шпагах, ну так и пишите, на шпагах, причина дуэли — оскорбление, писать надо, чем именно он вас оскорбил, в следующий раз такое заявление не приму…
— Итак, жилье по закону досталось вам… и вы говорите…
— Голоса за стеной. Один другого угрожает убить, если тот не принесет какой-то ключ…
— Убить? Вы уверены, что речь шла не про дуэль?
— Нет-нет, именно про убийство…
— Вы говорите, голоса… за стеной… странно, странно… вы уверены, что это был не сон?
— Нет, я не спал… клянусь вам, бессонница уже которую ночь…
— Галлюцинации?
— Исключено.
— На всякий случай я допрошу ваши галлюцинации, мало ли…
— Да, разумеется.
— И разберусь с голосами. Обязательно.
.
— Друг мой, с вами всё понятно.
Смотрю на следователя, не верю себе, так быстро…
— Всё оказалось проще, чем я думал… За стеной вашей квартиры находится другая квартира… и вы слышите голоса оттуда, кто-то с кем-то ссорится…
— Осторожно откашливаюсь:
— Это все было бы прекрасно… но дело в том, что за стеной у меня никого нет.
— Откуда вы знаете, что там никого нет? Вы проверили? Вы заходили в квартиру?
— Нет.
— Так как вы можете судить?
— Очень просто… там, за стеной, нет никакой квартиры. Там улица.
Следователь вздрагивает.
— Черт, это усложняет дело… намного усложняет… что ж вы сразу-то не сказали, что там улица?
Хочу ответить — вы меня и не спрашивали, — не отвечаю.
— Улица, улица… что же… придется осмотреть ваше жилище…
.
–…вы говорите… это происходит по ночам?
Следователь простукивает стены старого дома, ищет что-то, чего там нет, и не может быть. Просвечивает какими-то сканерами, тепловизорами, прислушивается…
— Вы говорите… по ночам?
— Да, днем их не бывает.
Страж порядка еще раз смотрит на стену дома на высоте второго этажа, озадаченно бормочет, что ж вы сразу не сказали, что в частном доме живете, не в квартире, я-то про квартиру думал, что там за стеной скандалят, а тут вот оно что…
— Постойте-ка… — он хлопает себя по лбу, — ну, конечно же!
— Что такое?
— Здесь… что здесь было раньше?
— К-когда раньше?
— Ну… лет двадцать назад… тридцать… сорок… двести…
Фыркаю:
— Шутите, меня тогда и на свете не было…
— Ну, это же не мешает вам заглянуть в архивы, не так ли?
— Вы думаете… кладбище?
— Ну, я сомневаюсь насчет кладбища на высоте второго этажа.
— Тогда что же?
— Не догадываетесь? А ведь все просто… Вы не думаете, что раньше здесь стена к стене с вашим домом мог стоять другой дом, а то и целый замок, в котором кипели страсти и козни? Вы не думали, что этот дом могли снести, или он развалился от старости…
–…и как это его снесли, что не задели мой дом?
— Ну… мало ли… это вопрос к строителям, не ко мне… но вы поищите, поищите, обязательно…
.
–…ничего подобного.
— Уверены?
— Совершенно уверен, — смотрю на пустошь за стеной дома, на далекие холмы, на маленький лесок за пустошью, — никаких следов построек, ни малейшего намека на руины, обломки чего-то древнего, ни одной записи в архиве, ни одного упоминания в летописях… Вряд ли кто-то мог так стереть само воспоминание о том, что здесь когда-то что-то было.
А может… может кто-то и правда нарочно скрывает информацию о том, что здесь было?
— Но… зачем?
— Само собой разумеется, если в доме кто-то кого-то убил или обещал убить, — убийца захочет скрыть свое преступление. Будем искать, что поделать… быть не может, чтобы…
.
–…мы вынуждены обыскать вас.
— Что, простите?
— Мы вынуждены обыскать вас.
Смотрю на тощего пацана, сколько ему может быть лет, восемнадцать, не больше, а то и меньше, — бледнеет, хлопает глазами, того и гляди свалится в обморок.
— Но я же… ничего…
Хочу чем-нибудь его успокоить, вместо этого бормочу, сейчас узнаем, чего вы или ничего. Наклоняюсь над столом, листаю страницы рукописи, одной, другой, третьей, — нет, нигде ни слова про замок возле моего дома, про интриги в маленьком городке…
Обреченно смотрю на следователя:
— Не то.
Он уже сам понимает — не то. И на кой черт мы это сделали, спрашиваю я себя, ну на кой черт, — какой-то безумный жест отчаяния, вот так, ворваться в комнату к начинающему писателю, про которого, может, никто никогда и не узнает, перерывать его рукописи…
А что нам остается, спрашиваю я себя, что, что, что, торчать на каких-то писательских сборищах, болтать ни о чем, интересоваться, а над чем вы работаете, ой, надо же, как удивительно… И искать, искать эту проклятущую историю про дом на том месте, где дома нет…
Потому что…
.
–…я все понял…
Следователь недоверчиво смотрит на меня.
— Что такое?
— Ну, конечно же… это… это кто-то придумал.
— Что придумал?
— Вот этот дом возле моего дома… и двух людей, один хочет убить другого…
— К-кто придумал?
— Ну… писатель какой-нибудь… автор… вот он придумал, а оно в жизнь пробивается… просвечивает…
Следователь первый раз смотрит на меня как следует.
— Слушайте, да вы гений… ну, конечно же…
.
А потом уже — торчать на каких-то писательских сборищах, болтать ни о чем, интересоваться, а над чем вы работаете, ой, надо же, как удивительно… И искать, искать эту проклятущую историю про дом на том месте, где дома нет…
.
Этого быть не может, говорит следователь.
Этого быть не может, повторяет следователь, смотрит на меня, что за безумие в самом-то деле, перебрали всех бумагомарак в городах, и ничего, ничего…
Смотрим друг на друга, понимаем, надо искать, искать, по всем странам, по всем континентам, искать автора, который заставил одного героя убить другого…
.
…голоса…
…голоса за стеной…
— Вы найдете мне ключ. Ключ. Ключ.
— К-какой ключ?
Шорохи…
— И не вздумайте даже, живым отсюда не выйдете… Вот… Скрип…
— Скрипич…
— Вы знаете, как это открывается?
…голоса…
.
Я знаю.
Смотрю на следователя, понимаю — он действительно знает. На этот раз.
И…
— Этого дома и правда не было в прошлом.
— Ну, разумеется, мы…
–…но также этого дома не было и в вымышленных мирах.
— Вы думаете…
–…я уверен.
— Но тогда…
–…тогда остается только одно. И это…
Подхватываю, осененный догадкой:
— Будущее, не так ли?
— Именно так. Будущее. Через десятки, сотни, тысячи лет на пустоши будет стоять дом, в нем кто-то кого-то захочет убить…
–…я могу спасти его? Помочь ему?
— Ну как же вы… хотя… хотя постойте-постойте, если это произойдет в далеком будущем, вы же можете оставить ему сообщение, записку какую-нибудь… пометки на полях в какой-нибудь книге…
— Точно! Ну, конечно же, пометки в книге… — хватаю с полки первый попавшийся фолиант, который оказывается орфографическим словарем, открываю на слове Ключ, я должен записать здесь что-то… что-то…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключи от ландышей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других