Рефлексия пандемии. Сто «фейков»

Мария Николаева

Пандемия подошла к концу, ограничения снимаются по всему миру – и наступает постковидная эра. Это время для переосмысления той трансформации, которой подверглись социальные структуры, личные взаимоотношения, да и сам человеческий облик. В качестве подспорья для прослеживания постепенных сдвигов в сознании, автор предлагает вниманию вдумчивого читателя повестку, которая волновала практически всех. Здесь представлены статьи, написанные по горячим следам новостной повестки на дзен-канале.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рефлексия пандемии. Сто «фейков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

25. Хикикомори с местной спецификой

Некогда специфическое японское явление добровольных затворников-социопатов может прижиться в России после завершения режима самоизоляции. Социологи уже обеспокоены тем, что вкусив прелести домашнего уюта, многие не захотят покидать свои дома, когда это снова станет возможным. Раньше подобные тенденции все-таки пресекались нормальной жизнью, а теперь потенциальным хикикомори дали реально прочувствовать, насколько им хорошо внутри без выхода наружу. Конечно, свою лепту внесет и бурное развитие онлайн-сервисов, обеспечивающих домоседство без лишних хлопот затворника.

Речь сейчас идет именно о психических отклонениях, а не подвигах затворничества, когда время самоизоляции используется для саморазвития и духовной жизни. Хикикомори выбирают тактику избегания мирских проблем, не противопоставляя внешним достижениям какой-либо личностный рост. Они просто прячутся в норе, питаются и развлекаются, отчего скорее деградируют, чем прогрессируют. Именно здесь и кроется подвох, отчего торжество хикикомори грозит довольно быстро обернуться их разочарованием. Да, обстоятельства способствуют развитию склонности к отшельничеству, однако данный образ жизни становится массовым, поэтому перестает служить вызовом обществу.

Интересно, что социолог признает низкий процент подобных социопатов, однако среди тех, кто может заразиться тактикой избегания решения проблем называет прежде всего молодежь. Не удивительно, если вспомнить, что в Японии феномен хикикомори формировался именно молодыми людьми, которые, казалось бы должны пылать страстью к деятельности и достижениям. Тем не менее, именно молодежь чаще оказывается неприспособленной к окружающей среде в силу малого опыта жизни, а отказываясь от выхода из дома, она снова лишает себя какого-либо опыта, в итоге круг замыкается. Чем дольше сидишь, тем меньше смысла выходить и наверстывать упущенное, да и не хочется.

На Руси кикиморы давно известны — сидят они безвылазно в болоте, их отличает вредный характер и стремление напакостить прохожим.

Пикантную изюминку в русском менталитете добавляет склонность к «стукачеству», как ее называют журналисты. По наблюдению редакции на основании поступающих сообщений от читателей, жители крупных городов разделились на тех, кто нарушает режим самоизоляции, и тех, кто за ними наблюдает из окон и по возможности «сдает» полиции, бдительно информируя также всевозможные инстанции. Конечно, такое поведение дополнительно стимулирует осознание правильности домоседства, даже некоторой доблести, а значит, закрепляет затворническую модель поведения, которая дальше будет самовоспроизводиться автоматически. Ни для кого не секрет со времен Спинозы, что психика — это автомат, управлять которым могут не все, а лишь специально обученные люди.

Хотя хикикомори разобщены, здесь можно говорить о создании оригинальной секты без единого центра по факту сонастроя.

Желаю всем успешного выхода из самоизоляции!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рефлексия пандемии. Сто «фейков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я