В книге «Психология вещей» представлен инструмент, позволяющий при помощи ответов на вопросы «Что? Почему? Как?» о вашем продукте определить психологический тип целевого покупателя, узнать его сильные и слабые стороны и, следуя представленному в книге алгоритму, подобрать ключ к сердцу этого покупателя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология вещей. 16 типов покупателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Психологические типы по Юнгу
В сознании человека можно различить ряд функций, которые обеспечивают связь с внешним миром. Согласно исследованиям Юнга, все эти функции присутствуют в сознании каждого человека, но всегда развиты в разной степени: одна из функций является наиболее развитой и доминирующей, при этом противоположная ей функция — наиболее слабой. В зависимости от доминирующей функции и степени выраженности других функций, поведение покупателя и его отношение к товару будет различаться. И этот факт необходимо учитывать при выявлении целевой аудитории продукта и выборе средств для продвижения продукта. Стоит выделить, что в отличие от бессознательного, сознанию свойственна некоторая узость: в каждый конкретный момент времени оно способно работать лишь с ограниченным объемом материала, таким образом получается, что мы как будто наблюдаем за миром сквозь щель и все время видим лишь часть происходящего, все остальное для нас покрыто мраком. И в зависимости от того, какая функция в нас развита сильнее, мы замечаем в одних и тех же вещах и явлениях различные свойства.
К основным функциям сознания человека К. Г. Юнг относит: ощущение, мышление, чувство и интуицию.
А. Ощущение (сенсорика) — это функция наших органов чувств. Ощущение говорит нам, что нечто есть: оно не говорит и не называет нам, что именно есть это нечто, оно не говорит нам ничего об этом нечто, кроме того, что это нечто существует и присутствует здесь и сейчас. Эту функцию человек осуществляет при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Это иррациональная функция, которая не требует размышлений, она просто фиксирует наличие явления во внешней среде. Чем лучше развиты органы чувств, тем больший спектр информации из внешней среды они могут зафиксировать.
Ведь по сути, что такое, например, звук или цвет? Это волны электромагнитных и механических колебаний, восприятие которых индивидуально и зависит от физиологии конкретного человека. Спектр, различаемый человеческим ухом и глазом, составляет лишь малую часть от всех возможных звуков и оттенков. Посмотрев на одно и то же платье, один увидит его синим, другой — золотым, слепой не увидит вовсе, а кто-то, обладая сохранным зрением, не обратит внимание на цвет, поскольку его сознание будет занято другим.
Таким образом, иррациональная функция ощущения (или сенсорика) фиксирует явления при помощи органов чувств, сообщая нам, что нечто есть, никак не называя его и не обрабатывая полученную информацию.
Б. Мышление (логика). Мышление в своей простейшей форме говорит, что именно есть присутствующая вещь. Оно дает вещи имя, вводит ее понятие, определяет место в системе субъективных взглядов человека, опираясь на опыт и знания, выводит причинно-следственные связи появления объекта. Мышление — это восприятие и суждение человека о вещи. В процесс мышления также встроено построение логических цепочек и встраивание вещей в общую картину мира человека. Мышление — всегда рациональная функция, которая связана с обработкой поступившей информации.
Для человека с доминирующей функцией мышления на первое место выходит процесс осознания, что именно вещь из себя представляет. Не вдаваясь в детали о ее сенсорных свойствах, ценности и потенциале, мыслящий тип встраивает ее в свою систему понятий. Так, например, если сенсорный тип при рассматривании стола ощущает цвет, гладкость материала, запах дерева, преломление луча солнца на поверхности, то мыслящий тип замечает, что это стол, похожий или не похожий на другие столы, у него 4 ножки, он большой, тяжелый и т. д.
Итак, рациональная функция мышления (или логика) — это процесс определения что именно представляет из себя вещь.
В. Чувство — функция, которая с помощью определенных чувственных тонов информирует нас о ценности вещей для нас. Чувство говорит человеку, что стоит для него тот или иной предмет, какую ценность он представляет. В согласии с этим феноменом, человек всегда воспринимает вещь с чувственной реакцией — нравится она ему или не нравится, ценна она для человека или нет.
Функция чувства так же, как и мышление требует осознания и обработки информации мозгом, и относится к рациональным функциям. В то же время она противоположна мышлению — если человек более совершенен в мышлении, то ему явно недостает чувственности и наоборот, эти две функции маскируют друг друга и тормозят. Человеческое сознание не способно одновременно и в равной степени рассуждать о том, что из себя представляет вещь (мышление) и чувствовать ее ценность (чувство). Люди чувствующего типа в первую очередь ориентируются по ценности вещи (речь идет не о стоимостном эквиваленте, а о ценности лично для человека), для этого типа характерно покупательское поведение в стиле «я покупаю, потому что мне нравится». На личную ценность вещи для человека также могут влиять общественное мнение или мода, а также наличие такой же вещи у приятного ему или неприятного человека.
Глядя на стол из предыдущего примера, чувствующий человек в первую очередь почувствует приязнь или неприязнь, оценит нравится или не нравится ему этот предмет мебели, исходя из своего предыдущего чувственного опыта. И лишь потом будет оценивать его сенсорные качества, перспективы, и в самую последнюю очередь начнет (а то и вовсе не станет) анализировать, что именно из себя представляет этот стол (поскольку функция мышления у такого человека — наиболее слабая).
Итак, чувство — это рациональная функция сознания, определяющая ценность вещи для нас.
Г. Интуиция — функция сознания, связывающая объекты внешнего мира с течением времени. Вещи имеют свое прошлое и будущее. Они откуда-то появляются, куда-то текут, и трудно уверенно сказать, откуда они возникли и куда скроются; и все же при этом у человека есть некое чувство, которое можно назвать предчувствием. Это интуиция, мистическое свойство, некий чудный дар. Это особый вид восприятия, который не ограничивается органами чувств, а проходит через сферу бессознательного. Крайне трудно описать, как работает эта функция, поскольку она приходит из-за грани нашего сознания: что-то подкрадывается к вашему сознанию, вы улавливаете намек, но до того, как вы его получите, это всегда что-то бессознательное, пришедшее в голову из «ниоткуда». Как писал Юнг, — «Я не знаю, как она работает. Это похоже на откровение. Но действительно, интуиция — природная, естественная функция, совершенно нормальная и необходимая вещь, которая компенсирует то, что вы не можете ощутить, почувствовать или осмыслить из-за недостатка реальности». Это способность видеть, что творится за углом. Это способность предсказать, как вещь поведет себя в будущем.
Люди интуитивного типа при взгляде на вещь в первую очередь интуитивно почувствуют, что им сулит пользование этой вещью, что с ней произойдет, как долго она прослужит. Иногда может случиться так, что наш стол из примера они «увидят» заранее. Также они сразу сориентируются и оценят — как долго он прослужит и какие трудности могут возникнуть при его транспортировке и эксплуатации.
Интуиция — иррациональная функция, как и сенсорика. Сигналы интуиции не обрабатываются мозгом перед получением, они поступают, как есть. По своей сути интуиция противоположна сенсорике (ощущению) — невозможно одновременно и с одинаковой эффективностью обрабатывать сенсорные сигналы, определяющие характеристики вещи здесь и сейчас, и интуитивные сигналы, поступающие из бессознательного и связанные с развитием вещи во времени.
Итак, интуиция — иррациональная функция, позволяющая почувствовать изменение вещи во времени.
Таким образом, Юнг эмпирически выделил четыре функции сознания, влияющие на обработку человеком поступающей из внешнего мира информации, две пары противоположных функций: сенсорика — интуиция, мышление — чувство. Что позволило ввести систему измерения и ориентации в многообразии человеческих типов — «психологического компаса», помогающего найти путь к настройкам сознания каждого человека.
Очевидно, что чистые типы — исключительно мыслительный, или чувствующий, или сенсорный, или интуитивный — в действительности практически не встречаются. Исследования показывают, что наряду с главной наиболее дифференцированной функцией и слабой противоположной ей, у каждого человека выражена в сознании также вторая функция, имеющая второстепенное значение. Ее второстепенное значение состоит в том, что она не имеет, как первичная функция, единственной и абсолютной достоверности и решающего значения, но учитывается больше в качестве вспомогательной и дополнительной функции. Естественно, что вторичной функцией может быть лишь такая, сущность которой не противоположна главной функции. Так, например, наряду с мышлением в качестве второй функции никогда не может выступить чувство, ибо его сущность слишком противоположна мышлению. Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением.
Согласно опыту, вторичная функция всегда такая, сущность которой является иной, но не противоположной по отношению к главной функции; так, например, мышление в качестве главной функции легко может сочетаться с интуицией в качестве вторичной функции или столь же успешно с ощущением. Вспомогательная функция возможна и полезна лишь постольку, поскольку она служит главной функции, не притязая при этом на автономию своего принципа.
Для всех встречающихся на практике типов имеет значение то основоположение, что они наряду с сознательной главной функцией имеют еще одну сравнительно бессознательную вспомогательную функцию, которая во всех отношениях отличается от сущности главной функции.
Для рационального типа вспомогательной всегда является одна из двух иррациональных функций, что позволяет обеспечить психологическое равновесие и компенсировать ограниченность и недостатки основной дифференцированной функции. Иррациональный тип, напротив, требует более сильного развития представленной в сознании рациональной вспомогательной функции для того, чтобы быть достаточно подготовленным, когда потребуется воспринять толчок бессознательного.
Схема Юнга положила начало аналитической психологии и позволила ввести в такой сложной науке как психология систему измерения и ориентации и послужила компасом сознания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология вещей. 16 типов покупателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других