Мне есть что сказать! Откровения о публичных выступлениях

Марина Мазепова

Эта книга о публичных выступлениях и для публичных выступлений. В ней сконцентрирован мой многолетний опыт и опыт моих учеников. Много теории, много практики, много откровений и рабочих упражнений.Кто говорит? Что говорить? И как говорить? Если вы хотите продвигаться по карьерной лестнице, быть в центре внимания, завораживать своей речью и легко управлять огромной командой – вникайте каждой строчке. Эта книга для вас!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мне есть что сказать! Откровения о публичных выступлениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Как получить максимум от этой книги

Практика! Практика! И ещё раз практика!

Ораторское искусство — это не «прочитал и понял», тут главную роль играет практика. Чтобы эта книга не превратилась в очередную сухую теорию, я хочу предложить конкретный план действий. Это нужно для вас, не пролистывайте эту страницу.

ИНСТРУКЦИЯ

— Подробно изучите секреты обучения. Эта часть поможет вам не слиться в самые трудные моменты.

— Читайте главу и сразу же выполняйте задания — идите по горячим следам.

— Не старайтесь прочитать книгу за один раз — это ни к чему.

— Если нужно, прекращайте чтение и приступайте к практике. Я подожду вас на полке.

— Выделяйте важные для себя мысли, оставляйте комментарии на полях, загибайте уголки и черкайте на страницах — всё что угодно, если это поможет запомнить.

— Периодически возвращайтесь к заданиям и теории. Я собрала практики, которые будут полезны на любом уровне и всегда освежат и улучшат ваши знания.

— Чтобы посмотреть, как правильно выполняются упражнения, наведите на QR-код, и вам откроются видео на YouTube.

— Будьте в себе уверены! Идите до конца! И сравнивайте себя только с собой вчерашним!

Желаю вам удачи! Говорите и вдохновляйте!

Секреты обучения

В каждом деле — свой подход

За годы преподавания я обратила внимание, что некоторые люди испытывают трудности в процессе освоения новых навыков. Они не понимают, что с ними происходит и почему у них не получается. В этой главе немного расскажу о подводных камнях, с которыми можно столкнуться в процессе работы над собой.

В обучении существует четыре стадии развития навыка. От того, на какой из этих стадий вы находитесь, зависит степень успеха в усвоении нового знания. Давайте разберём их, чтобы впитать всю пользу книги.

Первая стадия — незнание. Вы не знаете чего-то, и вам это не нужно. Это время, когда вас всё устраивает и вы вполне довольны своей жизнью. На этой стадии вы похожи на маленьких детей, которые считают, что всё умеют.

Однажды мой трёхлетний сын попробовал играть в бадминтон. У него пару раз получилось отбить воланчик. Это его воодушевило, и с тех пор он стал считать, что умеет играть в бадминтон. Ему нравилось попадать по воланчику и отбивать его. Но он не знал того, что это ещё не игра и нужно очень многому учиться. Играя, он был счастлив, его всё устраивало. Каждый раз он говорил мне: «Мама, я тебе сейчас покажу мастер-класс», — и принимался махать ракеткой.

Так и мы в своей жизни что-то не умеем, не знаем, но считаем, что так и должно быть. И пока нас всё устраивает, мы спокойно живём и наслаждаемся жизнью.

А этот пример из моего личного опыта.

Когда я начала проводить продающие вебинары, мне казалось, что я прекрасно умею это делать. Люди приходили на бесплатный вебинар, писали мне слова благодарности, но… не покупали мои услуги. Прошла пара месяцев, прежде чем я осознала, что обучать людей и продавать свою экспертность — это не одно и тоже. Именно тогда я перешла на вторую ступень обучения.

Вторая стадия — мотивация. Наступает момент, когда вы понимаете, что чего-то не умеете, и у вас появляется желание и цель этому научиться.

Ко мне на занятия пришёл молодой человек, который хорошо понимал, что ему мешает сильный страх перед публичными выступлениями. Среди слушателей группы он был самым отстающим на первых двух занятиях. Однако у Владимира было такое сильное желание преодолеть свой страх, что через несколько недель обучения он вырвался вперёд и к концу курса стал лучшим оратором группы. Его успех был результатом его сильного желания овладеть ораторским искусством и активной работы над собой.

Именно на этой стадии человек хорошо обучаем, он ищет способы и возможности научиться нужному навыку. Появляется сильная мотивация, которая подталкивает к действию.

Третья стадия — практика. На определённом этапе вы уже имеете нужные знания и начинаете их применять. Но тут сталкиваетесь с тем, что не всё получается так, как хотелось бы. Начинаете опускать руки, злиться и бросать обучение.

Я встречала на занятиях слушателей, которые находятся на этой стадии. Они прекрасно владеют теорией, иногда у них получается хорошо и на практике. Однако большинство из них так и остаются на этом уровне или развиваются крайне медленно. Такие ученики не выполняют домашние задания, оправдывая себя нехваткой времени. Они выходят на публику и делают одни и те же ошибки. А потом… потом они решают, что им не дано стать отличным спикером.

Секрет успеха на этой стадии прост: надо практиковаться много и часто. Ошибки — это опыт. Как говорит пословица: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Чем больше вы сделаете ошибок, тем больше опыта приобретёте. Главное — стараться в дальнейшем их исправить, сделав правильные выводы. Великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Талант — это 99% пота и 1% удачи». Практикуйтесь и не сдавайтесь!

Четвертая стадия — мастерство. Чем больше практики, тем лучше становятся ваши навыки и умения. Постепенно они переходят в формат неосознанного знания, когда вы при необходимости, не задумываясь, используете их в жизни.

И… наступает момент, когда вы выходите на сцену и получаете от своего выступления большое удовлетворение и результат!

Три основы хорошей речи

Успех — это произведение интересных мыслей на умение их донести

Меня часто спрашивают, можно ли научиться ораторскому искусству? Отвечаю: «ДА!» Научиться говорить красиво и вдохновляюще может каждый. Для этого надо задаться целью и направить все силы на освоение навыков ораторского искусства. Хорошая речь базируется на трёх важных элементах:

— Знание предмета

— Целеустремлённость

— Умение выражать мысли

Рис.1. Три основы хорошей речи

Меня удивляет, как многие люди наивно полагают, что достаточно в голове сформулировать идею, с которой будешь выступать, и всё получится. К сожалению, это не так. Я видела, какой прогресс в ораторском искусстве делали те, кто ежедневно практиковался, тщательно готовил свои выступления и использовал любой шанс, чтобы лишний раз выступить перед публикой. А были слушатели, которые практически не менялись за весь курс обучения, потому что считали, что им достаточно послушать теорию, поработать на моих занятиях и быстренько за пять минут подготовить выступление на заданную тему. Они так и оставались на том уровне, с которым пришли.

Вы можете великолепно разбираться в предмете выступления, у вас может быть в душе страстное желание поделиться своими мыслями, но, если вы не владеете техниками ораторского искусства, ваше выступление может провалиться. Что делать? Практиковаться и нарабатывать опыт.

Только упорный труд и постоянная практика помогают раскрыть ваш ораторский талант и преуспеть на этом увлекательном поприще.

Лично я наговорила за 15 лет практики столько часов, что мне не составит труда подготовить хорошую речь за пять минут, но это уже мастерство. Так что практика, практика и ещё раз практика. И всё получится! И чтобы получилось как можно быстрее, разберём с вами важные принципы обучения ораторскому искусству.

Пять золотых принципов обучения ораторскому искусству

Единственный способ научиться говорить — это говорить, говорить, говорить, говорить и говорить.

Чтобы эффективно и быстро овладеть навыком ораторского искусства, необходимо придерживаться пяти принципов обучения.

Принцип 1: Цель

Когда я начала проводить прямые эфиры, я представляла, как люди с удовольствием слушают меня, пишут мне в комментариях слова благодарности, и это меня вдохновляло.

Цель — это ваша мотивация. Определите для себя цель: для чего вы хотите овладеть данным навыком? Что вам это даст? Каких жизненных результатов вы достигнете, овладев искусством красноречия? Например, я хочу сделать карьеру руководителя. Для этого мне необходимо овладеть навыком ораторского искусства, чтобы быть убедительным и способным влиять на других людей.

_______________

ВАЖНЫЙ СОВЕТ! ЧЁТКОЕ ПОНИМАНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ «ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ? КАК?» РОЖДАЕТ СИЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ И ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД.

_______________

Задание

Прямо сейчас отложите все дела в сторону и подумайте над своей целью. Напишите ответы на вопросы и сформулируйте цель обучения.

1. Почему мне важно научиться ораторскому искусству?

2. Что я получу, когда стану мастером в этом?

3. Какие навыки мне для этого необходимо в себе развить?

4. Моя цель на ближайшие месяц, полгода, год.

Чтобы мотивация к обучению закрепилась, необходимо сформировать у себя в голове позитивный ментальный образ вашей цели. Представьте себе, что вы уже стали превосходным оратором и добились своей цели. Постарайтесь увидеть и почувствовать себя успешным и счастливым.

Картинка в голове может быть любой. Главное условие: картинка должна быть яркой, эмоциональной и позитивной.

Задание

Прямо сейчас сядьте в удобное кресло, расслабьтесь. Включите любимую музыку и помечтайте.

Принцип 2: Практика

Есть мнение: чтобы стать профессионалом, необходимо наработать 10 000 часов практики. Я с этим абсолютно согласна. Когда-то в 2007 году, когда я только начинала вести свой курс по ораторскому искусству, я мало что знала, много сомневалась, и мне приходилось часами готовиться к каждому занятию. Но с годами, благодаря огромной практике преподавания, я настолько стала разбираться в этой теме, что мне уже не нужна подготовка к уроку. Вся подготовка сводится к определению темы, структуры речи и техник, которые я буду использовать в процессе обучения. Эта уверенность базируется на том, что все мои знания у меня в голове.

Второй принцип заключается в том, чтобы закрепить и внедрить в жизнь новые навыки и умения. Для этого необходимо постоянно практиковаться в искусстве красноречия: ежедневно, ежечасно. Как это сделать?

Обучайтесь. Посещайте тренинги по ораторскому искусству. Читайте профессиональную литературу. Слушайте вебинары, смотрите ролики. Накапливайте знания в этой области. Любое количество рано или поздно переходит в качество.

Репетируйте. Все великие ораторы каждый раз перед выступлением многократно проговаривают свою речь. Успешная речь всегда хорошо подготовлена.

Выступайте. Возьмите себе за правило говорить везде, где есть такая возможность. Приучите себя высказывать свои мысли перед людьми, чтобы снять страх публичных выступлений. Учитесь задавать вопросы и спрашивать людей, а потом комментировать их ответы. Когда говорите в группе сидящих людей, сознательно вставайте с места, чтобы побороть страх публичного выступления.

Принцип 3. Смена парадигмы «Ученик — Учитель»

Я росла скромным и стеснительным ребёнком. Во взрослой жизни боялась высказывать свою мысль при посторонних людях. Вы же помните, что, когда мне предложили вести занятия по ораторскому искусству, я плохо владела материалом? Но я вместе с учениками начала осваивать это искусство. Теперь, спустя 15 лет, я постоянно слышу комплименты в адрес моей речи. Я сама чувствую сильную уверенность и способность легко выражать мысль в любой ситуации. И всё это благодаря тому, что я постоянно обучаю людей ораторскому искусству!

Есть замечательная поговорка: «Хочешь научиться чему-либо, начни учить этому других». Начните делиться своим опытом и знаниями об ораторском искусстве с другими людьми. Станьте экспертом. Анализируйте свои выступления и речи других людей. Анализ — это хороший способ учиться на чужих ошибках и успехах. Каждый раз, когда вы слушаете выступление другого человека, отвечайте себе на два вопроса: «Что мне понравилось/не понравилось?» и «Какие приёмы ораторского искусства были применены?» Такой анализ даст вам колоссальный опыт, который вы сможете применить в дальнейшем.

Большую часть того, что знаю и умею в ораторском искусстве, я приобрела благодаря ежедневному анализу большого количества выступлений своих учеников. Давая им обратную связь, я каждый раз открываю для себя новые приёмы и техники в ораторском искусстве.

Принцип 4. Обратная связь

Я всегда говорю своим ученикам: «Многое из того, что я знаю, я знаю благодаря вам. Ежедневно анализируя по 10—30 выступлений, я приобретаю новый опыт, как надо и как не надо делать».

Просите людей дать вам обратную связь после вашего выступления. Задавайте вопросы: «Что понравилось в моём выступлении? Что можно было сделать лучше и как?» Ответы на эти вопросы дадут вам хороший материал для дальнейшей работы над своим мастерством. Обратная связь — это всегда мощный стимул к развитию. Ведь вы получаете взгляд на себя со стороны и узнаёте, что цепляет аудиторию, а что оставляет её равнодушной. Не занимайтесь только самоанализом. Хотите что-то узнать? Спросите!

Дневник успеха — ещё один способ получить обратную связь, теперь уже от самого себя. Возьмите за правило записывать свои победы (даже маленькие) в дневник. Когда вы видите свои победы, у вас появляются новые силы и мотивация продолжать работать над собой, а это верный ключ к успеху.

Задание

Прямо сейчас вспомните и запишите все свои победы и успехи, связанные с вашей речью и выступлениями, и ответьте на вопросы: У меня получилось благодаря чему? Что ещё надо улучшить?

Принцип 5. Учитесь у мастера

Помню, как, будучи ещё молоденькой девушкой, я пришла работать в центр творчества педагогом-организатором. Меня сразу же вовлекли в концертную деятельность и назначили ведущей праздничных программ и мероприятий. Я безумно благодарна моему первому наставнику в этой деятельности Майе Цылиной, которая учила меня писать сценарии, подбирать музыкальное оформление, работать с микрофоном и правильно держать себя на сцене в роли ведущего. Мне повезло. Я училась у опытного мастера и взяла у неё всё самое лучшее.

А вот другая история. Когда я стала руководителем отдела по организации районных мероприятий при центре творчества, мне дали в отдел молодую девушку Ирину, которая заняла мою позицию педагога-организатора. Буквально через месяц ей предстояло провести первое мероприятие для школьников района. Зная все тонкости и подводные камни, я пыталась помочь Ирине, но она самоуверенно сказала: «Не беспокойся. Всё в порядке. Я справлюсь сама». Что ж, насильно заставить человека слушать рекомендации не моя тактика.

Я видела её просчеты, но Ирина не хотела принимать советы. Настал день «Х». В концертном зале собрались представители пяти школ района. Уже на этапе сбора школьников и подготовки к мероприятию начались проблемы. Но Ира продолжала твердить: «Всё будет хорошо! Всё будет нормально!» Когда же зазвучала музыка и начался конкурс всё пошло наперекосяк. Оказалось много нестыковок, задержек и косяков. В результате посреди мероприятия завуч одной школы демонстративно встала и вышла из зала со своими детьми. Кое-как Ирина довела мероприятие до конца и со слезами прибежала в кабинет. Тогда она получила серьёзный для себя урок: доверяй и учись у профессионалов.

Если вы встретили в своей жизни человека, который великолепно говорит, станьте его учеником. Анализируйте его речи, просите его поделиться своими знаниями и секретами в области ораторского искусства, дать обратную связь вашим речам.

— Складывайте в свою «копилку» весь ценный опыт выдающихся мастеров.

— Посещайте мастер-классы в данной области.

— Просматривайте видео или слушайте аудио с выступлениями известных ораторов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мне есть что сказать! Откровения о публичных выступлениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я