Мне есть что сказать! Откровения о публичных выступлениях

Марина Мазепова

Эта книга о публичных выступлениях и для публичных выступлений. В ней сконцентрирован мой многолетний опыт и опыт моих учеников. Много теории, много практики, много откровений и рабочих упражнений.Кто говорит? Что говорить? И как говорить? Если вы хотите продвигаться по карьерной лестнице, быть в центре внимания, завораживать своей речью и легко управлять огромной командой – вникайте каждой строчке. Эта книга для вас!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мне есть что сказать! Откровения о публичных выступлениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора

Мечты сбываются

За окном 1984 год, мне 10 лет. Я и ещё несколько одноклассников приглашены на городскую педагогическую конференцию. Не помню, чему она была посвящена, но помню, что, когда предложили выступить и высказать мнение, я выскочила на сцену и с горящими глазами выступала перед большим залом. Приятное и тёплое чувство разлилось по всему телу. Меня слушают, меня видят! За спиной начали расти крылья.

Потом все резко изменилось. Следующие 10 лет я считала себя зажатой, закомплексованной личностью. В школе я занималась музыкой, и это отнимало много времени. Гулять с одноклассниками или ходить в кино не получалось. Увлечение скрипкой и классической музыкой вызывало только насмешки. С каждым днем я закрывалась сильнее.

После уроков классный руководитель оставлял убираться в классе двух-трёх человек. Как-то меня оставили с двумя девочками, и они стали надо мной смеяться. «Отсталая, наверное, даже не знает, кто такие Modern Talking», — пронеслась по классу обидная фраза. Я знала и любила эту группу. Очень! Но так растерялась, что ничего не смогла ответить им и молчала, проглатывая слезы.

Еще я боялась высказывать свою мысль в компании, казалось, что косноязычна, и слова не связывались в предложения. С шестого по восьмой класс я сдружилась с ребятами из школьного актива. Для меня это было большим счастьем. Может, теперь все наладится? Там во мне видели интересную личность, но я всё равно была в стороне… Глядела на сверстников, которые с удовольствием играли в новогодних утренниках, пели песни под гитару, были заводилами в компании, — и сильно им завидовала. Мне тоже хотелось так. Но всё, что я могла, — тихонько быть рядом и молча восхищаться их непосредственностью. Я жутко стеснялась общаться с малознакомыми людьми. Понятное дело, и друзей у меня из-за этого было немного. Только подруга Оля из соседнего подьезда понимала меня и часами со мной разговаривала. Но когда их семья переехала в другой район, я снова оказалась третьей лишней в каждой компании. Страхи и комплексы портили мою жизнь. Я чувствовала себя одинокой. Я стеснялась самой себя. У меня было стойкое убеждение, что я неинтересна людям. «Белая ворона» — вот кем я была в школе и институте.

Так продолжалось бы и дальше, но судьба подкинула мне возможность воплотить в жизнь детскую мечту — стать актрисой. Я? Актриса? В голове не укладывалось, но в 25 лет я попала в молодёжную любительскую театральную студию и полностью поменяла жизнь. В этом мне помогли тренинги актерского мастерства.

В основе этого искусства лежит глубокая проработка себя как личности. Первое, с чего начинают обучать актёра, это работа с вниманием, с телом, голосом, творческим воображением. Хороший актёр должен глубоко понимать и чувствовать себя, свои эмоции, а также эмоции и логику поведения своего персонажа. Он должен быть свободным и раскрепощённым.

Актёрское мастерство творит чудеса с теми, кто хотя бы чуть-чуть прикоснулся к этому искусству. А я не просто к нему прикоснулась, я впитала его каждой клеткой. Из гадкого утёнка я превратилась в прекрасного лебедя, обрела уверенность в себе, внутреннюю смелость и желание жить так, как хочется мне, не опираясь на чужое мнение. Это было потрясающе! Не бояться того, что о тебе подумают. Поступать так, как хочу я, а не кто-то иной. А игра на сцене, перевоплощение в других людей открыли мне иной мир.

Расскажу вам о самой любимой роли в спектакле «Святое дело» Флорида Булякова, чтобы вы прочувствовали всю нежность, которую я испытываю к актёрскому мастерству. «Святое дело» это трагикомическая история с элементами мистики о жизни двух стариков, пытающихся за три часа найти святое дело. Если не найдут — старик должен умереть (такой сон ему привиделся). В поисках святого дела старики параллельно вспоминают свою жизнь, начиная со свадьбы. Я играла старуху Васёну, а молодую Васёну играла другая актриса. Жизнь Василисы была сложной: муж не любил, несколько выкидышей. Вся жизнь отдана на служение мужу. И к концу спектакля оказывается при смерти не старик, а старуха. И тогда муж понимает, что самое святое дело — это Любовь, благодаря чему и спасает свою Васёнушку.

Так вот, как я и сказала, я играла старуху. Когда мы ставили этот спектакль, мне было всего 30 лет, и вжиться в образ 70-летней женщины из глухой деревни было трудно. Важно не скатиться в комикование, потому что в самом начале спектакля больше смешного и комедийного, чем трагичности. Но мне роль удалась. Я помню, как люди плакали, когда я умирала на сцене, как смеялись, когда я ссорилась со своим стариком.

А потом мы решились с режиссёром на творческий эксперимент: убрать молодых актеров из спектакля и сделать его дуэтным. Другими словами, я и мой партнёр Иван должны были прямо на глазах у зрителя то и дело перевоплощаться из стариков в молодых и обратно. Для меня это был высший пилотаж актёрского искусства.

Одна из самых сложных сцен когда после выкидыша молодая Василиса прямо на глазах у зрителя снова надевает свой халат и, завязывая платок, превращается в старуху. Никакого грима, парика. Только мимика и пластика тела.

Я помню, на одном из театральных фестивалей в жюри сидела преподаватель кафедры режиссуры ГИТИСа Тарасова Татьяна Юрьевна. И она после показа спектакля подошла к нам и сказала: «Я первый раз в жизни сидела и смотрела спектакль как обычная женщина, плача и вытирая слезы, а не как член жюри. Я забыла, что должна оценивать показ».

Конечно, чтобы прийти к такому результату, прошло немало лет, но игра в театре стала первой ступенькой к успеху. Дальше еще интересней. В 2007 году я воплотила вторую детскую мечту — стала преподавать в институте.

Веронику я знала уже пять лет. Мы вместе каждое лето отдыхали в студенческом лагере от НГТУ. Но однажды на пляже, загорая, мы с ней разговорились. Я стала рассказывать об открытии своего центра актёрского мастерства для деловых людей, о том, как наши курсы раскрывали их личность, помогали сделать успешную карьеру и наладить отношения. Неожиданно Вероника сказала, что она помощница президента программы МВА (Master of Business Administration) и им просто необходимы подобные курсы. Сказать, что я была в шоке, — не сказать ничего!

Единственным условием было объединить актёрское искусство с деловой коммуникацией. Секунда молчания. Я уверенно сказала: «Да» и начала мысленно успокаивать трясущиеся колени. Смогу ли я? Получится ли? Надо сказать, что на тот момент я мало представляла себе, что такое менеджмент, в чём особенности переговоров и делового общения. Но моя внутренняя смелость и уверенность в пользе пересилили страх. Я согласилась!

Начался месячный марафон изучения бизнес-литературы и программ по деловой коммуникации. Я впитывала все знания и параллельно составляла свою первую авторскую программу, в основе которой лежал всё тот же тренинг актёрского мастерства.

Хорошо помню тот день, когда я должна была начать свое первое занятие с серьёзными деловыми людьми, большинство из которых были либо директорами крупных компаний, либо собственниками малого и среднего бизнеса.

В деловом костюме я переступила порог большой аудитории, в которой за партами сидело 20 человек. Я вышла перед ними. Руки дрожали, я жутко боялась, но виду не показывала (по крайней мере, мне так казалось). Я представилась и попросила всех встать. Предстояло сделать самое страшное — начать тренинг не с теории и умных мыслей, как того ждали мои слушатели, а с актёрских игр и упражнений. Я не представляла, как они отреагируют на «хлопки», «хождение по плоскостям», скороговорки в эмоциях. Мне виделось, как они хмурят брови, хлопают дверью на выходе и пишут гневные жалобы. Но уже на первом упражнении эти солидные люди стали смеяться, как дети. Они расслабились, расстегнули верхние пуговицы своих дорогих костюмов и полностью погрузились в процесс. Мне удалось вызвать к себе и своему делу доверие. Ученики получили удовольствие, посмотрели на процесс коммуникации с необычного ракурса, а я выдохнула с облегчением.

После первого же занятия мой рейтинг преподавателя получил самую высокую оценку, а по окончании первого семестра я стала лучшим преподавателем программы МВА. Как так получилось? Вы поймёте, как только дойдёте до последней страницы этой книги. Обещаю.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мне есть что сказать! Откровения о публичных выступлениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я