Пособие для учащихся, испытывающих трудности овладения смысловой стороной чтения. Созданная изначально для детей с умственной отсталостью, рабочая тетрадь может быть использована и в работе со школьниками с сохранным интеллектом.Для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учусь читать и понимать. Рабочая тетрадь №3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Составитель Марина Александровна Кишиневская
ISBN 978-5-4498-7406-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Сентябрь
Прочитайте текст.
Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло.
Сентябрь — самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пёстрым мягким ковром устилают землю.
Ответьте на вопросы.
— Какие туманы застилают низины?
_________________________________________________________________
— Какой самый красивый месяц осени?
_________________________________________________________________
— С чем сравнивает автор листопад?
_________________________________________________________________
Задайте вопрос к выделенному слову.
Пример. У мамы красивая юбка. Какая юбка у мамы?
— Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьёв.
_________________________________________________________________
— Сентябрь — самый красивый месяц осени.
_________________________________________________________________
— Разве только синица свистнет.
_________________________________________________________________
Найдите и подчеркните в тексте существительные, поставьте их в начальную форму (и.п., ед. ч.).
Пример: дома — дом.
— туманы — …………………………………
— утрам — ……………………………………..
— низины — ……………………………………..
— долины — …………………………………….
— речек — ……………………………………..
— ручьёв — …………………………………………
— полудню — ………………………………………
— лесу — ……………………………………………
— голосов — ………………………………………..
— листьев — ……………………………………….
— ковром — …………………………………………
— землю — …………………………………………
Обозначьте границы слов в предложениях.
Ужехолодныетуманыпоутрамзастилаютнизины, долиныречекиручьёв.
Однакокполуднюсолнышковсёещёпрогреваетвоздух,
итогдастановитсяпо-летнемутепло.
Сентябрь — самыйкрасивыймесяцосени.
Влесунеповторимаятихаяторжественнаяпрелесть.
Особеннозаметноотсутствиептичьихголосов.
Разветолькосиницасвистнет.
Еслижеподуетветер, лесобрушитнанасводопадзолотисто-багряныхлистьев.
Онипёстрыммягкимковромустилаютземлю.
Разгадайте анаграммы.
— ЛПЕЕСРЬТ — …………………………….
— КРВОЁ — ………………………………….
— ДАОДПОВ — ………………………………
Найдите и подчеркните в тексте глаголы, поставьте их в начальную форму (инфинитив).
Пример: пью — пить.
— застилают — …………………………………..
— прогревает — ………………………………….
— свистнет — …………………………………….
— подует — ……………………………………..
— обрушит — ……………………………………
— устилают — …………………………………..
Восстановите порядок предложений.
…. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев.…. Разве только синица свистнет.…. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло.…. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть.…. Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьёв.…. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов.…. Они пёстрым мягким ковром устилают землю.…. Сентябрь — самый красивый месяц осени.
Допишите слова.
— ве……………….., си………….., сол………………
— про………..т, зас………………т, хол………….ые
–………………ад,…………….ос,………………есть
Зачеркните лишнее слово, объясните свой выбор.
— дерево, куст, ветер, трава
_________________________________________________________________
— сентябрь, декабрь, февраль, январь
_________________________________________________________________
— стул, буфет, кровать, ковёр
_________________________________________________________________
Зачеркните лишнее словосочетание, объясните свой выбор.
— синий ковёр, красный ковёр, пёстрый ковёр, зелёный ковёр
_________________________________________________________________
— сентябрь, День знаний, Новый Год, 8 марта
_________________________________________________________________
— горячая сковородка, тёплый суп, холодная вода, по-летнему тепло
_________________________________________________________________
Подберите антонимы к заданным словам.
— полдень (утро, вчера, полночь)
— прогревать (охлаждать, ухаживать, увлажнять)
— мягкий (открытый, жёсткий, липкий)
Подберите словосочетания, противоположные по значению заданным.
— по-летнему тепло (весенний дождь, по-зимнему холодно, летние цветы)
— долины речки (вершины гор, высокие холмы, густой лес)
— пёстрый ковёр (пушистый ковёр, однотонный ковёр, гладкий пол)
Составьте предложения с заданными словами.
— сентябрь, лес, гулять
________________________________________________________________________
— ковёр, ноги, листья
________________________________________________________________________
— туман, холодный, река
________________________________________________________________________
Подберите синонимы к заданным словам.
— торжественный (смелый, праздничный, красивый)
— золотисто-багряный (красно-жёлтый, сине-красный, шоколадный)
— застилать (находить, подбирать, укрывать)
Подберите словосочетания, сходные по значению.
— золотисто-багряные листья (белый снег, жёлто-красная листва, алые розы)
— к полудню (в пять часов, в четверть восьмого, в двенадцать часов)
— неповторимый случай (уникальное происшествие, забытое старое, памятное событие)
Подчеркните верное утверждение.
— Ветер подул, поэтому начался листопад.
Начался листопад, поэтому ветер подул.
— Птицы перестали петь, поэтому осень наступила.
Наступила осень, поэтому птицы перестали петь.
— Становится тепло, когда солнышко прогревает землю.
Солнышко прогревает землю, когда становится тепло.
Напишите продолжение.
— Не слышно птичьих голосов, поэтому в лесу…
_________________________________________________________________
— Холодный туман застилает низины, поэтому по утрам…
_________________________________________________________________
— Листва мягким ковром устилает землю, поэтому под ногами…
_________________________________________________________________
Заполните пропуски в тексте
Уже холодные……………. по утрам застилают низины,…………… речек и ручьёв. Однако…………… солнышко всё ещё прогревает воздух, и тогда становится по-летнему………………….
Сентябрь — самый……………… месяц осени. В лесу неповторимая тихая……………….. прелесть. Особенно заметно отсутствие…………….. голосов. Разве только…………….. свистнет. Если же подует………………, лес обрушит на нас………………… золотисто-багряных листьев. Они пёстрым мягким ковром………………. землю.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учусь читать и понимать. Рабочая тетрадь №3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других