Созидательницы

Марианна Рейбо, 2023

В очерковом сборнике "Созидательницы" прозаик, публицист, кандидат философских наук Марианна Рейбо собрала захватывающие биографии ярчайших представительниц разных эпох, которые сумели оставить глубокий след во всех сферах деятельности – политике, религии, философии, науке, медицине, искусстве, литературе…Чарующие, вдохновляющие, порой сложные и неоднозначные, эти уникальные женские образы отображают «женское лицо» истории мировой цивилизации. От царицы Древнего Египта Хатшепсут до несгибаемой Индиры Ганди; от средневековой писательницы Кристины Пизанской до Жорж Санд и Мадам де Сталь; от античной ученой Гипатии до Софьи Ковалевской и Марии Кюри.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Созидательницы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Хатшепсут

Её звали Хатшепсут, что значит «находящаяся впереди благородных дам». Внучка основателя Нового царства Яхмоса I, дочь фараона Тутмоса I и царицы Яхмос, единокровная сестра и «великая жена царя» Тутмоса II — она должна была раствориться в тени истории, оставив данную богами власть над Египтом в руках мужчин. Но она переиграла судьбу, став первой полновластной женщиной-правителем и оставив по себе память, пережившую тысячелетия.

Женщина-фараон

XV век до нашей эры. Заря Нового царства Древнего Египта. В семье фараона Тутмоса I на свет появляется девочка. Для всех это большая радость — ведь власть фараонов передавалась именно по женской линии. А значит, судьба царевны предрешена — она станет женой одного из своих братьев, тем самым сделав его легитимным наследником престола. А пока её отец Тутмос I живёт и здравствует, Хатшепсут становится «Супругой Бога» — верховной жрицей фиванского бога Амона.

После смерти своего отца-фараона Хатшепсут, как носительница чистой царской крови, выходит замуж за единокровного брата, и тот восходит на престол под именем Тутмоса II. Брак их длится недолго. Новоиспечённый фараон правит неполных четыре года и сходит в могилу от проблем с сердцем. И тут вокруг царского престола складывается, мягко кажем, щекотливая ситуация. Дело в том, что Тутмос II успел подарить своей царственной супруге Хатшепсут только дочь, зато у его второй жены Исиды есть сын и, соответственно, законный наследник — будущий Тутмос III. Точно неизвестно, сколько царевичу было лет на момент смерти фараона, но, по всей вероятности, он был ещё слишком юн для того, чтобы принять власть в свои руки. Так или иначе, Хатшепсут удаётся стать регентом будущего фараона и начать править от его имени. Однако древние каменные рельефы свидетельствуют, что уже вскоре Хатшепсут начинает вести себя как полновластный монарх: подносит дары богам, заказывает обелиски из красного гранита, самостоятельно решает важные государственные вопросы. Всего за несколько лет регентства Хатшепсут удаётся и вовсе отбросить своего пасынка от престола и совершить невозможное — будучи женщиной, официально стать фараоном. В Древнем Египте фараоном мог быть только мужчина, ведь он считался воплощением верховного бога Хора на земле. Но Хатшепсут умело и ловко обходит все многовековые традиции, выходя из положения оригинальным и, с точки зрения современного человека, довольно забавным способом: на официальные церемонии царица надевает мужские одежды и крепит искусственную бородку — неотъемлемый символ власти фараона. Впрочем, даже эту формальность отважная правительница поначалу соблюдала не всегда. Судя по всему, Хатшепсут очень ценила свою красоту: в надписях на стенах храмов она именовалась не иначе, как прекраснейшая из женщин, и, желая подчеркнуть свою женственность, Хатшепсут отказывается от одного из титулов фараона — «Могучий бык». До наших дней сохранилось немало её каменных изваяний в женском одеянии и без бороды. Впрочем, чем позднее датируются её изваяния, тем больше в них мужских черт. Видимо, всё-таки страх за свой престол пересиливал тягу к женственности.

Хатшепсут ни на секунду не забывала, что легитимность её власти всегда находится под ударом. А потому она вела активную пропаганду своего правления, культивируя легенду, что она — дочь бога Амона-Ра, явившегося к её матери в образе Тутмоса I. Легенду о её божественном происхождении хранят каменные рельефы, на которых изображено, как боги лепят будущую царицу на гончарном круге со словами: «Образу её, когда она займёт великий пост царя, будут поклоняться больше, чем богам…». Кроме того, в церемониальных надписях утверждалось, что царица была избрана наследником египетского престола ещё при жизни своего земного отца, что не соответствовало действительности. Более того, рельефы поминального храма Хатшепсут рассказывают, что её восшествие на престол есть исполнение божественного плана и что её покойный отец Тутмос I якобы даже присутствовал на её коронации.

Как известно, фараон почитался в Египте сыном и воплощением бога. Однако лишь немногие владыки использовали концепцию божественного брака (теогамии) для обоснования своих прав на престол. Очевидно, для продвижения «в массы» этой теории царице было необходимо содействие высшего жречества культа Амона. Открытым остаётся вопрос, кто всё-таки играл первую скрипку в теологическом творчестве — жрецы или сама Хатшепсут? Так или иначе, но дочь царицы Яхмос была объявлена первенницей Амона, его проявлением и вечным правителем Египта от его имени, а её образ стал почитаться как священный.

Великий строитель

Хатшепсут успешно правила Египтом — ни много ни мало почти 22 года (1490/1489-1468 до н. э.). Историки всего мира до сих пор бьются над вопросом: как этой удивительной женщине удавалось столько времени не подпускать пасынка к престолу, при этом не только не отнимать у него жизнь, но и держать подле себя, отдавая в его руки армию во время военных походов?.. Именно при Хатшепсут будущий фараон Тутмос III начал проявлять себя как незаурядный полководец. Да и вообще у царицы был явный талант окружать себя нужными людьми и управлять ими согласно своим интересам и интересам государства. Во многом благодаря таланту выбирать способных министров и помощников Хатшепсут удаётся полностью восстановить Египет после нашествия варваров-гиксосов, которых изгнал из Египта её дед Яхмос I. При Хатшепсут начинается расцвет экономики, ведётся активная международная торговля. Рельефы храма в Дейр-эль-Бахри в подробностях повествуют о крупнейшей торгово-дипломатической экспедиции египтян в страну Пунт, известную также как Та-Нечер — «Земля Бога» (скорее всего, она находилась на территории современного Сомали). Эскадра из пяти кораблей привезла из Пунта древесину чёрного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, чёрную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных. Факт установления торговых отношений с этой страной был для Египта чрезвычайно важен. Успешными были и военные кампании. Во время одного из походов Хатшепсут даже лично управляла армией. Во время её царствования под контролем Египта находились Синайский полуостров, финикийское побережье, Южная Сирия и Палестина.

Но в историю Хатшепсут вошла прежде всего как великий фараон-строитель. Благодаря возведённым по её приказу шедеврам архитектуры преобразился не только внешний лик Египта — изменилась и его духовная жизнь. Повсюду, от Синая до Нубии, царица восстанавливала разрушенные гиксосами памятники и святыни и сама возводила новые храмы. Для церемониальной ладьи бога Амона Хатшепсут воздвигла в Карнаке «Красное святилище», недавно его облик удалось полностью восстановить. В Карнаке Хатшепсут также построила VIII пилон в храме Амона, возвела святилище Амона-Камутефа, значительно расширила храм супруги Амона — богини Мут. При ней были созданы огромные тридцатиметровые обелиски в храме Амона-Ра, которые являются шедеврами мировой архитектуры.

Самый знаменитый памятник эпохи Хатшепсут — великолепный храм в Дейр-эль-Бахри, построенный на западном берегу Нила, в великолепном природном амфитеатре у подножия гор. В древности он назывался Джесер Джесеру («Священнейший из священных»; «Самый возвышенный из возвышенных»). Это монументальное здание с тремя террасами поражает величием и соразмерностью всех частей и в наши дни — что уж говорить о восприятии людей древности!

Возводя храмы и монументы, царица Хатшепсут, безусловно, хотела остаться в веках, а потому щедро украшала свои постройки собственными статуями и изображениями, увековечивала в камне историю своего рода, свои титулы, легенды о себе и реальные события из жизни. Террасы храма в Дейр-эль-Бахри были украшены осирическими колоссами с лицом царицы и другими сульптурными и рельефными изображениями Хатшепсут. Многие из них можно увидеть в Египетском музее в Каире и в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Однако, в отличие от многих своих царственных предшественников, Хатшепсут была способна думать не только о себе, но и о своём народе.

Очень часто в воззваниях она обращается к простому люду — «рехиту», прося его о поддержке. «Сердце моё трепещет при мысли о том, что скажут люди. Что скажут о моих деяниях те, кто взглянет на мои памятники спустя годы», — признаётся царица, и это её изречение, как и многие другие, навсегда сохраняется в камне.

Война с мертвой

В возрасте пятидесяти лет, после многолетнего плодотворного правления, Хатшепсут умирает, оставив по себе добрую память в сердце народа. Вся власть наконец-то сосредотачивается в руках Тутмоса III. С исключительным энтузиазмом новый фараон Тутмос III начинает уничтожать все упоминания о своей тётке-мачехе. На протяжении своего правления он методично уничтожает изображения и статуи Хатшепсут, приказывает скалывать со стен храмов надписи с её именем, закладывает камнями её изречения на обелисках, многие изваяния Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри разбивают и сбрасывают в яму.

Казалось бы, напрашивается очевидный вывод: фараоном руководила ярость; он мстил ненавистной узурпаторше за то, что она столько лет не давала ему занять законное место на троне. Эту версию поддерживают и некоторые современные художественные произведения, изображающие Хатшепсут злобной, коварной интриганкой. Но на деле, по всей вероятности, причина была совсем в ином. Не личная ненависть руководила Тутмосом III, он подчинялся голосу разума. Его целью было не стереть из памяти народа Хатшепсут как таковую. Многие скульптурные и рельефные портреты царицы уцелели и дошли до нас — как предполагают, были сохранены те изображения Хатшепсут, которые позиционировали её как супругу фараона Тутмоса II. Уничтожалась лишь память о ней как о легитимном фараоне. Ещё бы! Ведь этот прецедент ставил под удар всё будущее монаршего рода. Вина Хатшепсут была не в её характере или поведении, а в её поле: тень женщины-фараона была для её преемника страшнее любой вражеской армии.

Но, вопреки всем усилиям Тутмоса III, женщина-фараон Хатшепсут вновь явилась миру тысячи лет спустя. Археологи стали находить её «выжившие» изваяния и изображения, под заложенной фараоном кладкой открывались идеально сохранившиеся письменные свидетельства её жизни и правления. А в 2007 году, после длительных безуспешных поисков, учёным удалось наконец идентифицировать мумию царицы. Оказалось, что найдена она ещё столетие назад! Ещё в 1903 году археолог Говард Картер обнаружил в Долине царей две приготовленные для Хатшепсут гробницы, но обе они оказались пустыми. Он же обнаружил и мумию самой Хатшепсут в потайном захоронении неподалёку, но так как погребение было полностью разграблено, учёный не понял, чью именно мумию обнаружил. Тем не менее по согнутой в локте руке Картер догадался, что это особа высокопоставленная (в такой позе хоронили только представителей царского рода), а потому позаботился о её сохранности — на всякий случай. И только почти сто лет спустя мумию KV60, хранившуюся в Египетском музее в Каире, удалось идентифицировать как царицу Хатшепсут. В этом учёным помог анализ ДНК и зуб, найденный ранее в небольшой деревянной шкатулке с изображением картуша царицы. Оказалось, что именно этого зуба недостаёт в челюсти мумии.

Так царица Хатшепсут, первая в истории полновластная женщина-фараон, создавшая шедевры мировой архитектуры — монументальные воплощения духовной культуры Древнего Египта, восстала из небытия. Она вернулась к нам в виде памятных надписей, статуй, изображений, она воплотилась в ряде художественных образов, версий и легенд. А теперь вернулись и её останки — нетленные, как и память о ней.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Созидательницы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я