Академики: о себе, науке, обществе

Сборник, 2023

В книге представлены размышления академиков Национальной академии наук Беларуси о себе, науке и обществе. Ученые откровенно, насколько позволяет им собственное желание, поделились воспоминаниями о своем пути в науку. Адресована широкому кругу читателей, в особенности тем, кто интересуется познавательной деятелвностью и ролью личностей в науке. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Академики: о себе, науке, обществе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Национальная академия наук Беларуси, 2023

© Оформление. РУП «Издательский дом «Беларуская навука», 2023

Предисловие

Общество всегда с большим интересом наблюдает за жизнью и деятельностью выдающихся людей, причем в любых сферах: будь то государственная деятельность, бизнес или творчество. Особый интерес вызывают жизнь и деятельность ученых, достигших Олимпа науки, — академиков. Этот интерес имеет разные аспекты, в том числе чисто бытовой — желание знать подробности того, как и чем живут выдающиеся ученые, и подражательный — владеть информацией о том, что надо сделать для повторения аналогичного пути и достижения схожих ярких результатов. В любом случае жизнь известных личностей всегда находится в поле зрения окружающих (коллег, друзей, родственников) и происходит на виду у общества.

Конечно это хорошо и плохо одновременно. Наглядный пример заслуженных людей всегда оказывает положительное воздействие на окружающих. Однако самим этим людям не всегда бывает комфортно находиться под пристальным вниманием. Не случайно почти все знаменитые и выдающиеся личности ведут полускрытный образ жизни. Повышенный интерес к персоне и тем более безапелляционное вмешательство в ее частную жизнь выбивают человека из колеи. Творческим людям постоянно необходим привычный и размеренный ритм, способствующий результативности труда. Его нарушение ведет к дискомфорту, а следовательно, и к препятствию в творчестве. Поэтому нужно быть очень осторожным, чтобы ненароком им не навредить словом и делом.

Бывает и так, что творческие люди сами рассказывают о своей жизни и деятельности: с чего начинали, как происходило формирование их личности, чего достигли, чем живут. Это тем более важно, поскольку только они могут доподлинно охарактеризовать жизненные обстоятельства в течение всего своего пути. Самооценка и внешняя характеристика могут сильно разниться. Никто не знает человека лучше, чем он сам себя. Хотя эта оценка и является субъективной, но лучше ее не существует.

Бесспорно, академики — элита не только научного мира, но и общества. Начинающие ученые мечтают попасть в элитарный состав и поэтому хотят узнать подробности того, как возможно пройти этот путь: с чего начинать, какие действия предпринимать, что не упустить, как правильно расставить приоритеты.

Однако мечты и заинтересованность ничего не значат, если не владеть «технологией» продвижения. Именно поэтому автобиографические рассказы академиков о своем жизненном и творческом пути представляют ценность.

Конечно, никакой технологии в этом деле не существует, нет и какого-то общепринятого свода правил. Все сугубо индивидуально, ведь в жизни нередко имеют место удача, случайность, благоприятное стечение обстоятельств. Это подтверждают и сами академики.

Одно бесспорно: на пути к успеху помогают упорный труд, целеустремленность, сила воли и настойчивость. Без каждодневного целенаправленного умственного труда, концентрации усилий, абстрагирования от многих иных занятий и увлечений успех невозможен. Это как в спорте высоких достижений, где необходимы изнуряющие тренировки, способные поддерживать тонус. Не каждый может выдержать такие нагрузки и темп. Многие сходят с дистанции уже в начале занятий, другие — в скором времени, третьи — при достижении каких-то промежуточных результатов, скажем, после защиты кандидатской диссертации. Причины приостановки движения и прекращения упорного труда множественны и различны — социальные, бытовые, семейные и др. Так что только единицы, несмотря ни на что, достигают научного Олимпа и становятся академиками. Но академики также бывают разными: признанными и не особо, мудрыми и субъективными, авторитетными и податливыми. Однако такой дифференциацией можно и пренебречь. Хотя она имеет место и сказывается на взаимоотношениях ученых с окружающим миром.

Тем не менее академик есть академик в любом обществе. Как правило, это уже известный ученый, имеющий научную школу, разрабатывающий крупное направление, поддерживающий широкие научные связи, в том числе с зарубежными коллегами, имеющий многочисленные публикации, последователей, практические разработки и оказывающий немалое влияние на развитие не только своего направления, но и науки и общества в целом. С академиком считаются, его мнение уважают, его результаты становятся примером. Академик — это уже вершина, которая подобно пирамиде расширяется книзу широким спектром: разработками, учениками, публикациями, связями, влиянием и пр.

Именно в отношении академиков и их последователей можно говорить о научной школе и настоящей науке. А это очень важно. Не секрет, что иногда встречаются попытки выдать за науку имитацию, подражание, компиляцию, подобие и даже плагиат. Однако подлинная наука состоит в ином — в оригинальности, неповторимости, объективности и результативности. Такую науку «делают» только настоящие ученые и прежде всего академики, которых нельзя уличить в слабости и недостойном поведении.

Наука — тяжелое занятие. Пожалуй, самое трудоемкое из всех возможных. Она поглощает, увлекает и не отпускает (круглосуточно и ежедневно). Требует неимоверных умственных усилий и абстрагирования. Увлеченному ничего, кроме научных упражнений, не нужно. Это не только работа, но и образ жизни. Ученого можно быстро отличить от других людей по ряду специфических признаков. Он не может отдыхать так, как это делают другие. В любой обстановке он стремится заниматься своим любимым делом. Ученый редко уходит в отпуск и на заслуженный отдых (на пенсию). Наука — это на всю жизнь. Вместе с тем она есть непередаваемая любовь, блаженство, счастье. Достижения и успехи окрыляют, опьяняют, действуют как наркотик. Именно таким образом формируются настоящие ученые, появляются выдающиеся достижения и создаются признанные научные школы.

О том, как это может происходить, рассказывают сами академики. Только вот все тонкости их чувств и восприятия выразить непросто. Каждодневные переживания, возникающие в процессе поиска решения научных проблем, не опишешь. У каждого ученого свой путь. Мыслительные процессы и эмоции сугубо индивидуальны, поэтому любые рассказы могут дать только приблизительное представление о них. А как это проявляется на самом деле — транслировать нереально. Даже самим академикам творческий мыслительный процесс описать и передать невозможно.

Академикам было предложено поделиться своими воспоминаниями об их пути в науку и значимости науки для развития белорусского общества. Ими были даны развернутые ответы по трем блокам вопросов, которые сформулированы таким образом, чтобы путь в науку выдающегося человека был представлен наиболее объективно, достоверно и результативно.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

ИСТОРИЯ НАУКИ ЧЕРЕЗ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ УЧЕНОГО

Каково это лично для Вас — быть академиком Национальной академии наук Беларуси, доктором наук? Это то, к чему Вы стремились с детства? Как проходил выбор этого пути?

Как бы Вы описали прорывной момент в Вашей научной карьере (новая тема работ, изобретение, цикл публикаций, что-то другое)?

Каково Ваше нынешнее восприятие ситуации в науке во времена Советского Союза? Что это был за период для Вас лично?

Научная политика в Республике Беларусь — что, на Ваш взгляд, было сделано в данном направлении и что требуется сделать в ближайшее время?

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНОГО

Ежедневный труд ученого, постоянное повышение эффективности своей работоспособности, совершенствование своих профессиональных навыков — каким образом Вам это удается?

Рождение новой научной идеи — внезапное озарение, результат долгой эмпирической работы или что-то другое? Можете привести такой пример из Вашей жизни?

Ученый и его команда, научная школа — насколько, с Вашей точки зрения, важны единомышленники для успешной работы (как это проходило у Вас)?

Человек, отдавший свою жизнь науке, в современной Республике Беларусь — каковы его место и роль в развитии страны?

Кто или что является для Вас стимулом, когда «опускаются руки и нет сил идти вперед к поставленной цели»?

Люди, наделенные какими качествами, близки Вам по духу?

Если бы у Вас было много свободного времени, как бы Вы им воспользовались?

УЧЕНЫЙ И ЕГО НАСЛЕДИЕ

Существуют ли в Беларуси самостоятельные научные школы в Вашей области знаний? Если да, то что они собой представляют?

Как бы Вы охарактеризовали ситуацию в теоретических и эмпирических исследованиях (в Вашей области знаний) в Беларуси и за рубежом? В каком направлении, с Вашей точки зрения, развивается современная мировая наука (в Вашей области знаний)?

Насколько важны международные научные связи для национальной науки, и какие международные контакты стали самыми значимыми для Вашей деятельности?

Что Вы можете посоветовать начинающим исследователям?

Каковы Ваши научные планы?

Подготовленные вопросы были направлены большинству действующих академиков. К сожалению, по объективным причинам (возраст, состояние здоровья, условия труда и т. п.) не все смогли дать ответы. Некоторые изложили материал в произвольном виде. И только 25 академиков представили ответы строго в соответствии с планом по всем предложенным вопросам либо придерживаясь темы каждого из трех блоков вопросов. Поэтому книга состоит из двух частей: «О себе и науке…» — полные и краткие ответы академиков на весь перечень поставленных вопросов; «Путь в науку» — произвольное изложение академиками своих жизни и деятельности, в том числе в виде интервью, эссе и автобиографического рассказа.

Таким образом, даже краткое изложение особенностей жизни и деятельности, черт характера и способов решения возникающих проблем дает достаточное представление о сложности творческого пути каждого ученого. Безусловно, полные ответы на все поставленные вопросы — бесценный материал для постижения сложного, многообразного и высокозначимого мира науки.

Читать, анализировать и осмысливать в книге есть что. Именно с целью помочь в этом и подготовлено настоящее издание, созданное для всех неравнодушных и интересующихся настоящей наукой.

Академик В. Г. Гусаков

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Академики: о себе, науке, обществе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я