Секреты манипулирования мужчиной

Марианна Ковалева, 2023

Первая часть: как выйти замуж. Как отличить настоящего мужчину, определить вашу совместимость. Как избежать патологических форм отношений. Чего хочет настоящий мужчина, и где найти такого мужчину. Как успешно провести первое свидание, избавиться от страха. Устранить конкуренток и избавиться от манипуляторов. Как узнать мысли мужчины без слов, влюбить в себя. Как побудить его жениться.Вторая часть: как построить семью. Как устранить влияние родственников, создавать атмосферу доверия. Научиться общаться с мужем грамотно и умело манипулировать, чтобы получать уступки. Как добиться уважения со стороны мужа, подключить его к домашним делам и воспитанию детей. Как организовать семейный досуг. Делаем мужа романтиком и обеспечиваем сексуальную жизнь.Третья часть: как спасти брак от угроз. Как помочь мужу хорошо зарабатывать. Убеждаем его иметь ребёнка. Конфликтуем конструктивно. Избавляемся от чувства ревности. Решаем проблему измен. Избавляем мужа от зависимостей. Возвращаем его в семью.

Оглавление

Глава №3: Избегите патологических форм любви

Уважаемая читательница! Патологии в любви очень распространены. Давайте их кратко охарактеризуем, чтобы вы знали их в лицо. В качестве предпосылки нашего краткого анализа прошу вас принять к сведению, что патологические формы любви часто усваиваются ребёнком ещё в детстве, в процессе его взаимодействия с родителями. Поэтому наш анализ будет неизбежно затрагивать взаимоотношения родителей в семье ребёнка.

Откуда несознательный ребёнок может научиться любви? Разумеется, на примере собственных родителей, неосознанно копируя в своей будущей жизни их манеру любовных отношений, их форму любовных отношений. Если в отношениях между отцом и матерью присутствует зрелая форма любви, то и ребёнок это усвоит, а если патологическая форма, то очень велик риск, что и его отношения с будущей супругой или супругом будут точно такими же.

Итак, можно выделить следующие патологические формы любви:

Романтическая любовь

Любовь, основанная на сексе

Любовь без психологической близости

Наркоманическая любовь (любовь-поклонение)

Любовь-союз слабых личностей

Матерински-центрированная любовь

Отцовски-центрированная любовь

Романтическая любовь

Об этой форме любви я уже подробно говорил в главе, посвящённой романтической (незрелой) и зрелой любви. Главная опасность романтической любви, основанной на вспыхнувших чувствах (эмоционально-физиологическом возбуждении), заключается в том, что романтическое возбуждение рано или поздно угасает. А вместе с ним и «любовь». Браки, основанные на романтической любви, недолговечны. Больше половины этих браков распадаются, и большинство участников этих браков не считают себя счастливыми в супружеской жизни.

Любовь, основанная на сексе

Основой такой любви является исключительно сексуальная привлекательность и сексуальная доступность партнёра. Это может быть связано как с исключительной сексуальной привлекательностью партнёра, от которой влюблённый человек теряет здравомыслие, так и с индивидуальными трудностями человека в возможности найти себе сексуальный объект.

Конечно, всепоглощающая страсть — явление естественное, особенно если партнёры молоды, имеют высокий сексуальный тонус или давно соскучились по сексуальности жизни. Однако строить отношения и выходить замуж (жениться), основываясь на своём сексуальном влечении, по крайней мере, неразумно.

Пример: «Любовь — это не просто эмоция или физическое желание. Это прежде всего забота и уважение. Именно поэтому секс — это мощное, значимое, но — приложение к человеческим отношениям. Если же секс существует как самодостаточная область человеческих отношений, то мы имеем дело с онанистами, которым для удовлетворения своих желаний просто мало своего тела и нужно ещё одно. Именно тело, а не человек. Вещь, которую можно положить с собой в постель». [Шостром]

Пример: «Я готов утверждать, что фрейдовская тенденция отождествления любви и секса глубоко ошибочна. Фрейд не одинок в своем заблуждении — эти вещи путают и куда как менее проницательные граждане — но, пожалуй, именно Фрейд повинен в том, что эта ошибка получила столь широкое распространение. Листая сочинения Фрейда, там и сям наталкиваешься на высказывания, со всей очевидностью свидетельствующие о том, что у Фрейда не было четкой позиции по отношению к любви». [Маслоу]

Исследуя людей, которые достигли своей актуализации, Маслоу пришёл к выводу, что секс с позиции зрелой любви вовсе не является чем-то исключительно важным, а тем более тем, на чём строятся любовные отношения.

Пример: «Именно этим общим отношением к сексу и объясняется на первый взгляд парадоксальный факт, заключающийся в том, что оргазм не становится самоцелью для самоактуализирующихся людей, несмотря на то, что его переживание порой принимает формы мистического откровения. Другими словами, они могут отказаться от сексуального удовлетворения. Подобное умозаключение в чем-то противоречит расхожему романтическому представлению о любви, в соответствии с которым половые отношения в любви — это всегда полет, буря эмоций, экстаз и неземное наслаждение». [Маслоу]

Любовь без психологической близости

Эта форма псевдолюбви очень распространена. Часто она сменяет романтическую форму любви, когда любовные страсти уже утихли и угасли, но люди формально сохраняют семейные отношения, как правило, в силу привычки. Такие люди как бы «притёрлись» друг к другу, приспособились. Со стороны кажется, что у них «всё хорошо, всё замечательно». Но если копнуть глубже, то обнаруживается, что этих людей ничего не связывает вместе, кроме привычки.

В этих отношениях мало положительных эмоций, нет конфликтов, нет общих дел, нет никакого развития отношений, нет взаимной откровенности и обсуждения проблем, часто и секса тоже нет. Что связывает этих людей? Иногда дети, иногда и их нет. Когда у таких родителей есть дети, то тогда они могут «отвести душу» и сполна выразить свою любовь хотя бы к ребёнку. Как правило, такие родители не предоставляют ребёнку большой самостоятельности даже в зрелом возрасте. Ведь тогда они потеряют объект своей любви, а с ним обычно и последний смысл в жизни.

Когда дети в таких семьях вырастают, то в их отношениях с родителями происходит бунт. Они пытаются вырваться из душащих объятий своих родителей. Некоторым это удаётся, другие же остаются психологически незрелыми, инфантильными и несамостоятельными детьми на всю свою жизнь. Но самое опасное, что дети в таких семьях вырастают отчуждёнными и имеют проблемы с построение собственной семьи, так как они не видели в своей семье примера психологической близости супругов.

Пример: «Наиболее широко распространенная форма этого типа любви это заместительное любовное удовлетворение, переживаемое потребителем кинокартин и романов с любовными историями, песен о любви. Все неосуществленные желания любви, единства и близости находят удовлетворение в потреблении такой продукции. Для многих пар, смотрящих эти истории в кино, это единственный способ пережить любовь — не друг к другу, а вместе, в качестве зрителей «любви» других людей. Пока любовь существует как сон наяву, они могут принимать в ней участие; но как только они спускаются в мир реальности отношений двух реальных людей, — они становятся холодны.

Другой аспект представляет собой абстракция любви во времени. Пара может быть глубоко растрогана воспоминаниями о своей прежней любви, хотя когда это прошлое было настоящим, никакой любви не чувствовалось, — или фантазиями о своей будущей любви. Как много молодоженов мечтают о блаженстве любви, которая придет в будущем, тогда как в данный момент, в котором они живут, они уже начинают скучать друг с другом. Эта тенденция совпадает с общей установкой, характерной для современного человека. Он живет в прошлом или в будущем, но не в настоящем. Он сентиментально вспоминает свое детство и свою мать или строит счастливые планы на будущее». [Фромм]

Наркоманическая любовь или любовь-поклонение

Любовь-поклонение — это патологическая форма любви. Она встречается не так часто, как любовь без психологической близости. Любовь-поклонение отличается от романтической любви тем, что человек не просто сильно увлечён другим человеком, но «любит» его, больше чем себя самого и вообще всего на свете.

Психология объясняет эту «любовь» как особую психологическую компенсацию своих собственных нереализованных способностей. Другими словами, «поклоняются» люди, у которых отсутствуют какие-либо значимые человеческие качества, но эти качества присутствуют в их возлюбленном. Так возлюбленный становится идеалом, объектом психологической зависимости.

Пример: «Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство собственного «я», благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность «поклоняться» любимому человеку. Он отчужден от своих собственных сил и проецирует их на любимого человека, которого почитает как высшее благо, воплощение любви, света, блаженства. В этом процессе он лишает себя всякого ощущения собственной силы, теряет себя в любимом человеке вместо того, чтобы находить себя в нем. Поскольку обычно никакой человек не может в течение долгого времени жить согласно ожиданиям своего поклоняющегося почитателя, то наступает разочарование, и, как лекарство, отыскивается новый идол, иногда так происходит помногу раз». [Фромм]

Письмо: «Первый раз в жизни мое сердце вздрогнуло так сильно, когда я Ее впервые увидел. Уже тогда, я почувствовал, что что-то теплое, волнующее внутри своего тела течет к моему сердцу, когда видел Ее сияющую улыбку, слышал Ее нежный голос и видел Ее чарующие глаза, глаза Богини… Тогда я был очень робким учился так себе, но без троек… а она же была отличницей, Ее мама тогда работала учителем. Так вот, я боялся подойти к Ней, рассказать о своих чувствах, о своей детской любви… Когда я Её видел, то со мной творилось необъяснимое: мое сердце вырывалось из груди, разум мутнел, руки совершали неконтролируемые действия, всё ронялось из рук, говорил всякие глупости… притормаживал.

Ее образ не покидал меня, я все больше и больше влюблялся в это божественное творение природы. Все время думал, что надо подойти, объясниться, ведь разбежимся кто куда, и я Её больше никогда не увижу. В общем, дороги разошлись (а сходились ли они…?) Я говорил себе, что видимо так и надо, такая судьба, что девчонок много и настанет тот момент, когда мое сердце всколыхнется, как тогда. Потом сердце потихоньку стало остывать, появились новые друзья, новый круг общения… но иногда мысленно Её образ всплывал перед моими глазами, и я упрекал себя в том, что так и не открылся Ей». Евгений

Любовь-союз слабых личностей

Любовь-союз слабых личностей или супруги по несчастью — это специфическое объединение двух психологически слабых людей, которым вместе комфортнее жить во враждебном для них окружающем мире. Такой союз был очень распространён в историческом прошлом, когда в тревожном и насильственном мире семья формировалась исключительно из интересов выживаемости в социуме. Как правило, таким супругам не особо важно, с какой личностью они вступают в брак.

В ранние и средние века важно было, чтобы жена умела готовить, а муж — добывать деньги или пропитание. Всё остальное было не важно. Как говорится, «стерпится — слюбится». В современном мире такие союзы тоже встречаются. Объединяет таких людей переживаемая глубоко в душе беспомощность или страх перед социумом. Следствием этого страха является неспособность жить открыто, творчески, плодотворно. Обычно такие люди боятся любых жизненных перемен, очень консервативны.

Пример: «Таким образом, как скажет нам брачный адвокат, муж должен «понимать» свою жену и помогать ей. Он должен делать благосклонные замечания по поводу её нового платья и вкусного блюда. Она, в ответ, должна понимать его, когда он приходит домой усталый и расстроенный, должна внимательно его выслушивать, когда он говорит о своих деловых затруднениях, не сердиться, а понимать его, когда он забывает о её дне рождения.

Весь набор этих видов отношений сводится к хорошо отлаженной связи двух людей, остающихся чужими друг другу на протяжении всей жизни, никогда не достигающих «глубинной связи», но любезных друг с другом и старающихся сделать друг для друга жизнь как можно приятнее. При таком понимании любви и брака главный акцент делается на отыскании убежища от непереносимого в других случаях чувства одиночества. В"любви"отыскивается, наконец, спасение от одиночества. Создается союз двоих против мира, и этот эгоизм вдвоем ошибочно принимается за любовь и близость». [Фромм]

Матерински-центрированная и отцовски-центрированная любовь

Матерински-центрированная и отцовски-центрированная любовь являются формами невротической любви. Невротический характер любви заключается в том, что один или оба партнёра остаются психологически привязанными к фигуре одного из своих родителей. И хотя они уже взрослые люди, но они «переносят» чувства и ожидания, которые испытывали по отношению к отцу или матери, на любимого человека. Такие люди никогда не освобождаются от своей инфантильности. Они и любовного партнёра выбирают, исходя из того, настолько он психологически соответствует образу их родителя. Такая форма любви обычно носит жертвенный характер.

Пример: «Они все ещё чувствуют себя детьми, жаждут материнской опеки, любви, тепла, заботы и восхищения; жаждут безусловной любви, которая дается по той только причине, что в ней нуждаются они — дети своей матери, они беспомощны. Такие мужчины часто бывают нежны и обаятельны, если стараются возбудить к себе женскую любовь, и даже после того, как добились своего. Но их отношение к женщине (как, фактически, и ко всем другим людям) остается поверхностным и безответственным. Их цель — быть любимыми, а не любить. В мужчине такого типа обычно много пустоты, более или менее прикрытой грандиозными идеями… Все, что не согласуется с отношением любящей матери к своему очаровательному ребенку, расценивается как доказательство отсутствия любви. Такие мужчины обычно смешивают свое нежное поведение, свое желание нравиться с подлинной любовью…» [Фромм]

Пример: «Что делать, если вы по-настоящему любите человека, не можете представить своей жизни без него, полностью растворились в любимом, доверили свою жизнь ему, и ваши отношения были взаимными на протяжении многих лет, и вдруг узнаете, что вам в течение года изменяли. Любимый кается, хочет что бы все было по-прежнему. Вы что, уйдете? Бросите его? Лишь только потому, что, оказывается, ему не очень интересно с Вами? А как же любовь? Ведь настоящее чувство дается только раз, остальное все суррогат? Можно ли выбросить из сердца любимого?» Татьяна.

Матери, которые связывают себя со своим ребенком неразрывными связями, таким способом развивают у него неспособность в дальнейшей жизни быть самостоятельным и по-настоящему любить. Эти два свойства — «любить» и «быть самостоятельным» — неразделимы. Здесь речь идёт, разумеется, о зрелой любви. А полноценная, зрелая любовь может быть только с человеком, который психологически и культурно независим от вас.

Если же человек зависит от вас духовно, психологически, то в таких отношениях, как правило, не бывать зрелой любви, а имеет место зависимость. Это относится к женщинам и мужчинам одинаково. Зависимость несовместима с любовью.

Пример: «Передо мной мама с четырнадцатилетней дочкой. Мама — энергичная женщина с громким голосом. Дочка — вялая, безразличная, ничем не интересуется, ничего не делает, никуда не ходит, ни с кем не дружит. Правда, она вполне послушная; по этой линии у мамы к ней никаких претензий. Оставшись наедине с девочкой, спрашиваю: «Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты у нее попросила?». Девочка надолго задумалась, а потом тихо и нерешительно ответила: «Чтобы я сама хотела того, что хотят от меня родители».

Ответ меня глубоко поразил: насколько же родители могут отнять у ребенка энергию его собственных желаний! Гораздо чаще дети борются за право желать и получать то, в чем они нуждаются. И если родители настаивают на «правильных» делах, то ребенок с тем же упорством начинает заниматься «неправильными»: не важно чем, лишь бы своим или пусть даже «наоборот». Особенно часто это случается с подростками. Получается парадокс: своими стараниями родители невольно отталкивают детей от серьезных занятий и ответственности за собственные дела.

Сочетание слишком большой воспитательной активности родителей и инфантильности, то есть незрелости, детей — очень типично и абсолютно закономерно. Почему? Механизм здесь простой, он основан на действии психологического закона: Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить», — гласит мудрая пословица. Можно заставить ребенка механически заучивать уроки, но такая «наука» осядет в его голове мертвым грузом. Более того, чем настойчивее будет родитель, тем нелюбимее, скорее всего, окажется даже самый интересный, полезный и нужный школьный предмет…

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Передача им ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь — самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Это забота мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения — более спокойными и радостными. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». [Гиппенрейтер]

Пример: «Другую форму невротической патологии находим в тех случаях, где главное это привязанность к отцу. В данном случае мать холодна и сдержанна, отец (отчасти вследствие холодности своей супруги) сосредотачивает все свои чувства и интересы на сыне. Он — «хороший отец», но в то же время он авторитарен. Всякий раз как он доволен поведением сына, он хвалит его, дарит подарки, бывает чуток; когда же сын вызывает недовольство отца, он лишает его своей нежности или бранит.

Сын, для которого отеческая любовь это единственное, что он имеет, становится по-рабски привязан к отцу. Его главная цель в жизни — нравиться отцу, и когда это удается, он чувствует себя счастливым, беспечным, довольным. Но когда он допускает промахи, или что-то у него выходит не так, или ему не удается доставить отцу удовольствие, он чувствует себя упавшим в глазах отца, нелюбимым, отвергнутым.

В последующей жизни такой человек будет стараться найти в ком-либо отцовский образ, чтобы привязаться к такому человеку, как к отцу. Вся его жизнь становится цепью взлетов и падений, в зависимости от того, удается или нет добиться отцовской похвалы… В своих отношениях с женщиной они остаются сдержанными и держатся на расстоянии. Женщина для них не имеет центрального значения; они обычно относятся к ней с пренебрежительной снисходительностью, часто маскируемой под отеческий интерес к маленькой девочке». [Фромм]

Отцовски и матерински-центрированная любовь — это одни из наиболее разрушительных форм психологической зависимости, от которых очень трудно освободиться.

Пример: «Я считаю, что в любви половинка должна быть, прежде всего, родной, вот тогда возможен вариант, что она единственная. Должно быть так: если это две родные половинки, то они понимают друг друга с полуслова, адекватно реагирую на усталость и отсутствие настроения, а уж кто во что одет и как причёсан вообще не имеет значения. И главное, оба готовы на любые жертвы, лишь бы было хорошо ему (ей). Как раз две родные половинки знают друг о друге всё и это здорово! Всё остальное чужое и ненужное!

А вот когда вместе живут две чужеродные половинки (сошлись лишь по внешним симпатиям или секс понравился и т.д.), тогда очень скоро начинает раздражать всё: одежда, щетина, слова, поступки, даже само присутствие. Тогда-то и начинаются новые поиски второй половины. Но ищут опять либо внешность, либо секс, либо хозяйку, либо понимание и ласку. Прямое попадание в десятку — редкая удача отмеченных богом людей. Как правило, это люди, которые постоянно работают над собой и уж точно не считают и не складывают в душе обиды, которые им кто-то нанёс, никого не осуждают и не обвиняют. Жизнь прекрасна и удивительна! И так быстротечна — зачем тратить её на всякие пустяки?» Мила.

Данное письмо — пример того, как любовные отношения между мужчиной и женщиной подменяются отношениям типа «мать — ребёнок». Женщина ищет себе ребёнка («родной», «понимать с полуслова», «внешность не имеет значения» и пр.), но никак не мужчину. Также е стоит путать любовь с жертвоприношением себя любимому мужчине. Это путь тупиковый, который ни к чему хорошему не приводит. Фраза «оба готовы на любые жертвы, лишь бы было хорошо ему» дополнительное свидетельство того, что речь идёт о любви к ребёнку, но не мужчине. Закрытость и зацикленность друг на друге также признак патологии отношений.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я