Обратная сторона успеха

Мардон Анваров

Я задумывал эту книгу как рассказ о принципах, которые привели к успеху меня и команду, трудившуюся над проектом PAYMO. Наш успех не был везением. Больше шести лет работы упорного труда, но получаться стало только в тот момент, когда я отказался от иллюзий, фантазий и стал строить компанию по новым принципам ведения бизнеса.

Оглавление

Вера во Всевышнего

Хочу поделиться самым важным моим принципом, без которого не было бы ни собственного бизнеса, ни меня как личности — верой во Всевышнего. Вера значит для меня так много, так мощно влияет на каждое мое решение и способ мыслить, что я не могу не рассказать о ней серьезно в самом начале. Не знаю, насколько вы религиозны, во что верите — у меня нет задачи обращать вас к вере. Но я не могу и умолчать о ней, потому что вера — мой главный камертон, и в бизнесе тоже. В ней я вижу начало всего. Как бы неожиданно для кого-то не звучали мои слова.

Убежден, человек должен помнить: главный подарок от Всевышнего — это наш разум и интеллект, а самый важный подарок это вера в Его единство. Это то, что отличает наш вид, делает людей уникальными среди миллионов других живых существ. Но нужно помнить, что наши умственные способности не безграничны! И это помогает решиться, принимать решения, переживать трудные времена. Это знание может быть поддержкой и в самых прагматичных, казалось бы, вещах.

Как говорили преподаватели теологии в мои институтские годы в Москве, «если вера и производная от нее — религия — не регулируют наши социально-экономические аспекты, то они бесполезны для человечества». Но в юности мы редко понимаем глубину знаний, которые нам стараются передать учителя. Хорошо, если опыт и прожитые годы становятся катализатором переосмысления услышанного, прочитанного, пережитого, если они очищают знания и превращают их в мудрость.

Аллах обещает пропитание и удел (рызк) каждому на земле. И рызк — это не только финансы. В разном возрасте, в разные моменты жизни мы нуждаемся и получаем в дар/блага от Него разное: для ученика рызк — это знания, для младенца — молоко матери, для предпринимателя — прибыль, успешный выход компании на другие рынки, для руководителя — выполнение ключевых показателей эффективности — KPI, для государственного служащего — достижение поставленных целей. В Хадисе Посланника Господа, Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) мы можем прочесть: «Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно наделял бы вас пропитанием так же, как Он наделяет им птиц, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными». По вере вашей, да будет вам (Мф. 9, 29).

И даже если человек не верит, этот выбор тоже влияет на его судьбу и успех. Осознаем мы или нет, наши принципы, наша вера обладает силой и влиятельностью. И конечно, наличие жизненных принципов и веры накладывает на нас определенные ограничения. Далеко не всем хочется периодически говорить себе «нет», себя останавливать или, напротив, — подталкивать сделать больше, перестать лениться или сдаваться.

Знаю и понимаю, многим хочется пройти по жизни легко, получать желаемое без усилий, но мой подход противоположен, я за глубину и серьезность, железную дисциплину, волю к победе, созидание и справедливость. Эти правила существуют тысячелетия, они не принадлежат мне, не мной придуманы. Но следование именно этим принципам, описанным еще в священных Писаниях, помогло мне и моим партнерам перейти свои рубиконы, достичь поставленных в бизнесе задач. И это для меня веская причина, чтобы в книге о бизнесе сразу рассказать вам о силе веры. Она — мой главный принцип.

Мною движет вера в справедливость и в дисциплину. И, конечно же, для меня очень важны семейные ценности. Любовь. Но прежде всего — любовь ко Всевышнему. Для меня Он на первом месте.

Правнук Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), «Али, получивший прозвище Зайн аль-«Аабидиин, (переводится как «украшение верующих-рабов Божьих»), сказал следующее: «Есть люди, которые поклоняются Всевышнему из-за страха пред Его наказанием. Поистине, это — поклонение рабов. Другие поклоняются Ему, желая награды. Это — поклонение купцов. Но есть такие, которые поклоняются Ему из любви и благодарности. Воистину, это — поклонение свободных людей». Они просто любят своего Господа за подаренную им жизнь, веру и возможность благодарить Его. Это другой уровень любви. Последняя категория верующих, будет в числе самых приближенных к Аллаху в раю.

Мной также движет желание делиться опытом. Преподаватели в бизнес-школе в Лондоне повторяли: если знания и опыт не институционализируют — то есть не превращают в руководство, которым могут затем пользоваться многие, их невозможно применить в будущем. Полученный опыт и знания канут в лету, не смогут принести пользу.

В этих словах заложен глубокий смысл. Просто задумайтесь: после появления печатного станка и книг, количество образованных людей в мире начало стремительно расти. В той точке своего развития, где мы сейчас находимся, человечество оказалось благодаря возможности делиться знаниями. Именно поэтому я чувствую себя обязанным поделиться с ровесниками — будущими предпринимателями, моим ближним кругом, семьей, друзьями своими принципами, переживаниями, страхами, тревогами и неудачами, провалами, выборами, которые привели к победе. И быть честным, а значит, говорить и о вере тоже. Я ни в коем случае не всезнайка, и я спотыкаюсь и ошибаюсь. Но уже готов призывать всех — не бойтесь совершать ошибки. Они могут послужить сильнейшим стимулом действовать (потому что дают знать, как НЕ работает, как делать НЕ надо) и мотивом становиться лучше в разных сферах жизни, в которых человек готов расти.

Например, не просчитайся мы с партнерами, оценивая рынок, на который собирались выйти, мы бы на него никогда и не вышли. И не было бы сервиса. Но, располагая подобным опытом, я вижу силу ошибок и точно знаю — иногда даже неопытные предприниматели, готовые серьезно рисковать, могут построить успешный бизнес. Даже на высококонкурентном рынке. Главное — смелость, системность, терпение и упование на Всевышнего. Как говорит мой близкий друг, «no risk — no rizq» (не рискнув, не получишь удел/пропитание). Подписываюсь под каждым словом. Думаю, большинство успешных бизнесменов тоже поддержат эти слова. С момента рождения человек должен прилагать усилия, чтобы получать свой удел, который ему уготован.

Младенец плачет, чтобы дать знать маме, что он голоден. Он прилагает усилие, чтобы получить своё пропитание. Все живые существа на земле ежедневно рискуют, прикладывают усилия, чтобы добыть себе пищу. Человек, который сидит на диване и ничего не делает тоже рискует, но рискует остаться голодным, и в таком случае, такой риск неоправданный, а главное греховный. Риск — это часть нашей повседневности. Его не надо боятся, а надо принять как данность. Соблюдая законы Всевышнего, не нарушая морально-этических кодексов, при рациональном и взвешенном риске, проявляя терпение и уповая на Всевышнего, человек получает благо (вероятнее в обоих мирах), даже если результат от принятого риска на первый взгляд кажется ниже ожидаемого.

При правильном соблюдении вышеупомянутых действий, человек получает в своём уделе, заработке баракят (барака), что означает с арабского благословение. Благословение невозможно сосчитать, измерить, взвесить. Это невидимый элемент, если можно сказать энергия в нашем уделе. При маленьком, но баракятном заработке, верующий и его окружение получают несоизмеримо больше нежели фактическая сумма денег в его распоряжении. Допустим у человека всего 100$ в кармане, нажитых честным путём. Он идёт на базар и делает огромную покупку, будто потратил все 500$. Продавцы могут давать ему большие скидки, цены на товары могут опускаются на тот момент из-за большого предложения, далее этих покупок хватает на долгое время. У человека царит здоровая атмосфера в доме. Он чувствует как невидимая сила наполняет его лично, его семью и имущество благодатью.

С другой стороны, при недозволенном способе добычи пропитания, человек может иметь очень много денег, но ему всё время будет не хватать их. Он может потратить на рынке 1000 долларов, а ощущать будто получил выгоду только на 100 долларов. Также, незаконно нажитые состояния легко испаряются из-за трат на лечение себя и близких, из-за трат на адвокатов, которые должны отмазать его от тюрьмы, из-за покупок ненужных вещей, из-за аварий, пожаров, потопов, наводнений, землетрясений и других непредвиденных потрясений в его жизни. У него в семье как правило отсутствует гармония и любовь. Он не может расслабиться и успокоиться, всегда живёт с ощущением страха. Такое чувство, что небеса ополчились против него.

Наряду с понятиями халяльного удела и баракята, хотел бы упомянуть такие понятия как тауфик и хидаят (хидая). Тауфик — это содействие и покровительство Всевышнего праведнику в совершении благих дел. Добыча пропитания дозволенным путем тоже является благим дело. Если Господь дарует верующему тауфик, то его дела начинают складываться максимально успешно и ему становится легко достигать поставленных целей. Тауфик невозможно приобрести без хидаята. Хидаят означает с арабского — руководство от Всевышнего, показывать кому-либо путь, помощь в преодолении пути, вести кого-либо до пункта назначения. В бизнесе в частности, и в жизни в целом верующий должен стремиться приобретать баракят, тауфик и хидаят благодаря своим искренним намерениям, праведным действиям, терпению и молитвам. В суре аль-Кахф, в 24 аяте Аллах учит верующих как просить помощи у Него в достижении результата наикратчайшим путём: «… и скажи: „Может быть, выведет меня мой Господь к более близкому (короткому пути), чем это, по прямоте“».

«Думайте о конечной цели бизнеса прежде, чем его начать», — рекомендуют консультанты и опытные предприниматели, но…

Обратная сторона предпринимательского духа — романтика первых шагов в собственном бизнесе быстро заканчивается, и определить конечную его цель необходимо на начальном этапе. Цели могут быть краткосрочные, средне — и долгосрочные. У всех они разные. Проект может решать и социальные задачи, у него может не быть коммерческих целей. Просто замечайте, если в этом ваш выбор. Многие видят цель построения бизнеса в том, чтобы успешно из него выйти, когда проект стал интересен для конкурентов либо для стратега, и его можно выгодно продать.

Главное помните, что цели могут быть самыми разными. Полагаю, если вы спросите сейчас какая была цель у основателей Google, Apple или Amazon — они скажут, что пишут об этом в своих годовых отчетах. Цели у таких гигантов, скорее всего, подвижные, как бы странно это ни звучало. Чем быстрее или медленнее они растут, тем чаще они ставят новые цели. Как мы видим планы и цели тоже динамичны;)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я