18. Я – подросток

Марат Заиров, 2021

Я часто задумываюсь, почему одни люди добиваются успеха, а другие – нет. Если есть разница в цветущем и засыхающем дереве, значит надо искать причины такого состояния, которое напрямую зависит от степени ухода за ними. Так и успех человека зависит от его воспитания, и что заложишь в ребенка в детстве, таким он и станет, повзрослев. В этой книге я не говорю о личностном росте, а лишь о том, что за любым человеком стоит его воспитание, и после 25 лет суть его уже не меняется. Я не даю наставлений, а делюсь своим жизненным опытом. Из этой книги читатель узнает об изменениях личности ребенка в пору отрочества, о том, как сохранить дружеские отношения с подростком и как наладить общение, какие жизненные ситуации могут оказать влияние на всю его будущую жизнь. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами воспитания и формирования личности в один из самых сложных периодов человеческой жизни – подростковый.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 18. Я – подросток предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Об этапах становления человека

В настоящее время у нас всё больше возникает вопросов относительно этапов становления человека.

Я считаю, что на начальной стадии можно выделить 3 основных этапа.

1. Детство. До 13 лет. Когда осуществляется 90 % воспитания человека. Очень важный этап в формировании человека, именно в этот период закладывается фундамент его развития.

2. Отрочество. До 18-ти лет. Некоторые считают, что этот период можно ограничить и 20-ю годами. Вопрос, конечно, спорный, но в этом возрасте в наше время согласно конституции было разрешено быть избранным, у тебя появлялось право голоса. В 18 лет осуществляется призыв на службу в ряды вооружённых сил. Конечно, бывают исключения, но в целом я остановлюсь на возрасте в 18 лет. На этом этапе человек формируется на 5 %.

3. Юность. До 25-ти лет. Это важный переходный период для человека. Именно на этом этапе человек формируется окончательно и вступает во взрослую жизнь. Можно говорить о завершении воспитания человека, и на это я выделяю 5 %.

Итак, мы для себя понимаем, что человек как «скелет» окончательно формируется к 25 годам. Обратите внимание, что этот возраст совпадает с началом 3-го мушел жас у казахов. Поэтому все мои книги о человеке в 13, 18 и 25 — это периоды воспитания!

О самостоятельных поездках

Наступило время для моих самостоятельных поездок. Это и с классом в Харьков, и в Жамбыл с командой на соревнования по футболу, и в группе на Средиземное море. Я думаю, независимо от возраста мама всегда будет переживать, разлучаясь с детьми.

Конечно, с родителями в поездках есть свои плюсы, всё постирано, за тебя всё продумано! Да и с классом неплохо, а вот когда я поехал сам, то радости было мало, поездки мне давались с трудом.

Но ничего не поделаешь, став подростком, ты уже выезжаешь из дома самостоятельно. А после окончания школы едешь поступать в другую страну, и тебя ждёт новая жизнь в общежитии. Всё меняется, и растёт твоя ответственность!

Конечно, я очень скучал по дому, особенно живя в общежитии, но постепенно привык. Сейчас многие уезжают учиться в другие страны. Отправляя сына в 15 лет в Англию, я не представлял, как он справится, но, ничего, выдержал.

Сегодня самостоятельные поездки для подростков — как глоток свободы и независимости от родителей. А мне во всех отношениях было лучше дома: короткую разлуку я переносил нормально, но когда мои родители приехали в Москву меня проведать, я в сердцах порвал студенческий билет — так мне хотелось домой… Однако папа мне популярно объяснил, что трудности в жизни надо преодолевать!

О новой школе

Когда после экзаменов в 8-м классе ко мне подошла Эмма Семёновна с предложением перейти в новую школу, где она собирает лучших учеников города из разных школ, я категорически отверг её предложение.

Это один из примеров болезненного выхода из зоны комфорта. Один её аргумент был решающим — здесь-то ты молодец среди овец, а попробуй-ка стать молодцом среди молодцов. В родной же школе в 9-10-х классах передо мной маячили радужные перспективы: секретарь комитета комсомола школы, дни самоуправления, радиогазета… А там всё надо начинать сначала, незнакомые люди, новые учителя, до школы добираться на автобусе и пр. В общем, одни положительные мотивы остаться в старой школе!

От идеи перехода я сразу отказался, но Эмма Семёновна оказалась настойчивой женщиной, и всё лето названивала с целью переубедить меня! После каждого звонка я всё больше начинал сомневаться в первичном решении, в итоге на линейку с другом Игорем Вьюником я пошёл в новую школу. Эмма Семёновна с целью познакомить всех в классе провела контрольную работу по математике, и я сдал её последним. Это был сильнейший удар по моему самолюбию. Возникло острое желание вернуться в старую школу, но для меня это означало бы поражение! Нельзя было сдаваться! Вот так закаляется характер. А сколько в жизни будет ещё таких моментов, когда надо проявить волю и, стиснув зубы, идти вперёд! Через 2 года я закончил новую школу и стал единственным мальчиком в классе, получившим золотую медаль, девочек было больше.

О спектакле

Наш новый класс был очень дружным, конечно, в единый кулак нас сплотила классный руководитель Эмма Семёновна.

И вот однажды в 9-м классе с её доброй воли мы решили поставить спектакль «12 стульев» по мотивам одноимённого произведения И. Ильфа и Е. Петрова. Я играл Кису Воробьянинова, а мой друг Игорь — Остапа. Сама подготовка спектакля — увлекательнейшее мероприятие! Как мы были одержимы, мы не жалели времени и сил, так хотелось, чтобы спектакль получился на славу! Конечно, мы не были профессиональными актёрами, но азарта и креативности нам было не занимать!

И вот наступил долгожданный день премьеры, как мы ждали этого дня! Сказать, что было волнение, это ничего не сказать! Казалось, я знал весь свой текст наизусть, но меня не покидала мысль, что я его забуду. Публика наше выступление встретила великолепно. После спектакля мы стали ещё дружнее! Никто из нас не продолжил путь в искусстве, но этот спектакль сильно отразился на наших человеческих качествах.

То, что было в нас заложено в детстве, начало потихоньку раскрываться и дополняться! Если я до сих пор вспоминаю наш спектакль, значит он стоил того.

О первой любви

Однозначно сказать, что в отрочестве твои взоры устремлены строго на девочек, я не могу. Но, тем не менее, чувства к противоположному полу начинают просыпаться. У некоторых этот этап проходит активно, а кто-то так и остаётся созерцателем. Девчонки, безусловно, растут быстрее и взрослеют на глазах, и в нашем классе, как в старой школе, так и в новой, на своих ровесников они редко когда обращали внимание. Ученицы же младших классов нам были неинтересны.

Казалось бы, в силу своей тяги к учёбе я был далёк от привязанности к противоположному полу, однако, этого наваждения чувств не избежал. И моей избранницей была девочка с моего двора. Для меня пропал не только всякий интерес к учёбе, но и игры с дворовыми друзьями стали в тягость, а поездки на любимую дачу превратились в настоящую каторгу.

Первая любовь очень важна в формировании и становлении подростка. Прежде всего она отличается чистотой, и в основном здесь, кроме любви, не присутствует ничего, тем более всяческий расчёт. Конечно, у всех эти чувства разные, но они едины в своём душевном порыве, в своей детской наивности.

Обычно первая любовь редко заканчивается заключением брака, но след, который она оставляет в душе молодого человека, колоссален. Этот след может быть и добрым, а может и разочаровать на долгие годы.

Очень нужно быть осторожным, чтобы не задеть неокрепшие чувства подростка и не ранить его душу.

О вредных привычках подростка

Помните курящих одноклассников на заднем дворе школы? Первая сигарета — это был своеобразный символ вступления во взрослую жизнь, хотя в наше время распитие алкоголя было обычным явлением для подростков. Запоев, конечно, не было, но процесс погружения в мир спиртного начался.

Сам я избежал этой участи и даже не думал об этом в подростковый период. Сам факт не встречал моего одобрения, я считал, что всему своё время, но и не вмешивался в действия окружающих, мне казалось, что это больше подходит взрослым. Сейчас я понимаю, что к вредным привычкам лучше не привыкать в любом возрасте, а если уж очень горите желанием попробовать, то в этом нет ничего страшного, главное — не втянуться. Лучше не рисковать лишний раз, такая тонкая грань между попыткой и привычкой.

Жизнь надо беречь, в ней столько всего интересного, чтобы портить своё здоровье с ранних лет и тратить время на ненужные вещи! Молодежь это поймёт с годами, но будет уже поздно. Если бы мне дали возможность прожить жизнь второй раз, я бы не стал пить спиртное и курить. Ничего в этом хорошего нет!

Правда, одними запретами ничего не добьёшься, необходимо внушать подростку, что это губительное увлечение меняет саму сущность человека. И самим не надо в этом деле подавать пример, а то сила внушения серьёзно уменьшается! Кроме питья и курения, в жизни есть другие, полезные занятия.

О гитаре

В наше время было повальное увлечение гитарой, но я так до сих пор этому не научился, хотя желание было огромное.

Очень были популярны песни групп «Кино», «Машина времени», «Динамик». Мои друзья регулярно в дворовом кругу перепевали эти песни, особо выделялся игрой на гитаре Темирлан Жусупов. Очень душевные слова были в этих песнях, а какой был завораживающий мотив…

А можно вспомнить ещё детские походы, и посиделки возле костра под гитару, романтика, да и только. Дикая природа, палатки и друзья — это всё, что тебя окружает. Сейчас, при наличии мобильных телефонов, вряд ли получится быть вне зоны доступа, подросток находится под неусыпным оком своих родителей, да и время сейчас другое, небезопасное.

Гитара для подростка была своеобразным окном в другой мир. Независимо от полученных отметок в школе, от физической силы, от авторитета мы вместе садились в беседке и пели под гитару известные песни. Прохожим нас было не понять, даже это вызывало осуждение, ведь те песни не соответствовали нормам советской морали, а некоторые авторы, к примеру Высоцкий, вообще не выражали поддержку советскому строю.

Конечно, мы были далеки от политики, пели о дружбе, любви, человеческих ценностях, никто и не мог предположить, что уже в юности мы будем жить в другой системе, а став взрослыми, окажемся в той эпохе, где обман ближнего, пошлость, человеческие пороки станут обычными атрибутами нашей жизни, и также, как песни под гитару в беседке, канут в лету наши подростковые мечты!

О подростковых мечтах

В подростковом возрасте мечты становятся более приземлёнными и практичными. Стать космонавтом — это уже явно не звучит из их уст. А что тогда?

Я провёл небольшой социологический опрос среди подростков о их мечтах, условно выделив 3 опции ответа: богатство, карьера, убеждения, а для девочек ещё добавил — удачное замужество. Опрос проводился среди мальчиков 16-ти лет, правда, с девочками не повезло, многих не было в городе.

Сразу скажу, что некоторые опрошенные просили добавить ещё одну опцию в ответы: жить посредственно. Меня удивил тот факт, что из 25 опрошенных только трое стремятся к богатству, пятеро готовы строить карьеру, трое — готовый материал для революции, а остальные собираются жить посредственно. Честно говоря, я ожидал, что на фоне тотальной любви к деньгам желающих разбогатеть в будущем будет больше. Что касается карьерного роста, то карьеристов, я думал, тоже будет больше. А вот относительно посредственности — большой вопрос.

Посредственность — это состояние, когда индивидуум живет ниже своего известного, истинного потенциала. Это принятие норм и выполнение лишь того, что достаточно.

И тем не менее почему же столько людей удовлетворяются посредственностью?

В общем, есть повод задуматься, правильно ли мы ставим подросткам цели и формируем мечты!

О книгах

Мне кажется, что сегодня это две несовместимые вещи — книга и подросток!

Однажды я ехал в метро, и у меня в руках была книга, многие на меня смотрели, как на инопланетянина, а некоторые отрывали взор от мобильных телефонов только на остановках, да и то не все.

На мой вопрос: «А чем объясняется такая нелюбовь к книгам?» один из подростков мне ответил, что в эпоху интернета книга — это абсурд. Я не стал вступать в полемику, но ответ меня сильно расстроил. Значит, чтение книг ушло окончательно в прошлое, и стараться привить любовь подростка к чтению книг — весьма сложное занятие.

Я делаю свой вывод, что у подростков с их достаточно продолжительным сном времени практически мало, и они не меньше заняты, чем вы. Следовательно, проблему оставаться в гуще событий интернет успешно решает. Сам излагаемый материал представлен в виде коротких заметок, не связанных между собой. То есть создаётся впечатление, что подросток знает всего понемногу. Из вышесказанного мною вряд ли создастся иллюзия, что подросток будет читать «Тихий Дон» или художественные произведения современных авторов.

Надо искать варианты, чтобы книга заинтересовала подростка, это уже зависит от каждого, но если подросток хочет быть начитанным, то лучше чтения книг я других методов не знаю.

О ночёвках

Этот феномен мне не понять, но в подростковом возрасте резко возникает желание остаться ночевать либо у родственников, либо у друзей.

Конечно, это касается не всех, но я сам, будучи подростком, с удовольствием оставался ночевать в гостях, естественно, с согласия моих родителей и принимающей стороны. Если говорить обо мне, то мною двигало естественное желание допоздна играть, я очень радовался продолжительному общению с ровесниками. Честно говоря, в ежедневном общении с родителями был необходим перерыв.

Нельзя сказать, что, будучи подростком, я хорошо разбирался в поведении окружающих меня людей, но сейчас я чётко понимаю, что искренность этих отношений вызывает много вопросов, ведь я был своеобразным ключом к папиному хорошему расположению. В жизни с таким лицемерием часто приходится сталкиваться, но сейчас ночёвка моей дочери ничего не означает, и возможные просьбы родителей её подружек я восприму на общих основаниях, меня уже на мякине через детей не проведёшь.

Таким образом, мотивы подростков становятся понятными, но надо родителям держать ухо востро и объективно оценивать ситуацию.

О моде

Такой избитый вопрос, но очень важный для подростка, мода сейчас так быстро меняется, что за ней трудно угнаться, и это требует достаточных финансовых средств.

Здесь два варианта: либо родители работают на износ, чтобы подросток следовал моде, либо подросток начинает сам зарабатывать на одежду. А то, что подросток будет равнодушен к моде, — это редкий случай. На улице он или она будут стараться выглядеть как с обложки, при этом дешёвая это подделка или оригинал — легко определяется! Вроде неплохое стремление выглядеть как с иголочки и соответствовать моде, но если при этом подросток садится на голову родителям, отдавая дань моде, в этом нет ничего хорошего. Ведь деньги имеют свойство заканчиваться, а родители итак максимально стараются исполнять любую блажь.

В данной ситуации от вас требуется спокойное разъяснение, без наездов и унижения подростка, о трудностях материального характера семьи. В этот период подросток может почувствовать себя обузой и просто замкнуться в себе или, ещё хуже, совершить суицид. Без нормального разговора подросток в редких случаях сделает вывод о том, что необходимо в жизни добиваться успеха. Будучи иждивенцем по натуре, он затаит обиду на жизнь, и какие будут выводы — непредсказуемо. Поэтому в вопросах материального обеспечения в условиях меняющейся моды надо быть предельно осторожными!

О репетиторстве

В современном мире очень актуальная тема, а в моё время — редкое явление. Школьных знаний было достаточно, но иногда требовалось подтянуть.

Перейдя в новую школу, я остро понял, что мои знания по физике требуют существенного улучшения, и вопрос репетиторов встал ребром. Один из сильнейших преподавателей в городе по физике уже не работала в школе, а работала посменно на заводе, поэтому она не могла под меня подстроить свой график. Но я хотел заниматься именно с ней, и в итоге мои занятия проходили с 3.00 до 5.00 утра. Что поделаешь, знания требуют жертв, иного было не дано.

Результат превзошёл все ожидания, по физике я стал одним из лучших учеников в классе, выиграл городскую и областную олимпиады, занял 7-е место на республиканской олимпиаде среди 40 участников, так что можно уверенно сказать, что ночные уроки не прошли даром.

Какой можно сделать вывод? Старания и труд всё перетрут, нет недостижимых целей, и к любому делу надо подходить ответственно.

О республиканской олимпиаде

Помню прекрасно своё участие в республиканской олимпиаде по физике в 1984-м году в Таразе (тогда Жамбыл).

Поселили нас в гостиницу в центре города. Кто знал, что спустя много лет я буду здесь взрослым и в другом качестве… Все тогда вокруг были такими ботаниками, что я чувствовал себя не в своей тарелке. Большинство из них говорили только о физике, а остальные темы не обсуждались, что резко контрастировало с моими соревнованиями по футболу в этом же городе 2 года назад. Но город был для меня не новый, правда, одно дело быть в спортивном костюме, и другое — в деловом. Во время завтраков и обедов я столько узнал нового о физике, что чуть было не стал фанатом этой науки, хотя она мне никогда не нравилась, мне как любителю литературы и истории было явно не по пути с этими ребятами.

Наступил день олимпиады, и я не мог понять, куда я попал, когда читал задания, само чтение заданий мне далось с трудом, а их ещё надо было решать… Я до сих пор не понимаю, как, но свою работу я сдал, и, надо же, еще занял 7-е место.

У страха глаза велики, и не боги горшки обжигают. С высоко поднятой головой я вернулся домой, и для всех по физике стал местным гением, хорошо, что никто и никогда не обращался.

Об английском языке

В наше время изучение английского языка в связи с «железным занавесом» не было таким популярным, и ему не придавали особого значения. Конечно, человек, знающий английский язык, тогда вызывал восхищение, но практическая ценность этих знаний была мала, сейчас — другое дело.

Английский язык я начал изучать в 6-м классе, и для получения отличной оценки не требовалось особого напряжения мозга. Я даже не могу вспомнить тех преподавателей по английскому, потому и учил его спустя рукава. Тем не менее, английский язык я более или менее знаю, но это, скорее, самообразование на службе в армии в караулах, но точно не уникальная методика изучения языка в школе.

Безусловно, можно было напрячься, но для моего будущего он не оказался настолько нужным, а в путешествиях проблем сносно изъясняться у меня нет. В городе у нас была школа, где английский изучали со 2-го класса, но особого желания там учиться у меня не было. А сейчас, без знания английского языка в совершенстве ты далеко не уедешь, и к окончанию школы английский надо знать свободно. А если поступать в зарубежный вуз, то владение английским становится обязательным.

В этой связи трёхъязычие, вроде, в тему, но где мы найдём столько квалифицированных преподавателей, следовательно, вопрос самообразования никто не отменял. Английский язык надо знать — это веление времени.

Об экзаменах

Первый раз я сдавал экзамены в 8-м классе, по окончании школы экзамены были гораздо серьезнее. Безусловно, их не сравнить с ЕНТ, но версий, какая будет тема сочинения на экзамене, было много!

А вот про экзамен при поступлении в МГУ я хочу рассказать поподробнее. Как обладатель золотой медали по окончании школы я сдавал один экзамен, и если сдавал его на «отлично», то сразу становился студентом, в противном случае участвовал бы в конкурсе на равных основаниях и сдавал остальные экзамены. В последний момент стало известно, что сдавать мы будем обществоведение вместо математики. Я в общем-то знал хорошо оба предмета, и тем не менее, математика — более точная наука, а на обществоведении можно и пролететь. Но от моего желания ничего не зависело, и в назначенное время экзамен начался.

Нас, отличников, было 53 человека, а планировалось зачислить после первого экзамена одного, так что шансы мои были микроскопическими. Во время моего ответа ход проведения экзаменов проверял зав. кафедрой зарубежной экономики экономического факультета г-н Чебриков, и поскольку он был фанатом Максимилиана Робеспьера, то задал вопрос о его биографии, ответ на его вопрос я знал и весьма подробно ответил, чем привёл его в лёгкое недоумение. Экзамен закончился, нас всех собрали в аудитории, и г-н Чебриков объявил всем, что я зачислен студентом МГУ. Моей радости и восторгу моих родителей не было предела, вот так с первого экзамена я стал студентом.

Вот что значит его величество случай, в жизни мне это не раз помогало.

О русском языке

Сейчас ведётся очень много споров касательно русского языка.

Я выражу исключительно свою позицию и не претендую на абсолютно верную. Если взять наше время, то об обучении за рубежом не могло быть и речи, поэтому учёба в Москве или в Ленинграде уже считалась престижной, а МГУ расценивался вообще, как Гарвардский университет, следовательно, хорошее знание русского языка было просто необходимо. Моя жена — ингушка, гражданка России, восстановление я прохожу в Питере, так что повседневно я общаюсь на русском языке.

Сейчас, с появлением независимых государств, русский язык стал действительно языком межнационального общения. Цивилизованному человеку необходимо знать свой родной язык, язык страны проживания, английский язык. Живя в России, я знаю русский язык в совершенстве. Чего не могу сказать о своём родном казахском языке, здесь, к сожалению, до совершенства ещё очень далеко, и, по приезду домой, меня радует, что жители коренной национальности всё больше изъясняются на своём языке. Тем самым мы создаём серьёзные предпосылки, чтобы самобытный казахский язык сохранился.

Я помню, когда учился в 9-м классе, в Самаре собрались лучшие ученики школ по знанию русского языка, среди 2000 участников были только один казах и одна белоруска, остальные — русские. В качестве конкурсного задания был диктант с предложениями в основном с деепричастными оборотами, длительностью 40 минут. На конкурс были приглашены все преподаватели русского языка участвующих учеников, со мной была покойная Виктория Михайловна. Я и моя учительница гордились тем, что 1-е место и золотая медаль были вручены мне. Уроки мамы и моих учителей себя оправдали.

О родном языке

Когда я женился на Хаве, то меня поразил тот факт, что жители Ингушетии в России автоматически в разговоре друг с другом, независимо от возраста, переходят на родной язык, при этом в республике нет ни одной национальной школы.

Я честно скажу, что к казахскому языку я раньше относился скептически, сейчас же к середине жизни я убеждён, что свой родной язык ты обязан знать, и если тебя этому не научили родители, то учи сам, и не ради денег и карьеры, а прежде всего для души! А если ты другой национальности, то языком страны, в которой проживаешь, надо владеть, здесь нет никакого национального ущемления!

Я, находясь в 150 км от Барселоны, не смог поесть в кафе, т. к. меню мне дали даже не на испанском языке, а на каталанском, официанты ещё худо-бедно знали испанский, а по-английски вообще ни одного слова. Так что и в Европе одним английским не обойдешься, есть вероятность остаться голодным!

Согласен, что казахский язык — это язык одной страны, но это культура коренной национальности, а свою культуру народу надо беречь, поэтому раз Вы страной проживания выбрали Казахстан, то казахский язык желательно изучать. Но незнание языка не должно быть поводом для унижения на национальной почве, однако, незнание языка страны проживания будет серьезным препятствием для Вашего роста.

О выпускном вечере

Недавно я стал свидетелем праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, посвящённого выпускникам школ. На различных кораблях под алыми парусами по реке Нева выпускники школ плыли навстречу своей мечте. Одним словом, зрелище грандиозное! Об этом можно только мечтать! Сколько смысла заложено в это мероприятие: надежда, романтика, дружба!

Мой выпускной вечер запомнился мне, прежде всего, встречей рассвета, а на следующий день было полное опустошение, был взят серьёзный жизненный рубеж длиною в 10 лет, а впереди ждала неопределённость, гарантий поступления в университет не было, со школьными друзьями расстался, всё, я уже не школьник! Я к этим испытаниям не был готов, всё шло своим чередом, и тут — финиш! Всё было предсказуемо, но и неожиданно. 3 дня длилась мини-депрессия, и надо было собираться в дорогу!

Что меня ждало впереди, никто не знал, одно было известно точно — это новый очередной рубеж. Помню слова отца, когда он посмотрел на мою золотую медаль: «Всё только начинается! Это всего лишь начало начал!»

О первых студенческих каникулах

Впервые я столкнулся в своей жизни с тем, что человек в подростковом возрасте, уехав из дома на учёбу, после сданной первой сессии не едет домой. Может быть, это было связано с семейными обстоятельствами, с отсутствием друзей, с индивидуальными особенностями характера, но факт остаётся фактом.

Для меня это конечно было неожиданностью, я дни считал до первой встречи с родителями после долгой разлуки, словами не передать, как мне хотелось увидеть свой город, любимых родственников, друзей детства. И вот в январе состоялась моя долгожданная встреча, первую сессию, как и все остальные, я сдал досрочно, на одни пятёрки, и с грузом московских гостинцев приехал домой.

Прошло всего лишь полгода, но от прежнего Марата не осталось и следа, за это короткое время я сильно возмужал, изменил свои взгляды на жизнь, на мне не было больше «розовых» очков, и я стал более приземлённым, хотя человеческой доброты не утратил.

Мама сразу приготовила мне мои любимые пельмени и беляши, от казённой еды я сильно устал. Детство уже не вернёшь, поэтому встреча с дворовыми друзьями ограничилась бурными воспоминаниями, а вот свидание с моими одноклассниками запомнилось надолго. В последние годы я больше времени проводил с ними, нас связывала не только учёба, но и философские дискуссии про смысл жизни, и мне было интересно, насколько студенческая жизнь изменила эти взгляды.

Москва, Санкт-Петербург, Самара, Томск, всех городов и не перечислишь, куда разбросало нас после школы. 27 из 32 учеников класса поступили в вузы России, среди них МГУ, МИФИ, МХТИ, СПбГу, СПбКСИ, ТГУ и др. Не всех мне удалось увидеть, но костяк нашего класса собрался, и, конечно, на встрече была наш классный руководитель Эмма Семёновна. Однозначно могу сказать, что все заметно повзрослели, и детство как будто кануло в лету.

Постепенно мы собирались все реже, а перед окончанием студенческой жизни почти не виделись. Но я надолго запомню нашу первую встречу после разлуки, встретились будущие взрослые ребята и девчата, хотя мы всё ещё были подростками, и вся жизнь была впереди, и первый шаг мы уже сделали.

О гостях

Так как встречи в ресторанах и кафе тогда были не в моде, то дома гости были обыкновенным явлением.

Я сразу скажу, это не вызывало восторга у меня в детстве, а в подростковом возрасте тем более. Нельзя не отметить, что в отношениях я тогда часто не замечал фальши, сейчас она гораздо заметней, и, тем не менее, от моего мальчишеского взгляда не ускользала либо дежурная улыбка на лицах некоторых гостей, либо изображение гостеприимства у папы, хотя, честно, он видеть этого человека не мог.

Намотав увиденное на ус, я мог и в своей взрослой жизни использовать эти уроки, но моя доброта и вера в человека брала верх, и я не мог иногда увидеть фальши. Но приглашений в гости людей по надобности я избежал, что, возможно, сказалось на моём карьерном росте, зато душа моя была, по крайней мере, чиста.

Но если вернуться к родительским гостям, то я всегда задавался вопросом, что моего отца может связывать с некоторыми из них? Была бы моя воля, я бы послал их куда подальше, но политика невмешательства в папины дела меня останавливала. Однако неприятие к ним сохранилось у меня до сих пор, правда, многих уже нет в живых, да и папа бы этого наезда не одобрил. Однако их дети не ушли в плане нравственности далеко от своих родителей. Как говорится, яблоко от яблони не далеко падает. Это истина.

Читая данные строки, задумайтесь, кто Вы на самом деле, каждый думает, что он хороший, а это ведь необъективно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 18. Я – подросток предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я