Странникс. Шафрановые одежды. Бурятия и Монголия

Максим Шишкин

Что нужно, чтобы разобраться в себе и найти цель в жизни? Правильно: отправиться в большое путешествие!Во второй части истории мы побываем в самых необычных местах Бурятии и Монголии, протестируем свою готовность стать монахами, почувствуем на себе, что значит оказаться совсем без денег в чужой стране, и выживем под скальпелем Мясника.Для для любителей путешествий, приключений и тех, кто хочет найти своё предназначение, найти себя в этом огромном, постоянно изменяющемся мире.

Оглавление

Глава 2. Зандан Жуу

Проснувшись 7 августа в 4.30 у Тони, в 5.40 мы с её семьей и с девушкой Чулпан из жаркого города Сочи отправились в село Эгита, что в Еравненском районе. Путь туда неблизкий. Через Хоринск и Можайку, мы ехали на машине четыре часа по не очень хорошей дороге, идущей сквозь долину, окружённую горами.

Всю ночь и всё утро шёл дождь. Родители Тони периодически делали подношения в обо (святилища, где поклоняются духам местности) — проезжая рядом с ними, они кидали в окно монетки, конфетки, чтобы дорога была удачной. Обо обозначены ленточками и камнями, так что ошибиться сложно.

В 9.40 мы подъехали к Эгитуйскому дацану — месту, где находится одна из величайших мировых буддийских святынь — Зандан Жуу… Сандаловый Будда. Почти трёхметровая деревянная статуя, сделанная при жизни Будды Шакьямуни.

По легенде, ученики обратились к Будде Шакьямуни с просьбой о создании его статуи, на благо всем живым существам. Однако была одна проблема: от Будды исходило сияние, настолько яркое, что создание статуи казалось затруднительным. Тогда Будда, согласившись с идеей, предложил смотреть на его отражение в воде.

В «Драгоценной гирлянде» — сутре, которая обобщает легенду о Зандан Жуу, говорится:

«Будда Шакьямуни возложил правую руку на голову статуи и изрёк слова чрезвычайной похвалы, заметив точную схожесть с ним… Обращаясь к царю Удраяне, с хвалой провозгласил: „Воздвигнутая тобой статуя принесёт неисчислимую пользу моей религии и станет семенем добродетели будущих благочестивых учеников, а также реликвией становления на пути добродетели бесчисленных существ, бесподобным объектом отмаливания грехов во времена упадков, образцом творения изображения Татхагат. Несравнима твоя добродетель“».

Мне доподлинно неизвестно о путях Зандан Жуу в течение более чем 2,5 тысяч лет. В начале XIX века статуя находилась в Китае. По одной из версий, буряты, с целью укрепления веры, жаждали заполучить её. И вот однажды, скинувшись «всем миром» семейными украшениями и таким образом накопив достаточное количество золота для её выкупа, они сделали это и тайными путями завезли святыню в Россию. Чтобы Зандан Жуу не «спалили», её спрятали в деревянном домике далёкого эгитуйского дацана…

Нас встречало огромное стадо коров во главе с крупным быком, угрожающе уставившимся на нас, наклонив увенчанными крупными рогами голову. Он угрожающе замычал и двинулся к нашей группе. Мои спутники остановились в нерешительности.

Я шёл впереди, прямо на него, и почему-то не испытывал страха. Неожиданно бык рванул в сторону и увёл за собой всё стадо. Теперь дорога была свободна, и мои спутники не преминули этим воспользоваться.

За час сделав кору и обойдя все ступы (буддийские памятники округлой формы), мы подошли к одному из храмов. К этому времени пришёл монах, уже давно заметивший нас, и открыл нам храм…

Статуя была великолепна, она вызывала ощущение живой! Если смотреть на неё с разных сторон, Будда являет разные лики… Вот будто бы он европеец, а вот — представитель Востока.

Вот он смотрит на тебя, а вот слегка закатил глаза, словно находится в медитации. От него исходит огромная, просто невероятная сила, а также сострадание и любовь… Перед ликом Будды чувствуешь себя нагим, и раскаяние в не благих поступках, которые когда-либо совершал в жизни, приходит само.

Символика Зандан Жуу говорит следующее. Глаза Сандалового Будды обращены к небу в знак предводительства живых существ к Пробуждению. Его правая рука изображает мудру (знак), дающую спасение всех живых существ от искушений этого мира. Его левая рука изображает мудру даяния блаженства, что символизирует вознаграждение высшего блаженства и абсолютного спокойствия ума. Ровно стоящие ноги означают твёрдость и искренность намерения прийти на помощь всем живым существам.

Когда мы выходили из монастыря, на улице нас радостно встречало солнце. Очистились…

На территории дацана есть гостиница, где всегда можно остановиться за 50 рублей в сутки (вроде как даже с каким-то питанием), если не пугает аскетизм местных условий.

Выехали обратно около часу дня, получив от дацана неожиданный подарок — каждому вручили по цветному перекидному календарю, с обложки которого смотрел Будда. Ну и ещё по мелочи…

По дороге остановились в позной (знаете позы, такие большие манты-пельмени-момо с дырочкой сверху, желательно с мясом из рубленой баранины?) на границе Еравнинского района. Здесь установлены памятники поэтам Ширабу и Намжилу Нимбуевым. Всю дорогу я оценивал местный трафик — он минимальный, автостопом здесь ездить почти нереально.

Вернувшись в седьмом часу вечера, обнаружили, что Тоня потеряла сумку — оставила в Эгитуйском дацане. Хорошо, что в ней не было ничего ценного…

Я созваниваюсь с В.Р. и договариваюсь о встрече 8 августа: мы должны обсудить выезд в Монголию. Похоже, вариант проезда на кяхтинском автобусе устраивает нас обоих.

Весь вечер и половину ночи я провёл за разговорами с обитателями («постоянными» и временными) дацана — буддийского центра «Зелёная Тара» и дома моего Учителя, — в котором я остановился с его разрешения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Странникс. Шафрановые одежды. Бурятия и Монголия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я