Странникс. Шафрановые одежды. Бурятия и Монголия

Максим Шишкин

Что нужно, чтобы разобраться в себе и найти цель в жизни? Правильно: отправиться в большое путешествие!Во второй части истории мы побываем в самых необычных местах Бурятии и Монголии, протестируем свою готовность стать монахами, почувствуем на себе, что значит оказаться совсем без денег в чужой стране, и выживем под скальпелем Мясника.Для для любителей путешествий, приключений и тех, кто хочет найти своё предназначение, найти себя в этом огромном, постоянно изменяющемся мире.

Оглавление

Глава 1. Хамбо-лама

Я провел в Гремячинске почти месяц — с 13 июля по 5 августа, — отдыхая духом и телом. Здесь прекрасный климат, меняющийся, как и везде на Байкале, каждые тридцать минут. Мягкий песчаный песочный пляж, постепенно заходящий в море. Добрые местные жители (в основном — староверы). Злые комары в траве, целующиеся козы и брехающие со скуки собаки. Связи здесь нет, только таксофон на узле связи. Всё время я прожил в настоящей монгольской юрте с интернациональной бригадой строителей — в основном из Бурятии и Тувы, — набираясь опыта в возведении деревянных конструкций.

Вчера, выехав на «микрике» (так местные жители называют микроавтобусы-маршрутки) в семь с половиной утра, в 9.40 я был в Улан-Удэ. Разместившись в 102-м квартале, в 11 часов мы с монахом Владимиром Раднаевичем (далее — В.Р.), его дочерью и ещё двумя ребятами поехали в Иволгинский дацан.

Нам повезло: нас отвезли туда на машине. Обычно люди ездят в этот дацан на автобусе до посёлка Иволгинска, а оттуда на «микрике» собственно в дацан.

В.Р. позаботился обо всём: собрав группу паломников со всех уголков России, он заранее созвонился с дацаном и предупредил о нашем прибытии. Затем провёл нас по территории дацана, всё показал, устроил аудиенцию с ректором и преподавателями-геше, обучавшимися в Индии. Я словно попал в сказку: дацан в долине, окружённый со всех сторон горами; домики учащихся — монахов и хувараков (студентов-послушников); ступы, молитвенные барабаны…

Только сегодня, вспоминая вчерашний день, я оценил всё происходящее. Сделав горо (по-тибетски — кора) — ритуальный обход вокруг святынь, — мы прошли на аудиенцию, где учителя дацана ответили на наши вопросы и этой встречей дали нам небольшой сорокаминутный урок. Затем, проведя какой-то ритуал, они сказали нам, что из пятиста человек только мужчины нашей группы (восемь везунчиков!) могут подняться к нетленному телу Хамбо Ламы Итигэлова…

Даши Доржо Итигэлов — Пандита Хамбо Лама XII (то есть глава буддистов) Бурятии. Согласно завещанию ученикам, после смерти в 1927 году его тело было спрятано в деревянном саркофаге безо всяких дополнительных «бальзамирований» на 75 лет. Позднее, при эксгумации тело ламы Итигэлова имело все признаки живого: кожа была эластичная и не имела никаких признаков гниения. Нос, уши, глаза и пальцы рук полностью сохранились. Все суставы, даже самые маленькие на пальцах, нормально сгибались. Также хорошо сохранились зубы, волосы, брови и даже ресницы. Тело находилось в сидячем положении безо всякой поддержки. А спустя 80 лет после смерти Итигэлова, проведя новейшие исследования, академик РАЕН, доктор технических наук университета «Дубна» Борис Большаков сообщил на конференции, что все жизненные функции клеток тела Итигэлова оставались активными, а ядра клеток — живыми и неповрежденными.

Нас проводил к ламе Итигэлову Бимбо Лама, смотрящий за телом и общающийся с Итигэловым «напрямую». Именно благодаря ему нетленное тело Хамбо Ламы было извлечено в положенный срок. Тело находится пока на втором этаже, в святая святых мужского монастыря; женщин туда не пускают.

На входе нам преградил путь Гаруда — один из охранителей. Статуя Гаруды вызывала ощущение живой. Бимбо Лама открыл саркофаг, и нам предстал Хамбо Лама, сидящий в глубокой медитации.

Я не буду описывать здесь свои ощущения, они останутся при мне. Жалею об одном: что не спал толком две ночи, чтобы адекватно анализировать происходящее. Мозг мой целый день был затуманен, и всю дорогу я дремал…

Выйдя из монастыря, мы встретили группу знакомых ребят из Уфы; в проходе к нетленному телу им было отказано…

Затем, заехав в гости к В.Р. на чай, мы с москвичом Валерой отправились на Лысую гору, в храм «Ринпоче Бакша». В эту ночь я спал как убитый, двенадцать часов.

Сегодняшний день был частично посвящён поиску мини-баульчика для моего багажа, — не тащить же с собой велорюкзак-«штаны» в поездки по местным достопримечательностям! Его я нашёл на рынке у автовокзала. Цены здесь порадовали, но покупки мне были неинтересны.

Главной целью моего выезда в город было посещение консульства Монголии и получение визы. Оно находится рядом с оперным театром. Оказалось, что визы здесь дают только по приглашениям, и я отправился в агентство «Трио импэкс», которое находится рядом с «Прогрессом», недалеко от остановки Советская. Стоимость монгольской визы зависит от срока её получения: 1000 рублей — 7 рабочих дней, 1250 рублей — 5 рабочих дней, 1430 рублей — 2 рабочих дня, не считая день обращения. Нужны только паспорт и одна фотография, анкету они заполняют сами.

Путей в Монголию для нашего брата несколько: на автобусе за 800 рублей (выезд в семь утра, приезд где-то в четыре часа дня, по пути остановка на обед и минимальная по времени стоянка на границе); на автобусе до приграничного города Кяхта (300 рублей) и далее — на такси до Улан-Батора (100 рублей) (правда, придётся к кому-то подсаживаться в транспорт на границе, так как пешего перехода здесь нет); автостопом; на поезде.

Мой путь будет известен только завтра: монах В.Р. предложил мне ехать с ним на прямом автобусе («всяко веселее вдвоём»), но сегодня он уехал показывать кому-то из родственников святые места, а билеты мы решили покупать вместе. Мне же первостепенной была виза. А завтра я собрался ехать по стопам В.Р. — спасибо Тоне из Улан-Удэ, благодаря её заботе мне нашлось место в машине.

Одним словом, моё путешествие продолжается. Первый этап остался далеко позади, и я смотрю на него как на что-то давно прошедшее. Что-то поменялось внутри, ключевым образом поменялось. Я не знаю, что будет завтра, и стараюсь не строить далеко идущие планы. Странникс продолжает свой путь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Странникс. Шафрановые одежды. Бурятия и Монголия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я