Путешествие к горизонту. Мифическая космография

Максим Александров

Книга продолжает серию «Мифическая космография». Она посвящена практике Образной медитации, открывающей врата в Архетипическую реальность.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие к горизонту. Мифическая космография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая. Карта

Картографирование ино-реальности — занятие очень старинное и почтенное. Начиная с шаманизма, собственную традиционную модель космоса (мифическую космографию) имеют все религии и мифологии. В книге «Шаманской тропой» вы найдёте их сравнительное описание. Замечу, что получившаяся в итоге обобщённая система координат оказалась полезной и для картографирования индивидуальных миров бессознательного (причём участники экспериментов предварительно с ней ознакомлены не были).

То обстоятельство, что исследование началось с архаических моделей космоса, отразилось в использовании в этой серии книг традиционной (главным образом для античной и буддийской мифологии) терминологии: «континенты», «стихии», «астрал», Тушита и т.п., — которая, в принципе, может быть заменена и нейтральной.

С этой системой координат я и хочу вас теперь вкратце познакомить.

1.1. Векторы

Для наблюдателя, «миры» архетипической реальности — это области относительно устойчивых связных восприятий со своей «географией» и «обитателями». По этой реальности можно путешествовать, выбирая то или иное направление, и от этого выбора будет зависеть характер воспринимаемых образов. В то же время, «двигаясь» в любом направлении, мы будем последовательно пересекать области со схожими характеристиками. Это позволяют говорить о «векторах» и «сферах» архетипической реальности.

С определённой долей условности можно говорить о трёх векторах и десяти сферах. Отражены они и в мифах.

Три вектора — это очень устойчивый архетип. Хотя в антропологической литературе, как правило, выделяются только два — верхний мир и нижний мир, при внимательном рассмотрении шаманских и иных мифологических традиций видно, что почти всегда есть и третий вектор со своими устойчивыми характеристиками. Только в строго дуалистических моделях (где верх — добро, а низ — зло) он совмещаются с нижним в единый образ ада и мира демонов. Для большинства же традиционных моделей верхний мир — это мир богов (дэвов, олимпийцев, ангелов и т.д.), нижний — мир мёртвых и инфернальных сущностей, а третий, «средний», «морской» — мир титанов (асуров, нагов, «серых ангелов» и т.п.), со своей параллельной иерархией. Титаны враждебны богам, но не являются сами по себе злом, а, скорее, представляют альтернативную жизненную стратегию и ценности.

Каждый вектор проходит через нескольких «этажей». Это и есть «сферы». Каждый следующий этаж любого из векторов даёт миры, всё более отдалённо напоминающие земной. В традиционной мифологии тема эта представлена сказаниями о кругах ада, семи небесах и т. д. Переход из сферы в сферу в опыте часто воспринимается как преодоление той или иной преграды. Нередко бывает, что преграда оказывается непреодолимой или же преодолевается не с первого раза.

Понятие «сфера» удобнее потому, что каждый из «этажей» пересекается в «путешествии» при движении по любому вектору. Поэтому для путешественников в мире архетипов модель мирового яйца заметно полезней современной космографии. Хотя сейчас вместо птолемеевой системы с её небесными сферами, вращающимися вокруг Земли, нам удобнее вспомнить оболочки планеты: допустим, тропосфера будет соответствовать сфере воды, стратосфера — воздуха, термосфера — огня, экзосфера — эфира…

Но в отличие от древних, нам незачем прямо соотносить архетипическую реальность с физическим космосом. С психологической точки зрения, каждая сфера и вектор могут быть рассмотрены как связанные с теми или иными областями бессознательного, с характеристиками сознания и ценностями. Таким образом, путешествие по архетипическим мирам как по внутренней реальности становится важным элементом психотерапии и саморазвития.

Так, три вектора — верхний, средний и нижний (мифологически: богов, титанов и инферно, или в индийской терминологии, дэвов, асуров и нараков) — могут быть соотнесены с тремя жизненными стратегиями, ориентированными на:

1. гармонию и сотрудничество (веру, надежду, любовь),

2. конкуренцию и самоутверждение (познание и свободу),

3. чистую эгоцентрацию (вампирическое отношение к миру).

В психо-физическом аспекте можно их связать с энергетическим потенциалом:

Минимальный (соответствует нижнему, инфернальному вектору) даст состояние упадка, депрессии (тамас2).

Средний (титанический, асурический) — напротив, обычно воспринимается как максимально активный, воинственный, агрессивный (раджас).

Но максимальный энергетический потенциал здесь соответствует верхнему (дэвовскому) вектору, который воспринимается как созерцательный, уравновешенный и спокойный — это сила, которой не надо ничего доказывать (саттва).

Таким образом, минимальному потенциалу соответствует состояние выживания при минимуме ресурсов, среднему — агрессивная борьба за ресурсы, высшему — полнота.

В путешествии каждому вектору будет соответствовать узнаваемый образный колорит, вплоть до преобладающей цветовой гаммы (верхний — белый, лазурно-синий, золотой, зелёный; средний — фиолетовый, тёмно-синий, оранжевый, чёрный; нижний — чёрный и красный).

Научиться путешествовать по архетипической реальности проще, чем адекватно расшифровывать увиденное. Возможно, приведённые ниже описания позволят лучше ориентироваться в мифической космографии и внутренних мирах. Но будет большой ошибкой в практике использовать их для визуализации — сознательной или непроизвольной — тех или иных образов. При самостоятельных экспериментах образы должны приходить спонтанно.

1.2 Выбор направления

От вектора отличается, хотя и коррелирует с ним, «направление» — это движение по сторонам света, в зенит и надир. В зависимости от выбора вектора и направления характеристики наблюдаемых миров одной и той же сферы будут радикально меняться.

Архетип сторон света тоже очень древний и представленный в большинстве традиций. Присутствие астрономических образов в коллективном бессознательном позволяет их эффективно использовать и ныне. Лучше всего иметь ориентиром солнце. Медитировать вечером на запад, визуализируя закат, утром на восток и восход, днём на юг, ночью на север. Неоднократные опыты подтверждают, что характерные для направлений образы имеют ряд относительно устойчивых характеристик. Северу в большей степени соответствует архетип тени3, пугающие образы, нигредо4. Западу — архетип анима, альбедо, тайна, воображение, интуиция. Востоку — архетип суперэго, покой, рацио. Югу — архетип ребёнка, энергия, свет и тепло, рубедо. Юг и восток в большей степени связаны с вектором вверх, север — вниз, запад — в средний/водный мир. Связаны они и с архетипом стихий.

Вот, например, характерные описания участника экспериментов Ильи:

Юг — яркий и экстремально горячий.

Запад — движущийся в потоке воздуха, по течению воды.

Север — поглощающий свет, скрытый во мраке.

Восток — твёрдый как горы.

Восток чаще всего даёт образ степи и горного хребта за ней — образы спокойные, уединённые связанные с релаксацией.

Юг — пустыни и за ней моря, огромного солнца, образы огня.

Запад — вод и лесов, образы загадочные, интригующие, водно-воздушные, «эльфийские».

Север — тревожные, пугающие образы, тьму, чёрные тундровые пустыни, перемежающиеся бесплодными хребтами, чёрный мир.

Яркость образов и продолжительность маршрута, зависит от психотипа путешественника, комплементарности ему того или иного направления.

Но в целом, каждая из сторон соответствует определённой части нашей собственной психики, доминирующей или скрытой, или даже подавленной.

1.3 Сферы

Описания современных психонавтов имеют немалое число соответствий с древними преданиями, описывающими те или иные, последовательно пересекаемые, сферы мироздания, хотя картографирование миров в каждой из традиций исходило из её собственных принципов.

Античная модель, оказавшая решающее влияние на средневековые, выделяла: 1) стихийные сферы — земли, воды, воздуха, огня, вплоть до эфирной, 2) астральные (пути звёзд и планет) и 3) эмпирей (мир огненный). В индийской традиции им соответствуют Бхуварлока (Антарикша — атмосфера) — мир духов, Сварлока (мир богов и светил) и Махарлока (Махат — Великий). В каббале — миры Асия, Ецира и Брия. При более дробном анализе можно выделать десять сфер архетипической реальности, доступных для «непросветлённого» сознания.

Хотя существовало и психологические прочтение космографии — учение о душах человека, соответствующих этим мирам, для «языческих» религий опыт Иного был связан прежде всего с контактами с «обитателями» этих сфер: духами, гениями, демонами, ангелами, богами… Оккультный же подход предполагал глубокое вхождение и взаимодействие с этими «мирами», просвечивающими сквозь обыденность.

Можно попробовать структурировать известные культы по принципу взаимодействия с той или иной сферой бессознательного:

1. Земля. Почитаются духи земли. Отсутствие принципиальных барьеров между духами, животными и предками, живыми и мёртвыми. Загробный мир воспринимается как часть ближнего ландшафта. Центр мира совпадает с местом обитания общины. Ритуальные манипуляции с плотью. Всеобщее оборотничество как норма. «Физиологическая» космогония (мир творится из плоти или её отправлений). Предки присутствуют в виде священных предметов (чаще камней).

2.Вода. Стихийные духи, водно-воздушные существа, одушевлённая природа, существа низшей мифологии. Мифопоэтические образы, былички. Шаманские полёты, представления о душах и загробном мире, о векторах (верхний, нижний и водный миры). Есть табу, но нет морали. Бог-Трикстер5. Различение профанного и сакрального. Оргиастичесие культы. «Растения силы». Техники, направленные на достижения изменённых состояний сознания (архаический экстаз) и наведения морока. Женские божества. Тайные общества.

3. Огонь. Человекоподобные ревнивые боги, профессиональное жречество, разработанная система жертвоприношений, всесожжения. Гробницы с инвентарём или кремация. Миф о герое (поход которого совершается через сферы воды и огня). Судьба. Гадания и прорицания. Мрачный загробный мир с исключением для потомков богов (героев); основополагающая роль представлений о наследственности, чистоте крови; варновая система (в той или иной степени); священные цари, личная магическая сила (харизма, мана) нередко связанная с происхождением или накапливаемая аскезой.

Нетрудно заметить, что на каждом новом этапе, предыдущий «вытесняется» в нижние слои мифологии и ритуально-магических практик. Так для героев сферы огня, их противники — колдуны сферы вод. А для гностического христианства боги сферы огня становятся злокозненными «архонтами», ставящими преграды при подъёме в высшие сферы.

4. Эфир. Вечный закон. Пантеон. Противостояние богов космоса и демонов хаоса. Мотив загробного путешествия через сферу огня в эфирную в поисках счастливой страны. Центр мира недоступен или труднодостижим. Предания о золотом веке и циклической деградации. Посвящение в мистерии и таинства. Мотив приобщения к богам. Загробный суд. Влияние поведения на посмертную участь (равно важны моральные и ритуальные заповеди). Понятие греха. Пророки.

5. Астрал. Астрономическое небо как наглядный образ архетипической реальности. «Звёздные странствия». Развитые модели мифической космографии. Математические и кабалистические вычисления, астрология. Общение в ангелами или гениями. Обожествление Разума. Воля к абстракции. Интеллектуальные медитации. Практики молитвы. Мантры.

6.Верхний астрал (духовная сфера). Учения о «небесной родине», перерождениях как пути эволюции, мистические восхождения на «седьмое небо», ненатуралистические образы небесного рая. Мир Прообразов. Небесный град. Этические учения. Проповедь любви. Переориентация ума на высшие цели и миры.

7. «Перводвигатель» небесных сфер — божественная колесница — Меркава. Сидящий на Троне — верховный ангел, представляющий Бога. Эмпирей.

Далее идут миры эмпирея, переходные между миром божественных эманаций и миром творения. Фильтры ослабляющие божественный свет, превращающие его во вселенную:

8. Высший рай мистиков (Ган эден эльон), 9.изначальная пустота 10 божественный свет.

Образ мирового Змея, поддерживающего миры, связан тоже с этим последним уровнем.

Ниже будут даны краткие описания этих миров как архетипических локаций, этажей бессознательного и приведены описания наших современников, с древними мифологиями незнакомых. Отчёты, которые цитируются в книге, писались участниками экспериментов непосредственно после каждой медитации-«путешествия» и приводятся без литературной редакции.

Приложение. Как организовать самостоятельное путешествие

Если вы решите попробовать попутешествовать самостоятельно, то самое первое, что нужно сделать, это расслабиться, но при этом не заснуть. Можно ярко представить, вспомнить то состояние, когда вам было спокойно и хорошо и ничего не тревожило и не отвлекало.

Дальше. Обычно такое воспоминание связано с конкретным местом. Это ваше «место силы». Надо его хорошо себе представить, вплоть до тактильных ощущений. Подойдёт и вымышленное место или даже образ вашего дома. Вот здесь визуализация нужна: вы очень чётко должны представлять себя находящимся в этом приятном месте.

И наконец, вы мысленно выходите из него и направляетесь в путешествие. Взлетаете вверх. Обнаруживаете незнакомую дверь. Проходите через отверстие, вдруг открывшееся в стене и т. п. Главное, вы представления не имеет, куда попадёте. И вдруг что-то видите.

Прежде всего, не надо искусственно вызывать образы по заказу, вы просто позволяете им появляться. Во-вторых, если образы быстро и беспорядочно мелькают, вы их удерживаете и даёте развернуться. Например, вы увидели грушу. Остановите образ и посмотрите, где она лежит, что вокруг и т. д. В-третьих, лучше всего, если ряд образов будет разворачиваться как маршрут прогулки. То есть образы складываются в «пейзаж», по которому и проходит путешествие. Относится к ним надо заинтересованно-отстранённо.

Но прогулка или полёт этот происходят не в физическом пространстве, а в пространстве архетипическом, в стране чудес. Иногда вы оказываетесь в знакомой местности или напоминающей знакомую. В таком случае важен момент перехода в неизвестность: через вход в некие врата, подземный переход, дупло и или хоть платяной шкаф. После этого начнётся уже настоящее путешествие.

Типичные сложности:

— Полное отсутствие образов. Часто встречается у кинестетиков6. В этом случае стоит сделать акцент на ощущении движения, например, полёта. Иногда образное восприятие развивается, иногда стоит сменить практику.

— Неспособность удержать картинку, мелькание образов. В этом случае стоит чуть больше задействовать волю и контроль, не отпускать возникающие образы и изучать их, пока не начнёт выстраиваться визуальный ряд. Попробовать разные способы входа в медитацию. Помнить, что «видим» в этом путешествии не глазами, а «сквозь глаза».

— Неодолимый рубеж. Иногда возникает сразу же после того, как покинуто место силы. Чаще на определённом этапе практики, когда не удаётся перейти в следующую сферу. Иногда такие зависания приходят надолго. Можно исследовать подробней области, открытые для восприятия и периодически повторять попытки выйти за их пределы.

— Проблема с идентификацией. Как только практика начинает получаться, почти неизбежно встаёт вопрос: это действительно образы бессознательного и иные миры — или чистая фантазия? Вопрос осложняется ещё тем, что многие образы оказываются уже виденными ранее, например, в фильмах. Это нормально: в тот момент, когда начинается перевод с языка бессознательного, сознание нередко использует воспоминания по принципу «на что это похоже?» Поэтому на ранних стадиях практики провести грань между увиденным и воображаемым почти невозможно. Лучше всего исходить из критерия: если вы не знаете, что произойдёт дальше, то всё идёт правильно.

— Фантазирование. Обычно возникает у людей с очень живым воображением. Как правило, проявляется в повышенной сюжетности, драматичности происходящего, которое начинает восприниматься как приключенческая история, игра. В этом случае лучше всего не реагировать на персонажей, желающих вступить во взаимодействие, а сосредоточиться на чисто «пейзажном» восприятии. Бывает также, что сознание слишком плотно удерживает контроль, в таком случае появляется то, что должно быть в этом направлении «по логике», на основании ранее виденного и прочитанного. В этом случае надо просто отпускать контроль и обращать внимание на несистемные детали.

— Страх. Нередко связан с яркими пугающими образами, которые иногда выполняют роль «стража порога» — программы, защищающей сознание от вторжения бессознательного. Даже если появляются образы пугающие и неприятные, лучше всего сохранять позицию отстранённого и внимательного наблюдателя, исследователя. При спуске в области, представляющиеся опасными, использовать защитные молитвы, мантры, мысленно создавать световой амулет («фиал»). В целом практика образной медитации на порядок безопаснее «выхода из тела» или осознанных сновидений. Хотя при работе с бессознательным абсолютных гарантий безопасности дать нельзя никогда. На начальной стадии практики лучше медитировать не чаще раза в сутки. В случае появлении головных болей, уделять большее внимание расслаблению и медитировать раз в двое суток.

Продолжительность сеанса от 15 минут. Поза — удобная.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие к горизонту. Мифическая космография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Учение о «трёх гунах» — саттва, раджас и тамас — в индийское традиции играет роль близкую той, что в китайской об инь и ян. саттва — начало светлое, духовное и спокойное, раджас — активное, энергичное, тамас — начало тёмное и инертное.

3

Архетип Тени — соответствует вытесненной части психики, тому что более всего пугает, отталкивает в себе, внутренний бес. Суперэго, напротив, это образ Отца, моральный закон, внутренний прокурор. Анима/анимус — внутренний мужчина у женщины, внутренняя женщина у мужчины, образ идеального полового партнёра.

4

Нигредо, альбедо, рубедо — стадии алхимического процесса, по превращению ртути в золото. В системе Юнга, стадии личностного роста, сопровождаемые появлением в сновидениях или видениях характерного ряда образов: нигредо — тёмные, пугающие, отвратительные, депрессивные; альбедо — связанные с очищением, неустойчивые, связанные с эротикой и фантазией; рубедо — яркие, жизнеутверждающие, лишённые полутонов, связанные с активной сексуальностью и лидерством.

5

Бессовестный шутник

6

Люди различаются по тому, какой из органов чувств у них доминирует: визуалы воспринимают мир больше через зрение, аудиалы — через слух, кинестетики — через телесные ощущения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я