1. Книги
  2. Танцы
  3. М. А. Кассиль

Создание танца в оригинальном жанре

М. А. Кассиль (2024)
Обложка книги

Учебно-методическое пособие по хореографии, обучающее педагога-хореографа созданию танца в оригинальном жанре при помощи спецэффектов и сценического реквизита.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Хореография танца в оригинальном жанре

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Создание танца в оригинальном жанре» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Хореография танца в оригинальном жанре

1.1. История развития танца в оригинальном жанре

Танец как вид исполнительского искусства имеет богатую историю и представлен различными стилями и жанрами в разных культурах. Трудно выделить лишь один оригинальный жанр танца, сформировавшийся на сегодняшний день, поскольку танец был частью человеческой культуры на протяжении тысячелетий, развиваясь и диверсифицируясь с течением времени. В разных культурах мира существуют свои традиционные танцевальные формы, каждая из которых имеет свои уникальные движения, музыку и культурное значение. Некоторые из старейших задокументированных танцевальных форм включают древние ритуалы, народные танцы и церемониальные танцы, исполняемые коренными народами определенного региона. Концепция танца как формы самовыражения и общения глубоко укоренилась в истории человечества и постоянно развивалась в разнообразные танцевальные стили, которые мы видим сегодня [18, с. 60].

Разнообразие танца, с его характерными чертами для определенного племени и народности, постепенно эволюционировало вместе с культурным развитием общин, проживающих в конкретных местностях и регионах. На протяжении истории танец, представленный в народе, служил средством передачи многообразия эмоций людей. В нем отражались события из жизни рода, племени или народности, включая потери, радость, гордость и отвагу. Развиваясь вместе с человеком, танец обогащался содержательно, а его исполнение становилось более мастерским и уникальным для каждого конкретного народа. Таким образом, танец стал одним из наиболее разнообразных видов искусства [43, с. 42].

Танец обладает уникальной способностью создавать особую обстановку общения, вовлекая в нее не только исполнителей, но и зрителей. Его способность служить языком общения определяет его сущность. Несмотря на трансформации в ходе эпох, модных веяний и других социокультурных изменений, а также появление более сложных форм танца, его природа остается неизменной. В настоящее время танцевальное искусство развивается в разнообразных формах, стилях и видах. Зрителям знакомо исполнение классических, эстрадных, бальных, историко-бытовых танцев, а также появление новых направлений, таких как модерн [46, с. 34].

Хореография, как самостоятельное искусство, имеет древние корни, и весьма длительная история свидетельствует о постоянном интересе человечества к создаваемому им танцевальному искусству. В процессе своей эволюции требования времени подталкивали искусство пластики к созданию все новых и новых форм танца. С появлением «нового танца» менялись стереотипы, взгляды и техники, и это живое искусство не всегда было легко фиксировать и обобщать [44, с. 93].

В центре этого искусства всегда стоит человек, создающий и осваивающий его ценности для своего времени. Народный танец, будучи одним из древнейших видов искусства, обладает своими уникальными традициями, хореографическим языком и пластической выразительностью. Каждый народ обладает своим характерным танцем, и это культурное наследие является ценным достоянием, которое следует изучать, любить, ценить и сохранять. Потерять богатства народной культуры означает причинить вред не только национальным культурам, но и общему культурному фонду всего человечества [12, с. 33].

В различных культурах вырабатывались уникальные танцевальные традиции с собственной структурой, содержанием, типологией и ритмикой. Пленительные, плавные движения японского и китайского танца переходят из одного в другое, завораживая зрителя. Искусство их исполнения сравнивают с мастерством написания изысканных иероглифов. Индонезийский танец основан на четких фиксированных па; европейский танец сочетает движения солиста и ансамбля, создавая цельную композицию; африканский танец содержит множество эротических элементов с характерными вращательными и колебательными движениями бедер и всего тела. В индийском классическом танце жесты и движения символизируют чувства и настроения, являясь самым древним видом танцевального искусства согласно индуизму. Бог Шива, согласно этой религии, считается создателем и первым танцором. Согласно древним сказаниям, он, танцуя, он формировал Вселенную из хаоса. Интересно отметить, что в древности танец в Китае обладал просветительским характером, и государственное учреждение «Музыкальная палата» курировало певцов и танцоров, которых было около 800. Китайский танцор через движения передавал зрителям принятые в их культуре концепции устройства мира, основанные на принципах инь (темное, женское начало) и янь (светлое, мужское начало) [4, с. 110].

То есть история хореографических школ восходит к древним временам, когда танец был неотъемлемой частью ритуалов, церемоний и развлечений в разных культурах мира. В этих ранних обществах танцевальные знания передавались устно и посредством подражания, создавая неформальные системы обучения внутри сообществ.

Однако формализация танцевального образования начала формироваться в эпоху Возрождения в Европе. В XV и XVI веках мастера танцев документировали танцевальные шаги и техники в письменной форме, закладывая основу структурированного танцевального образования. Эти мастера часто обучали знатным семьям и аристократам искусству придворных танцев [33, с. 12].

В XVII и XVIII веках балет возник как отдельная и систематизированная форма танца во Франции и Италии. Такие балетмейстеры, как Пьер Бошан во Франции, создали систему обозначений и специальный словарь для балетных движений. В этот период были открыты формальные балетные академии, такие как Королевская академия танца в Париже (1661 г.) и балетная школа театра Ла Скала в Милане (1813 г.), где начинающие танцоры проходили систематическое обучение [18, с. 63].

XIX-й стал свидетелем золотого века классического балета с созданием известных хореографических школ, таких как Императорская балетная школа в Санкт-Петербурге, Россия (1738 г.), и Королевская балетная школа в Лондоне (1926 г.). Эти учреждения сыграли решающую роль в формировании балетной техники и воспитании танцоров и хореографов мирового уровня [45, с. 201].

В XX веке влияние таких хореографов, как Марта Грэм и Джордж Баланчин, привело к появлению современных танцевальных форм. Были основаны танцевальные школы, специализирующиеся на этих стилях, такие как Школа современного танца Марты Грэм (1926 г.) и Школа американского балета (1934 г.), обеспечивающие обучение новаторским и выразительным техникам движений.

Помимо балета и современного танца, во всем мире возникли различные другие хореографические школы, отражающие региональные танцевальные традиции и стили. Например, Академия балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге (Россия) известна своими классическими методами обучения балету, а балетная школа Парижской оперы во Франции имеет давнюю традицию подготовки артистов балета высшего уровня [1, с. 80].

В целом история хореографических школ разнообразна и отражает эволюцию танца как глобального вида искусства, охватывающего различные стили, техники и культурные влияния.

Сегодня хореографические школы продолжают развиваться, охватывая широкий спектр танцевальных стилей: от классического балета до хип-хопа и современного танца. Эти школы играют жизненно важную роль в сохранении традиционных танцевальных форм, изучении новых хореографических идей и подготовке следующего поколения танцоров и хореографов.

В них получили развитие такие направления. как исторический, фольклорный танец, бальные и клубные танцы, уличный и современный танец. Стилевая классификация танца также разнообразна и обширна. В ней выделяются следующие стили: танец живота, фламенко, чечѐтка, танго, ча-ча-ча, брейк-данс, стрип-пластика и другие.

В последние годы формы современного танца и междисциплинарные подходы приобрели популярность, что привело к созданию школ, предлагающих обучение широкому спектру техник движения, включая джаз и экспериментальные танцевальные стили.

Современный танец развивался с XIX по XX век [46, с. 50]. Эволюцию и историю современного танца можно проследить до трех различных периодов времени. Рассмотрим, как элементы, фокус и движения современного танца менялись от первой и второй до третьей волны.

Первую волну современного танца можно проследить со времени ее основателей Рут Деннис и Айседоры Дункан. В XIX-м веке современный танец был признан «нетрадиционным» и был вдохновлен незападными культурами, такими как Азия, Греция и Африка. Большая часть движения была заимствована из произведений искусства и скульптур этих культур. Стиль и движение современного танца были впервые представлены в Европе, но были выдвинуты на передний план, когда в Соединенных Штатах открылась первая школа современного танца, Школа танца и смежных искусств Денишона. Это познакомило зрителей всего мира с этим нетрадиционным и творческим способом движения, идущим вразрез с жесткими методами балета.

Вторая волна современного танца принесла новый вклад и стили в эту новую форму танца. Марта Грэм — самая известная пионерка этой эпохи, привносящая в современный танец новые и естественные движения. В это время основное внимание уделялось основным движениям: дыханию, ходьбе, сокращению и расслаблению. Эта волна 1930-х годов пережила времена Великой депрессии и Второй мировой войны. Значение этого времени и острые эмоции, которые многие люди почувствовали в обществе из-за этих событий, отразились в танце. Современный танец больше не рассматривался как абстрактный танец, а был принят в театральный мир как знакомая и уважаемая форма и стиль.

Третья волна танца началась в 1960-х годах и сегодня является тем, что мы знаем как современный танец. Афроамериканская культура оказала главное влияние этого периода. Это привнесло в формы современного танца больше движений и стилей, включая джаз и чечетку [10, с. 180].

С тех пор разные танцы изменились, слились и превратились в то, что мы знаем сегодня как самые известные танцевальные жанры. Современный танец, хотя включает установившиеся, закрепленные структурированные формы и шаги, призван ориентироваться на интерпретацию музыки и чувств танцора, ставя целью выражение им их через движения. Современный танец изначально зародился из-за нелюбви к ограничениям традиционных танцев, таких как балет, которые часто притесняли танцоров жесткими правилами и методами.

В настоящее время современный танец популярен во всем мире, и участники имеют возможность практиковать балетные танцы, не уделяя особого внимания своей технике или выступлениям. Вместо этого танцоры могут выбрать музыкальное произведение и использовать нетрадиционные движения, чтобы передать эмоции или рассказать осмысленную историю.

Современный танец выделяется исследовательским подходом, обусловленным взаимодействием с постоянно развивающейся философией движения и постепенным углублением понимания возможностей человеческого тела. Современный танец также рассматривается как способ развлечения, форма досуга. Но сегодня, в условиях кризиса, танец превратился в выбор номер один всех поколений, вытесняя аэробику и силовые виды физических занятий, как мощный механизм массовой релаксации.

Немаловажную роль в развитии народной культуры хореографического искусства, в том числе современного танца, играет инновационная функция разных видов, форм и жанров. Оригинальный жанр в хореографии представляет собой искусство пластики и нетрадиционного мышления. В создании «нового танца» пластика играет ключевую роль, отличаясь от других жанров хореографии своими изобразительными возможностями. Этот жанр отличается от натуралистической детализации, обыденной достоверности и примитивности [22, с. 130].

Сам по себе оригинальный жанр безотносительно к какому-либо виду искусства был одной из древнейших форм сценического мастерства до его интеграции в хореографию. Он представляет собой зрелищное шоу с использованием реквизита, где артисты стремятся вызвать широкий спектр эмоций от смеха до восторга. Часто выступающих приглашают на различные события, включая свадьбы и юбилеи. Даже начинающие артисты могут продемонстрировать свой талант, выступая на городских праздниках или частных вечеринках [20, 48].

Оригинальный жанр привлекает артистов, предлагающих уникальные номера. Иллюзионисты, фокусники, акробаты, воздушные гимнасты, фаерщики и метатели ножей создают представления, которые завораживают зрителей. На мероприятия часто приглашают иллюзионистов, барменов-шоу, артистов огненного шоу, барабанщиков и акробатов, обеспечивая яркие впечатления.

Иллюзионисты и фокусники создают настоящее волшебство в зале. Самые оригинальные номера требуют специальных устройств и вызывают удивление даже у скептиков.

Бармены, проводящие бармен-шоу, демонстрируют виртуозное обращение с шейкером и бокалами. Они мастерски жонглируют инвентарем, при этом готовят вкусные коктейли.

Артисты огненного шоу, или «укротители огня», способны создать представление, не сравнимое с любым фейерверком. Обычно в постановке участвуют несколько человек, совершая манипуляции с огнем, которые завораживают зрителей.

Барабанщики представляют новое направление в ивент-индустрии. Шоу барабанов — это яркий концертный номер с костюмами, музыкой и танцевальными элементами. Живой звук и синхронное исполнение удивляют и радуют зрителей.

Акробаты в представлениях выделяются пластичностью и гибкостью. Их номера разнообразны и зависят от конкретной программы. Но в любом случае, номера в оригинальном жанре с участием акробатов демонстрируют силу и ловкость человеческого тела [47, с. 102].

Таким образом, оригинальный жанр представляет собой уникальное сочетание театральной постановки, эстрадного представления и элементов циркового искусства. Артисты этого жанра долгое время успешно участвуют в различных событиях, включая детские праздники, юбилеи, дни рождения и свадьбы. Специалисты event-индустрии постоянно разрабатывают разнообразные программы, включая фаер-шоу, световые и лазерные представления, шоу мыльных пузырей и пародии, чтобы удивлять и радовать зрителей. Владение представителями оригинального жанра элементами хореографии вносит особую привлекательность в точки зрения зрелищности и целостности постановок.

Интеграция оригинального жанра в хореографическое искусство предполагает сочетание традиционных элементов определенного жанра, например народного танца или классического балета, с новаторской хореографией и зрелищными заимствованиями из других видов сценического искусства. Такое слияние позволяет танцорам и хореографам создавать уникальные постановки, отдающие дань уважения традиционному жанру, но в то же время сочетающие в себе современные движения и творческое самовыражение. Часто требуется глубокое понимание как традиционной формы, так и принципов хореографии, чтобы плавно объединить их в связное и увлекательное танцевальное произведение [37, с. 34].

История развития оригинального жанра в танце происходит из богатого культурного наследия различных народов и регионов. Каждая культура имеет свои уникальные традиции и танцевальные стили, которые развивались на протяжении веков. В эпоху глобализации культуры традиционные танцевальные жанры также стали вдохновлять современных хореографов на создание оригинальных танцевальных постановок. Ретро-жанры интегрируются в современные танцевальные номера и создают уникальное искусство, сочетающее в себе традиционные элементы и современную танцевальную технику. Такие меры позволяют разместиться в культурном наследии и одновременно наслаждаться творчеством, современным и выразительностью хореографии.

История развития оригинального танцевального жанра — это увлекательное путешествие, охватывающее столетия и охватывающее различные виды исполнительского искусства. Он включает в себя эволюцию театральных представлений от древних цивилизаций до современности. XX век стал свидетелем значительных успехов в сценическом искусстве, включая использование новых технологий, техники освещения и спецэффектов. Экспериментальные театральные движения, такие как экспрессионизм и абсурдизм, бросили вызов традиционным формам и раздвинули границы хореографического выражения.

В наше время оригинальный танцевальный жанр продолжает развиваться за счет интеграции мультимедийных элементов, интерактивных представлений и иммерсивных впечатлений. Современная хореография исследует разнообразные темы, стили и культурные влияния, отражая сложность человеческого опыта.

В целом история оригинального танцевального жанра представляет собой динамичное полотно творчества, инноваций и культурной эволюции, демонстрирующее непреходящую силу живого выступления, способного увлекать и вдохновлять публику.

Оригинальный танец в контексте исполнительского искусства относится к стилю танца, который создается и ставится отдельным лицом или группой, демонстрируя их уникальное художественное выражение, креативность и новаторство. В отличие от традиционных или классических форм танца, оригинальный танец не придерживается определенных установленных техник или правил, что дает танцорам свободу исследовать нетрадиционные движения и темы [50, с. 14].

Концепция оригинального танца преобладала на протяжении всей истории танца, развиваясь вместе с социальными и культурными изменениями. Как было уже отмечено, в начале XX-го века такие пионеры, как Айседора Дункан и Марта Грэм, бросили вызов нормам традиционного танца, проложив путь к более экспериментальным и выразительным формам движения. В середине XX-го века наблюдался подъем современного танца, подчеркивающего индивидуальное самовыражение и творчество. В наше время оригинальный танец продолжает развиваться под влиянием различных танцевальных стилей, технологий и мировых художественных тенденций [42, с. 20].

На сегодняшний день сформировались следующие виды танца в оригинальном жанре:

1. Импровизационный танец: танцоры спонтанно создают движения и последовательности без заранее определенной хореографии, полагаясь на свою интуицию и творческий подход.

2. Экспериментальный танец: этот тип оригинального танца исследует нетрадиционные движения, концепции и темы, часто раздвигая границы традиционных танцевальных форм.

3. Танец, ориентированный на конкретное место: хореография, предназначенная для исполнения в определенном месте, включающая в танцевальное произведение элементы окружающей среды.

4. Танец-фьюжн: оригинальный танец, сочетающий в себе элементы разных танцевальных стилей, культур и художественных дисциплин для создания уникального и эклектичного представления.

5. Контактная импровизация: форма импровизированного танца, в которой точки физического контакта между танцорами используются в качестве отправной точки для исследования и создания движений.

6. Интерактивный танец: интерактивный танец, основанный на технологиях, использует датчики и цифровые интерфейсы, чтобы реагировать на движения танцоров, создавая динамическое взаимодействие между танцорами-людьми и технологиями [1, с. 63].

Очевидно, что виды оригинального танца продолжат развиваться и расширять свое разнообразие, отражая постоянно меняющийся ландшафт современного танцевального самовыражения.

1.2. Хореографические методы постановки танца в оригинальном жанре

Хореографические методы в оригинальном жанре танца включают сложный процесс создания и организации движений для передачи художественной выразительности. Одним из ключевых методов является использование пространственного дизайна, при котором хореографы стратегически размещают танцоров по отношению друг к другу и к пространству представления. Это предполагает рассмотрение формаций, траекторий и общей композиции для усиления визуального воздействия [21, с. 82].

Кроме того, хореографы используют динамику движений, чтобы вызвать эмоции и смысл. Такие элементы, как темп, ритм и энергия, играют решающую роль в формировании общей эстетики. Хореографы могут использовать контрастные движения, разную скорость или динамические сдвиги, чтобы создать богатый и увлекательный опыт для зрителей [2, с. 40].

Повествовательные или тематические элементы часто определяют оригинальную танцевальную хореографию. Хореографы могут черпать вдохновение из историй, концепций или эмоций, чтобы создать связное и значимое танцевальное произведение. Этот метод позволяет установить более глубокую связь между танцорами и аудиторией, поскольку они передают повествование посредством движения [7, с. 123].

Музыка является еще одним неотъемлемым компонентом, влияющим на хореографические решения. Хореографы могут согласовывать движения с ритмом, мелодией или настроением музыки, чтобы усилить общую гармонию представления. Взаимосвязь между танцем и музыкой тщательно продумывается для создания цельного и захватывающего впечатления [30, с. 20]. Музыка — это ключевой элемент, органично вплетенный в хореографию. Сотрудничество хореографов и композиторов позволяет гармонично сочетать движение и звук. Ритм, мелодия и настроение музыки могут влиять на выбор хореографии, создавая более захватывающее и эмоционально резонансное представление

В оригинальном жанре инновации и креативность имеют первостепенное значение. Хореографы часто раздвигают границы, экспериментируя с нетрадиционными движениями, стилями или междисциплинарным сотрудничеством. Постоянное исследование новых идей способствует эволюции и разнообразию в области танца [22, с. 130].

Сотрудничество с танцорами является фундаментальным хореографическим методом. Хореографы тесно сотрудничают с исполнителями, чтобы понять их сильные стороны, возможности и уникальные качества, подбирая движения таким образом, чтобы подчеркнуть индивидуальное и коллективное мастерство. Этот совместный процесс развивает чувство сопричастности и аутентичности в танцевальном ансамбле [24, с. 92].

Наконец, хореографы используют хореографические обозначения и методы документирования, чтобы запечатлеть и донести свои творения. Это гарантирует, что хореография может быть точно сохранена, разучена и воспроизведена, внося свой вклад в наследие оригинального танцевального произведения [25, с. 47].

В целом, хореографические методы в оригинальном жанре танца многогранны, включают пространственный дизайн, динамику движений, исследование повествования, интеграцию музыки, инновации, сотрудничество и тщательную документацию, чтобы воплотить убедительное видение в жизнь на сцене [16, с. 103].

Интеграция элементов из других жанров искусства в хореографическую постановку стала динамичной и инновационной практикой в сфере танца. Хореографы часто черпают вдохновение из различных видов искусства, таких как изобразительное искусство, музыка, литература и даже технологии, для создания многомерных и увлекательных танцевальных произведений [11, с. 120].

Изобразительное искусство играет значительную роль во влиянии на хореографию, поскольку танцоры исследуют движения, вдохновленные картинами, скульптурами или дизайнерскими концепциями. Это включение добавляет визуальный слой к представлению, улучшая впечатления зрителей и создавая слияние движения и эстетики [17, с. 182].

Литературные элементы также находят свое применение в хореографических постановках. Хореографы часто создают повествования с помощью танца, передавая сложные темы или эмоции, во многом похожие на историю, разворачивающуюся на сцене. Этот междисциплинарный подход придает глубину хореографии и приглашает зрителей подключиться к спектаклю на повествовательном уровне [26, с. 54].

Технологические достижения еще больше способствуют слиянию жанров, поскольку хореографы экспериментируют с интерактивными визуальными эффектами, проекциями и виртуальной реальностью. Эти технологические элементы превращают традиционное танцевальное пространство в динамичную и интерактивную среду, раздвигая границы хореографического самовыражения [49, с. 112].

Таким образом, внедрение элементов из других жанров в хореографическую постановку является свидетельством эволюционирующей природы танца как вида искусства. Используя влияние изобразительного искусства, музыки, литературы и технологий, хореографы обогащают свою творческую палитру, что приводит к инновационному и увлекательному танцевальному опыту как для исполнителей, так и для зрителей [48, с. 42].

В свою очередь, интеграция театрального искусства в танцевальное представление в оригинальном жанре предполагает объединение повествовательных элементов, драматической выразительности и хореографии для создания целостного и увлекательного опыта. Процесс часто начинается с концептуализации уникальной темы или истории, которая служит основой для представления [41, с. 70].

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Хореография танца в оригинальном жанре

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Создание танца в оригинальном жанре» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я