Дугри – сленговое слово на иврите, которое означает «правильный, честный». Стать дугри – стать тем, кто говорит только правду и называет вещи своими именами или, как остроумно определил автор этой книги, «стать дугри – значит объявить себя злобным дураком, который пытается испортить эту прекрасную жизнь во лжи». Но можно ли стать дугри в современном мире? Не потому ли мы привыкаем закрывать глаза на очевидное и не задавать неудобные вопросы, что в западном обществе утвердилась идеология либерализма? И не является ли она очередной религией, безжалостно искореняющей всех инакомыслящих? Эти и многие другие вопросы предлагает обсудить бизнесмен и ученый Леонид Штильман. Будучи опытным путешественником и экспертом в области образования и высоких технологий, он щедро делится своими наблюдениями, которые заставят задуматься каждого неравнодушного читателя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дугри предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Либерализм
Верования, реальность и еретики
Древние греки восхищались трагедией Эсхила «Прометей». В ней бог Гермес приковывал героя к скале, царевна Ио посещала наказанного, и тот проклинал ее возлюбленного Зевса. Никто из зрителей ни Прометея, ни Зевса, ни Гермеса в обыденной жизни не встречал. Но никто и не сомневался в их существовании. Каждый знал с детства, что у богов есть разделение труда: молнии запускает Зевс, морскую волну гонит Посейдон, а поймать оленя помогает Артемида.
Афинский суд присяжных обвинял Сократа в том, что он не признает «правильных» богов и верит в других, новых и неправильных, развращает молодежь и учит ее не подчиняться родителям. В комедии Аристофана «Облако» Сократ отвергает богов и обучает мальчика бить своего отца. Обвинение, основанное на содержании пьесы, звучит нелепо. Однако, по мнению профессора Кембриджского университета Пола Картледжа, Сократ был виновен в богохульстве и развращении юношества и справедливо приговорен к смертной казни.
Через сотни лет после казни Сократа в Новом Завете такому поведению было дано определение. Появилось слово «ересь». Любая религия успешно борется с еретиками-одиночками. Но в тот момент, когда еретичество выходит из-под контроля господствующей религии, группы еретиков превращаются в секту или даже в новую религию. Сами по себе античные боги не исчезли бы, если бы на смену греческой религии не пришло массовое еретичество — христианство. С новой религией боролись огнем и мечом, но количество верующих в новую сказку все увеличивалось. На сцене появились новые действующие лица: Христос, волхвы, Иоанн Креститель, Дева Мария.
Реальность отличалась от действий в Святом Писании, но и на этот раз трагедия о Христе завершалась установлением новых незыблемых нравственных норм, находящихся под божественным покровительством. Наказание за сомнения в христианских религиозных догмах было еще более суровым, чем в Афинах. По сравнению с аргументами афинского суда признание еретиком в христианстве выглядит менее обоснованным. Например, рыжие женщины считались колдуньями и приговаривались к сожжению на костре.
Прошло еще 700 лет, и появилась новая сказка — про Мухаммеда. На этот раз борьба с неприятием догм стала еще суровей: прими мусульманство, или мы отрубим тебе голову. Миллионы индонезийцев, малайцев, афганцев сохранили свои головы и приняли сказки, придуманные на Аравийском полуострове, как новые правила жизни. Тут тоже был единый бог. Новая мифология снова вводилась насильственно. С ней пришли и новые незыблемые нравственные нормы.
Однажды во время моей работы в Принстонском университете я познакомился с профессором, приехавшим по обмену из коммунистического Китая. Под руководством хунвейбинов он провел три года на уборке риса, и ему очень не хотелось возвращаться в Китай. Профессор старался влиться в американскую жизнь и пришел к выводу, что надо выучить основы местной идеологии — христианства. После продолжительного изучения он признался мне, что так и не смог понять принципиальную разницу между христианством и иудаизмом: один Бог, десять заповедей, а все остальное — мелкие литературные подробности.
Основа большинства религий — это вера в богов. Вначале это были тотемы Африки, позже античные боги и, наконец, единый бог иудаизма, к которому христиане добавили сына божьего Христа, а мусульмане — пророка Мухаммеда. Некоторые секты, такие как мормоны, добавили новых пророков к невидимому богу.
Большинство людей считают, что в религии наличие бога обязательно. Тем не менее существуют и религии без бога. Примеры веры в абстрактный идеал — конфуцианство, буддизм, джайнизм. Ритуалы этих «безбожных» религий почти не отличаются от ритуалов религий «божеских» и от ритуалов «нерелигий», например коммунизма. В ХХ веке Горький и Луначарский пытались создать религию без бога, основанную на марксизме. Мой учитель физики рассказывал мне о случае в Киевском суворовском училище, где он когда-то преподавал. Одним из курсантов был сын кровавого диктатора Уганды Иди Амина. По окончании партийного собрания и коллективного пения Интернационала партийцы обнаружили у дверей Амина-младшего, на коленях бьющего поклоны на Восток. Когда его спросили, что он делает, он ответил: «Услышал, что вы молитесь, и решил тоже помолиться по-нашему, по-исламски».
Религия? Философия? Наука?
Трудно дать однозначный ответ на вопрос, где проходит граница между философией, социальным течением и религией. Существует мнение, что религия — это учение о загробной жизни, гарантирующее исполнение всех желаний после смерти за соблюдение религиозных норм при жизни. Некоторые считают, что само наличие ритуалов (молений) является характерным признаком религии. Существование жрецов, попов, мулл или «официально просветленных» тоже может рассматриваться как характерный признак религии.
Я убежден, что наиболее характерным признаком религии является свод жестких правил и вера в то, что любое отклонение от них есть еретичество, за которое отступник должен быть сурово наказан богом, судьбой или клерикальным лидером.
Анекдот середины ХХ века
«Что такое коммунизм? Религия? Философия? Наука?
По крайней мере, не наука, так как в науке до экспериментов на человеке принято экспериментировать на кроликах».
Большинству образованных людей термин «либерализм» понятен. Например, Википедия 2006 года сообщает: «Либерализм — это идеология, философия и политическая традиция, которая рассматривает свободу как главный политический фактор».
Политический либерализм — устройство, при котором индивидуальные права граждан превышают по своей важности права корпораций, классов или монархов и не зависят от пола, расы или имущественного положения.
Культурный либерализм — свобода искусств и наук от ограничений, накладываемых государством или церковью.
Экономический либерализм — право развивать свой бизнес при минимальном контроле со стороны государства.
Жителям западного мира либерализм представляется единственно правильной формой устройства жизни. Им кажется, что большая часть человечества не живет по либеральным принципам только потому, что какие-то злые силы, например, мусульманская религия, мешают им сделать это. Приверженцам либерализма трудно себе представить, что их ценности могут существенно отличаться от ценностей других людей.
Но рассмотрим один из постулатов либерализма — равенство рас, народов и полов, каким его видит не только закон, но и статистика.
Жители Нигерии могут производить электронику так же хорошо, как и японцы. Женщины могут заниматься теоретической физикой наравне с мужчинами.
К сожалению, в реальности этого не происходит. Жители Нигерии не преуспевают в электронике (как, впрочем, и в других областях хай-тека), а количество профессоров физиков-теоретиков женщин сильно уступает количеству мужчин.
Либерализм предлагает простое решение загадки несоответствия: следует найти причину, по которой сама реальность ошибочна. Например, Нигерия выглядит так, как она выглядит, вследствие политики колониализма и угнетения со стороны монополий. Женщины не преуспевают в теоретической физике ввиду мэйл-шовинистической политики общества.
Если реальность не соответствует концепции, то эту реальность нужно изменить. Например, построить нерентабельные предприятия в Нигерии или установить разные критерии при приеме в аспирантуру для женщин и мужчин. На этом пути, конечно, возникнет ряд логических несоответствий. Например, Палестина и Египет были колониями одной и той же державы — Англии. Сегодня их промышленный и культурный потенциал невозможно сравнить. Религиозный еврей в рамках своей религии объяснит, как должны наматывать филактерии сиамские близнецы, у которых две руки и две головы. Точно так же либеральные европейцы, не отступая от канонов своей религии, легко докажут, что Израиль преуспевает в науках и промышленности только потому, что американские и европейские капиталисты вложили деньги и превратили это место в форпост борьбы с арабскими народами.
А как обстоит дело с еретиками, то есть с теми, кто отклоняется от линии либерализма? Они подвергаются преследованиям в свободном мире. Президент Гарвардского университета Лоренс Саммерс был вынужден уйти в отставку после того, как усомнился в равных достижениях мужчин и женщин в математике. Дональд Стерлинг, миллиардер, владелец баскетбольной команды Clippers, продал свою команду, потому что в частном разговоре с негритянской любовницей он неуважительно отозвался о ее негритянских друзьях. Величайший ученый XX века, первооткрыватель ДНК Джеймс Уотсон был выброшен со всех позиций в связи с тем, что усомнился в том, что средние интеллектуальные показатели чернокожих и светлокожих одинаковы, и высказал предположение о существовании гена гомосексуализма.
Главное в либеральном ходе мыслей — подмена индивидуального равенства равенством групп. Примером может служить «групповщина» в отношении либерализма к гомосексуализму. Есть большая разница между заявлением, что получать пищу через нос не позорно, и утверждением, что питаться через нос столь же нормально, как и жевать. Однако либерализму недостаточно оградить индивидуума-гомосексуалиста от преследований, а необходимо вообще стереть разницу между гомосексуалистами и остальными людьми. Особо важным постулатом либерализма является отказ признавать какие-либо различия между мужчинами и женщинами, кроме внешних половых. Есть просто люди, которые имеют одинаковые умственные способности, одинаковые желания, одинаковое поведение. То, что в большинстве случаев половые отношения происходят между людьми разных полов, — не более чем «половое предпочтение». Не ищите логику в утверждении, что детородные органы не такие уж детородные. Так же как не ищите ее в том, что иудаизм запрещает есть одновременно мясную и молочную пищу, что следует из библейской догмы «не вари козленка в молоке матери». Утверждение об отсутствии отличий между полами трактуется разными либеральными группами по-разному и проявляется во всевозможных причудливых формах. Одна из них — это исправление неравенства в престижных профессиях. Создание должностей (например, профессоров или директоров больших компаний), которые могут занимать только женщины. В одном из крупнейших европейских банков большие начальники получают денежные премии за количество женщин-начальниц в их отделении. Разница между женскими и мужскими сексуальными приставаниями тоже должна быть стерта. Инстинктивное желание женщин получить хорошие гены от успешных мужчин трактуется как использование этими мужчинами своего положения для удовлетворения низменных инстинктов.
В экстремальной трактовке либерализма, которую я недавно встретил, было требование удалить Пикассо и Гогена из музеев. Пикассо известен не только своим высказыванием: «Есть только два вида женщин — подстилки и богини», но и многочисленным использованием своего положения в сексуальных целях. Гоген, как известно, развращал юных таитянок.
Примером культурного либерализма может послужить демонтаж статуи, символизирующей десять заповедей, около Верховного суда Алабамы. Статуя была снята под лозунгом отделения церкви от государства. Здравый смысл подсказывает, что одним из важнейших источников современного американского права являются именно десять заповедей Ветхого Завета. Тем не менее это не соответствует принципам либерализма, а значит, статуя должна быть запрещена.
Спокойствие в обществе очень важно для сохранения социального положения состоятельных людей. Политическая система западного общества предоставляет каждому гражданину один голос на выборах в центральные и местные органы власти вне зависимости от его материального статуса. Голос богатого стоит столько же, сколько и голос бедного. Но у богатого есть деньги на то, чтобы поменять мнение бедного. Формирование общественного мнения посредством средств массовой информации находится в руках богачей, и поэтому все, что выглядит как «социальные законы», фактически отражает стремление богатых к спокойствию и обогащению. В полном противоречии с реальностью либерализм провозглашает всеобщее экономическое равенство, утверждая, что каждый может достичь всего, чего пожелает. Увеличение социальной помощи всегда играет на руку либералам. С одной стороны, это выглядит как «поправка», ведущая к равенству, с другой — заставляет бедные слои проголосовать за тех, кто дает им подачки.
Уход от реальности и подмена наблюдений миражами не свойственны науке. Естественные науки обычно связаны с экспериментом. Именно контролируемый эксперимент или повторяемое наблюдение отличают науку от других родов деятельности. В математике, которую по классификации не относят к естественным наукам, все построено на постулатах и логических выводах (леммах или теоремах). Не вызывает никакого сомнения, что либерализм не опирается на наблюдения и не построен на логических выводах. Отсюда следует вывод: либерализм — не наука.
Под философией обычно понимаются наиболее фундаментальные концепции, связывающие наши мысли и действия с реальностью. При этом, в отличие от науки, поднимаемые философией вопросы не могут быть разрешены путем эксперимента. В отличие от религии, в философии нет места верованиям и откровениям. Очень трудно представить, что принадлежность к гомосексуальному кругу может как-нибудь сказаться на отношении к фундаментальным концепциям. В той же степени вряд ли можно назвать философией нечто, что вынуждает женщин соревноваться в шахматы отдельно от мужчин, в то время как в математике они с мужчинами соревнуются. Следовательно, либерализм — не философия.
Под религией обычно понимается система понятий, имеющая сверхъестественную, священную природу, моральные принципы, институты, ритуалы, ассоциирующиеся со священными положениями. Главная идея либерализма (статистическое равенство всех наций, рас и полов) не имеет под собой никакой реальной основы и, по всей видимости, является верованием. На основе этого верования выработаны моральные принципы. Примерами являются неравные условия при приеме на работу людей разных рас, такие институты, как Amnesty International, комиссии по правам человека. Плата за принципы, например, помощь в получении образования, ничем не отличается от собирания десятины в пользу церкви. Религиозные деятели новой религии получают с этой десятины жалованье как члены общественных организаций. Если раньше перекрывали улицу в связи с крестным ходом, то теперь Пятую авеню перекрывают в честь парада гомосексуалистов. Международный женский день, день Мартина Лютера Кинга — это полная аналогия дня любого из святых в христианстве. Многое в либерализме совпадает с другими религиями, как-то: наличие ересей и преследование еретиков. Люди, не разделяющие религиозных принципов либерализма, объявляются врагами, фашистами, шовинистами, националистами и т. д. Они не только осуждаются, как это было сотни лет назад, но и лишаются работы или даже приговариваются к тюремным срокам. Современная школа тоже преподает детям либерализм. Создаются новые формы образования — либеральные школы.
Слишком многие факты говорят в пользу предположения, что либерализм — это новая религия.
Христианство и либерализм
Экспансия новой религии идет по стопам других религий, а именно путем насилия и войн. Борьба США за демократические институты в мусульманских странах имеет под собой некоторое экономическое основание (как и войны крестоносцев), но на самом деле является экспансией либерализма в страны с другой религией. Мусульманские лидеры используют термин «крестоносцы» по отношению к вторгнувшимся войскам, не осознавая, что религия, которую пытаются у них насадить, — не христианство, а либерализм. Так же как христианство отобрало у маленького еврейского народа права собственности на единобожие и упразднило сложную систему обязанностей евреев перед Богом, так и либерализм упростил систему служения новой вере. На сегодняшний день либерализм уже вступил в борьбу с традиционным христианством (например, по отношению к гомосексуализму). Нужно ожидать, что со временем христианство пройдет путь, который прошел традиционный иудаизм. Противоречие между иудаизмом и христианством привело к переходу части евреев в христианство. Другая часть евреев практикует иудаизм вкупе с христианскими обычаями (реформистский иудаизм). Фактически только 25 % евреев исповедуют ортодоксальный иудаизм, и вполне вероятно, что такую же динамику мы будем наблюдать в христианстве. При этом «либеро-христиане», конечно, будут заявлять, что их христианство и есть самое правильное, — точно так же, как это делают реформистские иудеи.
В начале нашей эры было много иудейских сект, но победоносное христианство восторжествовало вместе с тотальной победой римлян над иудеями. Либеральным идеям сотни лет, но они сформировались в религию как результат побед и поражений коммунистической и нацистской империй.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дугри предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других