Многие лица одной улицы

Лев Виленский

О том, как сложилась история улицы Яффо – главной улицы Иерусалима. Фактически, история этой улицы – это история самого города, с ее взлетами и падениями, известными людьми и громкими событиями. Иерусалим – необычный город, в котором история улицы может стать историческим романом и одновременно книгой для туриста.Автор иллюстрировал книгу своими фотографиями.

Оглавление

11. Дом Файнгольда

Шломо Файнгольд (1865—1936) был весьма неоднозначной фигурой, чье значение в истории Государства Израиль и в истории Иерусалима, в частности, принято несколько замалчивать — и этому есть причина. В еврейском народе не любят выкрестов — к ним относятся с опаской и с неуважением, как к предателям (в Средние Века евреи массово шли на костер, предпочитая смерть крещению). А если выкрест призывает остальных евреев следовать своему примеру — нелюбовь к нему возрастает в геометрической прогрессии. Шломо Файнгольд попал, что называется, «под раздачу». Несмотря на то, что ему никогда не приходилось говорить о своей приверженности к Христу, он являлся сторонником и членом секты «Британских Исраэлитов», само наименование которой, казалось бы, ничего крамольного для еврейского уха не несло.

Движение «Исраэлитов Британии» имеет корни в XVI веке, но его расцвет начался в 1840 году с выходом книги Джона Вилсона «Наши Израильские корни». По мнению Вилсона и его последователей, англичане, и многие другие нации Западной Европы происходят от «потерянных десяти колен Израилевых» — жителей Израильского царства, угнанных ассирийскими царями Саргоном II и Тиглатпалассаром III в плен в VIII веке до н. э. В ассирийском плену след израильтян потерялся. В поисках потерянных «колен Израиля» множество этнографов изъездило самые удаленные уголки земли, находя еврейские следы в Мизораме в Бирме, в Индии, на Памире, в Африке и в других, самых неожиданных уголках земли. В этом контексте поиск израильских корней среди народов Европы выглядит достаточно невинно — расстояние от пределов Ассирийской империи до Британского полуострова, в глазах сторонников теории, невелико. В своей книге «Семитские корни народов Западной Европы» английский историк и писатель Джон Пим Йетман в 1879 году довольно подробно описал миграцию израильских евреев и их вклад в генофонд европейских народов. Последние годы XIX и первые десятилетия XX веков были периодом расцвета «Британского Исраэлизма». Любопытно, что это движение объединяло в себе как проеврейские и просионистские круги, так и откровенно антисемитски настроенные общества. Как бы то ни было, основная масса доказательств «британских исраэлитов» была развенчана исторической, археологической и этнографической науками, и сегодня это движение почти исчезло.

Дом Файнгольда — современное состояние

Несмотря на свою, в основном, проеврейскую направленность, «Британские Исраэлиты» оставались пламенными христианами. Поэтому Шломо Файнгольд, объявивший о своей приверженности этому учению, автоматически причислялся евреями к выкрестам. До сего дня мы не знаем, за дело ли, или просто так — потому как «рожа не понравилась».

Впрочем, «рожа» Файнгольда вопросов как раз не вызывала — вполне благообразное умное еврейское лицо, каких еще поискать стоит. Учился в знаменитой Воложинской иешиве — что само по себе уже заслуга. Мало того — стал раввином! В молодом возрасте. Это равноценно диплому Honoris Causa любого европейского университета. Но все, что потом сотворил в своей жизни реб Шломо вступило в полное противоречие с его раввинским прошлым. В 1888 в Лондоне Файнгольд вступает в брак с сиротой по имени Элизабет Колвилл. Элизабет исповедовала христианство, таким образом, Шломо исключил себя из еврейской общины, женившись на «гойше». Но и это было бы неудивительно… любовь зла, подобные браки встречались и в те строгие времена. Беда была в том, что сиротка Элизабет жила на попечении у богатой дамы Маргарет Палмер, энергичной женщины сорока лет, миллионерши и филантропши. Маргарет воспылала уважением к личности супруга ее воспитанницы и с радостью вкладывала свои немалые средства в его начинания. В 1891—96 годах Файнгольд издает в Париже — на деньги госпожи Палмер — газету «Ла-Верите» («Правда»), печатный орган британского исраэлизма. В 1897 году троица переезжает жить в Иерусалим, небольшой и заштатный тогда город турецкой провинции Аль-Шам (Левант) со столицей в Дамаске.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я