Кто такие олимпийские боги и являлись ли они богами? Почему в мифах они наделены человеческими качествами, эмоциями и чувствами? Что стоит за историей Зевса и олимпийского Совета? Что собой представляли на самом деле Тартар, гекатонхейры и мифологические чудовища? Что же случилось с таинственными богами Олимпа? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы, прочитав данную книгу и убедитесь, что смысл мифов не следует воспринимать буквально.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Олимп. Боги или люди? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Младшее поколение доолимпийских богов
У старших доолимпийских богов появились многочисленные дети, которые символизировали мир, каким его непосредственно воспринимали люди. Поскольку религия эллинов была политеистической, они почитали множество богов различных рангов, которые были похожи на людей. По своему облику древнегреческие боги являлись довольно-таки сложными фигурами. Среди них не было однозначно добрых или злых, мстительных или всепрощающих, грозных или милостивых, агрессивных или миролюбивых, любящих или ненавидящих… Человек, исходя из того, что богов было много, имел возможность выбрать из них тех, к кому он мог в конкретной ситуации обратиться за помощью, поддержкой и защитой.
Боги были разные: почитаемые больше других, почитаемые в отдельных областях Древней Греции и во всей стране, почитаемые в определенных местах или те, которые имели ограниченную сферу влияния.
Интересен тот факт, что древнегреческие боги не были всезнающими и всесильными.
В мифах можно прочитать много историй, в которых их героям, олицетворявшим людей, удавалось перехитрить или победить отдельных из них. Богам, как и людям, приходилось подчиняться как высшим силам Судьбы, так и неотвратимой Необходимости.
Древнегреческие боги вели себя и жили, хоть и на Олимпе, как обычные люди: они женились и выходили замуж, имели детей, изменяли и мстили друг другу, ревновали, ссорились, совершали ошибки и плохие поступки, были безответственными родителями и непокорными детьми, часто вмешивались в человеческие дела. Однако всё перечисленное не мешало их почитаю со стороны людей.
В представлении эллинов поколения богов сменялись исключительно в войнах и приближенных к ним конфликтах. Не только победивших, но и побежденных богов люди продолжали чтить и поклоняться их культам, пусть и с меньшей торжественностью.
Персонифицируя различные явления природы и человеческой жизни в образах богов, древние греки таким образом не только объясняли их, но и сложнейшие понятия, связанные с образованием Вселенной, появлением человека на земле и существованием таких явлений, как Жизнь и Смерть. Смена поколений богов отражала, по их представлениям, определенную степень развития и совершенствования мира.
Как мы уже знаем, эллины полагали, что боги не были изначальны, а порождены Хаосом, неведомым им изначальным состоянием, которое можно определить как «до всего». Первые боги появились из Хаоса, вторые — от союза Хаоса с другими богами, которые были их собственным порождением. От детей Хаоса родились многие боги, связанные с происхождением и развитием космических тел, включая солнце, и звёздных систем. Второе поколение богов представлено в мифах в основном титанами и титанидами, детьми Геи и Урана. Затем в древнегреческой мифологии появляются боги младшего поколения, к которым относятся Астерия, Атлас, Гелиос, Ихтиония, Кратос, Лето, Менетий, Прометей, Селена, Электра, Эос, Эпиметей.
В период наибольшего расцвета Греции почитали двенадцать богов — олимпийцев во главе с Зевсом, обладавших максимальной властью и влиянием, состав которых менялся от местности и времени. Конечно, эллины предполагали, что их на Олимпе значительно больше, но другие боги, по их мнению, обязаны были подчиняться членам олимпийского Совета. Все они были потомками «главных» богов, вступали в браки между собой и с божествами значительно ниже их рангом.
Характерные черты, которыми древние греки наделили своих богов, со временем превратились в устойчивые сравнения людей с ними: красоту девушки сравнивали с Афродитой, воинственность и жестокость военачальника — с Аресом, несдержанного, но мудрого правителя — с Зевсом, мастера своего дела — с Гефестом и т. д. В жизнь не только греков, но и других народов вошли и стали популярными такие устойчивые слова и словосочетания, как «царство Аида», «Прометеев огонь», «нить судьбы», Тартар, титан, олимпиец, под которым подразумевается весьма влиятельный и очень уверенный в себе человек и др.
Младшее поколение богов, появившееся в религии древних греков в доолимпийский период, тоже оставило свой след в их сознании и верованиях, и ниже мы рассмотрим, какой именно.
4.1. Гелиос
Солнечное божество с золотыми волосами и с короной из ослепительных лучей.
Его называют всевидящий бог Солнца или Светозарный бог.
По классической версии сын титана Гипериона и Тейи, старшей дочери Урана и Геи.
Брат Селены, богини Луны, и Эос, богини Зари.
Гелиос
Жена — океанида Персеида, дочь титана Океана.
Дети: Цирцея — чародейка и колдунья, Ээт — царь Колхиды, Пасифая — супруга царя Миноса, воспылавшая страстью к быку, и Перс, царь Тавриды, от Персеиды; четыре дочери и трагически известный Фаэтон от океаниды Климены, сестры его жены, которого, спасая вселенную от гибели, убил своей стрелой — молнией Зевс; семь сыновей от Роды, дочери Посейдона, на которой, по некоторым источникам, до Персы или после нее был женат Гелиос. Именем Роды был назван остров Родос — личное владение Гелиоса.
Свиту Гелиоса составляли дни, месяцы, годы, века вместе с орами.
Жил в роскошном золотом дворце на самом дальнем востоке. Чтобы совершать свой ежедневный путь по небосводу, каждое утро выезжал из него на золотой колеснице с четверкой крылатых коней.
Животные Гелиоса — петух и белые кони. Атрибуты — золотая колесница и четверо
крылатых коней.
Краткая характеристика:
— До V века до н. э. личные качества людей, несущих другим свет и тепло, неразрывно связывали с Гелиосом.
— Отличался честностью и прямолинейностью, храбростью и самоотверженностью.
— Неизменно следовал призванию — освещать землю.
— Был трудолюбивым, ответственным, исполнительным, великодушным, решительным, уверенным в себе, всегда веселым и радостным, держал данное слово.
— Отличался страстной натурой, но при этом был эмоционально холоден.
— Любил людей и Землю. Ратовал за их безопасность.
— Обладал лидерскими качествами.
— Умел ставить цели и достигать их, любил ясность и форму.
— Иногда проявлял слабость. Его уязвимым местом был сын Фаэтон, которому он ни в чем не мог отказать.
Мифологические данные:
После свержения титанов, когда олимпийские боги поделили вселенную, Гелиос оказался ни с чем, так как в это время отсутствовал. Он возмутился подобной несправедливостью, и сам извлек остров Родос из морских глубин, став его властителем.
Согласно древним мифам, Гелиос каждое утро выходил на востоке из обтекающей весь мир реки Океан, затем в полдень достигал небесной вершины, после чего направлялся к тому месту на западе, где находился его второй великолепный дворец и начиналось царство вечного мрака, носившее название «Солнечные ворота».
Там его ожидала золотая ладья, выкованная для него Гефестом. Ночью на ней он проплывал полукруг по реке Океану и к утру прибывал к своему золотому дворцу на востоке, откуда вновь начинал свой дневной путь.
Стоило Гелиосу показаться на востоке, как в тот же миг Эос и Оры, приняв образ дев, распахивали ему ворота неба и впрягали крылатых коней, изрыгающих пламя, в его колесницу.
По литературному источнику, принадлежащему Овидию, Гелиос не просто обитал в изумительном по красоте золотом дворце, а сидел на престоле из драгоценных камней в окружении четырех времен года.
Он поднимался с криком петуха, которого считал священной птицей, и в сопровождении своей сестры Эос, богини утренней зари, садился в огненную колесницу, в которую были впряжены Свет, Блеск, Гром и Молния, четыре белоснежных огнедышащих коня. Перед тем, как пересесть в ладью, Гелиос распрягал их на Островах Блаженных и отпускал пастись.
Гвидо в своей знаменитой картине изобразил Светозарного бога в сопровождении Ор и дней на колеснице, перед которой богиня Утренней зари рассыпала на всем пути цветы.
Гелиос способствовал росту растений, полезных людям и стадам, своими благотворными солнечными лучами, дарящими им тепло. Однако под их влиянием также росли зловредные травы и зрели ядовитые плоды, которые умели отыскивать дочь Гелиоса Цирцея и «всезнающая» внучка Медея и варить из них губительные магические напитки.
В античной мифологии бог Солнца не только освещал всю вселенную, но и мог видеть всё, что происходило в ней, поскольку был как бы всевидящим оком самого Зевса. Поэтому к нему обращались, когда желали что-либо узнать. Так, Гефест узнал от него, что Арес является любовником его жены Афродиты; по совету Гекаты он утешил горевавшую по дочери Деметру, сказав, что Персефону похитил Аид и сделал её своей женой.
Он также известил Артемиду о том, что царь Ойней не включил ее в число богов…
Гелиоса любили все: и боги, и люди, и животные, и растения. Не чтили его лишь в царстве мёртвых, и он старался избегать этих мрачных мест Аида. Гомер писал о том, что Гелиос был владельцем семи стад по пятьдесят овец и семи стад по пятьдесят быков, которые не плодились и никогда не умирали. Их пасли и охраняли на острове современной Сицилии его дочери Фаэтиса и Лампетия.
Светоносный бог каждое утро поднимался в небо и каждый вечер опускался в Океан, любуясь своими вечно юными животными. Они были символом лунного года древних греков, который состоял из пятидесяти семидневных недель.
Никто не допускался на остров, но, несмотря на это, Одиссей высадился на нём. Он и его спутники убили несколько быков бога Солнца. Лампетия тотчас известила об этом отца, и тот обратился к Зевсу с требованием покарать их. Зевс вынужден был разбить корабль приставших к берегу острова молнией, так как Гелиос пригрозил ему, что скроется навсегда в темном царстве Аида. Выжить удалось только Одиссею.
Путь, по которому Светоносный бог следовал на своей колеснице в течение года, древние греки назвали не просто солнечным, а зодиакальным и разделили его на двенадцать частей, то есть по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий.
Всевидящего бога Солнца стали отождествлять с Аполлоном со времени Еврипида.
На одной из сохранившихся статуй Гелиоса он изображен в виде одетого юноши, в одной руке которого шар, в другой — рог изобилия, а возле него — головы его коней.
Колосс Родосский
Самая знаменитая статуя Гелиоса — Колосс Родосский, изготовленная из сплава меди с железом и имевшая высоту тридцать пять метров. Между ног Колосса, стоявшего у входа в Родосский порт, проходили даже самые большие парусные суда. Сооружение статуи, которую уничтожило землетрясение, длилось двенадцать лет. Она была причислена к семи чудесам света.
Культ Гелиоса был очень распространён среди древних греков.
Эмоции, чувства и качества:
Культ Гелиоса способствовал формированию у людей многих положительных чувств, эмоций и качеств: душевного тепла, честности, храбрости, самоотверженности, умения ставить цели и достигать их, любви к ясности и форме, ответственности, настойчивости, верности призванию, трудолюбия, исполнительности, великодушия, решительности, уверенности в себе, веселости, прямолинейности, страстности, прямолинейности, любви к земле и людям, следование призванию, страстности натуры, лидерских качеств.
4.2. Астерия
Божество. В переводе «звёздная». Дочь титана Коя и титаниды Фебы.
Жена Перса, олицетворявшего разрушения, сына Крия и Еврибии. По одной из версий родила от него Гекату, богиню лунного света, преисподней, магии и колдовства.
Относительно Астерии в древнегреческих мифах существует много разных толкований. По одному из них, изумительной красоты девушку заметил Зевс и попытался соблазнить.
Астерия
Однако она отвергла его настойчивые ухаживания и попыталась скрыться. Но Громовержец, объятый страстью, кинулся за ней в погоню, приняв облик орла. Пытаясь спастись от его преследований, Астерия превратилась в перепелку и, видя, что Зевс достигает её, сложив крылья, упала в море.
В другом источнике находятся сведения о том, что Зевс превратил девушку в перепёлку, когда она категорично отвергла все его попытки соблазнить её, а затем, взбешенный упорством Астерии, бросил птицу в море, где и образовался плавучий остров Ортигия, название которого в переводе обозначает «перепёлка».
По третьей версии, увидев пристальное внимание к себе Зевса, красавица Астерия, чтобы избежать соблазнения с его стороны, превратилась в камень и долго пролежала под водой, чтобы Громовержец не нашел её. Со временем из него образовался остров, получивший название Ортигии и позже переименованный в Делос.
По Мусею, древнегреческому поэту и герою, почитавшемуся афинянами, Зевс все-таки овладел прекрасной Астерией, и она именно от него родила Гекату, которую эллины отождествляли с Селеной — богиней луны. Позже она приобрела признаки божества смерти, ведьм, некромантии и ядовитых растений. За Перса ее выдал замуж сам верховный бог.
4.3. Атлант
Атлас — в переводе «терпеть», а по другим источникам Атлант — «поддерживать, нести», Латинский аналог имени имеет значения «твёрдый», «стойкий» и «суровый».
По Гесиоду, сын титана Иапета и Климены, дочери Океана и Тефиды.
Огромный и могучий великан, мифы о котором очень противоречивы.
Атлант участвовал в десятилетней войне с титанами на стороне олимпийских богов. Когда Зевс сбросил побежденных титанов в Тартар, он положил небесный свод на голову и плечи Атланта.
Атлант (Атлас)
Отец семи сестёр-плеяд: Алкионы — возлюбленной Посейдона, родившей ему дочь и двух сыновей; Келено — возлюбленной Посейдона, родившей ему двух сыновей; Майи, родившей Гермеса от Зевса; Меропы — единственной из плеяд, которая вышла замуж за смертного — коринфского царя Сизифа, посмертно приговоренного богами катить на гору, расположенную в Тартаре, кусок огромной скалы; Стеропы — возлюбленной Ареса, родившей ему сына, ставшего царём города Писа в Элиде; Тайгеты — возлюбленной Зевса, родившей ему сына, построившего Спарту и ставшего её царём; и Электры — возлюбленной Зевса, которая родила ему детей: Дардана — основателя Троянского царства, Иасиона — возлюбленного Деметры, с которым она разделила ложе на трижды вспаханном поле и за что Зевс поразил его своим перуном. Согласно некоторым авторам, дочерью Электры и Зевса была Гармония — богиня согласия, олицетворявшая счастливый брак.
В том, что он держал небосвод, древние греки усматривали его роль в качестве небесной оси. Поэтому не удивительно, что все изменения карты звёздного неба они объясняли движениями Атланта вокруг своей оси. Эллины считали, что по небесному своду со звёздами, которые становились видны только ночью, с востока на запад ежедневно мчался на своей золотой колеснице Гелиос.
В «Метаморфозах» Овидия Персей после того, как одержал победу над Медузой Горгоной, попал во владение Атланта, которое располагалось на крайнем западе земли. Здесь росла золотая яблоня с золотыми плодами, которые доверила ему Гера.
Поскольку пифия предсказала великану, что наступит время, когда сын Зевса уворует яблоки, Атлант построил вокруг сада богов высокую стену.
По приказу Геры он поставил сторожить волшебные яблоки могучего дракона Ладона. Чтобы избежать искушения, он не допускал в свои владения чужеземцев.
Персей попросил у Атланта гостеприимства, желая отдохнуть и не думая о воровстве яблок. Однако Атлант не забыл о пророчестве пифии, а потому, угрожая незваному гостю, потребовал покинуть его владения. Персей разозлился на хозяина, но, понимая, что тот значительно сильнее его, решился на хитрость, связанную с головой убитой Медузы Горгоны. Он достал из сумы голову чудища и показал Атланту. Как только тот посмотрел в глаза Медузы, тотчас окаменел, его волосы и борода превратились в леса, а верхняя часть туловища — в горный хребет Атласских гор, вершиной которых стала его голова. На ней и успокоилось небо с бездной своих созвездий.
В другом мифе повествуется о Геракле. Ему было поручено совершить свой одиннадцатый подвиг, принеся Еврисфею золотые яблоки Гесперид, которые росли в роще у Атланта. Их стражем был дракон Ладон, которого к яблоне приставила Гера.
Не зная, где находятся эти яблоки, Геракл отправился на их поиски, по пути освободив Прометея, прикованного к горе, убил стрелой орла, клевавшего его печень, и унял гнев Зевса. В качестве благодарности за освобождение, Прометей, брат Атланта, рассказал Гераклу, где находится сад Гесперид и как украсть золотые яблоки.
Выполняя указания Прометея, Геракл, когда достигнул Атласских гор, предложил Атланту отдохнуть и подержать какое-то время вместо него небосвод. За это он попросил достать ему из сада Гесперид три яблока. Атлант выполнил просьбу Геракла, но, вернувшись, не захотел вновь становиться «держателем неба». Такой поворот событий Прометей тоже предусмотрел, и по его совету Геракл попросил Атланта сменить его на короткое время, пока он сделает себе подушку под голову.
Атлант, не предвидя подвоха, положил на землю яблоки и подставил плечи под небосвод вместо Геракла. А тот, рассмеявшись, забрал яблоки и, не оглянувшись на обманутого Атланта, ушёл.
Есть также более позднее толкование мифа, в котором история, связанная с передачей Атлантом неба Гераклу, являет собой аллегорию, в соответствии с которой великан передал сыну верховного бога Олимпа не физический груз в виде небосвода, а знания по астрономии и таинствам богослужения.
Что касается самой неподъёмной ноши Атланта, то она, по мнению древних греков, являет собой божественную мудрость, которая не дает ему расправить плечи своей тяжестью. Затем учение о небесной сфере Геракл передал людям, в частности эллинам, и за это заслужил у них славу и почёт. По Гераклиту, Геракл был мудрым человеком, который первым постиг науку о звёздах, благодаря чему предсказывал бури, перемену ветров, восход и закат звёзд. Отсюда появилось утверждение, что он несёт космос в самом себе.
В диалоге Платона «Критий» содержится еще один миф об Атланте. На основе этого сочинения появилось представление об Атлантиде, острове, который был населён атлантами и после сильного землетрясения затонул.
Когда якобы боги разделили между собой землю, Афине досталась Греция, а Посейдону — огромный остров. У него и Клейто, осиротевшей смертной девушки, которую он взял в жены, родилось пять пар близнецов мужского пола. Он поровну разделил между ними доставшийся ему остров. Так как Атлант был самым старшим среди них, его именем назвали и сам остров, и море, в котором он находился, и людей, населявших его.
Поскольку все они жили на высоком холме, Посейдон огородил его пятью кругами, которые состояли из земляных валов и водных рвов. Потом владыка водных стихий создал источники из холодной и тёплой воды и поспособствовал тому, чтобы на острове выросла богатая растительность. Клейто, мать Атланта и его братьев, была первой царицей Атлантиды. Затем управление островом перешло в руки Атланта.
4.4. Лето
Лето
Старшая дочь титанов Коя и Фебы. Возлюбленная Зевса. По Пиндару, верховный олимпийский бог овладел ею, обернувшись в перепела.
Воспринималась древними греками как богиня-мать, прославленная в детях, богиня плодородия, а также кормилица, воспитательница.
Считается у древних греков символом материнства, материнской любви и почитания детьми.
В имени Лето в греческом правописании эллины находили корень, который указывал на ночь и тьму, из-за чего её считали еще и богиней тайны, мрака и неизвестности. И это воспринималось как должное, ибо её мать Фебу считали луной, а сестру Астерию — звездой.
Краткая характеристика:
— Психологические черты — благостная, милая, кроткая, добрая, ласковая, щедрая, светлая, любящая и преданная детям.
— Не обладая многогранностью и цельностью характера, видела свою жизнь лишь в своих бессмертных детях.
— Они одним своим существованием возвеличивали её саму.
— Самоотверженная в защите сына и дочери.
— Являлась воплощением материнской любви, образцом титанической стойкости в исполнении материнского долга.
Мифологические данные:
Единственная признанная мать истинных олимпийцев, рожденных от Зевса.
В древнегреческой мифологии существует классическая версия, согласно которой беременная от него Лето не могла родить детей, так как Гера, разгневанная на Зевса за его прелюбодеяние, запретила земной тверди приютить возлюбленную мужа и выделить ей место для родов. Лето пришлось долго скитаться по Эгеиде в поисках такого места. Она искала пристанища на Крите, в Афинах, во Фракии, на побережье Малой Азии и во многих других местах, но везде ей отказывали.
Боги не выдержали её мученических скитаний и перенесли Лето на плавучий остров Делос. Гера не могла запретить этому острову приютить любовницу мужа, так как он не был земной твердью, но долго не позволяла богине родов Илифии, своей дочери, помочь Лето, зная о том, что без её помощи не мог появиться на свет ни один ребёнок.
Девять дней и ночей мучилась Лето от изматывающих схваток в окружении Фемиды, Реи, Амфитриты, Дионы и других, пока богини, сочувствующие ей, не уговорили Илифию прийти на помощь, преподнеся ей через Ириду, богиню радуги и вестницу богов, ожерелье. Согласилась она — и вскоре родились двое близнецов — Артемида и Аполлон, принятые позже в пантеон олимпийских богов. После их рождения остров Делос стал неподвижным.
Если исходить из содержания первого гомеровского гимна, Лето не кормила своих детей грудью. Опекая детей, Фемида питала их нектаром и амброзией.
В других сюжетах древнегреческих мифов Лето всегда присутствует вместе со своими детьми. Когда началась Троянская война, она вместе с ними принимает сторону троянцев. Когда великан Титий, охваченный страстью, попытался ее изнасиловать, за честь и достоинство матери вступились Аполлон и Артемида, застрелив насильника из своих луков.
За то, что Ниоба, царица Фив, у которой было много детей, оскорбила Лето разговорами о том, что она плодовитее и ее дети красивее тех, что родила титанида, ее Аполлон и Артемида отомстили за унижение матери, убив всех детей Ниобы и царя Фив. Отчаявшийся отец, царь Амфион, попытался разорить святилище Аполлона, за что также был убит.
По альтернативной версии другого мифа, Лето сама отомстила Ниобе тем, что подстроила гибель её мужа, когда тот был на охоте.
А затем внушила её отцу противоестественную страсть к себе. Получив оскорбительный для него отказ, он сжёг заживо всех своих внуков и закончил жизнь самоубийством.
После того, как родились дети, Лето отправилась в Малую Азию на её южное побережье, где находился исток реки Ксанф. Найдя источник, она припала к нему, чтобы напиться, но пастухи не позволили ей этого, замутив воду, вследствие чего Лето не смогла утолить мучившую её жажду.
Разозлившись, она превратила их в лягушек, которых сначала разбила о твёрдые камни, а потом швырнула в источник, заставив вечно жить под водою.
Вскоре встреченные на пути волки привели ее к самой реке Ксанф. В благодарность за их помощь титаниде область назвали Ликия, что в переводе обозначает «волк».
По Пиндару, дети Лето росли на Делосе. Когда они повзрослели, Аполлон отправился сначала в Ликию, а потом в Дельфы. Артемида выбрала себе Крит. Что касается Делоса, они оставили его матери.
Благодаря своим божественным детям Лето с почётом приняли на Олимпе. В пантеоне богов она всегда была единодушна с ними. Когда Аполлон убил циклопов в отместку за убийство Зевсом его сына Асклепия, именно Лето уговорила своего бывшего возлюбленного и отца Аполлона смягчить наказание для сына и вместо того, чтобы скинуть его в преисподнюю, отправить к Адмету, мужу Гармонии, в рабство.
Энею, которого Аполлон спас от неминуемой гибели, Лето с дочерью вернули мощь и красоту, чтобы он и дальше прославлял себя подвигами.
Когда Гера, боровшаяся на стороне ахейцев, во время приречной битвы заставила Артемиду бежать с поля боя, Лето, подобрав брошенные дочерью лук и стрелы, отнесла их на Олимп, где вместе с Зевсом утешала дочь.
Гермесу, который тоже участвовал в бою на стороне ахейцев, пришлось признать своё поражение тем, что он отказался сражаться с Лето не только в этой битве, но и впредь, так как она победила его своей силой.
В пантеоне олимпийских богов Лето испытывала гордость за своих детей и оказывала им посильную помощь. Так, она помогла Аполлону снять оружие, когда он зашёл в чертоги верховного бога, и предложила ему кресло. Видя, как другие боги трепещут от страха перед ним, встав со своих мест, а Громовержец уважительно подносит сыну напиток в золотой чаше, она веселилась и радовалась в душе, что родила такого сына.
По Овидию, когда Зевс вступил в противоборство с Тифоном, чудовищным великаном, обладавшим неимоверной силой, убоявшиеся его боги бежали в Египет, превратившись в зверей, птиц и рыб.
Лето в этот трудный для олимпийцев час превратилась в землеройку и отправилась вслед за остальными.
Храмы и священные участки в её честь размещались в различных частях Древней Греции.
Именем Лето эллины назвали город Лато на Крите. Одним из важнейших религиозных центров Ликии был храм Летоон. В различных мифологических источниках имеются сведения о жертвенниках Лето, которые располагались во всех уголках государства эллинов.
Чаще всего Лето почитали вместе с Аполлоном и Артемидой. Например, рыбаки приносили им жертвы в Зостере в Аттике. В делийском храме в Беотии находились статуи Лето, Аполлона и Артемиды, как и во многих других местах Элады.
На Делосе, острове Лето, в храме, посвященном ей, были размещены её древнейшие фетиши — остатки деревьев, за которые во время родов держалась богиня.
Эмоции, чувства и качества:
Почитание и культ богини Лето способствовал формированию в людях многих положительных эмоций, чувств и качеств, таких, как благостное отношение к жизни и детям, кротость, доброта, щедрость души и сердца, преданность материнским чувствам и детям, самоотверженность в их защите, титаническая стойкость в исполнении материнского долга, возвеличивание через собственных детей и гордость за их успехи и достижения.
4.5. Прометей
Прометей
Титан. Защитник людей от произвола богов, царь скифов.
Сын титана Иапета и Климены. Брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Двоюродный брат Зевса.
Супруга Гесиона — нимфа-океанида, дочь титана Океана и Тефиды.
Отец Девкалиона — царя Фтии в Фессалии.
Имя Прометей переводится как «мыслящий прежде», «предвидящий».
Краткая характеристика:
— Основные свойства личности — аналитический подход к миру и жизни, лидерские качества, логика, решительность и справедливость, обдуманность и осторожность, изобретательность и хитрость, гордость и терпение, уверенность в своей правоте и посредничество между богами и людьми.
— Во всём искал закономерности, разрушал рутинную реальность, стремился к единой системе существующих связей, был прирожденным «генератором идей».
— Его пленяла способность постигать, предсказывать явления действительности и управлять ими.
— Любыми способами стремился расширить круг своего познания мира.
— Всячески стремился развить свои навыки, что вызывало непонимание со стороны окружающих.
— Был способен идти на жертвы ради других.
— Обладал даром познания через «озарение».
— Был олицетворением человеческого духа, восстающего против несправедливой власти и злой воли стихий.
— Герой-гений человечества, его духовный просветитель и учитель.
— Прометей, несущий огонь людям, на протяжении многих веков использовался в качестве символа просвещения, а также олицетворения богоборческого начала.
Мифологические данные:
Обладал тройственным даром: неутолимой жаждой строить и осуществлять себя; неизбежной обреченностью этого строительства; слепой, напрасной надеждой противостать Року.
По Гесиоду, Прометей, обладая хтоническими способностями, вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием. Согласно более детальной версии Проперция, он вылепил их из глины и земли, смешав с водою. Они были подобны богам, которые смотрели в небо, как бы отныне признавая космические законы бытия.
Этот мифологический факт приобрел со временем более расширенную интерпретацию, по которой люди с тех пор обязаны были нести в себе устремленность к возвышенному, к тому, чтобы бить идеалом Человека, испытывающим естественную потребность жить по законам вселенной, но в рамках ограничений, которые накладывают на него законы Земли.
По сравнению с тем, что инстинкты людей могут угнетаться глубокими психологическими травмами, перенесенными народом, вселенские инстинкты никогда не умирают и обязательно возрождаются, как только возникают благоприятные для самоисцеления народа обстоятельства.
В другом мифе Прометей и его брат Эпиметей, выполняя задание Зевса, стали распределить способности между животными и людьми, созданными богами. Эпитемей, не обладая даром смотреть в будущее, занимался животными.
Он черпал из общего источника приспособленности для жизни на Земле, не думая о людях, а потому вычерпал из него все, обделив тем самым смертных.
А где же это время был Прометей? По малочисленным источникам, он занимался тем, что наделял людей способностью «смотреть в небо» и таким образом учиться читать небесные знамения, письмена звёзд, находить закономерности взаимосвязи «того, что вверху» с «тем, что внизу».
Изучая людей, Прометей обнаружил, что они имеют способности заглянуть в свое будущее, не помня при этом своего прошлого. И очень удивился этому, а затем понял, что человеку незачем помнить прошлое и делать выводы из его событий, если будущее для него ясно, предопределено и повлиять на него невозможно.
И тогда, пользуясь логикой и справедливостью, Прометей усовершенствовал людей: он оставил им память о прошлых событиях текущей жизни и способность забывать свои боли и горести, но забрал у них способность видеть будущее, даровав им вместо этого веру и «слепые надежды».
Прометей, исправляя допущенную Эпиметеем ошибку, похищает на Олимпе огонь, чтобы с его помощью люди могли выжить в непростых природных условиях.
Когда олимпийские боги во главе с Зевсом победили титанов, а люди решили уменьшить жертвоприношения богам, Прометей стал на сторону смертных.
Согласно одному из мифов, Прометей ввёл обычай приносить богам в качестве жертвы не куски мяса, как это было ранее, а кости животных, покрытые жиром. Как образец он сам разделил тушу быка и отделил от костей мясо, которое сложил в отельную кучу, накрытую шкурой. Затем в другую — оставшиеся кости, которые закрыл вырезанными из животного кусками жира. Обратившись к Зевсу, предложил выбрать ту кучу, которая ему приглянулась больше.
Зевс разгадал хитрость Прометея и выбрал кучу с костями, чтобы получить возможность наказать не только Прометея, но и людей, которые пошли у того на поводу.
Громовержца оскорбило то, что Прометей хотел его обмануть, и он лишил людей огня. Возмутившись несправедливым решением Верховного бога, Прометей, забравшись на Олимп, с помощью Афины поднялся на небо и поднёс факел к солнцу, а затем, спрятав его искру в полом стебле тростника, вынес из заоблачного царства и передал людям, научив их, как сохранять божественный огонь и присыпать золой, чтобы он не натворил бед, а также разжигать огонь огневыми палочками. С возвращением огня люди изменили порядок приношения жертв богам: если до этого они целиком сжигали животное, то теперь — только кости, а мясо съедали сами.
Зевс разгневался на Прометея за подобное своеволие и повелел, пробив копьём ему грудь, приковать к кавказской или скифской скале.
Но этого ему показалось мало, и он отправил своего орла каждое утро клевать печень ослушавшегося его титана. Однако печень Прометея за ночь отрастала, поскольку он был бессмертным.
В наказание же людям за то, что Прометей похитил для них огонь, боги по приказу Зевса сотворили Пандору — первую женщину, которую поселили среди мужчин на Земле. Поскольку в то время женщинами были только богини, которым было дано право управлять смертными мужчинами, по воле Громовержца и на Земле появилась женщина, являвшая собой по красоте копию богинь — женщин.
Бог огня Гефест при участии Афины и других богов смешал глину с водой и слепил девушку, дав ей имя Пандора, означающее «одаренная», а по другим источникам «вседающая».
Её одарили многие олимпийцы: Афродита поделилась с девушкой частью своей ослепительной красоты, Гермес в качестве подарков наделил её красноречием, коварностью и хитростью, а Афина подарила ей роскошные убранства, сделавшие красоту Пандоры еще более выразительной.
Пандора, выполняя задание верховного бога, соблазнила Эпиметея, младшего брата Прометея. Покоренный ее неземной красотой, тот тотчас женился на ней несмотря на, что Прометей предупреждал его не брать никаких даров от вероломного Зевса. Зевсу донесли, что Прометей похвалялся якобы о том, что один из сыновей верховного бога свергнет его, превзойдя мощью и силой отца. Зевс призвал к себе Прометея и потребовал, чтобы тот выдал тайну, но Прометей отказался, сказав, что это не его тайна.
Муки стойкого и мужественного титана длились очень долго: целую героическую эпоху, которая, по Эсхилу, длилась тридцать тысяч лет.
Когда Геракл по согласованию с Зевсом убил его орла, освободил Прометея от железных пут и сказал, что Зевс в своем правлении сменил тиранию на милосердие, Прометей раскрыл пророческую тайну, что сын Фетиды, последней возлюбленной Зевса, родившись и окрепнув, свергнет того с престола. Изрядно испугавшись, Зевс спешно выдал нереиду замуж за Пелея, смертного царя, у которых родился сын Ахилл.
В напоминание о муках, которые перенес Прометей, будучи прикованным к скале, Громовержец оковал один из его пальцев камнем от скалы, обрамленным в железо, что положило начало тому, что люди стали носить кольца в память о бессмертном подвиге Прометея, принявшем страдания ради них.
После того, как стойкий титан был освобожден, он и Зевс примирились, и смертные восприняли это как торжество Прометея над владыкой Олимпа.
В более поздних преданиях есть сведения о том, что Прометей не только похитил огонь с неба, но и научил людей наукам, ремеслам и искусству, в том числе строительству кораблей, мореплаванию, зодчеству, медицине, грамоте и т.п., благодаря чему спас от гибели человечество, которое верховный бог намеревался уничтожить за невежество и безграмотность.
За свои бескорыстные деяния во благо рода человеческого Прометей почитался древними греками наравне с Гефестом и Афиной и получил прозвище «Огненосец». Первый культ Прометея утвердился на Лемносе.
По мнению эллинов, именно с Мосихила, горы этого острова, Прометей похитил для них огонь.
Жертвенник, посвященный ему, существовал в афинской Академии. Люди стали сжигать на алтарях печень животных, принесенных в жертву богам, чтобы они наслаждались их печенью вместо печени Прометея. Также существовал культ Прометея и в Колоне.
Точно неизвестно, где покоится тело человеколюбивого титана. По одной версии, в Аргосе, по другой — в Опунте.
Существуют данные, по которым Прометей стал созвездием Коленопреклонённого в северном полушарии неба, состоящим из 235 звёзд, видимых невооружённым глазом, особенно в июне. В пятом веке н.э. по неизвестным причинам его переименовали в созвездие Геракла.
Эмоции, чувства и качества:
Поклонение Прометею и почитание его культа формировало в людях много положительных эмоций, чувств и качеств, среди которых, как наиболее важные, можно выделить аналитический подход к миру и жизни, лидерские качества, логику, решительность и справедливость, обдуманность и осторожность, изобретательность и хитрость, гордость и терпение, уверенность в своей правоте, инициативность, жертвенность, стойкость, решительность, терпение, стремление к самосовершенствованию, высокую духовность, стремление защитить тех, кто нуждается в защите, твёрдость духа, несгибаемость воли, неприятие несправедливости и самопожертвование.
4.6. Селена
Селена
Имя переводится как «луна, свет, сияние». Одна из богинь доолимпийского периода.
Дочь титана Гипериона и титаниды Тейи. Сестра Гелиоса и Эос.
Поэтическое название — «сверкающий глаз ночи».
Атрибуты — крылья и золотой венец-полумесяц на голове.
Мифологические данные:
По Сапфо, Селена предстает как прелестная, в серебристом блеске в пору полнолуния женщина на небе, несущая факел в руке и ведущая за собой звёзды.
В небе её возлюбленным был Зевс, от которого она родила Эрсу — росу, прекрасную Пандию, богиню полуденного солнца, имя которой переводится как «полная яркость, или ярчайшая». Афиняне чествовали её в дни весеннего равноденствия.
Но больше всех она любила юношу Эндимиона, сына царя Аэфлия. Он покоился в пещере Латма, так как на предложение Зевса выбрать себе род жизни, предпочел бессмертие и вечную юность в непробудном сне. Каждую ночь приходила Селена к прекрасному спящему юноше и, очарованная его неземной красотой, молча любовалась им.
В Элиде Эндимион почитался как счастливый возлюбленный Селены, которая родила от него пятьдесят детей — пятьдесят лунных месяцев олимпийского цикла.
Другом Селены был Пан — бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, родившийся с козлиными ногами, длинной бородой и рогами.
4.7. Пан
Пан
Пан
По одной из версий, Пан влюбился в Селену. Чтобы соблазнить её, он превратился в белого барана. Богиня, не узнав Пана, согласилась на его уговоры прокатиться у него на спине. И, как только она села, он умчал ее в рощу, где и позволила ему соблазнить себя. В благодарность бог дикой природы подарил ей целое стадо белоснежных ягнят.
Когда наступали дни полнолуния, эллины чествовали богиню Луны жертвоприношениями.
День весеннего равноденствия у древних греков — день Селены. По их представлениям, в этот день богиня, совершив долгий путь по небу и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие серебряные одежды.
Затем садится в свою колесницу с запряженными блестящими конями, чтобы прокатиться между звёздами — и совершает путешествие по небу.
Селена отождествлялась с Гекатой, поэтому к ней обращались со словами заклятий, чтобы привлечь возлюбленного, особенно при полном её сиянии.
4.8. Электра
Электра
Океанида. Дочь титана Океана и Тефиды. Жена Тавманта, божества морских чудес, подводного великана, сына Понта и Геи. Дети: Ирида — вестница богов и гарпии, полуженщины-полуптицы Аэлло и Окипета. По Клавдиану, кормилица Персефоны.
4.9. Эос
Эос
Богиня утренней зари. Дочь титана Гипериона и титаниды Тейи. Сестра Гелиоса и Селены.
По Гомеру, это была прекрасная ликом богиня. В «Теогонии» имеет имя Эригенея — «прежде всех рождающая».
Появлялась на небосклоне ранним утром, выезжая из океана через серебряные ворота на золотой колеснице, запряженной великолепными лошадьми Лампосом и Фаэтоном, — и устремлялась вверх на небо, окрашивая небо в розовый цвет.
Свои нежно-розовые лучи посылала вначале на Олимп, извещая богов о наступлении нового дня, затем будила ими людей. Предшествуя появлению Гелиоса на горизонте, Эос предупреждала восход солнечной колесницы, омывая землю росой, капли которой при появлении Гелиоса начинали гореть на травах и листьях деревьев, словно драгоценные камни.
Исходя из многочисленных мифов, у Эос было пылкое сердце, которое она отдавала красивым смертным.
По одной из версий, Эос долго была возлюбленной Ареса, и Афродита, не захотев делить с нею своего любовника, из ревности внушила Эос вечную неразборчивую страсть к прекрасным юношам. Именно этим эллины объясняли пунцовый цвет утренней зари, которая стеснялась проведённой с ними страстной ночи.
Наибольшей ее любовью пользовались смертные Клит, Титон, Ганимед и Кефал, которых она похитила, поскольку они не отдались ей добровольно. Её возлюбленным был и Орион, знаменитый охотник, который отличался необычайной красотой и огромным телосложением.
Титон, сын троянского царя Лаомедонта, стал её супругом. Она его похитила и перенесла в Эфиопию. От него родила сыновей Эмафиона и Мемнона, ставшего царем эфиопов.
Его красота поразила Эос. Она настолько увлеклась юношей, что попросила у верховного бога Олимпа сделать его бессмертным, забыв о том, что надо было попросить еще и сохранить ему вечную молодость. Долго и счастливо жили они вместе, но Тифон, олицетворявший дневной свет, стал стариться и, наконец, одряхлел. Эос не смогла выносить его внешнего вида и заперла одного в комнату, из которой периодически доносился до неё его старческий голос. В более позднем сказании Эос, испытывая к мужу сострадание, якобы обратила его в сверчка.
Мемнон под Троей сражался с Ахиллом и пал от его меча. За их поединком следила Эос, которая дала сыну два ветра, чтобы они тотчас унесли его, если наступит смертельная опасность. Однако золотое копье Ахилла, не знающее промаха, сразило героя. Тело любимого сына Эос с помощью ветров перенесла в чертоги Гелиоса, находившиеся в Эфиопии, и вечно оплакивала его, роняя на землю свои слезы, которые превращались в утреннюю росу.
Согласно другой версии, мужем Эос был Астрей — божество звёздного неба, от которого родились Борей — северный, Нот — южный, Зефир — западный ветра и Астры — звёзды на ночном небосводе.
4.10. Эпиметей
Эпитемей
Имя переводится как «думающий после», «крепкий задним умом».
Титан. По Аполлодору и Асии, сын титана Иапета и титаниды Климены.
Брат титанов Прометея, Атланта и Менетия.
Когда Зевс в отместку за то, что Прометей похитил на Олимпе огонь, сотворил прекрасную девушку Пандору и спустил на землю, первым принял её Менетий, не прислушавшись к пророчеству Прометея никогда не принимать подарков от верховного бога. Побоявшись мести со стороны Громовержца, он женился на Пандоре.
Пандора
Она, получив в качестве свадебного подарка от Зевса золотой ларец, закрытый на замок, изнемогая от женского любопытства, которым ее одарили боги, нарушила запрет и открыла его несмотря на то, что знала обо всех страданиях, которые в этом случае постигнут человечество.
Как только она открыла крышку — все беды и несчастья людские выскочили наружу. С тех пор люди Земли были поражены как проказой самодовольством, самолюбием, самомнением, самонадеянностью, своенравием, самохвальством, самолюбованием, самопочитанием, а еще наглостью, завистью, властолюбием, высокомерием, непослушанием, нечестием, противлением добру, надменностью.
А ещё тщеславием, злорадством, пренебрежением, презрением, унижением других, неуважением, невежеством, злобой, лестью, человеконенавистничеством, чванством, подозрительностью, наушничеством, неблагоразумием, хвастовством, чревоугодием, притворство, леностью, невоздержанностью, лукавством, похотью, гордыней, гневом, унынием, сребролюбием, раболепием др. Многие их этих пороков впоследствии перешли в разряд грехов человеческих. С того времени совершение действия с необратимыми последствиями стали называть «открыть ларец Пандоры».
Увидев, что натворила, Пандора закрыла крышку ларца, в котором на дне в одиночестве осталась лежать лишь надежда, которая стала символом того, что в результате люди, объятые пороками, были лишены надежды на лучшую жизнь, которая стала для них отныне эфемерной.
От Пандоры у Эпиметея родилась дочь Пирра, которая вышла замуж за Девкалиона, сына Прометея, и выжила вместе с ним после наводнения, которое стало причиной гибели почти всех людей «медного века», которых таким образом задумал уничтожить Зевс за их несовершенство.
Девкалиону и Пирре Громовержец сделал исключение и, построив по его приказу ковчег и, погрузив на него съестные запасы на долгое время, они девять суток плавали по морю, пока не пристали к берегу и вышли к подножию Парнаса.
По другой версии, к склону горы Фтиотиды и вулкана Этна на Сицилии
Не желая оставаться единственными людьми на земле, они попросили Зевса возродить род человеческий и стали по его совету кидать камни, кости праматери земли, через голову за спину — и появился новый народ, царём которого стал Девкалион.
У него родились дети: Эллин — родоначальник греческого народа, который своим именем назвал свой народ эллинами, разделив между своими детьми доставшуюся ему землю; Амфиктион — вначале царь Фермопилов, а после свержения тестя — царь города Краная, который в честь богини справедливой войны он переименовал город в Афины.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Олимп. Боги или люди? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других