Кто такие олимпийские боги и являлись ли они богами? Почему в мифах они наделены человеческими качествами, эмоциями и чувствами? Что стоит за историей Зевса и олимпийского Совета? Что собой представляли на самом деле Тартар, гекатонхейры и мифологические чудовища? Что же случилось с таинственными богами Олимпа? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы, прочитав данную книгу и убедитесь, что смысл мифов не следует воспринимать буквально.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Олимп. Боги или люди? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Первое и второе поколения богов
Повествования о доолимпийских богах относятся к космогонической мифологии. Они содержат представления эллинов о том, как всё произошло из Хаоса. Этот период заканчивался в мифах убийством Крона и разделением мира между богами.
Если говорить о персонификации изначального состояния мира до возникновения упорядоченной Вселенной, впервые она описана в «Теогонии» Гесиода.
Первое поколение богов древних греков являлось прародителями всего живого на Земле, поэтому олицетворяло как вселенские, так и природные силы.
Итак, Тьма породила Хаос.
Хаос
Это был начальный сакральный период, который предшествовал историческому времени, лишенному святости.
В переводе с греческого хаос — «пустота, пропасть, бездна.
Гесиод интерпретирует Хаос как двигающуюся бесформенную массу, от которой произошли как космос, так и боги. Эрик Фёгелин видит хаос как нечто, созданное из ничего.
Термин «chaos» был принят теми, кто исследовал религию, как отсылку к первоначальному состоянию до сотворения мира. Поэтому в их работах можно встретить и отдельные упоминания первоначальных вод или тьмы, от которой начинается новый порядок, и первоначальное состояние материи как смеси противоположностей, например, земли и неба, которые были, по мнению древних греков, разделены божеством-создателем в акте сотворения.
Словом, древние воспринимали хаос как изначальное состояние космоса до того, как появился мир в своём привычном проявлении.
Что же древние греки написали об этом в своих мифах?
Сначала не было ничего, кроме Хаоса, который был безмолвной пустотой, не имевшей ни конца, ни края.
Стихии хаоса созрели до степени Яйца и образования из него реального мира.
Фанет
Из подогретого внутренней жизнью лопнувшего Яйца появилось загадочное существо — демиург, носящее много разных имен, но преимущественно — Фанет, первичная световая форма сущего. Андрогин с золотыми крыльями, благодаря которым летал в пустоте. Он стал «Перворожденным» с именем, которое означает «являться». Его никто не видел глазами, кроме священной Ночи. Фанет, по мнению эллинов, был первым царем богов, который не только создал золотой род людей, но и назначил им места обитания. Он наделил властью Солнце и сделал его стражем неба.
В бесформенном первобытном пространстве находились также материя, мрачная пустота, именуемая Тартаром, и Эрот — порождающая сила.
Под влиянием Эрота Тартар пришел в движение и родились Эреб — мрак, первобытный туман и Нюкта — ночь.
Эреб
Нюкта
Эрот соединил их между собой — и родились Гемера — День и светлый Эфир — Горный Воздух.
Ночь была благой богиней, родившей Свет.
По орфикам, не Хаос, а Нюкта была первоисточником бытия, с которой начинается родословная богов.
Существует еще одна версия, согласно которой детьми Нюкты также были Стикс — первобытный ужас и мрак, из которых возникли первые живые существа, Немесида — богиня мести, Апата — богиня обмана, Онир — бог вещих и лживых сновидений, Озид — бог бедствия, и Мом — бог насмешек.
Нюкта жила в Тартаре, в великой бездне, находившейся настолько глубоко в земле, что брошенный в нее тяжелый камень летел бы туда девять суток.
Именно там за высокой медной стеной, окруженной трехрядным непроглядным мраком, согласно мифологическим мсточникам, было начало всех концов мира.
Именно там встречались Нюкта и Гемера, сменяли друг друга и по очереди обходили землю, на которой благодаря этому день сменялся ночью, а ночь — днём.
От Геспера, олицетворявшего вечернюю звезду, Нюкта родила четырёх дочерей — гесперид: Гесперу — «вечернюю», Эглу — «сияние», Эрифию — «красную» и Аретусу — нимфу — охотницу, которые жили, за Океаном недалеко от Горгон, самой страшной из которых была Медуза, там, где проходила граница вечного мрака и куда не доплывали мореплаватели. Они отличались прекрасным пением. На острове была благодатная земля, на которой росли дары богам и золотая яблоня с золотыми яблоками Геры.
По другой версии геспериды — дочери Атланта, могучего титана, держащего на плечах небесный свод, поэтому их уже называют атлантидами, и их не четыре, а семь.
Также детьми Ночи были страшные Керы, богини судьбы, дающие людям смерть на полях сражений.
Все они являли собой силы, которые скрывали в себе не только тайны жизни и смерти, но и вызывали дисгармонию в бытии мира, которая не была деструктивной, поскольку без неё немыслимы ни мир в целом, ни его конечная гармония.
Тартар и Эрот родили близнецов: Танатоса — бога смерти и Гипноса — бога сна
Танатос
Гипнос
Олицетворяющий смерть обладал железным сердцем, за что его ненавидели боги. Единственный из них, который не любил даров. Танатос часто изображался красивым молодым юношей с крыльями, погашенным факелом в руке и мечом, с помощью которого высвобождал душу из тела, срезая прядь волос. Культ Танатоса существовал в Спарте.
Его брат близнец Гипнос, божество сна и вестник Зевса, был спокойным, тихим и благосклонным к людям.
По Гомеру, Гера, намереваясь организовать преследование Геракла, уговорила Гипноса ввести Зевса в крепкий сон, чтобы он не помешал ей расправиться с его незаконнорожденным сыном. Узнав об этом, Громовержец пришел в неистовство и хотел наказать Гипноса, но его спасла мать Нюкта. Она была одной из немногих, против которой он не решился пойти.
Чтобы ахейцы смогли победить с бою троянцев, Гера вновь уговорила Гипноса усыпить на время Зевса. В награду она пообещала ему в жены Пасифею, младшую из харит.
В «Метаморфозах» Овидия описывается пещера на краю света, откуда вытекал родник забвения, где на прекрасном ложе среди вечных сумерек обитал Гипнос. На ларце Кипсела, посвященном Гере Олимпийской, изображены два мальчика — черный Танатос и белый Гипнос. Дома Танатоса и Гипноса, в сторону которых никогда не смотрел бог солнца Гелиос, находились рядом с домом Нюкты.
Помимо близнецов, Тартар и Эрос родили Гераса — бога старости, противоположностью которого была Геба, богиня вечной юности; Мороса — бога рока и насильственной смерти, родственниками которого были Танатос, олицетворявший мирную смерть, и Керы, представлявшие собой физическую смерть; Харона, перевозившего души умерших через реку Стикс в царство Аида; Эриний — богинь мести и ненависти и Эриду — богиню раздора и хаоса, подкинувшую богиням Гере, Афине и Афродите «яблоко раздора» на свадебном пиру богини Фетиды и смертного Пелея.
В эллинскую эпоху прорицалище Нюкты располагалось в Мегарах, хотя она давала пророчества и в Дельфах. После того, как Хаос и Эрот сотворили мир, родились и бессмертные боги. Материя, находившаяся в Хаосе, сложилась в Землю, которая стала матерью всего живого, первой богиней, получившей имя Гея.
Гея
Она, поднявшись, породила первого бога Урана — куполообразное всеохватывающее Небо, которое раскинулось сводом над нею, а, опустившись, — третье божество Понт — внутреннее море, распростершееся под нею.
Понт
Но вернемся к Гее, которая, находясь во сне, родила от Хаоса небосвод, названный могучим Ураном.
Уран
Так появилось Небо, которое приняло в свои нежные бело-голубые объятия мать — Гею, проливаясь на неё оплодотворяющим теплым дождем, благодаря которому на ней раскинулись, красуясь своей сочной изумрудной зеленью, луга, украсили свои ветви и кроны зеленой листвой деревья, появились водные просторы океанов, морей и рек.
Ночью же Уран-небо радовал Гею бескрайним темным шатром небес, усеянным, словно алмазами, мерцающими звёздами. Под их серебристый свет она засыпала до наступления нового дня.
Уран осознал, что может править миром, и стал его властителем, женившись на щедрой Гее.
И вновь во вселенной стал действовать Эрос, распространяя на Гею и Урана влечение и соединяя их мужское и женское начала. И Гея сочеталась с распростертым над нею Ураном, породив детей, которые олицетворяли вулканические, водные и небесные силы природы.
Их тремя первенцами стали громадные сторукие чудовища, каждый из которых имел по пятьдесят голов и был высотой с гору. Их назвали гекатонхейрами.
А в переводе — «сторукими», с которыми древние греки олицетворяли землетрясения и бурные волны моря, заливающие землю. Эти чудовищные великаны могли с легкостью отрывать огромные куски скал и метать их в своих врагов.
Братья получили имена Бриарей — «сильный, могучий», Котт — «удар, гнев» и Гиес — «сгорбленный» или «пашня» по разным данным. Они сразу же после рождения были настолько сильны, что против их неимоверной силы, не знающей предела, ничто не могло устоять.
Испытав страх и непереносимое отвращение, Уран приказал тотчас заковать сыновей в оковы и заключить навечно в недрах земли, поскольку испугался за свое владычество.
Котт имел дипломатические наклонности, а потому именно он вёл переговоры с Зевсом, который обратился к братьям — гекатонхейрам за помощью, когда понял, что олимпийцы проигрывают десятилетнюю войну с титанами.
Котт
Гиес, самый мирный из троих братьев, имел склонность к землепашеству.
Гиес
Бриарей стал супругом Кимополеи, дочери Посейдона, и стал жить среди богов.
Бриарей
Выполняя приказ Фетиды, Бриарей пришёл на Олимп и защитил Зевса от бунта, устроенного против него Герой, Посейдоном и Аполлоном. Пустив в ход все свои сто рук, он мгновенно развязал ремни, которыми был связан Громовержец. Кроме этого, выступил судьёй в споре Гелиоса и Посейдона за Коринф, присудив Истм владыке водных стихий, а вершины над городом — Гелиосу, который впоследствии подарил их Афродите.
Существует легенда, в которой рассказывается, что Гея родила полубыка-полузмея. Было предсказано, что тот, кто в качестве жертвоприношения сожжет потроха этого чудовища, сможет одолеть и богов. Бриарей, стремясь помочь отцу Крону укрепить его владычество, секирой из адаманта убил монстра.
Но сжечь его потроха не успел, так как орёл Зевса выхватил их и унёс на Олимп. Там и осуществилось жертвоприношение. За эту помощь верховный бог вознёс орла на небеса — и с тех пор он сияет там белой звездой Альтаир, которая переводится как «летящий орёл».
Гекатонхейры всё же встали на сторону олимпийцев и принесли им победу в войне с титанами, а после того, как тех заключили в Тартар, Зевс поставил братьев сторожить титанов.
Согласно Аристотелю, столпы, называвшиеся столпами Бриарея, позже были переименованы на «Геракловы». Что касается их античных изображений, то они до наших дней не сохранились.
Следующие три сына родились одноглазыми великанами циклопами.
Циклоп
Они были наделены от рождения силой, не знающей меры: Арг — «Сияющий», Бронт — «Громовой» и Стероп — «Сверкающий». Циклопы или киклопы в переводе обозначали «круглоглазые».
Каждый из них был великаном с большим круглым огненным глазом посредине лба и олицетворял собой тучи и сверкающие молнии.
Их участь была незавидной: как только циклопы родились, они по приказу отца, не захотевшего больше видеть уродливых сыновей, были связаны и сброшены в Тартар. Там они пробыли до свержения Урана, а после того, как Кронос его оскопил и стал править небом, циклопы вновь были закованы и возвращены в Тартар, но уже младшим братом.
Но их услуги понадобились Зевсу, который начал борьбу с отцом за власть. Поскольку титаны стали в этой войне на сторону Кроноса, своего брата, Зевс оказался без надлежащей поддержки. И на помощь ему пришла Гея, посоветовавшая освободить из Тартара циклопов. Зевс прислушался к ней и вывел братьев из преисподней. Циклопы в благодарность за это выковали Зевсу громы и молнии, которые тот метал в титанов. В мифологии они получили название перунов. Аид получил от циклопов выкованный шлем, который делал его невидимым, а Посейдон — трезубец. К тому же они научили ремеслам своих племянников Гефеста и Афину ремеслам.
После того, как окончилась война с титанами, циклопы продолжали верой и правдой служить Зевсу, куя для него смертоносное оружие.
По классической версии Аполлон убил всех троих циклопов за то, что они выковали перун, которым Зевс поразил его сына Асклепия, бога врачевания. Их в кузнице, где изготавливались перуны, сменил Гефест.
Исходя из Овидия, Бронт, Акмонид и Стероп жили на Сицилии, однако их жертвенник был в Коринфе.
Гея, помимо законнорожденных детей от Урана, имела детей и от сожительства с Понтом, внутренним морем, которого сама же и породила. Их первенцем стал морской бог Нерей, по натуре очень добрый и благосклонный к людям, который имел многочисленных дочерей — Нереид. Эти прекрасные морские нимфы олицетворяли спокойное море, тихие заливы, светлую жизнь у безопасных бухт.
После них Гея родила от Понта сыновей Таумаса и Форкида и дочку Кето. В отличие от своих старших сестер, они олицетворяли величественные и ужасные явления моря.
У Форкида, женившегося на океаниде Электре — «блестящей», родились дочери: Ирида — радуга и Гарпии — богини разрушительных бурь, вихрей, смертей.
Форкид не ограничился одной женой — и от сожительства с сестрой Кето у него родились три уродливые дочери, сёстры Грайи — «дрожь», «тревога» и «ужас», с рождения имевшие седые волосы, один глаз и один зуб на троих и олицетворявшие старость; страшное морское чудовище Сцилла и Горгоны, крылатые чудовища с человеческими головами со змеями вместо волос, которые одним взглядом превращали все живое в камень.
Позже, помимо шести чудовищ, Гея родила Урану ещё двенадцать бессмертных детей — шесть великих титанов и шесть прекрасных титанид, которые подарили миру новое поколение богов, получивших от рождения бессмертие. Одни из них избрали для жизни небо, другие землю, а третьи — море.
Они стали не только править миром, но и творить сами, олицетворяя собой природные силы, стихии и духовность, которые были недоступны человеческим силам и воле.
Тейя — старшая из титанид, сестра и жена титана Гипериона.
Тейя
Первая лунная богиня, ставшая матерью Гелиоса — Солнца, Эос — утренней зари и Селены — луны.
Тефида — супруга и сестра Океана. В переводе «мать». Она была богиней, которая давала жизнь всему сущему. От этого союза родилось три тысячи сыновей — речных потоков и три тысячи дочерей — океанид.
Тефида
Среди них — Ладон, бог реки в Аркадии, а также Ахелой и Инах — речные божества. Тефида обитала вместе со своим супругом на краю света. Рея во время борьбы Зевса с титанами отправила к ним Геру.
Феба — сестра и жена Коя.
Родила Астерию и Лето — титаниду, которая стала возлюбленной Зевса и матерью Аполлона и Артемиды. Была кормилицей своего внука Аполлона. После Фемиды владела храмом и Дельфийским оракулом, который затем передала Аполлону, которого древние греки именовали по её имени Фебом.
После того, как был свержен Уран, до начала правления Зевса вместе с мужем Коем правила северной частью Земли.
Мнемосина — богиня, олицетворявшая память.
Мнемосина
Её соблазнил Зевс, обратившись в смертного пастуха. Их любовная связь длилась девять ночей, а затем в Пиерии она родила девять дочерей-муз.
Согласно Павсанию вблизи пещеры Трофония в Лейбадее находились источник Леты, то есть забвения, из которого пили те, кто намеревался попросить бога о чем-то, и источник Мнемосины — памяти, из которого пили уже получившие ответ.
Возле источника стоял трон Мнемозины, которая, исходя из верований молящихся, помогала им сохранять в памяти то, что они видели и слышали. Она обладала Всеведением. Другими словами, знала всё, что было, что есть и что будет.
Когда поэты испытывали всплеск творческого вдохновения, они пили из источника знания Мнемосины, веря в то, что прикасаются к познанию истоков.
Исходя из дошедших к нам сведений, Мнемосина открыла людям способ рассуждать и определила порядок названий для всего сущего.
Фемида — богиня права и законного порядка.
Фемида
Вторая супруга Зевса. Мать трёх ор: Дике-богини справедливости, Эвномии — богини благозакония и Эйрены — богини мира, а также трёх мойр: Клото́ — прядущей нить жизни, Ла́хесис — судьба и А́тропос — неотвратимость конца.
Рея — сестра и жена Кроноса.
Рея
Родила олимпийских богов: Гестию — богиню домашнего очага, Деметру — богиню полей и плодородия, Геру — богиню семей и родов, а также Аида — бога подземного царства, Посейдона — бога морей и Зевса — бога грома и молнии, верховного бога Олимпа. Титаниды вступили в браки со своими братьями-титанами и породили богов второго поколения титанов.
Старший титан Океан
Он окружил глубоким и кольцеобразным бескрайним водным пространством Землю, став его повелителем, и женился на титаниде Тефиде. От них на Земле появились малые и большие реки, а также моря, глубинами которых стали править три тысячи океанид — его дочерей. Он воплощал стихию величайшей мировой реки. Не принимал участия в нападении братьев — титанов на отца, а в десятилетней войне титанов с олимпийцами стал на сторону Зевса, а потому сохранил своё высокое положение.
Первенцами их были Стикс и Ахелой. Стикс — Черная река, ставшая олицетворением эллинской богини Стикс, жившей на отдаленном западе, где располагалась страна ночи и где скрывалось солнце после утомительного дня. Жила она между высоких скал в изумительном по красоте доме с серебряными колонами, которые поднимались до самого неба. Согласно древнегреческим мифам, Стикс была хранительницей священной реки, которая текла в мрачном ущелье и водами которой клялись боги, давая нерушимое обещание.
Ахелой была священной «серебристой рекой», которая питала земную растительность. Начиналась эта великая река возле Додоны, область которой, орошаемая священными водами, поражала высокой и сочной травой, налитыми колосьями хлеба, стадами коз, овец и другого крупнорогатого скота.
Океан омывал на крайнем западе границу между миром жизни и смерти, где находился вход в царство мёртвых Аида.
У его вод был рожден крылатый конь Пегас от Посейдона и горгоны Медузы.
На краю Океана благоухал сад Гесперид с источниками амброзии, где сочетались браком Зевс и Гера, которую воспитали Океан и Тефида.
По одной из версий Океан был также отцом первой жены Зевса Метиды.
Титан Кой
Это сын Урана и Геи выбрал себе для жизни небо и стал воплощением его оси. По ней вокруг Земли стали ходить по небесному пространству Солнце, Луна и звезды. Другими словами, он отвечал за смену не только дня и ночи, но и времен года.
Поскольку философы Древней Греции воспринимали весь мир как одушевленный и разумный, титан Кой, по их мнению, был еще и повелителем всемирного разума.
Поэтому эллины считали, что он заставлял бежать по ночному небу и звёзды, и мысли в человеческой голове.
Кой женился на сестре титаниде Фебе. Ему в царство был отдан Север. Они стали родителями Лето и Астерии. К их родословной относятся внуки Артемида, Аполлон и Геката. Участвовал в десятилетней войне с олимпийскими богами и вместе с братьями был заключен Зевсом в Тартар.
Титан Криос
Стал хозяином звёзд и созвездий и олицетворением власти, то есть всего того, что позволяло одним повелевать, а другим повиноваться. Он использовал свою власть, по мнению древних греков, ещё и для того, чтобы собрать на небе все светила в тайные узоры и знаки. Был напрямую связан с созвездием Овна, по которому в календаре эллинов отслеживали приход нового года и весны, поэтому носил на шлеме рога барана. Царствовал Криос на Юге.
Женился на Эврибии, волплощении морской силы, дочери Понта, бога внутреннего моря, древнейшего предолимпийского божества, который был сыном Геи и Эфира, олицетворявшего верхний слой воздуха. Во время войны олимпийцев с титанами выступил против Зевса и был сброшен в Тартар, а его гора Отрис — уничтожена.
Титан Иапет
Был повелителем мысли, которая выражалась словом. Его имя переводится как «крылатый голос». Помимо этого, он еще повелевал подземным миром. Царством Иапета был Запад.
Взял в супруги океаниду Климену. От них родились Атлант — могучий титан, держащий на плечах небесный свод, Прометей — царь скифов, защитник людей от произвола богов,
Менетий, который был поражён перуном Зевса и сброшен в Тартар, и Эпиметей, который, деля между животными разные способности, ничего не оставил человеку.
Титан Гиперион
Исходя из древнегреческих мифов, на сияющем голубизной небе жили титан Гиперион, имя которого переводится как «высокоходящий», и титанида Тейя — блеск. Гиперион управлял тем, что было связано со зрением: умением видеть, наблюдать, следить. Он распространял свою власть на то, что давало свет и озаряло мрак. Его имя переводится как «сияющий» бог, «идущий наверху» — по небу. Отождествлялся древними греками с Гелиосом. Внимательно наблюдая за небесными светилами, первым понял, что солнце, луна и звёзды движутся по небосклону и вызывают смену времен года, после чего его стали называть отцом небесных тел.
Гиперион взял в жены Тейю, которая родила для него трёх детей — Гелиоса, всевидящего бога Солнца, Селену — светлоликую богиню Луны и Эос — богиню утренней зари. Царствовал он на востоке, откуда начинал исходить солнечный свет. О его участии в битве титанов с олимпийцами нигде не упоминается.
Титан Кронос
Изначально ему было дано право повелевать земледелием, а затем отсекать прошлое от будущего и пресекать жизненный срок любого земного существа.
Поскольку Уран навечно отправил первых своих шестерых сыновей в Тартар, находившийся глубоко в недрах Земли, он собирался поступить так же и со своими сыновьями титанами, несмотря на страшные материнские муки Геи. Узнав об этом, она так сильно возмутилась жестокостью мужа, что решила наказать его. И в качестве орудия мести выбрала самого меньшего сына Кроноса, которого уговорила оскопить отца серпом, посулив за это власть над миром.
Когда Уран ночью спустился на ложе Геи, Крон, прятавшийся рядом, отрезал серпом и отбросил половой член отца. Гея приняла в себя упавшие при этом капли крови супруга и родила от них трех Эриний, у которых вместо волос на голове были змеи: Тизифону — убивающую мстительницу, Алекто — неутомимую преследовательницу и Мегеру — ужасную. С той поры они стали ходить с факелами по всей земле, преследовать и наказывать злодеев, олицетворяя собой мщение, насилие и кровопролитие.
Отрезанный у Урана детородный орган упал в море и носился по нему, вздымая волны и образуя морскую белую пену, из которой родилась Афродита как часть существа Урана, ранее имевшая имя Анадиомена — «подымающаяся из воды» и сделавшаяся после рождения особым существом.
Уран проклял титанов. Если Крон вначале почитался эллинами как бог созревания хлеба и был олицетворением времени, идущим незаметным ходом к поре созревания, то после оскопления отца он стал быстро срезывающим то, что созрело, то есть богом иссушающего зноя, которым прекращаются дожди его отца — неба.
Но, говоря об этом, не стоит забывать, что в мифах идет повествование не о смертных земных существах. Прежде всего это вечные силы, явления и понятия. Разве можно уничтожить небо, оставив мир без него? Конечно, нет. Они тесно взаимосвязаны.
Поэтому Гея — земля предложила сыну единственно возможный путь — уничтожить не Небо как таковое, а его плодотворную сущность. Другими словами, лишить Урана творческой способности, в которой была заключена его сила и власть. Так появилось в мире злодеяние: с помощью алмазного серпа Геи Крон лишил отца творящей силы, став впоследствии верховным богом.
В самом начале творения были созданы Эреб — мрак и ночь Нюкта. Однако они сами по себе не воплощали в себе зло, поскольку были нейтральны. Более того, они были благотворны, так как от их союза были рождены Эриф — вечный свет и Гемера — день.
Так в какой же момент возникло зло? Не тогда ли, когда Уран начинал рождать чудовищ, которых не только стал бояться сам, но и испытал отвращение к собственным детям?
Ведь именно после того, как он заточил их в тартар, появились дисгармония и муки, которые не в силах была перенести Гея-земля. Поэтому не вызывает удивления то, что Кронос стал продолжением посеянного отцом зла и оскопил его. Как не удивляет и то, что из его крови, которая пролилась в океан, родились последние творения Урана — эриннии, воплощающие в себе не что иное, как возмездие.
Возмездие оказалось вещью весьма коварной, ибо не было ему конца: ведь тот, кто взял на себя обязанность мщения, не застрахован от будущего возмездия самому себе. Поэтому, воцарясь на престоле, Крон — время знал, что и его судьба уже предрешена: он тоже будет уничтожен собственным сыном, лишь только тот родится.
Злодеяние Урана запустило процесс злодеяния его потомков: Кронос — сын убивает его, Зевс убивает своего отца, а нейтральные до этого времени Эреб и Нюкта, разгневавшись на Кроноса за его преступление, становятся врагами не только Земли, но и Времени, породив множество злых сил: Танат — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Немезиду — отмщение, с появлением которых в мире нашло свое постоянное место Зло.
Нюкта также родила от Урана дочь Лиссу — божество, олицетворяющее ярость, неистовство, исступление и неукротимую страсть. Она наслала безумие на трех дочерей Миния, на собак греческого героя Актеона и по приказу верховной богини Геры — на Геракла, который в состоянии невменяемости убил своих жену и детей. Чтобы прекратить приступ безумия, Афина повергла его в тяжелый сон, ударив по голове огромным камнем.
Лисса, согласно древнегреческому эпосу, также являла собой состояние боевого исступления, благодаря чему воители впадали и ярость, которая делала их неуязвимыми в бою.
Другими словами, отвагу, которая помогала воинам совершать блестящие подвиги, они черпали именно в воинском неистовстве, в которое были ввергнуты не по своей воле, а вдохновленные богиней Лиссой. Со временем имя богини стало нарицательным и употреблялось как название состояния неистовства в бою.
Но вернемся к Кроносу. Он никак не мог забыть содеянного, поэтому, проклятый Ураном, стал панически бояться, что сбудется его предсмертное предсказание.
То есть, что один из его сыновей, которых родит Рея, свергнет его и поступит с ним также, как он со своим отцом. Поэтому Кронос без разбора проглатывал всех своих рожденных детей: Деметру, Гестию, Геру, Посейдона и Аида, с каждым разом множа посеянное им зло.
Читая об этом, читатель с ужасом представляет себе картину, как Крон один за другим живьем глотает своих детей или отгрызает от них куски и, обливаясь кровью, пережёвывает их. Однако впоследствии мы узнаем, что поглощал он их совершенно непостижимым образом — не прерывая их жизни. Что, впрочем, не должно вызывать удивления, поскольку прервать ее было Крону не под силу: ведь они были бессмертными. Тогда что скрыто за этим? Аллегория. И суть ее, по всей видимости, заключается в следующем.
С рождения Крон был богом земледелия. Этим объясняется то, что мать Гея дала ему алмазный серп в качестве его собственного отличительного атрибута, который он использовал не во благо, а во зло. Позже у древних греков, благодаря созвучию Кронос-Хронос, он стал олицетворять собой время.
В итоге получилась интересная картина: Время, которое не только воцарилось в мире, но и поглотило свое будущее, образовало вечное царство «Здесь и Сейчас». Наверное, поэтому правление Крона было названо «золотым веком», во время которого человечество, не зная бед и болезней, жило бесконечно.
Теперь стоит проанализировать, кого же проглотил Крон, кем же были эти дети. Итак, первой была Гестия. Она богиня «прирученного» огня, который служил людям, всегда горел в домашнем очаге и жертвеннике. Словом, богиня, которая защищала своим огнем и дома людей, и города, и даже государства.
Второй — богиня плодородия Деметра, то есть покровительница всего, что росло на земле, кормилица, которая защищала земледельцев.
Третьей Кронос проглотил Геру, богиню брака и семьи, очень важной в жизни людей.
За ней в чрево Кроноса последовал Аид — бог подземного царства мертвых, которое не было Тартаром, рожденным Хаосом в начале творения. Тот расположен значительно дальше: за пределами смерти. Из этого следует, что и Аид со своим миром мертвых является божеством, которое необходимо только людям: ведь именно их, умерших, перевозит через реку Ахеронт перевозчик Харон, чтобы затем они предстали перед праведным судом. Словом, это то место, куда должен уходить человек после того, как закончится его жизнь на земле.
И последним проглотил Кронос Посейдона, бога морей. Если перевести его имя, то получится «трясти землю». Странное имя у этого бога, не так ли? Однако его можно объяснить тем, что древние греки относили к его «шалостям» землетрясения, считая, что Земля находится не в космосе, а плавает в водах великого Океана.
Вот и получается, что в мире, где царил Кронос — Время, не было места людям, поскольку всё, что должно было покровительствовать им, защищать их интересы, было проглочено временем.
Но вот рождается у Крона шестой ребенок — сын, нареченный Зевсом, и, трепещущий от страха, что проклятие оскопленного отца может исполниться, он совершает роковую ошибку, доверчиво разрешив жене родить ребенка на острове Крит. Зевс родился, но вместо него Рея дала Кроносу, пришедшему за новорожденным, проглотить завернутый в ткань каменный монолит «омфал», называвшийся Пупом Земли, так как его местоположение считалось центром мира.
Кронос, Рея и камень
Что касается рожденного сына, то Рея отдала его на воспитание куретам, которых родил от деревьев Гелиос-Солнце. Как только малыш издавал плач, они начинали греметь своим оружием, тем самым заглушая его крики и скрывая от Крона пребывание его сына на острове. Кормила малыша своим молоком коза Амалфея, а мёдом — её супруг — полубог Мелиссей, покровитель пчёл. Маленького бога нянчили их дочери — нимфы Адрастея и Идея.
Тайно выросший в пещере на Крите, Зевс стал не только могучим, но и хитроумным. Он женился на Метиде, богине, олицетворявшей мудрость, которая была дочерью титана Океана и титаниды Тефиды. После воспользовался ее помощью и опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Кронос изрыгнул проглоченных сестер и братьев, и затем Зевс оскопил его.
По другой версии, Кронос после того, как изрыгнул проглоченных детей, был прощён Реей и Зевсом и переселён на «острова блаженных». Но по основным мифам под предводительством Зевса его сёстры и братья объявили упорную и ужасную войну титанам, длившуюся десять лет, которые стали ему мстить за Кроноса-отца.
Зевс со своими сторонниками разбили лагерь на горе Олимп, а титаны — на горе Офрис. Ураниды были грозными и могучими противниками и победить их никак не удавалось, так как первоначально их было вдвое больше, чем богов. Но перевес в конце концов оказался на стороне третьего поколения богов, так как в войну с титанами вступили их собственные дети и внуки. В их рядах оказалась и Афродита, дочь самого Урана, появившаяся из его семени, пролившегося вместе с кровью в Океан и поднявшего целую волну пены, из которой и явилась миру богиня любви.
В лагерь олимпийцев пришел и титан Океан в сопровождении дочери Стикс и её мужа титана Палланта, сына Криоса, а также их детей — Ники, олицетворявшей победу, Зела, являвшего собой божество соперничества, Крата — власти и Бии — мощи. С их приходом у олимпийцев появился шанс на реальную победу.
В глубокой долине между двумя горами, где обосновались противники, началась великая битва. Она могла длиться бесконечно, поскольку все участвующие в ней были бессмертными, поэтому требовался ощутимый перевес сил. И тогда Зевс решил переманить на свою сторону циклопов, обиженных Кроносом.
Зная, что они великие мастера и кузнецы, он вывел их из Тартара на Землю, чтобы они сковали ему перуны, то есть молнии, и громы. Но и это не помогло одержать победу над титанами.
Тогда Зевс решился на другой шаг и забрал из Тартара сторуких и пятидесятиглавых, которые закидали приблизившихся к Олимпу уранидов скалами, оторванными от гор.
Наконец титаны были повержены и низвергнуты в Тартар навечно. Там их, скованных, сторожили у ворот гекатонхейры, чтобы никто из них никогда не смог выйти на свободу.
В отличие от подземного царства мертвых, где властвовали Аид и Персефона, которое было совершенно понятной формой загробного существования, то есть миром за пределами человеческой жизни, Тартар являл собой бездну без дня, нечто нематериальное.
Заточив побежденных титанов в Тартар, олимпийцы лишили их связи с Геей, их матерью-Землей. Она не могла смириться с этим и объявила войну внуку, породив от Тартара неслыханных чудовищ: полуженщину-полузмею Ехидну и стоглавого зверя Тифона. Это был могущественный и чудовищный великан, которого Зевс, хоть и с большим трудом, но все же победил, поразив своим перуном. От него запылал не только Тифон, но и его мать — Гея-Земля. Пылающего стоглавого великана громовержец сбросил в Тартар, где он и родился.
Однако тот не сгорел и в дальнейшем родил от своей сестры Ехидны, на которой женился, детей, вошедших в историю древнегреческих мифов как чудовища, принесшие немало бед олимпийским богам и людям. Самые известные среди них — двуглавый пёс Орф, охранявший волшебных быков Гериона, и трехглавый пёс Цербер, ставший безжалостным сторожем царства мертвых Аида; Лернейская Гидра и Немейский лев, в свое время поверженные Гераклом; Химера, огнедышащее чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи; Сфинкс, чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка; а также орел Эфон, который был приручен Зевсом и клевал в угоду своему хозяину печень прикованного Прометея.
Победив титанов, сыновья Крона поделили между собой власть над миром. Зевс, как и его отец ранее, получил власть над небом. Посейдон стал владыкой моря, а самому старшему из братьев Аиду досталось подземное царство мёртвых. Землю решили оставить во всеобщее владение.
Зевс был назван старшим из богов и повелителем всего человеческого мира.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Олимп. Боги или люди? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других