Особенные дети. Инклюзивный театр – театр без границ

Ксения Рыморева

В пособии я делюсь своим многолетним опытом работы в коррекционных детских домах с детьми-сиротами и детьми с ОВЗ. В пособии предлагается алгоритм организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного театра, эффективные методы и формы работы для помощи в развитии и социализации детей, примеры тренингов и упражнений, которые подойдут для работы педагогов и педагогов театральных студий в условиях детских коррекционных домов, школ и инклюзивных театров, детских садах.

Оглавление

Формы и методы работы в условиях реализации инклюзивного театра

Опыт деятельности с воспитанниками Детского дома №5 в городе Хабаровск в качестве руководителя театрального коллектива показал, что с детьми с ОВЗ, несмотря на их сложную проблематику можно успешно работать и добиваться положительной динамики в их психофизическом и социальном развитии. И в этом важную роль играет наряду с другими педагогическими средствами включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями в театральную деятельность. Проект «Инклюзивный театр» на базе детского дома показал свою эффективность и позволил снять ряд эмоциональных зажимов и психофизических комплексов у детей с ОВЗ и инвалидностью средствами театральной деятельности, осуществить задачи коррекционной работы и социальной адаптации.

Театральная деятельность в коррекционных детских домах и учреждениях, где существует инклюзия, решает множество важных задач:

• формирование и развитие эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства, многообразных эстетических объектов и явлений реальности;

• обеспечение эмоционального благополучия детей и подростков;

• формирование умений эффективных межличностных коммуникаций через совместную творческую деятельность;

• помощь в жизненном, профессиональном, эстетическом и этическом самоопределении;

• помощь в реабилитации и исправлении речевых и физических дефектов;

• духовно-нравственное воспитание, знакомство с различными видами искусства и творчества;

• помощь в профессиональном определении;

• социальная адаптация в современном обществе.

Дети нуждаются в наставничестве, примере для подражания, а дети с ограниченными возможностями имеют еще больше сложностей в коммуникации и социализации, в силу отсутствия возможностей по состоянию здоровья. Самый доступный способ для успешной самореализации является творчество, которое будет безболезненно способствовать успешному социальному взаимодействию и раскрытию своих способностей. Поэтому, на основе многолетнего опыта работы в интернатных учреждениях предлагаем эффективные формы и методы работы через реализацию инклюзивного театра:

1. Организация разновозрастной группы, где организована учебная деятельность так, чтобы каждый ученик смог себя проявлять, учиться брать на себя ответственность, мотивироваться и брать пример у старших, учиться коммуницировать с детьми разного возраста.

2. Обеспечение воспитанникам свободного творчества и возможности брать инициативу в свои руки. Организация процесса работы с детьми так, чтобы они имели возможность и желание самостоятельно выбирать материал для работы, распределять роли, импровизировать, предлагать идеи, взаимодействовать в коллективе. Например, встречать педагога с уже готовым этюдом-приветствием, так называемым в театральной среде «зачином».

3. Внедрение в спектакли, концерты новых и интересных форм: интерактива, световых, звуковых эффектов нового поколения, театр теней, видеосопровождение, нестандартное оформление как режиссёрский ход спектакля, включение хореографии, вокала, пластики, пантомимы, флэшмобов. Используя множество различных и нестандартных, современным форм больше вызовет заинтересованность и мотивацию детей заниматься в студии, откроет им другие грани театра, поможет раскрыть все грани своих способностей и откроет мир интересных профессий.

4. Включение в образовательный процесс игровых тренингов, тренингов на сплочение и доверие, постепенно переводя на более сложные и серьезные упражнения. Особенное внимание необходимо уделять на упражнения исследования своего голоса и тела, снятие зажимов, раскрепощение, воображение, эмоции, взаимодействие друг с другом. Обязательным условием является участие самого педагога в тренингах совместно с детьми.

5. Метод рефлексии, вместо итоговой аттестации и оценивания. Проговаривать с детьми их ощущения, сложности, эмоции. Отмечать положительные стороны и успехи, направлять. Самое главное, что нужно понять в творческом развитии детей — в театральных тренингах нет понятия «правильно» и «неправильно», есть понятие исследования. Поэтому педагог в театральной студии — наставник, друг и наблюдатель, который заинтересован как в работе всего коллектива, так и в успехе каждого воспитанника.

6. Подбор правильного материала для постановок. Дети играют самих себя, нет тяжелых ролей, нет сложного смысла, должно быть желание и возможность импровизировать, необходимо учитывать материалы с понятными и близкими эмоциями, так как сложные эмоции дети еще не умеют различать и тем более показывать. В таком материале дети будут органичны и не будет наигранности, хотя переигрывать будет также уместно и даже нужно, что также помогает понять детям все грани актерской игры в силу своих способностей. Уже после того, как ребенок будет отлично справляться с легким материалом и ролями по своему амплуа, можно смело переходить на более сложные тексты, сюжеты, постановки, давать роли «на сопротивление». Все должно быть плавно и постепенно, не форсируйте, вы увидите, когда ваши ученики будут готовы к сложным материалам и тренингам. Не требуйте того, что им не нравится, сложно или не хочется, у детей творческий процесс строится исключительно на желании и энтузиазме.

Совет: если у вас запланировано в учебном плане определенное занятие, тема, упражнение и т.д., а ребенок приходит без настроения, желания заниматься, постарайтесь отойти от плана и начать занятие в игре, на отвлеченные темы, просто поговорить или устройте чаепитие, не вытягивая из ученика через силу читать стихотворение или репетиционный текст и не заставляя участвовать его в тренингах. С детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и детьми с ограниченными возможностями особенно нужно быть осторожными. Они эмоционально лабильны и, если при отсутствии желания что-то делать их заставят, и они потерпят неудачу, вряд ли они захотят заниматься дальше и будут чувствовать себя неудачниками.

7. Метод практической деятельности. Выступления на концертах, фестивалях, конкурсах. Выезды на мастер-классы и экскурсии в профессиональные учреждения — радио, телевидение, театры. Взаимодействие со специалистами и профессионалами театральной сферы. Постановка спектаклей на сцене профессиональных театров, знакомства с режиссерами театров и педагогами театральных ВУЗов.

8. Организация репетиционной и подготовительной деятельности. Воспитанникам предоставляется возможность участвовать не только в спектакле, но и погрузиться во все тонкости подготовительного процесса к показу — подготовка или разработка костюмов, технического оснащения сцены, оформление сцены, подготовка реквизита, обучение гриму и самостоятельная работа с ним перед спектаклем, подготовка звуковых и световых эффектов. Что способствует знакомству с профессиями театрального искусства, поможет осознать ценность своей деятельности в коллективе и учит брать на себя ответственность.

Инклюзивный театр может сыграть существенную роль в организации образовательной, коррекционной и развивающей среды для детей с ограниченными возможностями и детей-сирот. Формы и методы работы в рамках Инклюзивного театра в первую очередь направлены на всестороннее развитие детей, не разделяя их на коррекционных и здоровых. Инклюзивная театральная деятельность не занимается конкретно реабилитацией. Реабилитация безусловно есть, но она проходит параллельно с процессом театрального искусства, где дети учатся справляться со своими трудностями и проблемами театральными инструментами. Необходимо ориентироваться на все виды искусства, давая знания как в области профессионального театра, так и в области изобразительного, музыкального творчества и т. д. Поэтому, важным аспектом для нас остаются социализация и реабилитация через творческий процесс, снятие зажимов, развитие коммуникативных навыков, где каждый участник принимает полноценное участие. Необходимо учитывать тот факт, что Инклюзивный театр — это не реабилитация детей с трудной судьбой и детей с ограниченными возможностями. Театральная деятельность помогает индивидуально подходить к развитию способностей, корректировать поведенческие и социальные стороны личности воспитанника, адаптироваться в обществе сверстников, благодаря чему может отслеживаться положительная динамика и помощь в реабилитации.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я