Особенные дети. Инклюзивный театр – театр без границ

Ксения Рыморева

В пособии я делюсь своим многолетним опытом работы в коррекционных детских домах с детьми-сиротами и детьми с ОВЗ. В пособии предлагается алгоритм организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного театра, эффективные методы и формы работы для помощи в развитии и социализации детей, примеры тренингов и упражнений, которые подойдут для работы педагогов и педагогов театральных студий в условиях детских коррекционных домов, школ и инклюзивных театров, детских садах.

Оглавление

Примеры тренингов

по актерскому мастерству

Многие актерские тренинги для детей воспринимаются неверно, поэтому нужно тщательно отбирать упражнения, которые дети будут понимать и осознанно выполнять. Нужно добиваться того, чтобы дети через игровые тренинги начинали понимать суть упражнений и добивались результатов, а не наоборот. Любой ребенок многие тренинги воспринимает просто как игру, смеется над тем, как упражнения выполняет другой ученик или с себя. Здесь важна дисциплина. Возвращаемся к актерской этике. Актер уважает коллектив, режиссера и работает над собой, дисциплинирует себя. В будущем самодисциплина, ответственность и сила воли помогут не только на сцене, но и в становлении себя как личности, в социуме, в жизни, в реализации себя. Особенно это важно среди детей-сирот и детей с ОВЗ. Поэтому, задача педагога выстраивать тренинги так, чтобы ученики могли серьезно относиться к процессу. Начинать с игровых тренингов, постепенно переводя на более сложные и серьезные упражнения, объясняя подробно для чего они его выполняют и что должны чувствовать. Для начала адаптации к тренингам желательно делать после каждого упражнения рефлексию. Проговаривать с детьми их ощущения, что им было легко, а что сложно, где получилось, а где нет. Обязательно хвалить их за выполнение, направлять в нужную сторону. Самое главное, что нужно понять в творческом развитии детей — в театральных тренингах нет понятия правильно и неправильно, есть понятие исследования. Актёр исследует себя, возможности своего тела, голоса. Поэтому педагог должен именно направлять, а не исправлять или говорить, что ребенок делает неверно. Ребенок занимается творчеством и работает над собой, дайте ему возможность расширять границы, исходя из своего видения, получая от вас опыт и идеи как свое видение и свои таланты расширить. Педагог в театральной студии — наставник, созидатель, наблюдатель.

Графа «для заметок» предназначена для вашего удобства, и чтобы ничего не забыть. Вы можете помечать нюансы, которые возникли во время работы с тренингом, чтобы потом можно было внести правки или немного изменить упражнение под потребности, возможности, возраст детей, ситуацию, цели или имеющиеся ресурсы; помечать на чем сделать акцент в следующий раз, что получается или нет у детей; прописывать что нужно сделать или не забыть во время тренинга — необходимый реквизит, текст, названия эмоций, ассоциаций, предлагаемых обстоятельств, заданий; домашнее задание для учеников; рефлексию — заранее подготовленный текст для ее проведения или то, что вы должны учесть после ее проведения. Также, чтобы не потерять важное и понравившееся упражнение для занятий.

Жвачка

Это упражнение хорошо делать в самом начале занятия в качестве разминки и разогрева тела, что очень важно, как на тренингах, так и на репетициях. Тело должно максимально включаться и откликаться. Суть упражнения проста — представить, что вы жвачка и вас жуют, как жвачка перекатывается во рту, как ее мнут. Ребенок должен максимально вовлечься в этот процесс, изгибаться стоя, лежа на полу, подпрыгивать, садиться и т. д. Сюда можно включить игровой тренинг, особенно если дети-новички: по хлопку дети останавливаются и замирают в позе, в которой были во время хлопка. Ребенок должен оправдать свою позу, придумав кто он, где находится, что делает, зачем и почему. Нужно максимально подробно написать все предлагаемые обстоятельства. Таким образом, тренинг станет более интересным и одновременно с разминкой затронет тему фантазии и воображения, веру в предлагаемые обстоятельства, даст понять ученикам, что все действия на сценической площадке должны быть оправданны и происходить не просто так. Таким же образом можно легко преобразовывать различные тренинги, добавляя в них любые игровые формы, которые будут параллельно охватывать несколько тем, направлять учеников на правильное и интересное исследование себя.

для заметок

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Цветение и увядание тела

Шагайте ритмично. Как в растении, в вас поднимаются соки, от ступней ног вверх по всему телу, достигая рук, которые зацветают, как и все тело. Во второй части упражнения конечности-ветви вянут и умирают одна за другой. Цветок медленно и плавно опускается, начиная с кончиков пальцев и наклоняется последовательно вниз головой так, чтобы шея и вся верхняя часть тела до пояса были максимально расслаблены. Повторить несколько раз. Выполняя упражнение, ребенок должен представить какой он цветок, какой у этого цветка характер, какое настроение. Закончить упражнение ритмической ходьбой.

для заметок

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Образ животного

Это упражнение не заключается в буквальной и реалистичной имитации четвероногого животного. Не нужно «играть» животное, но, используя подсознание, создать образ животного, чей обобщенный характер выражает ту или иную черту человеческого состояния. Начинать надо с ассоциации. Какое животное ассоциируется с жалостью, коварством, мудростью?

для заметок

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Ходьба

Босиком по разным воображаемым типам поверхности (мягкой, скользкой, гладкой, мокрой, надутой, колючей, сухой, покрытой снегом или горячим песком, по кромке воды и т.д.). Ступни ног — это центры выразительности, передающие свои реакции всему телу. Повторите упражнение, обувшись, но сохранив выразительность ступней. То же самое упражнение в приложении к кистям рук, которые чувствуют, трогают, гладят определенные материалы и поверхности (по-прежнему воображаемые). А теперь кисти и ступни должны реагировать одновременно на противоположные импульсы-ощущения.

для заметок

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я