Новые боги. Как онлайн-платформы манипулируют нашим выбором и что вернет нам свободу

Кристиан Монтаг, 2021

IT-корпорации успешно конкурируют с государствами в том, что касается управления людьми. Наши данные – новая нефть, и, чтобы эффективно добывать их, IT-гиганты идут на многочисленные ухищрения. Вы не считаете себя зависимым от соцсетей, мессенджеров и видеоплатформ человеком? «Новые боги» откроют глаза на природу ваших отношений с технологиями. Немецкий профессор, психолог Кристиан Монтаг подробно показывает, как интернет стал машиной слежки и манипуляций для корпораций Кремниевой долины и компартии КНР, какие свойства человеческой натуры технологические гиганты используют для контроля над пользователями – и что мы можем сделать, чтобы перестать быть рабами экрана. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Individuum

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новые боги. Как онлайн-платформы манипулируют нашим выбором и что вернет нам свободу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Игра, удовольствие и развлечение? Что толкает нас к использованию новых технологий

Люди всегда интересовались новыми технологиями. Нас всегда восхищали достижения научного прогресса, хотя раньше требовалось чуть больше времени, чтобы новая технология «пошла в народ». Когда в середине 1930-х годов в Германии появились первые телевизионные залы, люди отреагировали весьма сдержанно. Возможно, это было связано отчасти еще и с тем, что около малюсенького экрана 18 × 22 см толпились почти 30 человек. Пожалуй, это могло подпортить впечатление! Но не стоит забывать, что в то же время люди уже активно ходили в кино и получали от этого немалое удовольствие[74].

Тем не менее телевидение все же обрело популярность, и сегодня почти в каждом немецком доме обязательно есть хотя бы один телевизор. По данным за 2020 год, 34,65 миллиона немцев имели дома один телевизор, 24,04 миллиона — два, а 7,22 миллиона — даже три[75]. Хотя в последнее время значимость аналогового телевидения стала снижаться из-за стриминговых сервисов, в целом оно по-прежнему важно.

Почему же технологии внедряются в общество? Какие психологические механизмы здесь задействованы?

Чтобы понять, как устроены социальные сети и стоящая за ними бизнес-модель, предлагаю поразмышлять, почему нам вообще так интересны новые технологии. Кроме того, стоит разобраться, почему, попробовав лишь раз, люди больше не хотят отказываться от определенных онлайн-услуг.

Ответы отчасти кроются в теории использования и удовлетворения. В англоязычной литературе она известна как Uses and Gratifications Theory, поэтому для простоты в этой главе я использую аббревиатуру UGT.

Несколько громоздкое название неплохо раскрывает простую суть: технологии используются в первую очередь тогда, когда они удовлетворяют основные потребности человека. Например, у меня сильна потребность в общении с другими людьми. Теперь представим, что онлайн-сервис не сможет удовлетворить ее. И зачем он тогда мне нужен? На самом деле социальные сети прекрасно справляются с удовлетворением некоторых базовых потребностей человека.

Более полную картину, почему нам хочется использовать технологии, может раскрыть психология личности. Основываясь на темпераменте и чертах характера человека, можно с определенной долей вероятности предсказать, каким образом и как часто он будет пользоваться фейсбуком. К примеру, хорошо известно, что экстраверты больше нуждаются во внимании со стороны окружающих[76]. Кроме того, некоторые исследования показывают, что пользователи социальных сетей в среднем немного более экстравертны, чем те, кто их избегает[77]. Экстраверты также считаются напористыми, активными и общительными. То есть психология личности позволяет дать ответ на вопрос, кто с большей вероятностью будет использовать ту или иную технологию. Кстати, из вышесказанного следует, что UGT и личностно-психологический подход лучше применять в комплексе, поскольку базовые потребности по-разному проявляются у различных типов личности.

Видео убило звезду радио

Кто не знает песню «Video Killed The Radio Star» («Видео убило звезду радио») группы The Bugglers? Согласно статистике ютуба, к январю 2021 года их клип набрал более 36 миллионов просмотров[78]. Символично, что именно с этого видео в 0:01 1 августа 1981 года начал вещать телеканал MTV[79]. Песня вспомнилась мне, потому что она отлично иллюстрирует, как технологические новинки снова и снова меняют привычки медиапотребления. Ее текст — об ощущении потери, которое переживают традиционный музыкант и его поклонники, беспомощно наблюдающие за тем, как новые технологии вытесняют целую эпоху. Сегодня, в эру тиктока, «Video Killed The Radio Star» переживает второе рождение, но совершенно в новом контексте. В начале 2020 года стали вируситься тиктоки, посвященные теориям заговора вокруг смерти известных людей, например Мэрилин Монро, в которых как раз звучит эта песня. В общем, она снова стала актуальной[80].

На самом деле нет ничего плохого в том, что со сменой поколений изменяются и привычки потребления контента. Однако иногда старые технологии напрасно слишком быстро сбрасывают со счетов. В 2020 году среднее время ежедневного прослушивания радио в Германии составило 180 минут, так что не спешите его хоронить[81]. При этом нужно понимать, что в XXI веке радиослушатели пользуются не только приемниками, но и другими устройствами: к примеру, сейчас доступны десятки тысяч подкастов, представляющих собой не что иное, как современную версию радио. По сути, сегодня любой смартфон может быть использован в качестве радиоприемника.

Мне кажется, если мы проанализируем, почему люди начали слушать радио в 1920-х годах, станет понятнее[82], почему сегодня они сидят в соцсетях. Какие психологические мотивы заставляют людей снова и снова настраиваться на определенную радиопередачу или подписываться на канал инфлюенсера в ютубе? Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое и проведем несколько параллелей. Но для начала предлагаю взглянуть на цифры, свидетельствующие о невероятном количестве пользователей социальных сетей по всему миру.

Facebook? Будущее социальных сетей определяется и в Азии. «Маленькие сообщения» из Шэньчжэня

Сегодня в мире насчитывается около 3,8 миллиарда пользователей социальных сетей[83]. Более 3 миллиардов из них зарегистрированы на одной из платформ, принадлежащих Meta. Если быть точным, почти 2,8 миллиарда — на классической платформе Facebook, чуть более 2 миллиардов — в мессенджере WhatsApp и более 1,2 миллиарда — в приложении для визуального контента Instagram (или, как говорят, в «инсте»)[84], [85]. А значит, компанию из городка Менло-Парк в Кремниевой долине, без сомнения, можно назвать одной из самых влиятельных в мире. К тому же в последние годы Meta приобрела несколько других компаний, в том числе Oculus, которая специализируется на производстве VR-гарнитур, чтобы в будущем закрепиться в сфере виртуальной реальности. В общем, Meta со штаб-квартирой на Хакер-уэй крепко стоит на ногах (см. также рис. 2.1). Правда, в последнее время вокруг нее сгущаются тучи, как показал недавний антимонопольный иск в отношении компании[86].

Рис. 2.1. Добро пожаловать в офис Meta на Хакер-уэй в Менло-Парке (фотограф Кристиан Монтаг)

Глядя на эти внушительные цифры, можно сделать поспешный вывод, что по успешности с продуктами Meta не сравнится ни одна социальная сеть. Но так кажется только лишь на первый, слегка наивный взгляд западного пользователя. В Азии, особенно в Китае, после запрета соцсети Facebook и поисковой системы Google[87] весьма преуспели национальные технологические компании, которые уже добились внушительных охватов и соответствующего влияния на рынке.

Кого-то может удивить сочетание латиницы и китайских иероглифов в данном разделе книги. Здесь следует упомянуть язык пиньинь (p¯ıny¯ın, 拼音), разработанный в 1950-х годах. Это латинская фонетическая система, которая точно передает правильное произношение китайских слов на путунхуа (普通话, официальный диалект китайского языка). Это важный инструмент, поскольку многие китайцы говорят на местных диалектах, что приводит к серьезным трудностям во время общения жителей из различных регионов страны. А иероглифы — своего рода клей, скрепляющий национальную культуру. Интересно, что в цифровую эпоху система пиньинь стала настоящим спасением: вместо клавиатуры с тысячами иероглифов можно обойтись ограниченным количеством знаков, используя фонетическое написание и соответствующие обозначения тонов.

WeChat можно рассматривать как некий аналог WhatsApp, по крайней мере исходя из названия. We¯ixìn означает «маленькое сообщение»[88]. Однако WeChat давно переросла «маленькие сообщения» и играет по-крупному. На момент написания книги эта китайская онлайн-платформа насчитывала уже более 1,2 миллиарда пользователей[89], [90]. Те, кто до сих пор считает китайцев «подражателями», сильно недооценивают Поднебесную[91]. В некоторых ключевых отраслях, особенно в секторе цифровых технологий, они уже далеко впереди. Например, в разработке приложений на основе искусственного интеллекта Китай обогнал даже США[92]. Страна использует свои географические преимущества: 1,4 миллиарда китайцев производят массу данных, которые могут применяться местными технологическими компаниями для обучения постоянно совершенствующихся систем ИИ. Стратегия цифровизации Коммунистической партии ускорила эту тенденцию, поэтому в КНР и возникла крупнейшая в мире система государственной слежки[93]. Впрочем, не стоит слишком торопиться с критикой Китая, ведь мы тоже живем в эпоху «капитализма слежки». Этот термин, предложенный Шошаной Зубофф[94], подразумевает, что и на Западе (кстати, а что есть Запад?)[95] за гражданами шпионят технологические гиганты, да и правительства. Думаю, история Эдварда Сноудена и АНБ в пересказе не нуждается[96].

Лучше вернемся к мегаприложению WeChat. Это явно нечто большее, чем просто мессенджер, и даже американские социальные сети начинают перенимать идеи у Поднебесной. Чтобы проиллюстрировать силу WeChat, давайте подробнее рассмотрим рисунок 2.2. Я сделал эти фотографии в центре Чэнду (Chéngdu¯, 成都), мегаполиса с населением 14 миллионов человек в самом сердце провинции Сычуань.

Рис. 2.2. Слева мы видим фото типичной китайской улицы. Открытое кафе расположено напротив фруктовой лавки. Везде принимают электронную оплату. В центре мы видим, как можно оплатить арбузы при помощи AliPay. Справа — парикмахерская, где тоже можно заплатить с помощью WeChat (фотограф Кристиан Монтаг)

На 2-й Аллее Юйлинь в Чэнду по-прежнему кипит традиционная китайская жизнь. Куры бегают между креслами стоматолога, из лавки мясника на другой стороне улицы летят капли крови. По узкому переулку проезжает велосипедист. Во дворе кто-то тасует кости для маджонга. Двое соседей обмениваются новостями последнего эпизода китайской мыльной оперы. В нескольких метрах от меня замечаю большой велосипедный прицеп, доверху наполненный помело. Весело щебечут птицы. Глядя на эту идиллию, трудно поверить, что всего через несколько поворотов вы окажетесь в центре района с плотной многоэтажной застройкой и оживленным движением. Именно эти контрасты и делают Китай таким интересным.

Здесь я частенько обедал или ужинал в продуктовом ларьке (рис. 2.2, левая фотография). Примерно за один евро на вок-станции можно было купить превосходные овощные блюда, например жареный лотос — очень острый, в стиле сычуаньской кухни. Я люблю говорить, что в Сычуани едят чили, а всё остальное — гарнир.

Напротив открытой вок-станции расположен прилавок с фруктами. Нам особенно бросилась в глаза маленькая табличка с QR-кодом между арбузами (рис. 2.2, центральное фото). За этим QR-кодом скрывается номер счета владельца ларька. С помощью приложения AliPay или WeChat на смартфоне вы можете отсканировать этот QR-код для быстрой оплаты покупок. Прощай, наличка!

Сейчас розовенькими юанями с портретом Мао в Китае расплачиваются только совсем динозавры. Билет на поезд в метро, продукты в супермаркете или услуги парикмахера (рис. 2.2, правое фото) — всё это можно мгновенно оплатить при помощи WeChat или другого цифрового платежного сервиса на телефоне. Даже традиционные красные конверты (hóngba¯o, 紅包) с денежными подарками на Новый год китайцы отправляют через приложение. Только за время Весеннего фестиваля в 2018 году 768 миллионов пользователей WeChat отправили или получили такой красный конверт[97]. Facebook Inc. (Meta) не преминула заметить, что это позволяет собирать огромные объемы цифровых данных, и империя Цукерберга решила заняться разработкой собственной валюты Diem, которая, конечно же, будет использоваться в их приложениях. И кто-то еще говорит о подражании…

О том, что Запад сильно недооценил возможности Китая в области инноваций, говорится и в статье о будущем электронной торговли в январском номере (2–8 января 2021 года) журнала The Economist: «У Запада сложился определенный стереотип в отношении китайских инноваций. Мир одинаково реагировал на достижения китайского производства в самых разных сферах, начиная с электроники и заканчивая солнечными батареями: сначала игнорировал или отвергал как дешевую копию, относился свысока и только потом неохотно признавал и начинал пользоваться. А теперь вкусы и привычки китайских потребителей распространяются по всему миру. Смотрите и учитесь»[98]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Individuum

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новые боги. Как онлайн-платформы манипулируют нашим выбором и что вернет нам свободу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

74

немалое удовольствие: Geschichte des Fernsehens in Deutschland // Wikipedia. URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Geschichte_des_Fernsehens_in_ Deutschland.

75

а 7,22 миллиона — даже три: Bevölkerung in Deutschland nach Anzahl der Fernsehgeräte im Haushalt von 2018 bis 2021 // Statista. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/171950/umfrage/anzahl-der-fernseher-im-haushalt/.

76

во внимании со стороны окружающих: Ashton M.C. et al. What is the central feature of extraversion? Social attention versus reward sensitivity // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. № 83 (1). P. 245–252.

77

те, кто их избегает: Исследование строилось на сравнении пользователей фейсбука и людей, не использующих фейсбук: Brailovskaia J. и др. Comparing Facebook users and Facebook non-users: Relationship between personality traits and mental health variables — an exploratory study // PloS One. 2016. № 11 (12). e0166999. Далее я буду упоминать и другие исследования по этой теме.

78

К февралю 2023 года — уже 50 миллионов.

79

начал вещать телеканал MTV: Payne C. Happy 35th Birthday, MTV: Here’s the First Music Video You Ever Played // Billboard. 2016. August 1. URL: https://www.billboard.com/articles/columns/pop/7454390/mtv-first-music-video-video-killed-radio-star-buggles-anniversary-35.

80

В общем, она снова стала актуальной: O‘Sullivan E. “Video Killed the Radio Star” TikTok trend revisits celebrity death conspiracies // Daily Dot. 2020. July 1. URL: https://www.dailydot.com/unclick/video-killed-the-radio-star-tiktok/.

81

так что не спешите его хоронить: Entwicklung der durchschnittlichen täglichen Radiohördauer in Deutschland in den Jahren 1995 bis 2021 // Statista. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/4554/umfrage/radiohoeren-taegliche-dauer-seit-1995/.

82

станет понятнее: Первой песней в эфире немецкого радио была «Тихая ночь, святая ночь» (Stille Nacht, Heilige Nacht). https://www.br.de/nachrichten/kultur/vor-100-jahren-die-geschichte-des-radios-in-deutschland-beginnt, SJpMLzX.

83

около 3,8 миллиарда пользователей социальных сетей: Kroker M. 3,8 Milliarden Social-Media-Nutzer weltweit — knapp die Hälfte der Weltbevölkerung // Kroker’s Look @ IT. 2020. January 31. URL: https://blog.wiwo.de/look-at-it/2020/01/31/38-milliarden-social-media-nutzer-weltweit-knapp-die-haelfte-der-weltbevoelkerung/.

84

или, как говорят, в «инсте»: Most popular social networks worldwide as of January 2023, ranked by number of monthly active users // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/ (данные по состоянию на 18.07.2021).

85

Обновленные цифры на начало 2023 года, по данным Statista: Facebook — 2,9 миллиарда, WhatsApp и Instagram — по 2 миллиарда. Общее число пользователей социальных сетей к январю 2023 года, по данным DataReportal, составило 4,76 миллиарда.

86

антимонопольный иск в отношении компании: Hatmaker T. Facebook hit with massive antitrust lawsuit from 46 states // TechCrunch. 2020. December 10. URL: https://techcrunch.com/2020/12/09/facebook-antitrust-state-attorneys-general/.

87

и поисковой системы Google: https://www.businessinsider.de/international/major-us-tech-companies-blocked-from-operating-in-china-2019-5/?r=US&IR=T.

88

We¯ixìn означает «маленькое сообщение»: Montag C. et al. The multipurpose application WeChat: a review on recent research // Frontiers in Psychology. 2018. № 9. P. 2247.

89

уже более 1,2 миллиарда пользователей: Number of monthly active WeChat users from 2nd quarter 2011 to 4th quarter 2022 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/255778/number-of-active-wechat-messenger-accounts/ (данные по состоянию на 18.07.2021).

90

В 2022 году — 1,3 миллиарда, по данным Statista.

91

сильно недооценивают Поднебесную: Я использую слово «китайцы» для упрощения, оно не имеет пренебрежительного оттенка. Впрочем, такое обобщение весьма неоднозначно, так как Китай — страна с очень неоднородным культурным и этническим ландшафтом.

92

Китай обогнал даже США: Lee K.F. AI superpowers: China, Silicon Valley, and the new world order. Houghton Mifflin Harcourt, 2018.

93

система государственной слежки: Strittmatter K. Die Neuerfindung der Diktatur: Wie China den digitalen Überwachungsstaat aufbaut und uns damit heraus-fordert. Piper ebooks, 2018.

94

предложенный Шошаной Зубофф: Zuboff Sh. Big other: surveillance capitalism and the prospects of an information civilization // Journal of Information Technology. 2015. № 30 (1). P. 75–89.

95

кстати, а что есть Запад: Jacques M. When China rules the world: The rise of the middle kingdom and the end of the western world. Penguin UK, 2012.

96

в пересказе не нуждается: Verble J. The NSA and Edward Snowden: surveillance in the 21st century // ACM SIGCAS Computers and Society. 2014. № 44 (3). P. 14–20.

97

отправили или получили такой красный конверт: Billy. Tencent’s WeChat boasts 768 million people used its digital red envelopes over the Lunar New Year // Verdict. 2018. February 22. URL: https://www.verdict.co.uk/tencents-wechat-boasts-768-million-people-used-digital-red-envelopes-lunar-new-year/.

98

Смотрите и учитесь: Why retailers everywhere should look to China // The Economist. 2021. January 2. URL: https://www.economist.com/leaders/2021/01/02/why-retailers-everywhere-should-look-to-china: «There is a pattern to how the West thinks about Chinese innovation. From electronics to solar panels, Chinese manufacturing advances were either ignored or dismissed as copying, then downplayed and then grudgingly acknowledged around the world. Now it is the Chinese consumer’s taste and habits that are going global. Watch and learn».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я