Краткий курс истории пиратства

Константин Хайт

Если вам до смерти надоели учебники, вы вообще не любите читать, но душа просит чего-то интересного – всего понемногу – то эта книжка для вас. Мы проходим всю историю человечества от Древнего мира до наших дней вместе с морскими разбойниками разных времен. Разбираемся с тем, как они жили, куда плавали, во что верили, за что сражались.Только коротко и только по делу.

Оглавление

Глава V. Аргонавты идут на дело

Из путешествия хитроумного пирата Одиссея можно многое узнать о нравах греков-ахейцев, живших почти три с половиной тысячи лет назад. Однако, с точки зрения истории мореплавания, еще более интересен древнегреческий миф о походе моряков-аргонавтов за Золотым руном. Причем тут греки даже не пытались завуалировать свои пиратские мотивы волей богов или благородной целью спасения семьи своего друга. Цель похода звучала совершенно однозначно: выкрасть Золотое руно из Колхиды — нынешней Грузии — и доставить его организатору безобразия — царю Пелию.

Несмотря на то, что это миф, мы можем предположить, что, как и в случае с Троянской войной, мы имеем дело с реально происходившим историческим событием. И даже при всех выдуманных сказочных подробностях, этот миф является для нас ценным источником информации о жизни «народов моря», средиземноморских племен второго тысячелетия до новой эры. Во-первых, это первое свидетельство исследовательской экспедиции, совершенной греками в Черное море. Именно экспедиции, в отличие от Троянского похода — здесь моряки отправлялись всего на одном корабле ранее непройденным, неизведанным путем. Во-вторых, в этом мифе приводится максимально подробное описание древнегреческого корабля, на чем мы еще заострим наше внимание. То есть мы можем понять, на чем отважные и безбашенные мореходы пускались в море в те далекие и небезопасные времена.

Итак, согласно мифу, у царя Афаманта (мы помним, что у греков того времени каждый разбойник величал себя царем) и богини облаков Нефелы было двое детей. Их невзлюбила мачеха и уговорила мужа принести этих детей в жертву богам, чтобы прекратить голод в неурожайный год. У этих диких людей все явления природы так, или иначе объяснялись кознями богов, которых нужно было умилостивить жертвоприношениями, иногда и человеческими. Дети подходили как нельзя лучше — здоровенный воин может и не согласиться отправиться к богам, а у малышей выбора особого нету. Однако в последний момент их спас из-под ножа жреца летающий баран с золотым руном (шерстью), посланный их матерью Нефелой. Дети сели на барана, и он понес их по воздуху далеко на север. Девочка Гелла во время полета упала в море и утонула. Мальчика Фрикса же баран унёс в Колхиду (ныне — черноморское побережье Грузии), где его воспитал как сына местный царь и позднее отдал ему в жены свою дочь. Летучего барана царь, что характерно, принес в жертву Зевсу, а его золотое руно, то бишь шкуру, повесил в роще, приставив сторожем к нему могучего дракона. Где древние грузины брали драконов миф умалчивает.

«Грекам Колхида стала известна благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. двух греческих колоний»17. Но за 800 лет до того Колхида и Кавказ представляли собой труднодостижимый «край света», место, куда нужно было плыть в прямом смысле слова через много морей среди незнакомых чужих народов. А мы помним, что в те времена жизнь чужака никак не охранялась и не стоила ни гроша. Колхида считалась греками страной невероятных богатств, а ее население жило за счет добычи и обработки золотых, железных и медных руд. Они были мастерами изготовления бронзовых изделий.

Тем временем, другие потомки уже упомянутого нами царя Афаманта построили портовый город Иолк и стали там царствовать. Внук царя, правивший в Иолке, был свергнут с трона своим сводным братом, Пелием. Опасаясь козней брата, царь в отставке спрятал своего сына, Ясона, в горах у мудрого кентавра Хирона. Ставший вскоре сильным и смелым юношей, Ясон жил у Хирона до 20 лет. Кентавр обучил его военным искусствам и науке врачевания.

Кентавр — это в древнегреческой мифологии дикое существо с туловищем человека на теле лошади. Образ кентавров, предположительно, возник как плод фантазии представителей цивилизованных, но не знавших еще верховой езды греков, впервые столкнувшихся с конными всадниками северных кочевых племен. Им казалось, что всадник и конь — это единое и неделимое целое. Примечательно, что во время испанского завоевания Центральной Америки, передвигавшиеся верхом конкистадоры также представлялись индейцам, знавшим только лам и тапиров, единым с лошадью существом.

Что же это были за военные искусства, которым кентавр Хирон обучил молодого царевича?

В первую очередь, у греков ценились кулачные бои с элементами борьбы. На тренировочных площадках греки вовсю отрабатывали удушающие и болевые захваты, броски, удары кулаками, локтями, головой и коленями. Использовались простые, но эффективные тренировочные приспособления — например, грязевая яма, в которой намазанные маслом атлеты учились проводить приемы. Или, наоборот, яма с сухим песком — чтобы освобождаться от захватов. В первом случае преимущество получал защищающийся, во втором — нападающий, и для обоих это было хорошей подготовкой к состязаниям, да и к будущим сражениям, ведь сражение того времени представляло собой большую драку. Видимо, именно греки изобрели такой тренажёр для отработки ударов конечностями, как свиную шкуру, наполненную смесью песка с опилками — прообраз современной боксерской груши.

Излюбленным оружием греков было копье, благодаря дешевизне изготовления и универсальности применения в бою. Это удобное оружие можно использовать и в ближнем бою и на средней и длинной дистанции. Не зря же в «Олимпийских играх» присутствовала дисциплина — метание копья. В мифе говорится: «Всему обучал Хирон Ясона: владеть мечом и копьем, стрелять из тугого лука, музыке и всему, что знал сам. Не было равного Ясону в ловкости, силе и храбрости, а красотой он был равен небожителям».

Греки не сильно любили использовать мечи на войне, больше предпочитая мощные копья. Рубящее оружие использовалось, когда у воина оставались пустые руки, а враг уже приближался, то есть как средство самообороны. Если же требовалось утихомирить бунтующих рабов, обычно безоружных, использовались тяжелые деревянные дубины, а не мечи — хрупкие и очень дорогие.

Когда Ясону исполнилось 20 лет, он отправился в Иолк требовать, чтобы Пелий вернул ему, наследнику законного царя, власть над городом. Пелий сделал вид, что согласен уступить престол, но поставил условием, чтобы Ясон отправился в Колхиду и добыл там Золотое руно. Царь рассчитывал, что его молодой соперник погибнет в этой экспедиции.

Ясон, что характерно, не возмущался, а стал готовиться к походу за руном. Как и со многими другими древними народами, ставившими честь выше разума, с греками XIII века до нашей эры отлично проходил трюк «а ты сначала докажи, что ты достоин». Отказаться означало поставить под сомнение свою храбрость, доблесть, а значит и право на престол: у этих простых и диких людей трон обычно доставался самому сильному.

Со всей Греции собрались на призыв Ясона славнейшие герои. Им тоже нужно было показать свою удаль, для чего грядущая экспедиция подходила как нельзя кстати. Искусный мастер выстроил для них корабль Арго. По имени этого судна участники похода получили прозвище «плаватели на Арго» — аргонавты.

В произведении древнегреческого поэта Аполлония Родосского «Аргонавтика» мы можем встретить такое описание корабля:

«Из большой пелионской сосны, срубленной Ясоном, сделали основание корабля. Приделали ему сосновые рёбра, скрепили их толстыми брёвнами; на них настлали палубу. Обшили корабль досками; в борту сделали круглые отверстия для вёсел и обшили их кожей. Посреди корабля поставили высокую, тонкую сосну с перекладинами и на них укрепили холщовый парус. В корму корабля вставили кусок священного дуба. Этот дуб был волшебный: в шелесте его листьев люди могли слышать свою судьбу. Строители корабля надеялись, что этот кусок дуба укажет мореплавателям, что им делать в трудный час. На носу корабля вырезали из дерева прекрасную голову богини Геры, покровительницы отважных путешественников, и покрыли её золотом: пусть сияет и блещет она впереди корабля, пусть издалека видят все, что сама Гера ведёт корабль Язона.

Из этого описания мы узнаем, что уже в те времена греки умели строить палубные суда с килем и шпангоутами, а также владели искусством плавания под парусами. Вообще, если верить описанию (а оно, как и весь миф, составлено значительно позднее самого события), кораблестроение того времени было далеко не так примитивно, как мы привыкли считать. По-крайней мере, «Арго» представляет собой достаточно современную конструкцию, более похожую на современные деревянные парусники, чем суда более поздних эпох.

Много времени прошло, пока, наконец, был построен корабль, осмолён, оснащён и спущен на воду. И вот настал день, когда в гавани Иолка встал у причала чудо-корабль, лёгкий на ходу, устойчивый на волнах, окрылённый парусом, быстрый и красивый. Прекрасен был этот десятивёсельный корабль». Следует иметь в виду, что в приведенной цитате говорится не об общем количестве вёсел, а о числе вёсел на борт. Иногда «Арго» называют пятидесятивёсельным кораблём (в этом случае приводится общее число вёсел), но это маловероятно, поскольку в легенде сказано довольно ясно:

«Шумно и весело было в Иолке. Пятьдесят отборных греческих юношей, цвет и сила всей Греции, съехались сюда, чтобы на „Арго“ отправиться в далёкую Колхиду за золотым руном… Погрузили на „Арго“ запасы еды, вина и пресной воды, чтобы не было в пути недостатка в питье и пище.»

«Взошли аргонавты на корабль и сели на вёсла, по два на каждую лавку. Дружно налегли на вёсла могучие гребцы. Гордо выплыл „Арго“ из гавани в открытое море. Подняли пловцы белоснежный парус. Попутный ветер надул парус, и быстро понёсся лёгкий корабль по приветливо шумящим волнам.»

При общей численности экипажа около 50 человек и при двух гребцах на скамью получается, что 20 вёсел обслуживали 40 человек. Но, кроме гребцов, в экипаж обязательно входили кормчий, вперёдсмотрящий и матросы, работающие с парусом. Цифры сходятся весьма точно. Впрочем, у мифа об аргонавтах нет какого-то одного «канонического» пересказа, подобного поэмам Гомера, поэтому у разных авторов и имена путешественников, и многие подробности различаются. Ведь мы говорим о временах настолько древних, что даже для древнегреческих писателей они представлялись совершенно легендарными.

Вероятно, именно поэтому, среди экипажа «Арго» мы обнаруживаем намного более замысловатых товарищей, нежели спутники Одиссея и даже победители троянцев. Здесь что ни герой, то сын какого-нибудь бога, наделённый невероятными сверхспособностями. Дело в том, что у античных народов существовала традиция возводить свой род к какому-нибудь великому предку, и, естественно, желательно было, чтобы этот предок происходил от богов и умел творить чудеса. А, поскольку таких чудесных прародителей хотелось буквально каждому, то и древних героев требовалось в избытке.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

17

http://bit.ly/3In1Nvu

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я