Краткий курс истории пиратства

Константин Хайт

Если вам до смерти надоели учебники, вы вообще не любите читать, но душа просит чего-то интересного – всего понемногу – то эта книжка для вас. Мы проходим всю историю человечества от Древнего мира до наших дней вместе с морскими разбойниками разных времен. Разбираемся с тем, как они жили, куда плавали, во что верили, за что сражались.Только коротко и только по делу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс истории пиратства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава IV. Морской котик и бывалый спецназовец Одиссей возвращается домой

В замечательной поэме Гомера «Илиада» автор именует своих головорезов царями и героями, хотя мы видим, что настоящие разбойники участвовали в этом грабительском походе! Следующая поэма Гомера «Одиссея» повествует нам о том, как один из самых лихих, отважных и беспринципных пиратов — героев Троянской войны — возвращается домой, и какие невероятные приключения подстерегают его по дороге.

Согласно Гомеру «большинство уцелевших греческих вождей поплыли на родину общим флотом через Эгейское море»8. Однако на середине пути морской бог Посейдон обрушил бурю на путешественников, разрушившую корабли о скалы и потопившую людей. При тогдашнем уровне кораблестроения — а ахейский корабль это просто-напросто большая лодка с веслами и без палубы, спасибо хоть, что не связка соломы, такое нередко случалось и без всякого Посейдона.

Спастись удалось лишь единицам, а после их ждали новые испытания. Только мудрый Нестор спокойно добрался до своего царства в городе Пилосе. А царь Микен — Агамемнон, выживший в волнах, дома погиб от рук собственной жены. Поэт Эсхил потом подробно расскажет об этом в своей трагедии. Менелая и возвращенную ему Елену ветер унес аж в Египет, и они долго возвращались обратно в Спарту. Но больше всего трудностей выпало на долю царя Одиссея, которого носило по свету целых десять лет.

Именно о его судьбе и сложил Гомер свою вторую поэму:

«Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,

Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен

Многих людей города посетил и обычаи видел

Много и горя терпел на морях, о спасенье заботясь…»

Одиссей очень помог грекам в Троянской войне. Именно ему пришло в голову взять с женихов Елены клятву вместе с ее избранником бороться против любого врага, в противном случае войско никогда бы не собралось в поход. Именно с его подачи юный Ахилл тоже участвовал в походе, а без этого победа бы не случилась. Именно он остановил греческое войско, когда оно после общей сходки едва не рвануло из-под Трои обратно. Именно он уговорил Ахилла вернуться к бою, после того как тот поссорился с Агамемноном. После гибели Ахилла его доспехи должен был получить лучший воин греческого стана, и им стал Одиссей. Именно он придумал построить деревянного коня, в котором спрятались ахейские воины, когда Трою не получилось взять осадой. Афина — богиня мудрости и покровительница греков — больше остальных любила Одиссея и всегда помогала ему. А вот Посейдон — морской бог — его ненавидел (и скоро мы узнаем, почему) и десять лет не давал вернуться домой, посылая невиданные штормы. Переводя с языка древних суеверий на более нам привычный, с мозгами у мужика все было неплохо, а вот в море ему несказанно не везло.

Поэма «Одиссея», по большому счету, посвящена приключениям пирата, хитроумного и отважного Одиссея, который, как прямо говорит автор, занимался грабежом городов. Как только Одиссей покинул Трою, он тут же отправился в город Исмар во Фракии, где жил народ под названием киконы. Город он разрушил, мужчин убил, а молодых женщин и богатства разделил со своими воинами — так, чтобы никто не остался без трофея.

В «Одиссее» этот разбой упоминается лишь вскользь, ведь во времена Гомера подобные набеги не считались чем-то предосудительным и заслуживающим внимания. О морских разбойниках судили, исходя из собственного интереса, то есть, попросту говоря, так: если разбойничали сами — это хорошо, если грабили другие — это уже преступление. Именно такие набеги пиратов на прибрежные города и поселения вынудили их жителей бросать свои дома и переселяться вглубь страны — подальше от берега.

Но киконы, которые жили дальше от берега, неожиданно напали на праздновавших победу греков, истребили многих из них, а остальные едва спаслись. Путь джентльмена удачи извилист — сегодня ты купаешься в почестях и вершишь насилие, завтра насилие совершают уже над тобой.

Итак, перейдем непосредственно к содержанию поэмы.

Повествование начинается с того, что боги держат совет, и Афина заступается перед Зевсом за Одиссея. Он — в плену у влюблённой в него нимфы Калипсо, на острове в самой середине широкого моря. Нимфа — это в древнегреческой мифологии волшебное существо в виде девушки, олицетворяющее различные природные явления и объекты. Калипсо — это нимфа острова Огигия, куда попал спасшийся от бури Одиссей на обломке корабля. Она не отпускает его, а он грустит, желая вернуться домой к своей семье. На острове Итака все уже давно считают Одиссея погибшим, а несколько десятков окрестных вельмож, живущих и разоряющих царский дворец ежедневным пиршествами, требуют от царицы Пенелопы — его жены — найти себе нового мужа, а острову — нового царя. Пенелопа пытается их обмануть: она говорит, что объявит свое решение только после того, как соткёт саван для отца Одиссея, старого Лаэрта, который вот-вот умрёт. Днём она у всех на виду ткала, а ночью тайно распускала свою работу. Но прислуга раскрыла ее секрет, и настойчивым предложениям женихов стало сопротивляться все сложнее. А сын Одиссея и Пенелопы Телемах еще слишком молод, и никто не воспринимает его всерьез.

К Телемаху приходит незнакомец, назвавшийся старинным другом его отца, и дает совет: «Снаряди корабль, обойди окрестные земли, собери вести о пропавшем Одиссее; если услышишь, что он жив, — скажешь женихам, чтобы ждали еще год; если услышишь, что мёртв, — скажешь, что справишь поминки и уговоришь мать выбрать нового царя»9. В образе странника была сама богиня Афина. Телемах послушался совета и, несмотря на протесты женихов, незаметно сел на корабль.

Сначала Телемах отправляется в Пилос к Нестору, который рассказывает молодому человеку о буре и о том, что ничего не знает о судьбе его отца. Затем Телемах плывет в Спарту к недавно возвратившимся Менелаю и Елене.

Хвастун Минелай подробно рассказывает о своих приключениях: о том, как он, «заблудившись на египетском берегу, подстерег вещего морского старца, тюленьего пастуха Протея, умевшего обращаться во льва, в вепря, в барса, в змея, в воду и в дерево, о том, как боролся с Протеем и, одолев его, узнал обратный путь, а заодно и о том, что Одиссей жив и страдает среди широкого моря на острове нимфы Калипсо»10. Благая весть окрыляет Телемаха — он планирует ехать домой на Итаку. В этом месте Гомер прерывает свое повествование и вновь возвращается к Одиссею.

Заступничество Афины помогло: Зевс приказывает Калипсо отпустить Одиссея. Нимфа горюет: «Для того ли я спасла его из моря, для того ли хотела одарить его бессмертьем?» — но она не смеет ослушаться Зевса. Одиссей строит плот и спускает его на воду. Он плывет под парусом семнадцать дней, правя по звездам, на восемнадцатый день разражается буря. Это Посейдон увидел, что герой от него ускользает, и послал за ним четыре ветра: бревна плота разлетелись, как солома. Одиссею помогли две богини: добрая морская нимфа бросила ему волшебное покрывало, спасающее от потопления, а верная Афина уняла три ветра, оставив четвёртый нести его вплавь к ближнему берегу. На третий день волны выбрасывают его на сушу.

Это была земля феаков — реального народа в отличие от всевозможных нимф и богинь, которыми так удобно объяснять жене двадцатилетнее отсутствие. В этой земле правил добрый царь Алкиной. Одиссей попадает на пир к царю и рассказывает там о всех своих приключениях. Всего приключений было девять. После разрушения Трои Одиссей отплыл от берега Малой Азии на родную Итаку. Сначала он пристал к берегу недалеко от Трои, в земле племени киконов, устроил там резню, но и сам чуть не сложил голову.

«Добравшись до острова Кифера у побережья Лаконики, Одиссей собирался обогнуть Пелопоннес»11, но сильный ветер нарушил его планы и погнал на юг. Спустя девять дней греки добрались до земель, населенные поедателями плодов лотоса — лотофагами. Тот, кто хоть раз вкусил лотос, навечно стирал из памяти воспоминания о своей родине. Сначала Одиссей отправил трех членов команды на разведку. Лотофаги угостили послов лотосом, и они мгновенно забыли, зачем пришли. Не дождавшись гонцов обратно, Одиссей в сопровождении немногочисленного отряда отправился на их поиски, нашел, силой привел обратно, привязал к скамьям, и корабль вновь вышел в море. Столкновение этих дикарей с миром наркотических веществ оказалось для них так неожиданно, что на этот раз, вопреки обыкновению, они никого не убили, и не ограбили!

Следующее приключение произошло у циклопов. Согласно древнегреческой мифологии, циклопы — огромные великаны с одним глазом посреди лба.

Главный среди них — Полифем — сын Посейдона. Пока он пас овец и коз, Одиссей с дюжиной товарищей забрел в его пещеру. Вернувшись вечером, огромный Полифем загнал стадо в пещеру и закрыл выход массивным валуном, и так наш бравый пират с товарищами оказался в ловушке великана-людоеда. Но и тут Одиссей не растерялся. Напоив циклопа допьяна он выбил ему единственный глаз. Слепой Полифем был не в состоянии найти и покарать обидчика, но оставалась проблема выбраться из пещеры, вход в которую был завален.

Но, как мы помним, с головой у нашего проходимца все было в порядке, поэтому, когда с утра циклоп принялся выпускать овец на пастбище, Одиссей приказал своим спутникам спрятаться под брюхом у стада, и с видом невинных овечек они покинули пещеру. Но, отплывая, Одиссей не смог сдержаться и прокричал:: «Вот тебе за обиду гостям казнь от меня, Одиссея с Итаки!»12 И циклоп яростно взмолился своему отцу Посейдону: «Не дай Одиссею доплыть до Итаки — а если уж так суждено, то пусть доплывёт нескоро, один, на чужом корабле!» Именно поэтому бог Посейдон, услышав мольбу своего сына, всячески мешает Одиссею вернуться домой.

Ученые задавались вопросом, как же мог возникнуть такой необычный миф о существовании одноглазых великанов. И один из них предположил, что древние греки находили черепа карликовых слонов и принимали центральное носовое отверстие за гигантскую глазницу. Любопытно, что встречались эти карликовые слоны именно на средиземноморских островах — на Кипре, на Мальте, на Крите, Сицилии, и Сардинии.

Следующее приключение случилось на острове бога ветров Эола. «Бог послал им попутным ветер, а остальные ветры завязал в кожаный мешок и дал Одиссею со словами: «Доплывешь — отпусти»13. Будучи уже практически у берегов Итаки, уставший Одиссей уснул, а его спутники раньше времени развязали мешок. Началась ужасная буря, и путников отнесло обратно к богу ветров Эолу. Тот был в гневе: «Значит, боги против тебя!» и отказался помогать им снова.

Новая — четвертая — беда произошла с Одиссеем у лестригонов — великанов-людоедов. Они обрушили на его суда огромные скалы. Одиннадцать из двенадцати кораблей пошли ко дну, а царь Итаки и другие немногочисленные выжившие спаслись на единственном уцелевшем.

После долгих странствий корабль Одиссея причалил к острову Ээя, которыми владела колдунья Кирка — дочь бога Солнца Гелиоса. Несколько пиратов-путешественников отправились осматривать остров, но были превращены Киркой в свиней. Так нередко случается и с детьми, причем даже без вмешательства волшебниц и колдуний. Одиссей, которому свиньей становиться не хотелось, но нужно было помочь товарищам, пришел к дому волшебницы и с помощью подаренного Гермесом чудесного растения победил ее чары. К сожалению, на вопрос можно ли не стать свиньей, не имея поблизости Гермеса, Гомер предпочитает не отвечать.

Кирка, признав в отважном госте Одиссея, предложила ему остаться на острове и разделить её любовь. Одиссей согласился, но прежде взял с нее клятву, что она вернёт человеческий облик его спутникам. Вообще этот спешащий к горячо любимой жене воин не пропустил по дороге ни одной юбки. Прожив год на острове в неге и довольстве, Одиссей, по настоянию товарищей, стал просить Кирку отпустить их на родину. Получив согласие богини, сначала он отправился к верховному богу царства мертвых Аиду, чтобы узнать от прорицателя Тиресия о предстоящих ему испытаниях.

Оказавшись в царстве мёртвых, Одиссей встретил Тиресия. Старец поведал ему, что все их беды случились из-за обиды Посейдона и строго-настрого наказал его не трогать стада бога Солнца — Гелиоса, дабы не усугублять своего положения с ещё одним вспыльчивым и злопамятным богом.

Седьмым приключением стала встреча с Сиренами — существами, своим чарующим пением заманивающих мореплавателей на верную гибель. Одиссей обвел вокруг пальца и их: «своим спутникам он заклеил уши воском, а себя велел привязать к мачте и не отпускать, несмотря ни на что»14. Так им удалось избежать смерти. Одиссей вспоминал, что слаще пения Сирен нет ничего на свете.

Восьмым приключением был пролив между чудовищами Сциллой и Харибдой. Сцилла была о шести головах, и о двенадцати лапах; Харибда — об одной пасти, но такой, что одним глотком заглатывает целый корабль. Между ними был водоворот, который точно затянул бы всех на дно, так что Одиссею пришлось выбирать, к какому чудовищу ближе плыть. Он предпочёл Сциллу — и был прав: она схватила с корабля шестерых моряков и сожрала их шестью ртами, но корабль остался цел.

«Девятым приключением был остров Солнца-Гелиоса, где паслись его священные стада — семь стад красных быков, семь стад белых баранов»15. Одиссей, помятую строжайший наказ старца Тиресия не трогать стада бога Солнца, взял с товарищей слово не прикасаться к животным. Однако попутных ветров долго не было, приходилось стоять на месте в ожидании, и путники изголодались. Дождавшись, когда Одиссей уснет, они зарезали и съели быков. Гелиос незамедлительно прознал об этом и обратился к Зевсу: «Накажи обидчиков, не то я сойду в подземное царство и буду светить среди мертвых». Стоило Одиссею и его команде продолжить плавание, как Зевс грянул молнией, судно развалилось на части, и все, кроме царя Итаки, погибли в сильнейшем водовороте. Девять дней Одиссея на обломке бревна носило по морю и, наконец, выбросило на остров нимфы Калипсо.

Так Одиссей заканчивает свою повесть на пиру царя Алкиноя. «Царь Алкиной исполнил обещание: Одиссей взошел на феакийский корабль, погрузился в очарованный сон, а проснулся уже на туманном берегу Итаки»16. Там он устроил кровавую баню женихам своей супруги, верно ждавшей его двадцать лет — десять, пока благоверный околачивался под Троей, да еще столько же — пока он же сновал между кирками и калипсами, в промежутке калеча циклопов и разграбляя прибрежные селения.

Вообще, рассказать историю пиратства в античности, конечно, непросто — из-за немногочисленных и, мягко говоря, не всегда объективных источников. Скажем, тот же Одиссей, древнегреческий герой, путешественник, отважный воин, умница, — но ведь и разбойник, пират. Историкам сложно и в случае с реально существовавшими личностями отделит храбрых воинов от авантюристов, кровопролитные военные действия от преступных набегов. Особенно это затруднительно в условиях, когда мораль исследуемого времени сильно отличалась от современной.

Греки, например, считали пиратами этрусков и финикийцев. При этом финикийцы были первыми крупными мореплавателями и купцами. Они обогнули Африку, достигнув ее западного побережья. Одной из колоний финикийцев был легендарный Карфаген. Таким образом, финикийцы были конкурентами греков, которые тоже колонизировали Средиземноморье. Понятно, что их опасались и демонизировали.

Античные источники дают многочисленные свидетельства о том, что применение насилия как метод достижения цели было общепринятым явлением, в том числе и в экономических отношениях. Пиратами становились зачастую бывшие солдаты, которые в мирные времена собирались в банды и зарабатывали на жизнь грабежом. Они отбирали не только золото, серебро и другие ценности. Они брали в плен людей, а потом требовали требовали выкуп. Если же выкуп получить было невозможно, они продавали своих пленников на рынке рабов.

Нам сейчас все это кажется неприемлемым и возмутительным, но три тысячелетия назад такие поступки скорее одобрялись, чем наказывались. Во времена, когда основным занятием любого мужчины была драка, осуждать храброго воина за ежеминутную готовность к насилию было совсем не принято. «Кровища, блуд, кровища», — вот краткий пересказ истории античного мореплавания ранних эпох.

Обязательно почитайте «Одиссею», в мировой литературе не так много подобных героев: могучих, решительных, хитроумных и, одновременно, беспринципных и жестоких. А мы в следующий раз вспомним еще одну древнегреческую легенду о мореплавателях, еще более раннюю, чем Троянская война.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс истории пиратства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

http://bit.ly/3Scp7zz

9

https://bit.ly/3Scp7zz

10

https://briefly.ru/gomer/odisseja/

11

http://bit.ly/3jVwKNT

12

https://bit.ly/3Scp7zz

13

https://bit.ly/3Scp7zz

14

https://bit.ly/3Scp7zz

15

https://bit.ly/3Scp7zz

16

https://bit.ly/3Scp7zz

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я