Америка. Руссо туристо коллекшн

Константин Ренжин

Сборник занимательных туристических баек от автора романа «Инструктор молодости. Доктор Дионов». Содержит много полезной информации о Латинской Америке, не типичной для классических путеводителей.

Оглавление

Фавелы Рио

Утром следующего дня за завтраком в отеле две русские подружки позвали меня составить компанию в джип-тур по фавелам. Я отказался. Зачем платить довольно большие деньги, если я уже успел прогуляться там бесплатно. Благо ходить далеко не надо — от отеля до ближайшей фавелы метров пятьсот, а если пройти еще пятьсот метров в гору, то можно добраться до смотровой площадки — Trilla Morro Cantagalo, там вас ждет потрясающий вид на лагуну. Большинство фавел находятся на склонах гор и часто вид с крыши какой-нибудь убогой постройки гораздо круче, чем с террасы пятизвездочного отеля на пляже. Сами по себе фавелы представляют собой переплетения узких улочек и лестниц, зажатых самодельными постройками разной степени бедности, соответственно и уровень преступности в разных районах может отличаться очень сильно. Фавелу, которая ближе всех к Копакабане, трущобой назвать нельзя. Здесь есть пекарни, закусочные, выставочные залы, даже музей. Дома оборудованы спутниковыми антеннами.

Но в 2007 году здесь было беднее, грязнее и страшнее. Чтобы пощекотать нервы я поздно вечером прошелся по этим стрёмным районам. Просто пошел на разведку. Фотоаппарат с собой не взял — очень темно, не Бродвей, при таком скудном освещении без штатива вряд ли получились бы разборчивые кадры. То, что при свете дня еще можно было бы оценить как колоритную смесь ландшафта и человеческой жизнедеятельности, ночью видны только желтые пятна от тусклых лампочек и тени людей, которым не спится и ведут они ночной образ жизни: проститутки, наркоманы, бандиты, извращенцы… В кармане у меня было 20 баксов на случай ограбления. Но никому не было до меня никакого дела. Извращенцы и малолетние проститутки не приставали, наркоманы и бандиты тоже никак не отреагировали на мое появление. Видимо сработало правило трех минут (смотри приложение «Как фотографировать в опасных районах»)…

Две подружки съездили-таки на коммерческий тур по фавэлам. Выглядело это так. В назначенное время после завтрака к отелю приехал крутой бронированный джип и еще две машины полные вооруженных людей без знаков отличия. Это могли быть наемники из частной армии, но скорее всего это были те самые гангстеры, которыми и принято пугать здесь туристов. Дополнительный приработок для наркомафии. Посадили этих искательниц острых ощущений в джип, приказали не высовываться и ничего не фотографировать. Потом эти смелые дамы рассказывали, как их прокатили. На большой скорости пронеслись они через вполне себе мирные кварталы, распугивая играющих детей и баб, развешивающих белье на веревках. Да, люди в фавелах живут не богато. У тамошних жителей есть пусть неважная, но вполне себе недвижимость. Дома из красного кирпича, есть и оштукатуренные. У многих спутниковое ТВ, холодильники и все такое. Поскольку это субтропики — отопления не требуется, стеклянные окна тоже не обязательный атрибут. В общем, дамы были слегка разочарованы обыденной картиной быта — никаких перестрелок, трупов и крови. Не повезло, значит.

Я посоветовал нашим дамочкам, что если они хотят увидеть настоящую нищету и трущобы, то им надо съездить в Мумбаи, Бангладеш… про Могадишо, Сан-Педро-Сула, Сьюдад-Хуарес и Каракас я умолчал, а вдруг вдохновятся и поедут. Будет потом на моей совести.

На джип-туре туристов, скорее всего, катают по фавелам Росинья или Видигал — это относительно безопасные районы в живописных местах. Там даже не мудрено наткнуться на какую-нибудь заезжую знаменитость. В районе Видигал купил дом Дэвид Бекхем и открыл футбольную школу для местной детворы. Некоторые фавелы славятся стрит-артом, богемным духом и музыкальными вечеринками, например район Таварес-Бастос. Еще одно колоритное место — фавела Санта-Марта. Это самая маленькая фавела, зато имеются сразу две достопримечательности: позолоченный памятник Майклу Джексону, который именно здесь снимал клип к песне «They don’t care about us», и площадь Praça do Cantão с разноцветными домиками.

У всякого города, как и человека, есть лицо — это его достопримечательности. Нутро — промзона, спина — спальные районы, и задница — это помойки. На окраинах Рио возле помоек и сточных канав гулять с дорогим фотоаппаратом на шее не стоит. Хотя есть пример, когда именно фотохудожник сыграл большую роль в судьбе людей работающих на самом дне, на свалке. Однажды, на большой свалке Jardim Gramacho появился художник Вик Мюнис…

Надо сказать, что художников в Бразилии уважают и любят, туристов тоже любят и могут с удовольствием ограбить в неподходящих районах. Так что в случае чего говорите, что вы фотохудожник и последователь творчества Вика Мюниса, ссылайтесь на его историю успеха и предложите бандитам поучаствовать в каком-нибудь арт-проекте. Не уверен, что сработает, но на всякий случай расскажу вам эту поучительную историю.

Вик Мюнис родился в Сан-Пауло и с юных лет работал, рисуя рекламные плакаты. Как-то шел он по делам и стал свидетелем разборки, получил пулю в ногу. Дабы не завели уголовное дело, стрелок выплатил пострадавшему некоторую сумму в качестве компенсации. Вик решил потратить эти деньги на поездку в Нью-Йорк. Так началась его карьера скульптора и фотохудожника: выставки, разговоры о постмодернизме, культурной апроприации и все такое.

Но он не забыл о своих корнях и вернулся в Бразилию, чтобы воплотить идею о том, что искусство меняет мир к лучшему. На свалке он познакомился с людьми, которые там работали, сортируя мусор за небольшие деньги, и предложил нарисовать их портреты. Портреты он рисовал не красками, а тем самым мусором, что был там на свалке. Процесс создания серии этих «картин из мусора» запечатлен в документальном фильме «Свалка» (Waste Land, 2010). На аукционе в Лондоне первая же работа из серии была продана за 50 000 долларов. Завоевавший несколько призов на фестивалях в Торонто и Берлине фильм номинировали на Оскара. В результате этой акции была собрана приличная сумма денег, и Вик Мюнис пожертвовал ее работникам свалки. Успех этого предприятия дал толчок масштабной благотворительной деятельности, Вик Мюнис был назначен Послом доброй воли ЮНЕСКО, а журнал Time назвал художника одним из культурных лидеров нового тысячелетия.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я