Литературоведческий анализ стихотворений

Константин Воскресенский, 2020

Книга посвящена разбору поэтических средств, применяемых Константином Воскресенским в стихотворениях, написанных преимущественно за последние годы. Это практическая поэтика в действии. Книга может быть интересна учащимся старших классов, студентам-филологам, представителям литературных объединений, пишущим стихи, а также всем, кто пытается открыть для себя мир поэзии.

Оглавление

5. Жаждет ум познанья мира

Жаждет ум познанья мира,

Ищет смысла бытия.

Есть ли толк во мне и сила?

Что есть Мир, и что есть Я?

Что есть сущее на свете,

И зачем хочу всё знать?

И дано ли нам, как детям,

Ребус сложный разгадать?

Прекрасное стихотворение философской направленности, полностью выполняющее задачу, стоящую перед лирикой мысли.

Лаконично и образно представлена одна из основных проблем человеческого разума: решение того, способен ли он адекватно познать действительность или нет.

И совершенно правильно поэт не даёт готового ответа. Единственный эпитет — "сложный"относится не к словам"мир","свет","бытие", а к слову"ребус", что внушает реалистичный оптимизм. Стихотворение говорит нам, что по отношению к"сущему"мы"как дети", то есть его познание увеличивается вместе с нами по мере развития и взросления.

Стихотворение благозвучно, ритмически организовано хореем, аллитерировано:"жа"–"аж"–"ищ"–"ыс"–"ис"–"ущ"–"чу"–"ус"–"ож".

Анафора"Что есть", выступает в роли"подхвата"и крепко соединяет обе строфы.

Реминисценция"хочу всё знать"отсылает к серии познавательных мультфильмов 20-го века.

"Есть ли толк во мне и сила?" — очень русская, народная фраза, несущая национально окрашенную интонацию.

Из 27-ми самых распространённых литературоведческих инструментов лирики здесь перечислено девять. Есть некоторая надежда, что всеми ими автор будет пользоваться так же свободно и продуктивно.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я