Литературоведческий анализ стихотворений

Константин Воскресенский, 2020

Книга посвящена разбору поэтических средств, применяемых Константином Воскресенским в стихотворениях, написанных преимущественно за последние годы. Это практическая поэтика в действии. Книга может быть интересна учащимся старших классов, студентам-филологам, представителям литературных объединений, пишущим стихи, а также всем, кто пытается открыть для себя мир поэзии.

Оглавление

4. Я хрупкой гладью небо отражаю

Я хрупкой гладью небо отражаю,

Упавшее с великой высоты.

Собою всё живое наполняю,

Моря и океаны всей Земли.

Я вправе принимать любые формы,

Свободна от навязанных границ.

Земле не устанавливать законы.

Огню моей дорогой не пройти.

Я ветра крепче и грозы сильнее —

Губительна высокая волна.

Проста на вкус и оттого нежнее,

Желанней злата жаждущим меня…

Аллитерация на «бо» — «во» — «ов» в зачине стихотворения, а затем всё более чёткая в середине и торжествующая на «во» в финальной строфе связывает звучание этого загадочного стихотворения в единое целое. Эпитеты «Хрупкой», «упавшее», «великой», «живое» сменяются чуть менее выразительными «любые», «свободна», «навязанных» во второй строфе, и вновь до предела заполняют последнюю строфу.

Торжество выразительности пёстрых и разнородных прилагательных оправдано задачей стихотворения намеренно запутать и развлечь слегка недоумевающего читателя. Реминисценция к спектаклю или известному радиоспектаклю «Принцесса Турандот» — вот что является подспудной сутью этой забавной вещи. Не буду расшифровывать её полностью, пусть это сделает сам читатель.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я