Литературоведческий анализ стихотворений

Константин Воскресенский, 2020

Книга посвящена разбору поэтических средств, применяемых Константином Воскресенским в стихотворениях, написанных преимущественно за последние годы. Это практическая поэтика в действии. Книга может быть интересна учащимся старших классов, студентам-филологам, представителям литературных объединений, пишущим стихи, а также всем, кто пытается открыть для себя мир поэзии.

Оглавление

1. Я не фальшивка

Узнать позволь мне, кто ты есть.

Мечта? Ассоль? Благая весть?

Секрет большой? Игра? Загадка?

Родник святой? Рогалик сладкий?

Как будто здесь, но словно в прятки

Играет ферзь ответом кратким.

Растаял весь, стоптался в ноль,

Но вновь воскрес и жив король.

Как белый лист, кристалл, наливка —

Душою чист. Я не фальшивка…

Зачин стихотворения представляет собой двустишие с чёткой мужской рифмой,"есть"–"весть", выразительной паузой посередине стиха (цезурой), которая ярко подчёркивается внутренней рифмой"позволь"–"Ассоль".

Эпитет"благая"подчёркивает тон, заданный необычной, с точки зрения бытового разговорного языка, перестановкой первых двух слов стиха (инверсией). Это — возвышенная речь с явно романтической окраской.

Созданный таким способом размер строфы идеально поддерживается автором на протяжении всего стихотворения. Это вызывает ожидание особенного, значимого финала, который и дарит читателю последняя строфа, инструментально отданная сравнению:

Как белый лист, бриллиант, наливка —

Душою чист. Я не фальшивка…

Душа поэта последовательно сравнивается с вещами, призванными отразить идеал чистоты. Естественно,"белый лист","бриллиант"("кристалл"в одном из предварительных вариантов) очень хорошо подходят для заданного началом вещи тона. А"наливка"без эпитетов в ряду перечисляемых символов чистоты звучит вполне естественно.

Разговорная речь заявляет о себе оборотом"стоптался в ноль"практически в центре стихотворения. Но она полностью подчинена динамике и структуре целого.

Название стихотворения, повторённое в финале, приобретает не только смысловую, но и звуковую убедительность.

Главный эстетический вопрос стихотворения задан не в названии. Он формулируется по ходу строфического развития сочетанием эпитетов"святой"и"сладкий", подтягивает на уровень возвышенного романтизма обычные вещи: рогалик и шахматы, упоминает детскую игру"прятки".

Поэт намекает на такой элемент духовной жизни, как красота состязания в одну из известнейших в мире настольных игр. Не буду лишать читателя удовольствия разобрать развитие эпитетов"короля"самостоятельно. Они связаны по звучанию с именем автора, но это не является важным.

Важно сохранение и развития начального вопроса под видом представленного отрывка из шахматной партии. На него так и не даёт ответа это стихотворение, но важно то, что оно гармонично и благозвучно составлено. Уважение по отношению к спрашиваемому рисует лирического героя сложным, развивающимся, несмотря на кажущуюся простоту.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я