Книга посвящена разбору поэтических средств, применяемых Константином Воскресенским в стихотворениях, написанных преимущественно за последние годы. Это практическая поэтика в действии. Книга может быть интересна учащимся старших классов, студентам-филологам, представителям литературных объединений, пишущим стихи, а также всем, кто пытается открыть для себя мир поэзии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературоведческий анализ стихотворений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Я не фальшивка
Узнать позволь мне, кто ты есть.
Мечта? Ассоль? Благая весть?
Секрет большой? Игра? Загадка?
Родник святой? Рогалик сладкий?
Как будто здесь, но словно в прятки
Играет ферзь ответом кратким.
Растаял весь, стоптался в ноль,
Но вновь воскрес и жив король.
Как белый лист, кристалл, наливка —
Душою чист. Я не фальшивка…
Зачин стихотворения представляет собой двустишие с чёткой мужской рифмой,"есть"–"весть", выразительной паузой посередине стиха (цезурой), которая ярко подчёркивается внутренней рифмой"позволь"–"Ассоль".
Эпитет"благая"подчёркивает тон, заданный необычной, с точки зрения бытового разговорного языка, перестановкой первых двух слов стиха (инверсией). Это — возвышенная речь с явно романтической окраской.
Созданный таким способом размер строфы идеально поддерживается автором на протяжении всего стихотворения. Это вызывает ожидание особенного, значимого финала, который и дарит читателю последняя строфа, инструментально отданная сравнению:
Как белый лист, бриллиант, наливка —
Душою чист. Я не фальшивка…
Душа поэта последовательно сравнивается с вещами, призванными отразить идеал чистоты. Естественно,"белый лист","бриллиант"("кристалл"в одном из предварительных вариантов) очень хорошо подходят для заданного началом вещи тона. А"наливка"без эпитетов в ряду перечисляемых символов чистоты звучит вполне естественно.
Разговорная речь заявляет о себе оборотом"стоптался в ноль"практически в центре стихотворения. Но она полностью подчинена динамике и структуре целого.
Название стихотворения, повторённое в финале, приобретает не только смысловую, но и звуковую убедительность.
Главный эстетический вопрос стихотворения задан не в названии. Он формулируется по ходу строфического развития сочетанием эпитетов"святой"и"сладкий", подтягивает на уровень возвышенного романтизма обычные вещи: рогалик и шахматы, упоминает детскую игру"прятки".
Поэт намекает на такой элемент духовной жизни, как красота состязания в одну из известнейших в мире настольных игр. Не буду лишать читателя удовольствия разобрать развитие эпитетов"короля"самостоятельно. Они связаны по звучанию с именем автора, но это не является важным.
Важно сохранение и развития начального вопроса под видом представленного отрывка из шахматной партии. На него так и не даёт ответа это стихотворение, но важно то, что оно гармонично и благозвучно составлено. Уважение по отношению к спрашиваемому рисует лирического героя сложным, развивающимся, несмотря на кажущуюся простоту.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературоведческий анализ стихотворений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других