Прямые иностранные инвестиции в Китае

Карло Диего Д'Андреа, 2018

Руководство написано командой юристов международной фирмы Д'Андреа и Партнёры с многолетним опытом в области сопровождения иностранных инвестиций в Китае. Книга дает читателю базовое представление об основных формах юридических лиц в Китае, процессе регистрации, организационного управления, налогообложении и других важных аспектах. Последняя часть отдельно посвящена наиболее часто задаваемым вопросам открытия и деятельности китайских компаний или представительств.

Оглавление

Глава 2. Представительство

Краткий обзор представительства

С 1980 года в соответствии с Временными положениями Государственного совета Китайской Народной Республики о регулировании постоянных представительств иностранных предприятий, у иностранных компаний, предприятий и иных экономических организаций имеется право по учреждению постоянных представительств в Китае. На момент вступления в силу временных положений законы и иные правовые положения не предусматривали прямо, какой вид коммерческой деятельности могут осуществлять подобные представительства в Китае. В связи с тем, что представительство представляет собой наиболее простой способ по ведению деятельности на китайском рынке для иностранных инвесторов, он был одним из самых распространенных способов проведения инвестиций в Китае.

Согласно законным положениям «постоянное представительство иностранного предприятия» относится к субъектам права, учрежденным на территории материкового Китая иностранными предприятиями с целью осуществления некоммерческой деятельности, связанной с бизнесом таких иностранных предприятий. Подобные представительства не имеют статус самостоятельного юридического лица в Китае.

Следовательно, представительства обычно используются иностранными инвесторами с целью оптимизации поиска источников, контроля качества продукции и общей координационные действий между материнской компанией и представительствами за границей.

Представительство: плюсы и минусы

Учреждение представительства имеет свои позитивные и негативные аспекты, которые можно обобщить следующим образом:

Плюсы:

Более легкая процедура учреждения, административная процедура проще по сравнению с учреждением предприятия с полным иностранным капиталом (ППИК) или (совместного предприятия) СП;

Является хорошим пилотным проектом для иностранного предприятия, которое намеревается начать свой бизнес в Китае;

Относительно простой расчет налогов;

В качестве цели может быть указано проведение маркетинговых и иных некоммерческих операций.

Минусы:

Недопустимо непосредственное ведение коммерческой деятельности, подразумевающей получение прибыли, то есть недопустимо заключение договоров, предусматривающих получение платежей;

Невозможен выпуск официальных китайских счет-фактур;

Невозможно подписание трудовых договоров с персоналом;

Допустимо только подписание договора об оказании услуг с китайским персоналом при помощи агентов, как корпорация по обслуживанию иностранных предприятий (КОИП);

Возможен набор иностранных представителей, но не более 4.

ПП, как правило, учреждается для осуществления следующих функций:

Проведение исследований или маркетинга на местном рынке от лица головного предприятия;

Установление связи с местными органами власти и потенциальными клиентами в Китае (в иных странах, регионах азиатского и тихоокеанского региона) от лица головного предприятия;

Осуществление координационных действий, связанных с продажей товаров, оказанием услуг, внутренними закупками и внутренним инвестированием иностранных предприятий на территории Китая;

Предоставление данных или проведение мероприятий по продвижению товара в Китае от лица головного предприятия.

Учреждение представительства

По сравнению с другими формами ПИИ в Китае процедура по учреждению ПП довольно проста.

Представительство на территории Китая могут учреждать только те иностранные предприятия, которые могут доказать ведения деятельности на территории своей страны в течение двух лет.

Срок существования представительства не может превышать аналогичный срок иностранного инвестора; при отсутствии установленного срока по ведению деятельности иностранным инвестором, срок представительства не должен превышать 20 лет.

Ниже мы представляем краткое описание процедуры по учреждению ПП в Китае:

Наименование представительства

Наименование ПП должно содержать указание страны иностранного предприятия, а также китайский перевод наименования иностранной компании и место расположения представительства. Таким образом, в данном случае не требуется предварительное одобрение наименования, о котором Вы можете узнать в главе 9, описывающей учреждение новой компании в Китае.

Однако, для отдельных видов хозяйственной деятельности, например, иностранной юридической фирмы, закон предусматривает упрощенную процедуру предварительной проверки наименования представительства.7Согласно которой, перед учреждением требуется лишь уточнение факта, занято ли выбранное наименование. Если наименование уже используется, государственные органы потребуют ПП предоставить другой вариант наименования. Дословное название может быть следующим: Италия (страна) Юридическая фирма Д’Андреа и партнеры (название юридической фирмы) Шанхай (название города, где учреждено ПП) Представительство.

Регистрация в управлении промышленности и торговли

В соответствии с Административным регулированием о регистрации постоянных представительств иностранных предприятий8 уполномоченный орган власти — это местное отделение управления промышленности и торговли (УПТ), расположенное по адресу, где планируется учреждение ПП.

Для общих отраслей, таких как иностранная реклама, коммерческая реклама, перерабатывающая промышленность, агентирование по перевозке грузов, консультирование, инвестиции, аренда, железнодорожная перевозка, не требуется предварительное согласование названия с соответствующими органами власти. Учитывая все вышесказанное, при учреждении ПП в Китае первым шагом является непосредственная регистрация в УПТ.

После одобрения заявления УПТ выдает регистрационное свидетельство постоянного представительства иностранного предприятия. На основании данного свидетельства новое ПП имеет право обратиться в уполномоченный орган власти за выдачей корпоративных печатей.

Постановка на учет в налоговых органах

После получения регистрационного свидетельства УПТ ПП может приступить к поставке на учет в соответствующем налоговом управлении.

Открытие банковских счетов

Новое ПП может открыть один валютный банковский счет для получения средств на расходы от материнской компании и счет в китайских юанях для обмена иностранной валюты с целью оплаты расходов, возникающих в период существования ПП.

Помимо платежей от материнской компании, ПП, по общему правилу, не могут получить денежные средства от какой-либо иной компании.

Специальные виды ПП

Для субъектов отдельных отраслей, таких как авиакомпании, юридические фирмы, банки, страховые организации, помимо всего прочего, требуется официальное предварительное разрешение от уполномоченных органов власти. Вместо УПТ, для авиакомпаний этим органам власти является Управление гражданской авиации Китая, для юридических фирм — Управление юстиции, для банков — Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая, а для страховых организаций — Комиссия по регулированию страховой деятельности Китая. Регистрация в УПТ допустима только после получения ПП предварительного разрешения у соответствующего органа.

Как было отмечено выше, некоторые ПП могут вести деловую деятельность и выпускать счет-фактуры в Китае, к примеру, иностранные юридические фирмы. Однако, в данном случае, эти специальные виды ПП должны получить предварительное разрешение соответствующих органов власти перед регистрацией в УПТ. Вместо регистрационного свидетельства постоянного представительства иностранного предприятия УПТ выдает таким специальным ПП лицензию на ведение коммерческой деятельности.

Закрытие представительства

В случае, если инвестор более не заинтересован в продолжении ведения деятельности через ПП на территории Китая, ему следует обратиться за отменой регистрации. Закрытие ПП занимает около 6-12 месяцев.

Закрытие ПП включает в себя следующие основные шаги:

Разрешение на отмену регистрации

Настоящая процедура применяется только к специальным видам ПП. Заявление об отмене подается в уполномоченный орган власти, который ранее одобрил его учреждение. Исключение из реестра возможно только после получения разрешения на снятие с регистрационного учета.

Снятие с налогового учета

Когда иностранная материнская компания решает закрыть ПП, она должна представить ликвидационный отчет аудиторов, подготовленный квалифицированной бухгалтерской компанией в КНР, с целью получения разрешения на закрытие от налогового управления.

По завершении финального аудита ПП должно подать заявление и сопутствующие документы, такие как: отчет аудиторов, счет-фактуры, бухгалтерские книги и т.д., в местное налоговое управление, государственное налоговое управление и оплатить в полном размере все налоги. В случае отсутствия задолженности по налогам, подача документов является завершением процедуры снятия с налогового учета.

Впоследствии местное и государственное налоговые управления выдают свидетельства о снятии ПП с налогового учета.

В силу наличия налоговых вопросов и ряда требований налоговых управлений, данный шаг, как правило, вызывает больше всего проблем при закрытии ПП.

Закрытие банковского счет

От ПП требуется закрытие его банковских счетов перед обращением в УПТ за отменой регистрации.

Отмена регистрации в УПТ

После прохождения описанных выше процедур, ПП может подать заявление и сопутствующие документы в местное УПТ с целью погашения всех свидетельств постоянного представительства иностранного предприятия.

По завершении данного этапа ПП официально снимается с регистрационного учета и считается закрытым, а его корпоративные печати уничтожаются.

Примечания

7

Не требуется подача отдельного заявления в государственные органы, нужно только предоставить несколько вариантов наименований государственным органам для проверки, какое из них может использоваться ПП.

8

УПТ на уровне провинций, автономных регионов и муниципалитетов, подпадающие под прямой контроль центрального правительства, являются регистрирующими и регулирующими органами в отношении представительств.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я