Новаторы Поднебесной: Как китайский бизнес покоряет мир

Джордж Йип, 2019

Китайские бизнесмены влияют на мир: такие великаны, как Alibaba и Huawei, продолжают бесконечно развиваться благодаря инновациям, а также помогают тысячам молодых предпринимателей выходить на глобальный рынок. Вниманию читателей предлагается инсайдерская информация о работе китайских новаторов, которая поможет внедрить их идеи в собственный бизнес и подготовиться к будущим изменениям. Огромное количество небольших и незаметных китайских новаторов представляет серьезную конкурентную проблему для будущего многих транснациональных и китайских компаний. В Китае четыре основных типа бизнесменов: • пионеры (Sany, BAT, Xiaomi и другие скрытые чемпионы); • средние компании, которые лидируют в определенных нишах; • аутсайдеры – технологические предприятия со значительной интеллектуальной собственностью; • и создатели изменений, которые готовят цифровую революцию. Читатели получат исследование, какие продукты и услуги разрабатывают эти компании, какие бизнес-модели используют и почему, каковы их конкурентные стратегии и ключевые факторы инноваций. Творцы перемен опираются на зарождающееся общество мобильного интернета и демонстрируют радикальное деловое мышление. Они появляются рука об руку с новым поколением потребителей. Для кого Для руководителей, студентов и ученых в области инноваций.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новаторы Поднебесной: Как китайский бизнес покоряет мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В книге упоминаются социальные сети Instagram и/или Facebook, принадлежащие компании Meta Platforms Inc., деятельность которой по реализации соответствующих продуктов на территории Российской Федерации запрещена.

Издано при содействии ЛАНИТ

Перевод с английского Валерий Яценков

Редактор Камилл Ахметов

Руководитель проекта С. Цоцериа

Дизайнер М. Грошева

Корректоры О. Криворучко, Е. Якимова

Компьютерная верстка Б. Руссо

© 2019 Mark J. Greeven, George S. Yip, Wei Wei. The rights to the Russian-language edition obtained through Alexander Korzhenevski Agency (Moscow)

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина ПРО», 2022.

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

* * *

Марк Гривен посвящает эту книгу Ирен Гривен де Груил и Гарри Гривену

Джордж Йип посвящает эту книгу Лукасу и Элли Йип

Вэй Вэй посвящает эту книгу Чен Цзинмину

Сокрушительный потенциал: От копирования к технологическому превосходству

Несколько лет назад я посетил Шэньчжэнь — крупный город на юге Китая возле границы с Гонконгом. Его считают экономическим чудом и называют Кремниевой долиной Поднебесной. Сложная система агрегирует информацию из множества подсистем и позволяет жителям пользоваться плодами цифровой трансформации, сделавшей Шэньчжэнь по-настоящему интеллектуальным. То, как организованы все процессы, как взаимодействуют системы и насколько ими легко управлять, произвело на меня большое впечатление. Мы в ЛАНИТ занимаемся интеграцией и понимаем, как непросто это осуществить.

О китайском экономическом чуде написано немало, но редкому исследователю удается действительно глубоко проанализировать, на чем основана культура инноваций в Китае, как выстроены бизнес-процессы и за счет чего всего за несколько десятилетий страна смогла пройти путь от копирования зарубежных технологий до появления мировых технологических гигантов. Эта книга и раскрывает сокрушительный потенциал китайских инноваций на примере конкретных компаний. Их подходы к формированию организационной структуры, к продажам, маркетингу иногда очень необычные, порой контринтуитивные, но работающие. Получить информацию такого рода, да еще в формате книги, больше просто негде. Детали, которые годами приходилось собирать по крупицам из разных источников, доступны и понятны: как организовано управление корпорацией Huawei, как компании взаимодействуют внутри Alibaba, как WeChat стал единственным важным приложением для более чем миллиарда пользователей и т. п. Приведу буквально пару примеров очень эффективных подходов, которые меня впечатлили и заставили задуматься.

Корпоративная культура Huawei опирается на острое чутье потребностей рынка, напряженную рабочую среду, коллективный героизм, преданность и лояльность сотрудников. Акции компании не котируются ни на одной фондовой бирже и не поддерживаются внешними фондами, фактически компания принадлежит работникам. Именно они выбирают постоянный комитет из 60 представителей для руководства предприятием.

Бизнес-модель другой крупной компании — Xiaomi — также имеет свои особенности. В ее основе лежит построение масштабной экосистемы. Компания выпустила в продажу свой первый смартфон в 2011 г. и очень скоро завоевала рынок. После стремительного взлета стала активно привлекать малоизвестных производителей аксессуаров и гаджетов для продаж товаров под брендом Xiaomi, таким образом расширяя ассортимент и укрепляя популярность своей торговой марки. А новые партнеры через некоторое время были готовы полностью отказаться от своих брендов в пользу канала продаж Xiaomi. До сих пор ключевыми компетенциями Xiaomi являются построение бизнес-модели, маркетинг, продвижение и дизайн. Для продвижения продуктов компания активно использует социальные сети, «интернет-мышление» или «фан-маркетинг». Успешно работает сарафанное радио, и сформирован социум настоящих фанатов бренда.

Мировые гиганты Alibaba, Huawei, Xiaomi уже давно у всех на слуху, но не стоит недооценивать десятки тысяч китайских компаний, которые обладают прорывными инновациями и пока действуют, не выходя за пределы страны. В перспективе они способны перекроить мировые рынки. Истории стремительного роста этих скрытых чемпионов также в деталях рассмотрены в книге.

Яркий пример — успех производителя дронов DJI. Вместо копирования чужих технологий компания разработала собственные квадрокоптеры и стала активно совершенствовать их, достигнув международного лидерства.

Еще один достойный пример — Didi Chuxing — платформа транспортных услуг на основе геолокации, основанная в 2012 г. К концу 2013 г. Didi распространила свои услуги на 32 города и собрала 10 млн клиентов. В начале 2014 г. компания запустила акцию дарения «красных конвертов» через WeChat и привлекла много новых таксистов и новых пользователей, которые получили 10 юаней на бесплатный проезд. Благодаря этой маркетинговой акции ежедневные заказы Didi достигли 5 млн в день. В начале 2017 г. Didi впервые вышла на рынок другой страны, инвестировав в бразильскую службу вызова такси. После приобретения Uber China компания запустила три новые инициативы: программу «Получи в собственность», аренду автомобилей, которая стала еще одним источником дохода, и обмен велосипедами. Даже при доминирующем положении на рынке и большом притоке денежных средств инвесторов скорость и инновации являются жизненной необходимостью для Didi Chuxing и многих других китайских новаторов.

Книга «Новаторы Поднебесной» представляет собой серьезное экономическое исследование промышленного производства инновационных продуктов. Речь идет о самых разных сферах — начиная cо смартфонов и комплектующих для компьютеров и заканчивая строительной техникой. Сфера услуг, где многие инновации связаны с применением цифровых технологий, также в фокусе внимания исследователей.

Авторы пишут прежде всего для научных сообществ, но за строгим академическим подходом немало бизнес-идей, и, даже если их сложно перенять, присмотреться к мышлению инноваторов, безусловно, стоит. Открытость к нестандартным решениям и их непрерывный поиск — вот то, что помогает бизнесу быть гибким и использовать изменения на рынке, чтобы стать лидером. Мы в ЛАНИТ активно развиваем культуру инноваций, прививая сотрудникам желание пробовать новаторские практики, совершенствовать их и внедрять.

Опыт самых разных компаний показывает, что нет лучшего времени для инноваций. Побеждают идеи, а лучшее время — здесь и сейчас.

Филипп Генс,президент группы компаний ЛАНИТ

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новаторы Поднебесной: Как китайский бизнес покоряет мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я